Краткие советы-рекомендации студентам по организации учебно-профессиональной деятельности в ходе вузовского обучения
Главное — стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, то есть совсем не обязательно быть «как все» или вообще «копировать» действия каких-то «особо одаренных» и «успевающих» студентов. Успехов в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе — это одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более что, как уже отмечалось ранее, главный предмет для любого ученика — это он сам как развивающийся и самоизменяющийся «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.
Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:
· Слушать (и слышать) другого человека — это настоящее искусство, которое очень пригодится в будущей профессиональной деятельности психолога.
· Если Вы в чем-то не согласны (или не понимаете) с преподавателем, то совсем не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове — это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо, выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись. Неужели не приятно самому почувствовать себя воспитанным человеком, да еще на глазах у целой аудитории?
Правила конспектирования на лекциях:
· Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Даже если студент владеет стенографией, записывать все высказывания просто не имеет смысла: важно уловить главную мысль и основные факты.
· Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам).
· Естественно, желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно (лишь бы самому легко было, потом разобраться с этими сокращениями). Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гиперабревиатуру терминов (когда начальная буква обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), способы записи окончаний, иероглифику и пиктографию.
· Вооружайтесь фломастерами, маркерами, цветными ручками и карандашами — и все довольно просто: рубрикация, выделение цветом существенных деталей, изменение цвета в зависимости от важности текста и по соответствию частей текста.
· Лекции по каждому предмету записывать удобнее в отдельных тетрадях, оставляя широкие поля или чистые страницы для дополнительного материала, взятого из учебников, справочников, журналов и других источников информации.
· Лекции необходимо записывать с самого начала, так как оно часто бывает ключом ко всей теме.
· Как можно точнее и полнее записать: 1) формулы, определения, схемы; 2) сложные понятия, приемы; 3) факты, положения, от которых зависит понимание главного; 4) новое; 5) материал, которым придется часто пользоваться; 6) сведения, которые трудно получить из других источников; цитаты, статистические и другие материалы.
· Во время лекции важно сохранять "рабочую установку", умственную активность. Техника ведения конспекта приобретается постепенно, при систематической тренировке навыка записи лекций. Нельзя, не записывая, хорошо усвоить лекцию. Запись разгружает память. Слушать, записывая, легче, чем ни записывая. Записанное всегда будет понятнее, чем прочитанное в книге. Овладение навыками рационального слушания и записи лекций, чтения книг с записыванием наиболее важного материала обязательная задача каждого обучающегося.
Готовяськ семинарским занятиям или экзаменам, студент вынужден читать очень много обязательной и дополнительной литературы. Часто бывает нужно найти необходимую информацию в большом объеме материала или уяснить общий смысл книги или статьи. В таких случаях незаменимым становится скорочтение. Выделяются следующие принципы быстрого чтения:
· Использовать только зрение, не повторяя про себя текст.
· Воспринимать слово не по буквам, а как отдельный знак.
· Воспринимать одновременно несколько слов или фраз.
· Двигаться взглядом не по строчкам, а по середине страницы сверху вниз, используя так называемое периферическое зрение.
· Не возвращаться к уже прочитанному во время чтения.
Медленное чтение призвано помочь творчески воспринимать информацию, предлагать новые идеи и складывается из трех частей:
· Узнать — определить практическую ценность нового материала, выявить его связи, превратить его в часть собственных знаний.
· Уплотнить — обдумать материал, сжать информацию
до минимального объема, не потеряв сути.
· Творчески осмыслить — для этого можно:
— перепланировать материал, то есть установить в тексте новые связи;
— сделать новые выводы, следующие из высказанных автором идей;
— объяснить факты с иной точки зрения, выработать собственную позицию.
Существует несколько методов конспектирования:
Тезисы — выборка основных мыслей, идей и законов, которые доказываются или опровергаются автором.
Схема (план) — ход развития мысли автора, классификация его идей и доказательств, выраженная минимальным количеством слов, схематично, графически.
