Философские школы в аюрведе
ФИЛОСОФИИ ТВОРЕНИЯ МИРА
Аюрведа - громадная область ведического знания, очень гармоничная и включающая в себя не только теоретические и практические медицинские знания, но и научно-философские принципы строения, сотворения и разрушения этого материального мира («ведическую физику»).
Все аюрведическое знание базируется на понятии Тридоша - трех основных составляющих физического тела человека: Вата (газ, воздух), Питта (желчь, огонь) и Капха (слизь, вода); и тот, кто хочет понять, усвоить и применять на практике эту систему знания, должен понять и осознать, что такое Тридоша. К сожалению, многие люди в Индии (да и не только в ней), имеют очень абстрактное представление о Тридоша, но, несмотря на это, довольно часто используют этот термин в своём лексиконе. На самом деле они вкладывают в это понятие несколько не то, что есть в действительности, и популярные ныне концепции отличны от истинно аюрведического понимания Тридоша.
В аюрведических текстах мы находим всевозможные описания качеств, функций и других показателей Вата, Питта и Капха доша в их нормальном состоянии баланса и состоянии дисбаланса, но нет легкодоступных для понимания сведений и методов, с помощью которых можно было бы легко и сразу понять природу этих субстанций. Поэтому, для получения необходимых знаний, часто приходится обращаться не только к оригинальным аюрведическим писаниям или комментариям к ним, но и к "немедицинским" трактатам.
Итак, Вата, Питта и Капха, а также семь тканей тела и нечистоты являются основными и фундаментальными понятиями Аюрведы, и о них пойдет речь в этой книге. Без этого фундамента все знание Аюрведы бесполезно, а лечение болезней по этой системе просто немыслимо и невозможно.
До введения терминов Вата, Питта и Капха необходимо достаточно подробно остановиться на ведической теории строения мира. Чарака, Сушрута, Бхела, Вагбхата и остальные авторы аюрведических текстов полагаются на научно-философские системы Ньяя-Вайшешика, Санкхья-Патанджала и Пурва-Мимамса, базирующиеся на принципах и знаниях о пяти первоэлементах, а так же на философию Веданты. Помимо ссылок на эти научно-философские системы, в некоторой степени лежащие обособлено от духовно-мистическо-религиозных вопросов, они подтверждают авторитет и других мудрецов, например, Парашара Муни, давших знания об астрологической концепции творения вселенной.
В своей Брихат Парашара Хора Шастре Парашара Муни пишет о творении Вселенной следующее (П.Х.Ш.1.1.9-19.): «Своим непроявленным до начала творения духом, одной четвертью Своего могущества Господь Вишну, Господин всего, Стоящий превыше трех гун материальной природы и Контролирующий их влияние, Создатель цикла рождения и смерти, который проходит каждая душа в материальном мире, Величайшая личность, Конструктор этого феноменального мира, Причина всего, Доблестный и Великолепный, Безначальный, создает этот материальный мир. Другие три четверти Его могущества наполнены нектаром и могут быть восприняты только святыми мудрецами. Координатор этого мира – Васудэва; Он ощутим и неощутим. Неощутимая природа Бога обладает двумя энергиями, а ощутимая – тремя.
Три энергии суть Шри Шакти[26], порождающая гуну благости, Бху Шакти[27], порождающая гуну страсти и Нила Шакти[28], порождающая гуну невежества. Васудэва, вместе со Шри Шакти и Бху Шакти, соединяясь с гуной невежества, страсти и благости, порождает соответственно, Санкаршану, Прадьюмну и Анирудху[29].
Ложное самоотождествление или ложное эго, Макрокосм и Истинное самоотождествление[30] возникают от Санкаршаны, Прадьюмны и Анирудхи соответственно. Все они находятся под влиянием всех трех гун материальной природы с доминирующим влиянием гуны, отвечающей за их возникновение.
Ахамкара, ложное самоотождествление или ложное эго, делится на три категории - Саттвичное, Раджастичное и Тамасичное. Живые существа, органы чувств и пять первоэлементов возникают из соответствующих категорий Ахамкары.».
Описывая творение планет, Парашара пишет (П.Х.Ш.1.2.3): «Нерожденный Господь имеет бесчисленное множество инкарнаций. Он проявляет себя как планеты солнечной системы ради раздачи живым существам плодов их кармической деятельности».
Философия Санкхья
Санкхья считает основной и единственной причиной возникновения этого материального мира (вселенной) Внешнюю Природу Бога – Пракрити. Пракрити является Божественной силой, Божественным промыслом, энергией Бога, никогда не появляющейся и никогда не исчезающей, вечной. Из-за ее трансформации и возникает этот мир. Об этом говорит раздел Санкхья, называющийся Саткарьявада.
