Логопедических занятий. «найди ошибку»
«Найди ошибку». На столе стоят предметы посуды
(3—4). Логопед перечисляет их и называет еще один лишний предмет. Дети находят ошибку.
Например: на столе находятся блюдце, чашка, чайник.
Логопед: — Блюдце, кастрюля, чайник, чашка.
Ребенок: — Нет кастрюли.
Игра с мячом «Назови ласково». Например: чашка — чашечка, блюдце — -о, -дечко.
«Наводим порядок». Логопед предлагает детям убрать
со стола посуду, называя ее ласково.
— Что ты убираешь?
— Я убираю чашечку в шкаф.
«Пришли гости». За столом сидят игрушки: кукла, мишка, зайчик и т. д. Дети накрывают на стол и отвечают на вопросы логопеда:
— Что ты поставил на стол?
— Я поставил на стол чашку.
— Для чего нужна чашка?
— Мишка будет пить чай из чашки.
«Один — много». Дети должны закончить предложение (с опорой на предметные картинки):
— На плите стоит одна... (кастрюля).
— На плите стоят... (кастрюли).
«Ждем гостей». Дети ставят на стол посуду:
— Посуда для чая. Чайная посуда.
— Посуда для кофе. Кофейная посуда. И т. д.
«Часть и целое». Дети называют части предметов посуды, составляют предложения:
— У чайника есть носик, ручка, крышка, донышко.
И т. д.
«Отгадай загадку»: Он толстый, железный, круглый,
синий, горячий. В нем кипятят воду (чайник). И т. д. Логопед просит подобрать картинки к названным им прилагательным (цвет, форма, размер, материал).
Например: — Красная (кастрюля, чашка, сковорода).
— Железная (кастрюля, сковорода, миска).
«Закончи предложение». Дети заканчивают предложение и повторяют его с опорой на сюжетные картинки.
— Мама суп... (варит).
— Бабушка котлеты... (жарит). И т. д.
Составление предложений по демонстрации действий и по картинкам.
Например: — Мама варит суп в... (кастрюле).
— Бабушка жарит котлеты на... (сковороде).
Рекомендуемые игры: №№ 16, 20, 35, 48, 108, 184 [8].
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ
«Отгадай загадку» (загадки по теме «Посуда»), «Раскрась посуду».
Дети должны назвать посуду и раскрасить ее.
Например: — Это чашка.
— Это зеленая чашка.
«Три медведя». Дети инсценируют сказку «Три медведя», изменяя высоту и тембр голоса (медведь, медведица
и медвежонок).
Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.
«Магазин». Дети «покупают» в магазине посуду и отвечают на вопросы воспитателя.
Например: — Я хочу купить чайник.
— Какого цвета (формы, размера, из чего сделан )?
— Я хочу купить красный чайник (круглый, маленький, железный). И т. д.
«Готовим обед». Дети рассматривают сюжетную картинку «Мама готовит обед», затем отвечают на вопросы
воспитателя:
— Что мама делает? (Мама варит суп).
— В чем мама варит суп? (Мама варит суп в кастрюле).
После беседы дети сами «готовят» обед для куклы, проговаривая свои действия, отвечая на вопросы воспитателя:
— Что ты делаешь?
— Я жарю котлеты.
— На чем ты жаришь котлеты?
— Я жарю котлеты на сковороде. И т. д.
«Что забыл нарисовать художник?» На доске нарисованы предметы посуды, у которых нет какой-нибудь детали. Дети должны найти ошибку и дорисовать отсутствующую деталь.
Например, на доске нарисована чашка без ручки:
— У чашки нет ручки. Я рисую ручку у чашки.
ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
Чуковский К. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха».
Носов Н. «Мишкина каша».
Хармс Д. «Иван Иваныч Самовар».
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ
Карточка № 1.
* Рассмотрите вместе с ребенком посуду на кухне.
* Уточните названия предметов посуды. Спросите у ребенка, для чего нужны чашка, ковшик, сковорода, кастрюля, чайник, поварешка, терка, дуршлаг, разделочная доска, тарелка, блюдце, ложка, вилка, кружка, нож. Составьте предложение с каждым словом.
* Рассмотрите вместе с ребенком и назовите части посуды: ручка, крышка, носик, дно, стенки.
* Сходите с ребенком в магазин, где продают посуду Рассмотрите и обсудите, какую посуду там продают.
* Наклейте в тетрадь картинки по теме «Посуда».
* Обсудите, из чего сделана посуда (железная - из железа, стеклянная — из стекла, глиняная — ..., деревянная — ..., фаянсовая — ...).
* Обсудите, для чего нужна посуда ( в кастрюле варят суп, на сковороде жарят рыбу, из тарелки едят и т, д.).
Карточка № 2.
* Какая бывает посуда? Виды посуды.
Например, для чая — чайная: чайная ложка, чайная чашка и т. д.; для кофе — кофейная; для обеда — столовая.
* Назови ласково (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.).
* «Один — много» (чашки — много чашек, ложка — много ложек и т. д.). Обратите внимание детей на окончания слов (одна чашка — много чашек).
Карточка № 3.
* Составьте рассказ по картинке «Все за работой» [1,с. 83].
* Составьте предложение о каждом члене семьи (Мама варит суп в кастрюле. Папа чистит рыбу ножом.)
* Объедините предложения в связный рассказ.
Обратите внимание ребенка на то, что слова «жарит», «варит», «чистит» должны быть включены в рассказ.
ОДЕЖДА
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ
МИНИМУМ
Словарь
Названия предметов одежды: пальто, брюки, платье, шуба и т. д. Обобщающее слово — «одежда».
Прилагательные: слова, характеризующие длину одежды и степень опрятности (короткий, длинный, чистый, грязный и т. д.).
Названия деталей одежды: воротник, рукава и т. д.
Глаголы: шить, вязать, вышивать, штопать, стирать, полоскать и т. д.
Грамматика
Образование:
* уменьшительных форм существительных (пальто —пальтишко, шуба — шубка);
* множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (шуба — шубы — много шуб);
* относительных прилагательных от существительных зима, лето, осень, дом, дети, работа, школа, улица, мужчина, женщина (зима — зимняя);
* относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал (кожа — кожаный, шерсть —...);
* приставочных глаголов от шить, гладить, вязать и др.(подшить, пришить, зашить, ушить, перешить и др.).
Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже: зимнее пальто, зимние сапоги.
Практическое усвоение родовой принадлежности существительных:
— Это чья шапка?
— Это моя шапка.
— Моя шапка теплая. Мой шарф длинный.
Практическое употребление предлогов «на», «к», «из»
(подшить к..., перешить из...),
Практическое употребление несклоняемого существительного пальто.
Составление словосочетаний и предложений с несклоняемым существительным пальто.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Пересказ рассказа «Зайчишкино пальто».
Описательный рассказ «Мой любимый наряд».
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