Психолого-педагогические основы проведения занятий с группой
Для того чтобы лучше понять особенности управления группой, необходимо хотя бы очень кратко ознакомиться с некоторыми компонентами обучения, без учета которых невозможно осуществить эффективное руководство группой людей.
ОбщениеПрежде всего надо представлять, что под об-
щениемпонимается связь между людьми, в процессе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Цель общения - изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средство различные формы самовыражения личности.
В последние годы в науке наряду с понятием "общение" используется понятие "коммуникация". Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений между людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют
коммуникативными действиями. Коммуникация это более широкое по объему понятие или общение. Она предусматривает передачу информации, сообщений, связей между людьми; может иметь как двусторонний, так и односторонний характер. Коммуникацию следует отличать от общения, которое является взаимным обменом информацией, внутренним психическим содержанием, т.е. всегда двусторонним процессом. Общение возможно только между одушевленными существами, коммуникация возможна и между неодушевленными, например между человеком и компьютером. Коммуникация связана прежде всего с опосредованным общением, с передачей информации при помощи технических устройств (телефона, телетайпа и т.п.), в том числе средств массовой информации (телевидения, радио, прессы и др.). Поэтому нежелательно отождествлять и рассматривать в качестве синонимов понятия "коммуникация" и "общение".
Общение предполагает обмен информацией между людьми. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы умения и навыки.
Содержанием общения может выступать человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.п. Первое впечатление обычно вызывает у человека определенное эмоционатьное отношение к воспринимаемому лицу.
Если возникает чувство симпатии, то общение, скорее всего, будет развиваться быстро и эффективно. В случае антипатии обычно возникают психологические затруднения. На особенности восприятия внешнего облика партнера по общению оказывают влияние установка на общение, наличие опыта взаимодействия, а также задачи совместной деятельности. Например, если ученик получил в процессе тренировки замечание от инструктора, то для него наибольшее значение при
предметов, вызывающих удовольствие, зрачок расширяется. Положительное отношение к предмету проявляется в стремлении к сближению с ним, выражается в широких жестах ("Встретить с распростертыми объятиями").
С другой стороны, сознательная зависимость мимики и жестов подтверждается тем, что в условиях разных культур одни и те же выражения лица и жесты могут иметь диаметрально противоположное значение. Например, широко раскрытые глаза для японца признак гнева, для европейца приветливости и удивления.
В спортивной деятельности невербальные (не
речевые) средства общения получили широкое
распространение и имеют очень важное значение.
К ним относятся выразительные движения, двига
тельные действия, поступки. Можно даже сказать,
что в процессе занятий физической культурой и
спортом происходит обучение невербальному об
щению.
Функции Функции общения весьма многообразны. В
общения наиболее общей форме их можно подразделить на
социальные, направленные на решение задач коллективного (группового) труда, и психологические, ориентированные на удовлетворение личных потребностей людей в обмене информацией и взаимопонимании.
Социальные функции общения подразделяются на функции управления и контроля.
С общетеоретической точки зрения управление представляет собой информационный процесс, состоящий в получении (сборе) информации об объекте управления, в ее хранении, переработке и передаче в форме команд для регулирования процесса функционирования или развития управляемой системы (в данном случае группы по аэробике). В спорте (физической культуре) это связано с организацией деятельности групп (коллективов). Например, в процессе занятий аэробикой руково-
дитель отдает определенные словесные команды, направленные на выполнение какого-либо задания. Обучаемые видят руководителя, воспринимают эти команды, понимают его требования и должны их выполнить.
Однако не всякое информационное отношение есть управление. Можно многократно и в различной форме (просьба, совет, распоряжение) обращаться к какому-либо человеку, но так и не получить желаемого результата. Почему же один реагирует на команду и выполняет ее, а другой делает вид, что не воспринимает ее или воспринимает, но отказывается выполнять, хотя информация, указывающая что и как надо делать, передается? Во многом это зависит от того, что между людьми отсутствует так называемое отношение подчинения. Только на основе отношения подчинения между людьми возможна передача информационных сигналов, воспринимаемых в качестве команд, которые нельзя не выполнить.
В основе отношения подчинения находится зависимость между людьми: материальная, юридическая, моральная, интеллектуальная, когнитивная (обучаемый осознает превосходство руководителя в уровне знаний), психологическая.
Если говорить наиболее обще и очень кратко, то можно сказать, что если отсутствует зависимость, отсутствует и подчинение. Отсутствие подчинения приводит к отсутствию управления.
Содержание управленческой деятельности руководителя группы (коллектива) включает такие основные составляющие, как уяснение целей, поставленных перед группой; анализ возможности их достижения; формулирование проблем на основе выявления несоответствия между целями и возможностями их достижения; выработка и принятие решений, включающих перечень основных действий и условий, необходимых для достижения целей; составление программ (планов), определяю-
щих порядок (последовательность) действий, про
межуточные и конечные сроки решения задач; ор
ганизация выполнения разработанных программ
(планов); информирование группы (коллектива);
постановка задач для отдельных обучаемых; их сти
мулирование и координация действий; контроль за
выполнением (сравнение промежуточных резуль
татов с конечными целями); коррекция (исправле
ние) любых моментов деятельности группы для
обеспечения выполнения намеченной программы.