Пракрити – основополагающая сущность, благодаря которой мир проявляется из тела Махапуруши, Творца. Разворачивание Пракрити происходит посредством трех Прадхан, или первооснов, модусов или качеств – махагун[31], т.е. Благости (Саттвы), Страсти (Раджаса) и Невежества (Тамаса). В ведической литературе три махагуны называются Трипада или Триданда – три основы, три столпа этого материального мира.
Саттва, или гуна Благости, описывается, как чистая, просветляющая, благостная. Она является потенциалом сознания, поэтому пассивна и только поддерживает процесс творения, а также весь материальный мир в целом. Сам акт творения идет исключительно за счет активности и деятельности Раджо гуны, или страсти. Третья гуна, Тамас (невежество), стремится разрушить сотворяемый мир и противостоит акту развертывания вселенной.
Основные свойства Саттвы, Раджаса и Тамаса - Поддержание, Активность и Деятельность, и Разрушение, а также, соответственно, удовлетворенность, боль и лень. Эти три качества материального мира всегда вместе, в нераздельном состоянии, они все время взаимодействуют друг с другом и пронизывают собой все субстанции во вселенной. Абсолютно все в этом мире находится под их контролем и все разнообразие качеств появляется из-за всевозможных их комбинаций. Они целиком и полностью правят этим материальным миром.
Саттва, благость - разум, поддерживает в равновесии всю нашу вселенную. Следующая махагуна - невежество - инерция, тормоз, сдерживающий фактор любой активности. Она не производит никакой работы и пассивна, как, впрочем, и Саттва гуна. Вся работа, вся деятельность во вселенной совершается за счет Раджо гуны, страсти - принципа энергетического взаимодействия всего со всем в этом мире, порождаемого желанием. Раджо гуна описывается как неустойчивая, быстрая, напористая, а Тамо гуна - как неподвижная, медленная, заслоняющая и сдерживающая. Описывая взаимодействие трех гун материальной природы, Вьяса пишет (Махабхарата, 14.36.3.):
Все (гуны) – взаимосоединяющиеся, вездесущие:
Пара раджасу – саттва, пара саттве – раджас,
Обоим – саттве и раджасу – парой зовется тамас.
А тамас зовется парой и саттвы, и раджаса,
И не было их начала, соприкасания или соединения.
Все части этого материального мира наитеснейшим образом связаны между собой законом совместной деятельности бесконечно большого количества частей единого целого, а желание является двигателем этого мира. Один из первых афоризмов Ману Самхиты, Законов Ману, говорит о том, что все в этом мире, хорошее или плохое, прогресс или деградация, происходит только от желания живого существа.
Помимо глобального воздействия на все живые и неживые объекты во вселенной, махагуны складывают ментальною конституцию личности, а Раджо гуна и Тамо гуна, беря под контроль сознание человека, являются причинами возникновения болезней. Саттва гуна, вследствие своей чистоты, ведет к знанию, святости, здоровью и долголетию, поэтому одной из основных рекомендаций Аюрведы является поддержание себя на этом уровне.
Первым продуктом эволюции Пракрити, считает Санкхья, является совокупность основ материального творения - Махат-таттва, причина проявления непроявленной до этого вселенной. Это базис возникновения Буддхи индивидуума. Слово "Буддхи" достаточно сложно перевести на русский язык. Это не только разум в общепринятом понимании этого слова, но и осознанность любого совершаемого человеком действия или поступка. Ложное самоотождествление (Ахамкара), или принцип извращенной индивидуальности, возникает после Буддхи.
Махагуны сразу же берут под свой контроль все нововозникающие элементы Пракрити. Они заставляют идти процесс дальнейшей эволюции мира от Ахамкары двумя ветвями, зависящими от преобладающего влияния одной из гун - Саттвика и Тамасика путями. Раджо гуна за счет своей очень высокой активности только участвует в образовании Саттвика и Тамасика ветвей развития вселенной, не давая при этом своего собственного пути образования компонентов этого мира.