Таблицы и диаграммы, составленные по материалам изучаемой книги, незаменимое пособие для анализа цифр. Они значительно облегчают запоминание и использование различных данных, приводимых автором.
Цитаты необходимо записывать совершенно точно, обязательно в кавычках, по возможности без пропусков (а в случае пропусков отмечать их многоточием), с непременным указанием автора книги, её заглавия, названия издательства, места и года издания и страницы.
Карточка – это форма ведения записей, выписок; самостоятельная, законченная информация по какому-либо частному вопросу с обязательным указанием источника данной информации. Карточки играют большую роль в рациональной организации умственного груда. Однако для правильного ведения карточек необходимо выработать привычку делать выписки не на случайных обрывках бумаги, а на плотных листах нужного формата, т.е. карточках, которые образуют затем картотеку по какому-либо вопросу, учебному предмету.
Библиография — указатели, списки, каталоги, обзоры и т.п., в которых с большей или меньшей полнотой регистрируются и аннотируются произведения печати.
Правила самостоятельной работы с литературой. Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами — это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующему:
· Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, — советует студенту и молодому ученому Г. Селье, — «запомните только, где это можно отыскать»;
· Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...);
· Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);
· Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие — просто просмотреть;
· При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...
· Естественно, все прочитанные книги, учебники и
статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «всё подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
· Если книга ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах);
· Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием — научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то — до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...;
· Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой — следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений...;
Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям:
Лучше сразу сориентироваться во всём материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинаре), чтобы Вы точно знали, где что у Вас записано, и эта работа может занять много времени, но все остальное — это уже технические детали (главное — это ориентировка в материале!).
Сама подготовка связана не только с «запоминанием» (хотя некоторые преподаватели оценивают больше именно эту способность студента, и с этим приходится считаться...). Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход студента, но ведь и преподаватели бывают разными... Поэтому студент обязательно должен все это учитывать и иногда все-таки оставлять свое «творчество» за рамками данного экзамена (надо быть реалистом, и не только при сдаче экзаменов).
Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» — это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно — это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем «тупое», «методическое» и «спокойное» поглощение массы (точнее — «кучи») учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. К сожалению, многие студенты даже в собственных конспектах часто ориентируются очень плохо.
Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее — ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).
Если у студента имеется сильное несогласие с тем, что преподаватель говорил на лекциях или с тем, что написано в учебниках, то существует правило: сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Правила написания научных текстов (рефератов, курсовых и дипломных работ):
Как создать у себя подходящее творческое настроение для работы над научным текстом (как найти «вдохновение»)? Во-первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея - как иная точка зрения), либо научиться увлекаться какими-то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея - как оптимистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного). Во-вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты (многие талантливые люди просто «пропадают» в этой суете), для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно-исследовательской деятельности. В-третьих, научиться организовывать свое время, ведь, как известно, свободное (от всяких глупостей) время - важнейшее условие настоящего творчества, для него наконец-то появляется время. Иногда именно на организацию такого времени уходит немалая часть сил и талантов.
Естественно, писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нём, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека). Понятно, что работа, написанная «сплошным текстом» (без заголовков, без выделения крупным шрифтом наиболее важным мест и т. п.), у культурного читателя должна вызывать брезгливость и даже жалость к автору.
Учёба в ВУЗе — процесс очень непростой. С первых же сентябрьских дней на студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его — это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.
Система вузовского обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Вчерашнему школьнику сделать это бывает весьма непросто: если в школе ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в вузе вопрос об уровне знаний вплотную встает перед студентом только в период сессии. Такая ситуация оборачивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нужно — выучу!»), а когда приходит пора экзаменов, материала, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна с ним справиться в оставшийся промежуток времени.
Поэтому студенту следует знать о некоторых важных правилах организации деятельности, подсказанных наукой психологией:
· Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.
· Оцени для чего это нужно сделать ту или иную деятельность.
· Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.
· Выбери наилучший вариант,взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.
· Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.
· Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.
· По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки,чтобы избежать их в будущем.