Необходимо понимать, что отношение управ
ления отношение подчинения это прежде всего
отношение между людьми, а не между людьми и
средствами деятельности. Поэтому управление в
первую очередь представляет собой организацию
людей. В связи с этим первостепенное значение
имеют вопросы, связанные с обеспечением наи
лучшей реализации отношений между руководи
телем и подчиненным (подчиненными).
СпособыНаиболее распространенными способами вли-
влияния людей яния людей друг на другав процессе общения явля-
друг на другаются убеждение, внушение, личный пример.
Убеждением называется процесс психологического воздействия с помощью логического обоснования речевых сообщений, приведение логически обоснованных доказательств своей правоты. Цель убеждения — изменение мнения слушающего, получение согласия, готовности принять точку зрения убеждающего.
Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступить и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению. Внушающий эффект во многом зависит от степени внушаемости человека, его готовности принять сообщение на веру. Сила внушающего влияния зависит также от авторитета человека, проводящего внушение.
Личный пример это разновидность влияния, которое достигается путем обращения внимания на себя, демонстрацией эталона поведения.
Наряду с вышеперечисленными широко используются и другие приемы и средства взаимовлияний.
Например, в деловом общении для организации поведения применяются такие разновидности взаимовлияний, как информирование ориентация людей на ожидаемые события или итоги совместной работы; инструктирование предписание, как нужно действовать или вести себя в различной обстановке; стимулирование поощрение правильных действий (правильное выполнение упражнения, программы); одобрение успехов.
Среди психологических феноменов, обусловливающих эффект совместного действия, обязательно надо учитывать уровень подготовленности занимающихся к выполнению совместной деятельности, их психологическую совместимость, уровень развития группы и т.п.
При групповой работе обычно руководствуются несколькими видами и уровнями совместимости людей.
Так, социально-психологическая совместимость предполагает сходство личных и общественных интересов и отношения к деятельности, общности целей и мотивов, ценностных ориентации и потребностей членов группы.
Психологическая совместимость представляет собой сходство людей по проявлению психологических процессов и свойств (по характерологическим проявлениям, темпераменту, уровню работоспособности, по параметрам ощущений, восприятий и т.д.).
Наличие совместимости людей в группе во многом определяет положительный эффект совместного действия, ее отсутствие неминуемо приводит к возникновению конфликтов и межличностной напряженности во взаимоотношениях.
Стили руководства
Для управления людьми используются различные стили руководства.
Под руководством принято понимать индивидуальную целенаправленную и сознательную деятельность. Для нее характерны анализ целей, объекта управления (в данном случае группа по аэробике) и условий деятельности, сознательное ее ориентирование и регулирование.
Стиль руководства предусматривает типичную для конкретного руководителя систему способов, методов и приемов воздействия на подчиненных с целью эффективного выполнения управленческих функций.
В настоящее время стили руководства принято подразделять на три основные группы.
1. Авторитарный (директивный). Этот стиль отличается жесткими способами управления, единоличным принятием решений, строгим контролем над деятельностью, высокой требовательностью, пресечением чьей-либо инициативы, максимальной нацеленностью на достижение результата, отсутствием внимания к взаимоотношениям в группе (коллективе).
2. Демократический (коллегиальный). Основные особенности поощрение инициативы, распределение полномочий между членами группы и руководителем, коллегиальность в принятии решений, требовательность и справедливость, внимательное отношение к людям.
3. Либеральный (попустительский). Характеризуется малой активностью руководителя в управлении группой, ограничением личной ответственности, низкой требовательностью к подчиненным, формализмом.
Как правило, в "чистом виде" какой-либо конкретный стиль руководства не встречается. Преобладание того или иного стиля руководства во многом зависит от личности руководителя (уровня его опыта, знаний, типологических свойств лично-
сти), среды, в которой проходит деятельность, и конкретной ситуации.
Помимо стилей руководства примято также выделять манеру поведения того или иного руководителя. Один руководитель по манере поведения может быть мягким, обходительным, интеллигентным, но, по сути, придерживаться жесткого авторитарного стиля руководства; другой же, наоборот, может быть вспыльчив, несдержан в выражениях, однако, по существу, стиль руководства весьма близок к либеральному.
Необходимо также отметить, что стиль руководства и манера поведения любого руководителя обусловлены уровнем группового развития и содержанием совместной деятельности, которая лежит в основе межличностных отношений в группе.
В занятиях аэробикой принято использовать различные методы управления группой, одним из которых является жестикуляция. Пршмеры использования жестикуляции инструктором при проведении классов аэробики приведены ниже.
Сначала |