Краткие советы-рекомендации студентам по организации учебно-профессиональной деятельности в ходе вузовского обучения

Главное — стремиться вырабатывать свой индивиду­альный стиль учебно-профессиональной деятельности, то есть совсем не обязательно быть «как все» или вообще «ко­пировать» действия каких-то «особо одаренных» и «успе­вающих» студентов. Успехов в учебе можно достигать са­мыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе — это одновременно и своеобразное «эксперименти­рование» с самим собой, тем более что, как уже отмеча­лось ранее, главный предмет для любого ученика — это он сам как развивающийся и самоизменяющийся «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального сти­ля самой профессиональной деятельности.

Правила тактичного поведения и эффективного слу­шания на лекциях:

· Слушать (и слышать) другого человека — это настоя­щее искусство, которое очень пригодится в будущей профессиональной деятельности психолога.

· Если Вы в чем-то не согласны (или не понимаете) с преподавателем, то совсем не обязательно тут же переби­вать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание пре­подавателя на полуслове — это верный признак невоспи­танности. А вопросы следует задавать либо после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо, выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись. Неужели не приятно самому почувствовать себя воспитанным чело­веком, да еще на глазах у целой аудитории?

Правила конспектирования на лекциях:

· Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Даже если студент владеет стено­графией, записывать все высказывания просто не имеет смысла: важно уловить главную мысль и основные факты.

· Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам).

· Естественно, желательно использовать при конспек­тировании сокращения, которые каждый может «разрабо­тать» для себя самостоятельно (лишь бы самому легко было, потом разобраться с этими сокращениями). Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гиперабревиатуру терминов (когда начальная буква обводит­ся линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), способы записи окончаний, иероглифику и пиктографию.

· Вооружайтесь фломастерами, маркерами, цветны­ми ручками и карандашами — и все довольно просто: рубрикация, выделение цветом существенных деталей, изме­нение цвета в зависимости от важности текста и по соот­ветствию частей текста.

· Лекции по каждому предмету записывать удобнее в отдельных тет­радях, оставляя широкие поля или чистые страницы для дополнительного материала, взятого из учебников, справочников, журналов и других источ­ников информации.

· Лекции необходимо записывать с самого начала, так как оно часто бывает ключом ко всей теме.

· Как можно точнее и полнее записать: 1) формулы, определения, схемы; 2) сложные понятия, приемы; 3) факты, положения, от которых зависит понимание главного; 4) новое; 5) материал, которым придется часто пользоваться; 6) сведения, которые трудно получить из других ис­точников; цитаты, статистические и другие материалы.

· Во время лекции важно сохранять "рабочую установку", умственную активность. Техника ведения конспекта приобретается постепенно, при системати­ческой тренировке навыка записи лекций. Нельзя, не записывая, хорошо усвоить лекцию. Запись разгружает память. Слушать, записывая, легче, чем ни записывая. Записанное всегда будет понятнее, чем прочитанное в книге. Овладение навыками рационального слушания и записи лекций, чтения книг с записыванием наиболее важного материала обязательная задача каждого обучающегося.

Готовяськ семинарским занятиям или экзаменам, сту­дент вынужден читать очень много обязательной и допол­нительной литературы. Часто бывает нужно найти необхо­димую информацию в большом объеме материала или уяснить общий смысл книги или статьи. В таких случаях незаменимым становится скорочтение. Выделяются сле­дующие принципы быстрого чтения:

· Использовать только зрение, не повторяя про себя текст.

· Воспринимать слово не по буквам, а как отдельный знак.

· Воспринимать одновременно несколько слов или фраз.

· Двигаться взглядом не по строчкам, а по середине страницы сверху вниз, используя так называемое перифе­рическое зрение.

· Не возвращаться к уже прочитанному во время чте­ния.

Медленное чтение призвано помочь творчески воспри­нимать информацию, предлагать новые идеи и складыва­ется из трех частей:

· Узнать — определить практическую ценность нового материала, выявить его связи, превратить его в часть соб­ственных знаний.

· Уплотнить — обдумать материал, сжать информацию
до минимального объема, не потеряв сути.

· Творчески осмыслить — для этого можно:

— перепланировать материал, то есть установить в тексте новые связи;

— сделать новые выводы, следующие из высказанных автором идей;

— объяснить факты с иной точки зрения, выработать собственную позицию.

Существует несколько мето­дов конспектирования:

Тезисы — выборка основных мыслей, идей и законов, которые доказы­ваются или опровергаются автором.

Схема (план) — ход развития мысли автора, классификация его идей и доказательств, выраженная минимальным количеством слов, схематич­но, графически.

Таблицы и диаграммы, составленные по материалам изучаемой книги, незаменимое пособие для анализа цифр. Они значительно облегчают запоми­нание и использование различных данных, приводимых автором.

Цитаты необходимо записывать совершенно точно, обяза­тельно в кавычках, по возможности без пропусков (а в случае пропусков отмечать их многоточием), с непременным указанием автора книги, её за­главия, названия издательства, места и года издания и страницы.

