Философские школы в аюрведе

ФИЛОСОФИИ ТВОРЕНИЯ МИРА

Аюрведа - громадная область ведического знания, очень гармоничная и включаю­щая в себя не только теоретические и практические меди­цинские знания, но и научно-философские принципы строения, со­творения и разрушения этого материального мира («ведическую физику»).

Все аюрведическое знание базируется на понятии Тридоша - трех ос­новных составляющих физического тела человека: Вата (газ, воздух), Питта (желчь, огонь) и Капха (слизь, вода); и тот, кто хочет понять, усво­ить и приме­нять на практике эту систему знания, должен понять и осознать, что та­кое Тридоша. К сожалению, многие люди в Индии (да и не только в ней), имеют очень абстрактное представление о Тридоша, но, несмотря на это, довольно часто используют этот тер­мин в своём лексиконе. На самом деле они вкладывают в это поня­тие несколько не то, что есть в действи­тельности, и популярные ныне концепции отличны от истинно аюрведи­ческого понимания Тридоша.

В аюрведических текстах мы находим всевозможные описания ка­честв, функций и других показателей Вата, Питта и Капха доша в их нормаль­ном состоянии баланса и состоянии дисбаланса, но нет легкодоступных для понимания сведений и методов, с помощью которых можно было бы легко и сразу понять природу этих субстанций. Поэтому, для получения необходимых знаний, часто приходится обращаться не только к оригинальным аюрведическим писаниям или комментариям к ним, но и к "немедицинским" трактатам.

Итак, Вата, Питта и Капха, а также семь тканей тела и нечисто­ты яв­ляются основными и фундаментальными понятиями Аюрве­ды, и о них пойдет речь в этой книге. Без этого фундамента все зна­ние Аюрведы бес­полезно, а лечение болезней по этой системе про­сто немыслимо и невоз­можно.

До введения терминов Вата, Питта и Капха необходимо доста­точно подробно остановиться на ведической теории строения мира. Чарака, Сушрута, Бхела, Вагбхата и остальные авторы аюрведических тек­стов полагаются на научно-философские системы Ньяя-Вайше­шика, Санкхья-Па­танджала и Пурва-Мимамса, базирующиеся на принци­пах и знаниях о пяти первоэлементах, а так же на филосо­фию Ве­данты. Помимо ссылок на эти научно-философские системы, в некоторой степени лежащие обособлено от духовно-мистическо-религиозных вопросов, они подтверждают авторитет и других мудрецов, например, Парашара Муни, давших знания об астрологической концепции творения вселенной.

В своей Брихат Парашара Хора Шастре Парашара Муни пишет о творении Вселенной следующее (П.Х.Ш.1.1.9-19.): «Своим непроявленным до начала творения духом, одной четвертью Своего могущества Господь Вишну, Господин всего, Стоящий превыше трех гун материальной природы и Контролирующий их влияние, Создатель цикла рождения и смерти, который проходит каждая душа в материальном мире, Величайшая личность, Конструктор этого феноменального мира, Причина всего, Доблестный и Великолепный, Безначальный, создает этот материальный мир. Другие три четверти Его могущества наполнены нектаром и могут быть восприняты только святыми мудрецами. Координатор этого мира – Васудэва; Он ощутим и неощутим. Неощутимая природа Бога обладает двумя энергиями, а ощутимая – тремя.

Три энергии суть Шри Шакти[26], порождающая гуну благости, Бху Шакти[27], порождающая гуну страсти и Нила Шакти[28], порождающая гуну невежества. Васудэва, вместе со Шри Шакти и Бху Шакти, соединяясь с гуной невежества, страсти и благости, порождает соответственно, Санкаршану, Прадьюмну и Анирудху[29].

Ложное самоотождествление или ложное эго, Макрокосм и Истинное самоотождествление[30] возникают от Санкаршаны, Прадьюмны и Анирудхи соответственно. Все они находятся под влиянием всех трех гун материальной природы с доминирующим влиянием гуны, отвечающей за их возникновение.

Ахамкара, ложное самоотождествление или ложное эго, делится на три категории - Саттвичное, Раджастичное и Тамасичное. Живые существа, органы чувств и пять первоэлементов возникают из соответствующих категорий Ахамкары.».

Описывая творение планет, Парашара пишет (П.Х.Ш.1.2.3): «Нерожденный Господь имеет бесчисленное множество инкарнаций. Он проявляет себя как планеты солнечной системы ради раздачи живым существам плодов их кармической деятельности».

Философия Санкхья

Санкхья считает основной и единственной причиной возникно­вения этого материального мира (вселенной) Внешнюю Природу Бога – Пракри­ти. Пракрити является Божественной силой, Божест­венным промыслом, энергией Бога, никогда не появляющейся и ни­когда не исчезающей, веч­ной. Из-за ее трансфор­мации и возникает этот мир. Об этом говорит раздел Санкхья, называющийся Саткарья­вада.

