Как узнать, почему кто-то что-либо делает (не делает)
Вопросительное наречие «почему». Сложноподчиненное предложение с придаточным причины (союз «потому что»).
– Почему ты не ешь яблоки?
– Потому что я не хочу.
– Почему ты не рисуешь?
– Потому что я играю.
– Почему ты не читаешь?
– Потому что я хочу смотреть телевизор.
Кто что умеет (не умеет) делать
Вопросительное наречие «почему», союз «потому что».
– Почему ты не танцуешь?
– Я не умею танцевать.
– Почему ты любишь петь?
– Потому что я умею хорошо петь.
Большую роль для детей, склонных к выраженному стереотипному поведению, играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Их затрудняет понимание смысла предложения при изменении форм и порядка слов, не всегда воспринимается ими смысл грамматических конструкций. В ряде случаев дети не понимают слегка усложненных заданий. При возникновении подобных затруднений, следует вернуться на предыдущий этап работы и, меняя инструкцию буквально по одному слову, постараться предельно детализировать действия в той или иной ситуации, обращая особое внимание на наглядность. Так как параллельно с развитием коммуникативных форм речи ребенок обучается глобальному чтению, большую пользу на занятиях приносит использование таблиц. Таблицы печатаются крупно, с выделением цветным шрифтом ключевых слов. Слова, которые должен использовать ребенок, выносятся на отдельные карточки.
Как уточнить, о чем идет речь
Окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в винительном падеже единственного числа. Вопросительные местоимения «какой», «какая», «какое».
Какой шар, матрешку хочет купить кто-нибудь.
– Посмотри, какие красивые шары! Я хочу купить один шар.
– Какой?
– Синий.
– Я хочу нарисовать яблоки.
– Какие тебе нужны карандаши?
– Красный и желтый.
Как уточнить, о чем идет речь (продолжение)
Зависимость окончаний прилагательных от категорий одушевленности и неодушевленности.
Прилагательные в винительном падеже единственного числа:
– Какого ты гладишь кота?
– Большого, рыжего.
– Какой ты рисуешь дом?
– Высокий, желтый.
Как уточнить с помощью местоимений, о чем идет речь
Притяжательные и указательные местоимения в винительном падеже единственного и множественного числа. Употребление предлога «рядом с».
– На какого медведя ты хочешь посмотреть?
– Вот на этого, белого.
– Какую лису ты видел?
– Вот эту, рыжую.
– Где твоя мама?
– Моя мама рядом со мной.
– Где ваша (ваш) дочка (сын)?
– Моя дочка (сын) рядом со мной.
Далее со всеми местоимениями по таблице.
Кто кому помогает
Употребление дательного падежа после глагола «помогать». Спряжение глагола «помогать».
– Это наша комната. В комнате беспорядок.
– Я помогаю бабушке наводить порядок.
Отрабатываем вопрос «Кто кому помогает?» и ответ на него.
Как обозначить неопределенное количество предметов
Слова «много», «мало».
– У меня много/мало книг, цветов, знакомых и т. п.
Употребление существительных в родительном падеже множественного числа после количественных числительных 5-20 и слов «много», «мало».
– На улице много машин.
– Мама купила 6 открыток.
– Папа принес 10 яблок.
– У меня мало машинок.
– В коробке 16 кубиков.
– На дереве много птиц.
Кто чем занимается в свободное время
Спряжение глагола «заниматься».
– В свободное время мы занимаемся спортом.
– Это наш спортивный зал, здесь мы бегаем и прыгаем.
– Это наш бассейн, здесь мы занимаемся плаванием.
Активная лексика: спортивный зал, бассейн, плавание.
Пассивная лексика: штанга, брусья, кольца, конь, канат, корзина, сетка, гантели.
Как выразить необходимость совершить действие
Слово «надо» с личными местоимениями и в безличных предложениях.
– Мне надо пойти в магазин.
– Ей надо приготовить обед.
– Ему надо починить стул.
– Им надо идти в детский сад.
– Это надо сделать.
Учиться заканчивать предложения.
– Завтрау мамы день рождения. Мне надо...
– Саша плохо играет в футбол. Ему надо...
– Наташа плохо поняла рассказ. Ей надо...
– Коля и Антон хотят посмотреть, как живут волки, лисы, зайцы. Им надо...
– Марина не умеет танцевать. Ей надо...
– Мы хотим пойти в кино. Нам надо...
Как выразить просьбу, разрешение или запрещение совершить действие
Существительное или местоимение, обозначающее лицо, которому разрешается или запрещается совершить действие, всегда стоит в дательном падеже, а после слов «можно», «нельзя» употребляется только инфинитив.
– Да, можно. Нет, нельзя.
– Мне можно посмотреть, как работает кран?
– Да, можно. Но здесь стоять нельзя.
– А где можно стоять? (Уточнение.)
– Вон там, около дерева.
При расширении активного словаря на занятиях нужно сосредоточить внимание ребенка не на заучивании новых слов, а ставить его в ситуации мыслительных задач, когда надо производить осознанный выбор речевых форм. Работа проводится в условиях узких микротем, которые постепенно расширяются и объединяются. Это приводит к осознанию ребенком собственной речевой продукции и речи других.