Карточка – это форма ведения записей, выписок; самостоятельная, законченная информация по какому-либо частному вопросу с обязатель­ным указанием источника данной информации. Карточки играют большую роль в рациональной организации умственного груда. Однако для правиль­ного ведения карточек необходимо выработать привычку делать выписки не на случайных обрывках бумаги, а на плотных листах нужного формата, т.е. карточках, которые образуют затем картотеку по какому-либо вопросу, учебному предмету.

Библиография — указатели, списки, каталоги, обзоры и т.п., в которых с большей или мень­шей полнотой регистрируются и аннотируются произведения печати.

Правила самостоятельной работы с литературой. Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебника­ми и книгами — это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основ­ные советы здесь можно свести к следующему:

· Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, — советует студенту и мо­лодому ученому Г. Селье, — «запомните только, где это можно отыскать»;

· Сам такой перечень должен быть систематизирован­ным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...);

· Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);

· Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие — просто просмотреть;

· При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителя­ми (или даже с более подготовленными и эрудированны­ми сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориенти­роваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...

· Естественно, все прочитанные книги, учебники и
статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «всё подряд»: можно выписы­вать кратко основные идеи автора и иногда приво­дить наиболее яркие и показательные цитаты (с ука­занием страниц).

· Если книга ваша собственная, то допускается де­лать на полях книги краткие пометки или же в конце кни­ги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах);

· Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способ­ность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием — научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то — до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» на­чинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...;

· Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой — следует увлечься ка­кой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интере­сующей его идеи, и одновременно он будет как бы общать­ся с авторами этих книг по поводу своих идей и размышле­ний...;

Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям:

Лучше сразу сориентироваться во всём материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на се­минаре), чтобы Вы точно знали, где что у Вас записано, и эта работа может занять много времени, но все осталь­ное — это уже технические детали (главное — это ориенти­ровка в материале!).

Сама подготовка связана не только с «запоминанием» (хотя некоторые преподаватели оценивают больше именно эту способность студента, и с этим приходится считаться...). Подготовка также предполагает и переос­мысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход студента, но ведь и преподаватели бывают разными... Поэтому студент обязательно должен все это учитывать и иногда все-таки оставлять свое «творчество» за рамками данного экзамена (надо быть реалистом, и не только при сдаче экзаменов).

Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» — это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно — это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем «тупое», «методическое» и «спокойное» поглощение мас­сы (точнее — «кучи») учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. К сожалению, многие студенты даже в собст­венных конспектах часто ориентируются очень плохо.

Как это ни парадоксально, но использование «шпар­галок» часто позволяет отвечающему студенту лучше де­монстрировать свои познания (точнее — ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).

Если у студента имеется сильное несогласие с тем, что преподаватель говорил на лекциях или с тем, что напи­сано в учебниках, то существует правило: сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.

Правила написания научных текстов (рефератов, курсовых и дипломных работ):

Как создать у себя подходящее творческое настрое­ние для работы над научным текстом (как найти «вдохновение»)? Во-первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея - как иная точка зре­ния), либо научиться увлекаться какими-то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея - как опти­мистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного). Во-вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты (многие талант­ливые люди просто «пропадают» в этой суете), для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно-исследовательской деятельности. В-третьих, нау­читься организовывать свое время, ведь, как известно, свободное (от всяких глупостей) время - важнейшее усло­вие настоящего творчества, для него наконец-то появля­ется время. Иногда именно на организацию такого време­ни уходит немалая часть сил и талантов.

Естественно, писать следует ясно и понятно, стара­ясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стре­мясь структурировать свой текст. Каждый раз надо пред­ставлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нём, быстро находить ответы на инте­ресующие вопросы (заодно представьте себя на месте та­кого человека). Понятно, что работа, написанная «сплошным текстом» (без заголовков, без выделения крупным шрифтом наиболее важным мест и т. п.), у культурного читателя должна вызывать брезгливость и даже жалость к автору.

Учёба в ВУЗе — процесс очень непростой. С первых же сентябрьских дней на студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нуж­ный материал содержится не только в лекциях (запомнить его — это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привле­кать информационные ресурсы Интернет.

Система вузовского обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Вчерашнему школьнику сделать это бывает весьма непросто: если в школе ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в вузе вопрос об уровне знаний вплотную встает перед студентом только в период сессии. Такая ситуация обора­чивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нуж­но — выучу!»), а когда приходит пора экзаменов, материа­ла, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна с ним справиться в оставший­ся промежуток времени.

Поэтому студенту следует знать о некоторых важных правилах организации деятельности, подсказанных наукой психологией:

· Прежде чем выполнить любое дело, четко сформу­лируй цель предстоящей деятельности.

· Оцени для чего это нужно сделать ту или иную деятельность.

· Оцени и проанализируй возможные пути достиже­ния цели. Постарайся учесть все варианты.

· Выбери наилучший вариант,взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.

· Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.

· Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.

· По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки,чтобы избежать их в будущем.

Наши рекомендации