ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета

Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.

Игра с мячом «Один — много». Логопед называет фрукт и отдает мяч ребенку. Ребенок образует родительный падеж множественного числа существительного и отдает мяч обратно.

Например: — Яблоко.

— Много яблок.

Игра с мячом «Назови ласково».

«Что в корзинке?» Логопед загадывает загадки о фруктах. Дети отгадывают их и получают угаданный фрукт.

«Закончи предложение».

Например: — На столе лежит красное яблоко.

— На столе лежат... (красные яблоки).

Распространение предложений определениями.

Например: — Какие яблоки растут в саду?

— В саду растут красные яблоки.

Составление описательных рассказов о фрукте по опорной схеме.

Например: — Мое яблоко круглое, красное, гладкое, твердое, с тонкой кожицей. Яблоко сочное, сладкое, вкусное.

«Загадай загадку». Дети сами загадывают загадки

своему товарищу, описывая фрукты по опорной схеме.

Магазин «Соки». Дети «покупают» соки и называют их.

Например: — Я куплю сок из яблок — яблочный сок.

«Помогаем маме». Дети помогают маме варить компот, делать джем или повидло из фруктов.

Например: — Я могу сварить компот из слив — сливовый компот.

«Что изменилось?» Логопед предлагает детям запомнить ряд картинок с изображением фруктов в определенном порядке. Затем переставляет картинки, а дети находят, что изменилось.

«Что мы видим в саду?» На наборном полотне выложены картинки с изображениями дорожки, дома, деревьев, цветов, кустов, скамейки, лестницы, садовника. Дети «гуляют» по саду и рассказывают об увиденном.

Например: — Я вижу садовые цветы: гвоздики, розы и т. д. Я вижу садовую дорожку, садовые деревья, садовую скамейку и т. д.

Рекомендуемые игры: №№ 52, 59, 89, 139, 156, 173, 196 [8].

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ

Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.

«На каком дереве что растет?» Ребенок подбирает

парные картинки (дерево и фрукт) и составляет предложения.

Например: — На яблоне растут яблоки. И т, д.

Рисование на тему «Мой любимый фрукт».

Лепка фруктов по муляжам.

Книжки-раскраски « Фрукты ».

Обводка фруктов по трафаретам.

Дети, выполняя задания, составляют словосочетания и предложения.

Игра с мячом «Кто запомнит больше слов?» Ребенок называет фрукт и передает мяч другому. Второй ребенок должен запомнить предыдущее слово, назвать свое и передать мяч дальше. Если ребенок ошибается, он выходит из игры. Выигрывает тот, кто остается до конца игры.

«Собери овощ». Дети делятся на команды и получают

задание собрать разрезанную на части картинку, изображающую какой-либо фрукт или овощ. Каждый ребенок

может взять только одну часть картинки.

Магазин «Соки».

Оборудование: муляжи фруктов, опорные схемы для описательного рассказа.

Ребенок «покупает» стакан сока и объясняет, почему

он любит этот сок.

Например: — Я люблю яблочный сок. Он сладкий, вкусный, ароматный, полезный, прозрачный (с мякотью).

Составление описательного рассказа по теме «Фрукты» с помощью опорной схемы.

Закрепление речевого материала логопедического занятия.

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Толстой Л. «Косточка».

Тангрыкулиев К. «Дыни».

Брехт Б. «Слива».

Данойлич М. «Айва».

Павчек Т. «Золотое яблоко».

Змай И. «Яблоко».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

* Наклейте или нарисуйте картинки на тему «Фрукты». Запомните их названия.

* Учите детей называть признаки каждого фрукта.

Например: — Мой лимон желтый, овальный, кислый,

твердый, душистый.

— Моя вишня круглая, красная, мягкая,

сладкая.

— Мое яблоко...

* Где растут фрукты? (Наклейте картинку «Сад».)

Учите с ребенком названия деревьев.

* Учите детей изменять существительные по числам.

Например: груша — груши, яблоко — яблоки.

* «Как называется?»

Сок из яблок — яблочный,

из груш — ...,

из лимонов — ...,

из апельсинов — ...,

из винограда — ...,

из слив — ...,

из вишен — ...,

из бананов — ...,

Варенье (повидло) из вишен — вишневое,

из яблок — ...,

из груш — ...,

из слив — ...,

из апельсинов — ...