Пракрити – основополагающая сущность, благодаря которой мир проявляется из тела Махапуруши, Творца. Разворачивание Пракри­ти проис­ходит посредством трех Прадхан, или первооснов, модусов или качеств – махагун[31], т.е. Благости (Саттвы), Страсти (Раджаса) и Невежества (Тамаса). В ведической лите­ратуре три махагуны называются Трипада или Триданда – три основы, три столпа этого материального мира.

Саттва, или гуна Благости, описывается, как чистая, просвет­ляющая, благостная. Она является потенциалом сознания, поэтому пассивна и только поддерживает процесс творения, а также весь материальный мир в целом. Сам акт творения идет исключительно за счет активности и дея­тельности Раджо гуны, или страсти. Третья гуна, Тамас (невежество), стремится разрушить сотворяемый мир и противостоит акту развертыва­ния вселенной.

Основные свойства Саттвы, Раджаса и Тамаса - Поддержание, Актив­ность и Деятельность, и Разрушение, а также, соответствен­но, удовлет­воренность, боль и лень. Эти три качества материально­го мира всегда вместе, в нераздельном состоянии, они все время взаимодействуют друг с другом и пронизывают собой все субстан­ции во вселенной. Абсолютно все в этом мире находится под их контролем и все разнообразие качеств появляется из-за всевозмож­ных их комбинаций. Они целиком и полнос­тью правят этим мате­риальным миром.

Саттва, благость - разум, поддерживает в равновесии всю нашу все­ленную. Следующая махагуна - невежество - инерция, тормоз, сдержива­ющий фактор любой активности. Она не производит ни­какой работы и пассивна, как, впрочем, и Саттва гуна. Вся работа, вся деятельность во вселенной совершается за счет Раджо гуны, страсти - принципа энерге­тического взаимодействия всего со всем в этом мире, порождаемого же­ланием. Раджо гуна описывается как неустойчивая, быстрая, напористая, а Тамо гуна - как неподвижная, медленная, заслоняющая и сдержи­вающая. Описывая взаимодействие трех гун материальной природы, Вьяса пишет (Махабхарата, 14.36.3.):

Все (гуны) – взаимосоединяющиеся, вездесущие:

Пара раджасу – саттва, пара саттве – раджас,

Обоим – саттве и раджасу – парой зовется тамас.

А тамас зовется парой и саттвы, и раджаса,

И не было их начала, соприкасания или соединения.

Все части этого материального мира наитеснейшим образом свя­заны между собой законом совместной деятельности бесконечно большого ко­личества частей единого целого, а желание является двигателем этого мира. Один из первых афоризмов Ману Самхиты, Законов Ману, говорит о том, что все в этом мире, хорошее или плохое, прогресс или деградация, происходит только от желания живого существа.

Помимо глобального воздействия на все живые и неживые объ­екты во вселенной, махагуны складывают ментальною конститу­цию личности, а Раджо гуна и Тамо гуна, беря под контроль созна­ние человека, являют­ся причинами возникновения болезней. Сат­тва гуна, вследствие своей чистоты, ведет к знанию, святости, здо­ровью и долголетию, поэтому од­ной из основных рекомендаций Аюрведы является поддержание себя на этом уровне.

Первым продуктом эволюции Пракрити, считает Санкхья, является совокупность основ материального творения - Махат-таттва, причина проявления непроявленной до этого вселенной. Это базис возникновения Буддхи индивидуу­ма. Слово "Буддхи" достаточно сложно перевести на русский язык. Это не только разум в общепринятом понимании этого слова, но и осознан­ность любого совершаемого человеком действия или поступка. Ложное самоотождествление (Ахамкара), или прин­цип извращенной индивидуальнос­ти, возникает после Буддхи.

Махагуны сразу же берут под свой контроль все нововозникаю­щие элементы Пракрити. Они заставляют идти процесс дальнейшей эволюции мира от Ахамкары двумя ветвями, зависящими от преоб­ладающего влия­ния одной из гун - Саттвика и Тамасика путями. Раджо гуна за счет своей очень высокой активности только участ­вует в образовании Саттвика и Тамасика ветвей развития вселен­ной, не давая при этом своего собствен­ного пути образования ком­понентов этого мира.