В соответствии с философией Санкхьи, из Ложного самоотождествления в его аспекте благости, возникает ум, пять органов чувств, посредством которых человек познает материальный мир - уши, кожа, глаза, язык и нос и пять органов действия - ноги, руки, анус, гениталии и рот. Ум тоже часто относят к органам чувств и называют Антариндрия или Убахиндрия, т.е. находящийся между или над чувствами. Из Ложного самоотождествления в аспекте невежества, возникают первокачества (Панчатанматра), или пять тонкоматериальных первоэлементарных субстанций – Звук, Шероховатость, Форма, Вкус и Запах, которые способствуют образованию пяти первоэлементов (Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли соответственно). В Шримад Бхагаватам[32] так описывается процесс возникновения Эфира: "Из тьмы Ложного самоотождествления возникает первый из пяти первоэлементов - Эфир. Его тонкая форма – Звук – связана с ним так же, как объект наблюдения с наблюдателем". Аспект гуны страсти Ложного самоотождествления принимает участие как в образовании первокачеств (Панчатанматра), так и в образовании органов чувств живого существа.
Когда все вышеперечисленные материальные проявления мира обозначились, каждая из трех махагун пытается по своей природе занять доминирующее, контролирующее положение по сравнению с другими, а оставшиеся гуны пытаются вытеснить доминирующую гуну с ее положения. Так идет их постоянное взаимодействие, помогающее дальнейшей эволюции материальной Природы.
Органы чувств возникают из пяти первокачеств, проявляясь непосредственно из Ложного самоотождествления, но, соответственно воспринимают только одно из них по принципу комплиментарности, поэтому каждый орган чувств воспринимает только одно качество мира из пяти (уши воспринимают звук, глаза - форму и цвет, кожа - тепло и структуру материала, и т.д.).
Из пяти первокачеств возникают пять первоэлементов – Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, из которых формируются все живые и неживые, тонкоматериальные и грубоматериальные объекты.
Если сосчитать все элементы творения, то мы получим двадцать четыре составляющих Махат-таттвы. Но, нельзя забывать, ради чего идет процесс сотворения этого материального мира. Без души весь этот мир останется мертвым. На самом деле он создается только ради нее. Душа – краеугольный камень этого мира, созданного для ее самореализации и самоосознания. Есть два типа душ - свободная и самоосознающая свою природу, которая даже в этом материальном мире не теряет своего изначального осознания себя и Бога, и обусловленная, попавшая под колдовское влияние Майи, иллюзии материального мира, низшей энергии Господа. И основная задача души, попавшей в плен материального мира прийти к осознанию себя, поднявшись на уровень Мокши (но не "освобождения" в имперсональном понимании этого слова, а на уровень сознания "над гунами"), поняв свою духовную природу. Помимо душ этот мир населен духами – как добрыми, так и злыми по отношению к человеку, выполняющими контролирующую и поддерживающую Природу функцию.
Мельчайшие частицы мироздания, первоэлементы, с помощью первокачеств формируют как неорганическую материю, так и органическую. Процесс формирования физических тел и субстанций идет от образования простых объектов к более сложным и полимолекулярным. Неорганические тела, растения и животные - три ступени процесса проявления всевозможных качеств этого мира, которые так же возникают по принципу увеличения сложности, уровня сознания и активности, а также свободы проявления индивидуальности. Чем выше уровень сознания живого существа, тем сложнее устроено его тело, тем больше он имеет возможностей и обязанностей, но тем меньше свобод. В этом ошибочность материалистической теории Чарльза Дарвина, говорившего о телесной эволюции видов в борьбе с внешними проявлениями реальности, естественном отборе, наследственности и изменчивости. На самом деле идет процесс эволюции сознания от более простых форм (микроорганизмы) до высших (святые мудрецы) форм жизни. В человеческой форме жизни живое существо получает возможность или развиваться дальше до уровня обитателей райских планет, деградировать до уровня животных, растений и минералов, или, осознав себя, уйти к Господу.
В организме человека три гуны материальной природы оказывают влияние в первую очередь на его ум. Если преобладает влияние гуны благости, то человек стремится к знанию и самосовершенствованию, его дела и помыслы чисты, а тело здорово. Если доминирует гуна страсти, то ум человека очень активен и деятелен, быстро перескакивает с одного объекта на другой, человек не может ни на чем долго концентрироваться, испытывает много противоречивых и негативных эмоций, знание его ложно и отрывочно, а болезни протекают в острой форме. Влияние гуны невежества отнимает знание, счастье, радость и здоровье, давая взамен лень, волнение и иллюзию.
Все многомолекулярные тела состоят из первоэлементов и первокачеств, и глубоко заблуждаются те, кто считает, что Эфир не принимает участия в процессе их образования и что все вокруг происходит только за счет трансформации Земли или Огня.
Итак, с точки зрения философии Санкхья можно нарисовать следующую картину сотворения мира, где первоэлементы являются субатомными частицами многомолекулярных объектов (см. схему 2).