* Сходите в отдел соков, покажите ребенку, какие соки там продают, как они называются. Вечером дома спросите ребенка, какие соки он видел, какие любит пить. Обсудите, из каких фруктов и ягод получают эти соки.

* Работа по картинке «В саду» [1, с. 36—37].

Рассмотрите с ребенком картинку. Попросите ответить

на вопросы:

— Что растет у дома?

— Что растет в саду?

— Кто находится у дома?

— Кто в саду?

— Кто что делает?

Попросите ребенка самого составить рассказ по картинке.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ

Словарь

Названия животных: корова, лошадь, свинья, кошка,

собака, кролик, осел, верблюд, коза, овца, баран, бык,

слон, олень.

Глаголы: ходит, прыгает, бегает, мяукает, лает, мычит и др.

Кто как ест (лакает, жует, грызет и т. д.).

Кто чем питается (сено, кость, молоко, трава, колючки и т. д.).

Части туловища животных (рога, грива, копыта и т.д.)

Какую пользу приносят человеку животные (шерсть,

молоко, мясо). На ком люди ездят, на ком возят грузы?

Детеныши домашних животных (теленок, козленок,

котенок и т. д.).

Кто где живет (конура, хлев, свинарник, конюшня,

клетка, ферма).

Прилагательные: мягкий, пушистый, твердый и т. д.

Грамматика

Образование уменьшительных форм существительного

(корова — коровушка).

Образование именительного и родительного падежей

множественного числа существительных (корова — коровы — много коров).

Составление:

* простых предложений (Корова ходит. Кролик прыгает);

* предложений по схемам: существительное в именительном падеже + глагол + существительное в винительном падеже (Корова жует сено. — Коровы жуют сено.); существительное в дательном падеже Ч- глагол 4- существительное в винительном падеже (Корове дают сено. Собаке дают кости);

* предложений с существительным в творительном падеже (Кошка защищается когтями);

* предложений с предлогом «у» и с существительным в родительном падеже:

— У кого рога?

— Рога у коровы, рога у быка... и т. д.

— У кого шерсть?

— Шерсть у собаки... и т. д.

* распространенных предложений (Овца дает шерсть);

* предложений с существительным множественного числа предложного падежа с предлогом «на» (люди ездят на лошадях, на собаках, на верблюдах, на слонах, на ослах и т. д. Грузы возят на лошадях, на собаках, на слонах и т. д.);

* предложений с предлогом «в» (Корова живет в хлеву);

Согласование существительных и глаголов в числе, составление предложений (Собака лает. — Собаки лают).

Согласование существительных и прилагательных в

роде, числе. У собаки (какие?) лапы? (какая?) шерсть?

Образование притяжательных прилагательных (рога коровы — коровьи рога).

Распространение предложений определениями.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Человек и животные» по ролям [3, с. 47].

Пересказ рассказа Н. Жуковой «Кролик» с изменением существительных единственного числа на существительные множественного числа [6, с. 213].

Составление описательного рассказа о животном по опорной схеме:

* Как называется?

* Части туловища (голова, хвост, лапы, копыта, уши,

рога, горбы, когти, глаза).

* Чем покрыто тело (шерсть, щетина)?

* Чем питается (трава, рыба, мясо)?

* Как ест (лакает, грызет)?

* Где живет (конура, дом, хлев, конюшня)?

* Как голос подает?

* Как передвигается (ходит, топает, крадется)?

* Какие у него детеныши.

* Какую пользу приносит человеку?

Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Найда» с дополнениями [3, с. 87].

Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Спор животных»

по ролям [3, с. 90].

Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Мурка» с дополнениями [3, с. 89].

Пересказ деформированных текстов [3, с. 96—97].

Составление рассказов по сериям картин: «Злой мальчик», «Два козленка», «На льдине», «Собаки и волк»,

«Как спасали собаку со щенятами».

Выборочный пересказ рассказа «Дружок и Пушок»

[3, с. 97].

Пересказ по цепочке.

Самостоятельное составление рассказа по теме «Сережа вывел на прогулку щенка».

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Наши рекомендации