Эмоции как организующий фактор сознания
Несмотря на очевидную пользу различения сознания, понимаемого как способность к ощущению и осмыслению, и содержания сознания, нередко приходится сталкиваться с описаниями сознания как набора структур и операций. Сознающий разум активен, и его активность обычно воплощается в образах, мыслях, эмоциях и аффективно-когнитивных ориентациях, причем последние являются наиболее распространенными структурами сознания.
Различные техники медитации, разработанные в рамках восточных религий и философских систем, на первый взгляд доказывают возможность и бессодержательного, пассивного сознания, но, по нашему мнению, это отсутствие содержания следует рассматривать скорее как особое состояние сознания. В противоположность ему обычные состояния сознания, как и подавляющее большинство особых состояний сознания, характеризуются наличием содержания. Мы склонны считать, что именно эмоции и аффективно-когнитивные ориентации составляют фундаментальное содержание сознания, организуют и направляют его.
Эншен (Anshen, 1966), редактор «Credo Perspectives», серии интеллектуальных автобиографий выдающихся умов нашего времени, писала: «Личность объединяет в себе прежде всего эмоциональный, а не интеллектуальный опыт. Основная роль процесса познания состоит в том, чтобы интегрировать личное в более крупное единство, так как по мере развития целого его составные части требуют все большей и большей независимости и индивидуальности, подчиняясь при этом общему контексту».
Далее, говоря об эмоциях, она подчеркивает их важную роль в жизни и творчестве: «Человек, отказывающийся отделить работу от личной жизни, любовь от познания, совершает поступок, отдает себя во власть страсти, которая наполняет смыслом его жизнь».
Многие ученые, философы и деятели искусства признавали особую роль эмоций в работе сознания и в поведении человека. Химвич (Himwich, 1962) даже ввел особый термин – «тимэнцефалон» (от греческого thymos – «сильное чувство, страсть») для обозначения структур мозга, ответственных за эмоции. Рассматривая эмоцию как главный аспект сознания, Химвич считал, что тимэнцефалон привносит в сознание первоначальное понимание эмоции. Джон (John, 1962) определяет сознание как множество эндогенных и экзогенных ощущений и считает, что «аффект и оценка, уникальные для каждого чувствующего организма, упорядочивают и окрашивают сознание» (р. 81). Шагас (Shagass, 1962) определяет эмоцию как субъективно ощущаемый аспект поведения и указывает, что эмоция может характеризовать все поведение.
Синнот считает, что ощущение, или переживание, биологической направленности формирует желание, которое служит основой для возникновения эмоции и своеобразным мостом, соединяющим вещество и жизнь (сознание).
Очевидно, что человек – это система, развитие которой подчиняется общим законам природы. Но кроме того, человек еще и живая система. Человек вторгся в мир физических явлений со своими сомнениями и радостями. Он не запрограммированный автомат, а чувствующее и мыслящее существо, и его проблемы сосредоточены в сферах разума, души и духовности, воплощены в эмоциях, целях, ценностях и идеалах (Sinnott, 1966, р. 88).
Синнот пишет, что биолог, изучающий жизнь объективно и отстраненно, никогда не постигнет ее так же глубоко, как поэт, который воспринимает ее чувственно. Здесь Синнот подчеркивает важнейшую роль аффективного опыта даже в таком, казалось бы, далеком от страстей виде деятельности, как научное познание.
В следующих разделах мы рассмотрим различные структуры и операции сознания в их взаимодействии с эмоциями.
Глава 1 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Ощущение, эмоция, сознание
На настоящем этапе развития науки ощущение рассматривается как наиболее элементарный компонент сознания. На нейрофизиологическом уровне ощущение – это электрохимическая реакция организма, возникающая в ответ на стимуляцию, как внешнюю, так и внутреннюю. На уровне сознания ощущение представляет собой переживание этой электрохимической реакции. Задаваясь вопросом «как переживается ощущение?», мы невольно возвращаемся к проблеме разграничения материи и разума.
Западные мыслители, как правило, исключают возможность переживания ощущения «в чистом виде» (James, 1890; Nathan, 1969), считая, что ощущение, достигая сознания, преобразуется в перцептивный образ. Таким образом, восприятие определяется ими как ощущение, обретшее смысл, причем предполагается, что этот смысл обретается мгновенно. Мы слышим музыку, а не звук, мы видим предметы, а не отраженный ими свет. Однако допускается возможность существования ощущения и образа и высказывает предположение, что неосмысленное ощущение – это тема, которая должна стать предметом будущих научных исследований.
Глава 1 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Вопросы для самопроверки
1. Классификация и свойства эмоций.
2. Назовите основные проблемы психологии эмоций.
3. Какие вы имеете представления о природе эмоций?
4. Назовите основные элементы эмоциональной сферы.
5. Что такое базовая эмоция (К. Изард)?
6. Что собой представляет структура эмоциональной сферы?
7. Назовите основные направления в изучении эмоций.
8. Десять комплексов чувств по Б.И. Додонову.
9. Физиологические механизмы эмоциональных реакций.
Глава 2 ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