В соответствии с философией Санкхьи, из Ложного самоотождествления в его аспекте благости, возникает ум, пять орга­нов чувств, посредством которых человек познает материальный мир - уши, кожа, глаза, язык и нос и пять органов действия - ноги, руки, анус, гени­талии и рот. Ум тоже часто относят к органам чувств и называют Анта­риндрия или Убахиндрия, т.е. находя­щийся между или над чувствами. Из Ложного самоотождествления в аспекте невежества, возникают первокачества (Панчатанматра), или пять тонкоматериальных первоэлементарных субстан­ций – Звук, Шероховатость, Форма, Вкус и Запах, ко­торые способствуют об­разованию пяти первоэлементов (Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли соответственно). В Шримад Бхагаватам[32] так описыва­ется процесс возникновения Эфира: "Из тьмы Ложного самоотождествления возни­кает первый из пяти первоэлементов - Эфир. Его тонкая форма – Звук – связана с ним так же, как объект наблюдения с наблюдате­лем". Аспект гуны страсти Ложного самоотождествления принимает участие как в об­разова­нии первокачеств (Панчатанматра), так и в об­разовании органов чувств живого существа.

Когда все вышеперечисленные материальные проявления мира обозначились, каждая из трех махагун пытается по своей природе занять доминирующее, контролирующее положение по сравнению с другими, а ос­тавшиеся гуны пытаются вытеснить доминирующую гуну с ее положе­ния. Так идет их постоянное взаимодействие, по­могающее дальнейшей эволюции материальной Природы.

Органы чувств возникают из пяти первокачеств, проявляясь непо­средст­венно из Ложного самоотождествления, но, соответственно воспринимают только одно из них по принципу комплиментарности, поэтому каждый орган чувств вос­принимает только одно качество мира из пяти (уши воспринимают звук, глаза - форму и цвет, кожа - тепло и структуру материала, и т.д.).

Из пяти первокачеств возникают пять первоэлементов – Эфир, Воз­дух, Огонь, Вода и Земля, из которых формируются все живые и неживые, тонкоматериальные и грубоматериальные объекты.

Если сосчитать все элементы творения, то мы получим двадцать четы­ре составляющих Махат-таттвы. Но, нельзя забывать, ради чего идет про­цесс сотворения этого материального мира. Без души весь этот мир оста­нется мертвым. На самом деле он создается только ради нее. Душа – краеугольный камень этого мира, созданного для ее самореализации и самоосознания. Есть два типа душ - сво­бодная и самоосознающая свою природу, которая даже в этом мате­риаль­ном мире не теряет своего изна­чального осознания себя и Бога, и обусловленная, попавшая под колдовс­кое влияние Майи, иллюзии материального мира, низшей энергии Госпо­да. И основная задача души, попавшей в плен материального мира прийти к осоз­нанию себя, поднявшись на уровень Мокши (но не "осво­бождения" в им­персональном понимании этого слова, а на уровень соз­нания "над гунами"), поняв свою духовную природу. Помимо душ этот мир населен духами – как добрыми, так и злыми по отношению к человеку, выполняющими контролирующую и поддерживающую Природу функцию.

Мельчайшие частицы мироздания, первоэлементы, с помощью первокачеств формируют как неорганическую материю, так и ор­ганическую. Процесс формирования физических тел и субстанций идет от образова­ния простых объектов к более сложным и полимо­лекулярным. Неоргани­ческие тела, растения и животные - три сту­пени процесса проявления всевозможных качеств этого мира, кото­рые так же возникают по принци­пу увеличения сложности, уровня сознания и активности, а также свобо­ды проявления индивидуаль­ности. Чем выше уровень сознания живого существа, тем сложнее устроено его тело, тем больше он имеет возмож­ностей и обязаннос­тей, но тем меньше свобод. В этом ошибочность мате­риалистичес­кой теории Чарльза Дарвина, говорившего о телесной эво­люции видов в борьбе с внешними проявлениями реальности, естествен­ном отборе, наследственности и изменчивости. На самом деле идет про­цесс эволюции сознания от более простых форм (микрооргани­змы) до высших (святые мудрецы) форм жизни. В человеческой форме жизни живое существо получает возможность или развиваться дальше до уровня обитателей райских планет, деградировать до уровня животных, растений и минералов, или, осознав себя, уйти к Господу.

В организме человека три гуны материальной природы оказы­вают влияние в первую очередь на его ум. Если преобладает влия­ние гуны бла­гости, то человек стремится к знанию и самосовер­шенствованию, его дела и помыслы чисты, а тело здорово. Если доминирует гуна страсти, то ум человека очень активен и деятелен, быстро перескакивает с одного объекта на другой, человек не мо­жет ни на чем долго концентрироваться, испытывает много проти­воречивых и негативных эмоций, знание его ложно и отрывочно, а болезни протекают в острой форме. Влияние гуны невежества отнимает знание, счастье, радость и здо­ровье, давая взамен лень, волнение и иллюзию.

Все многомолекулярные тела состоят из первоэлементов и первокачеств, и глубоко заблуждаются те, кто считает, что Эфир не принимает участия в процессе их образования и что все вокруг происходит только за счет трансформации Земли или Огня.

Итак, с точки зрения философии Санкхья можно нарисовать следую­щую картину сотворения мира, где первоэлементы являются субатомны­ми частицами многомолекулярных объектов (см. схему 2).

Наши рекомендации