Закаливание, как фактор здорового образа жизни
Режим дня подростков (рациональное чередование труда и отдыха).
Основой сохранения здоровья человека является рациональный режим дня: правильное чередование труда и активного отдыха, регулярный прием пищи, определенное время подъема и отхода ко сну, выполнение ряда гигиенических мер.
При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм деятельности, в организме формируется динамический стереотип нервных процессов, определяемый как уравновешенная система условных рефлексов. Отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.
Рациональный распорядок дня дает возможность лучше планировать свое время, приучает учащихся к сознательной дисциплине.
Функциональная активность организма человека ритмически изменяется. Ритмы функционирования организма, получившие название биологических, имеют различные периоды. Основным ритмом является суточный. Ночью снижаются показатели обменных процессов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, температура тела. Днем увеличиваются интенсивность обмена веществ, двигательная активность и связанная с ними работа сердца и дыхания. При этом на протяжении дня работоспособность также ритмически изменяется: постепенно повышаясь в утренние часы, она достигает высокого уровня в 10-13 ч, а затем понижается к 14 ч. После этого начинается вторая волна повышения работоспособности, которая после 20 ч постепенно снижается.
Лучшее время для занятий по физическому воспитанию - с 10 до 13 ч и с 16 до 20 ч.
Большое значение имеют правильная организация учебных занятий, рациональное распределение труда и отдыха, объемы нагрузок в различных видах деятельности.
На рост и развитие подростков существенное влияние оказывает двигательная активность. Недостаточная двигательная активность неблагоприятно влияет на многие функции растущего организма, в частности на сердечно-сосудистую и нервную системы.
Оптимальная доза двигательной активности должна определяться как при плановых занятиях спортом, так и при самостоятельных занятиях. Гигиеническая норма двигательной активности учитывает прежде всего требования и закономерности укрепления здоровья и всестороннего гармонического развития всего организма. Для сохранения здоровья и достижения высокого уровня физического развития учащимся необходим довольно большой объем двигательной активности с энерготратами как минимум 2, 5 тыс. ккал/сут.
При рациональной режиме учащихся продолжительность ночного сна должна быть не менее 8,5 в для подростков 15—16 лет и 8 ч для учащихся 17—18 лет. При различных нарушениях режима и переутомлении может наступить бессонница. Перед соревнованиями также нередко отмечается нарушение сна, связанное с излишним волнением перед стартом. От бессонницы поможет избавиться строгое соблюдение всех гигиенических норм. Не рекомендуется пить на ночь крепкий чай, кофе, заниматься до позднего вечера напряженной умственной работой, поздно тренироваться, перед сном нужно совершить небольшую прогулку, а затем принять теплый душ.
Режим питания подростков.
Кушать подросток должен четыре раза в день. Основной прием пищи приходится на обеденное время — 35 — 40 % суточного энергетического рациона, около 25 % приходится на завтрак, ужину достается не более 25 %, а оставшиеся проценты пусть ребенок получит во время полдника. Стоит следить и за тем, чтобы подросток принимал пищу в одно и то же время, а вот в промежутках между основными приемами пищи от сладостей и напитков, содержащих глюкозу лучше воздержаться.
Закаливание, как фактор здорового образа жизни
Закаливание основано на том, что человек может адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды. При этом эффект от закаливания можно ожидать только в том случае, если воздействие закаливающего фактора (например, холодной воды) будет систематическим, многократно повторяющимся, а его дозировка — постепенно повышающейся.
При закаливании на организм воздействуют различные факторы внешней среды (такие как воздух, вода, солнечная радиация). При этом вследствие постоянного раздражения кожных рецепторов, импульсы от которых поступают в центральную нервную систему, начинают перестраиваться механизмы терморегуляции организма. Таким образом, благодаря совершенствованию процессов регуляции тепла происходит приспособление организма человека к условиям окружающей среды.
Закаливание является специфическим методом, так как в результате организм приобретает устойчивость к определенному физическому фактору. Например, если человек систематически проводил закаливание с помощью холодной воды, то его организм адаптируется только к холоду и не будет устойчив к воздействию тепла или низкого атмосферного давления.
Большое значение имеет постоянство закаливания. Если в течение какого-то времени закаливающие процедуры не проводить, то степень закаленности организма становится все ниже и постепенно в течение нескольких месяцев сходит на нет.