ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета
Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.
«Телефон». Дети повторяют за логопедом слова (3-4)
по теме «Овощи».
Например: морковка, помидор, огурец.
«Будь внимателен» [3, с. 17]. «Какой овощ я не назвала?» [3, с. 18].» Отгадай загадку» [3, с. 18].
«Найди такой же овощ». Дети находят овощи, похожие по:
— форме;
— цвету;
— форме и цвету.
Игра с мячом «Назови ласково». Например: морковь — морковка, морковочка.
«Что в мешке?» На картинках изображены мешки с разными овощами. Дети называют их.
Например: картошка, много картошки, мешок картошки.
Составление сложных предложений с союзом «а».
Например, на картинках изображены:
— огурец и капуста (огурец овальный, а капуста круглая);
— огурец и помидор (огурец зеленый, а помидор красный).
«Загадай-ка». Дети придумывают загадки по опорной
схеме.
Например: овальный, зеленый, твердый, сочный, хрустящий... (огурец).
Рассматривание картинки «Огород» [3, с. 20].
Заучивание рассказа «Огород» [6, с. 194].
Рекомендуемые игры: №№ 46, 52, 58, 105, 139, 156,
196 [8].
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ
— Упражнения на выделение четвертого лишнего
предмета.
— Экскурсия «Урожай» в магазин, на выставку, в совхоз.
— Игры с книжками-раскрасками.
— Лепка овощей.
— Обводка трафаретов овощей.
— Аппликация овощей.
— Рисование овощей (отгадай загадку и нарисуй отгадку).
Выполнение этих заданий сопровождается составлением словосочетаний и предложений. Одновременно дети практикуются в образовании уменьшительной формы и множественного числа существительных.
«Отбери по признаку». Дети отбирают овощи (картинки), сходные по цвету, форме, размеру.
Цвет: зеленый, красный, желтый, оранжевый, бордовый, коричневый.
Форма: круглый, овальный, вытянутый.
Длина: длинный, короткий.
Тактильное ощущение: гладкий, шершавый.
Размер: мелкий, крупный.
Вкус: сладкий, горький, кислый.
Например: зеленые помидор, огурец, капуста, перец,
горох и т. д.
«Овощной магазин». Уточнить, что овощной магазин — это магазин, где продают овощи. Ребенок-покупатель описывает какой-нибудь овощ. Продавец отгадывает и «продает» ему муляж описанного овоща.
«Собери овощ». Дети должны собрать разрезанную
картинку, затем описать изображенный на ней овощ. Составление описательного рассказа по опорной схеме.
«Собираем урожай». Ребенок выходит к доске, берет
какой-либо овощ (картинку) и рассказывает о том, где этот овощ растет (на ветке, в земле, на земле) и как его убирают (выдергивают, срезают, срывают).
Например: — Это морковка. Растет в земле, а стебли над землей. Я выдергиваю ее из земли.
ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
Михалков С. «Овощи».
Валек М. «Мудрецы».
Андерсен Г. X. «Пятеро из одного стручка».
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ
* Наклейте картинки по теме «Овощи».
* Тренируйте ребенка в умении составлять словосочетания, правильно согласовывая слова.
Учите его называть:
— форму;
— цвет;
— размер (большой или маленький);
— тактильное ощущение (твердый или мягкий);
— вкус (горький, сладкий, кислый);
— сочность;
— запах.
Капуста круглая и зеленая. Она большая, твердая,
хрустящая, сочная, без запаха.
* Сходите с ребенком в овощной магазин. Обсудите с ним, почему магазин называют овощным. (Там продают овощи.) Купите овощи, рассмотрите их с ребенком. Покажите, как моют, чистят, режут, трут, варят, жарят, тушат овощи. Дайте попробовать их ребенку в сыром, вареном, жареном виде. Пусть он определит их на вкус. Расскажите и покажите, какие овощи кладут в суп, борщ, щи, какие жарят, какие тушат, какие едят в сыром виде.
* Объясните ребенку, что овощи растут в огороде (в земле, на земле, на кустиках.)
Какие овощи как растут? (Капуста растет на земле. Редиска растет в земле. Помидоры растут на кустиках).
Расскажите ребенку, как и где растут овощи у вас на
даче. Как ухаживают за овощами? Как убирают овощи?
Какие овощи выдергивают? Какие срезают? Какие выкапывают? Какие снимают?
ФРУКТЫ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ
МИНИМУМ
Словарь
Существительные: сад, яблоко, груша, апельсин, лимон, мандарин, банан, виноград, вишня.
Прилагательные, характеризующие фрукты:
* по форме (круглый);
* по цвету (красный);
* по вкусу (сладкий);
* по сочности (сочный);
* по твердости (мягкий);
* по запаху (душистый).
Грамматика
Образование уменьшительной формы существительных (яблоко — яблочко), прилагательных (желтое — желтенькое).
Образование множественного числа существительных
в именительном и родительном падежах (лимон — лимоны — много лимонов).
Согласование данных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Составление словосочетаний (яблоко круглое, яблоко хрустящее).
Составление сложных предложений с союзом «а» (Яблоко сладкое, а лимон кислый).
Составление простых предложений с однородными определениями (Яблоко твердое, круглое, зеленое, хрустящее); с однородными сказуемыми (Яблоко срывают, моют, едят); с однородными подлежащими (Яблоки и груши растут в саду).
Образование относительных прилагательных от существительных (яблоко — яблочный сок, яблочное повидло).
Согласование прилагательных и существительных в единственном и множественном числах (яблоко красное — яблоки красные).
Уточнение родовой принадлежности существительных. Составление словосочетаний с местоимениями мой, моя, мое, мои (мое яблоко, моя груша).
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Изменение предложений по образцу: Коля пьет сок из яблок. — Коля пьет яблочный сок.
Составление описательного рассказа о фрукте по опорной схеме (используется та же схема, что и для овощей).
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