Состояние слухового внимания
Решение ПМПК.
Исследование неречевых психических функций
Общие данные
/ Контактность(соответствующее подчеркнуть): легко и оыстро устанавливает контакт, проявляет в нём заинтересованность; контакт избирательный; в контакт вступает не еразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности и контакте; контакт формальный (чисто внешний); в контакт не вступает.
Восприятие и воспроизведение ритма (П длительный звук, • коооткий звук) |
J Эмоционально-волевая сфера:активность, бодрость позитивное отношение к происходящему; пассивность, инерт ность, равнодушное отношение к происходящему; неадекват ное поведение; избалованность; капризность; конфликтность: колебания настроения.
/ Реакция на одобрение:адекватная (радуется одобрению, ждёт его); неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).
/ Реакция на замечание:адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием); неадекватная (обижается); нет реакции на замечание; негативная реакция (делает назло).
/ Отношение к неудаче:неудачу оценивает адекватно (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки); отсутствует оценка неудачи; наблюдается негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.
/ Работоспособность:достаточная; снижена; низкая.
/ Обучаемость. Использование помощи(во время обследования): ребёнок обучаем, использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения задания к более высокому); обучаемость низкая, помощь используется недостаточно, перенос знаний затруднён; обучаемость отсутствует, помощь не использует, нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
/ Характер деятельности:деятельность устойчивая, работает с интересом; деятельность неустойчивая, работает формально; отсутствие мотивации к деятельности.
/ Внимание:достаточно устойчивое; плохое переключение внимания; недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности; низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребёнок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте).
Состояние слухового внимания
От 3 до 4 лет используются контрастные игрушки Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая
игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»);
определение направления звука.
/ Память:
Исследование произвольного запоминания (без нацеливания на запоминание, смешанный ряд, линейный ряд).
Исследование непроизвольного запоминания: с установкой на запоминание (исследование после нарушения порядка предметов, исследование после изменения количества предметов, добавление предмета в линейный ряд, уменьшение предметов в линейном ряду).
У Мышление:
Обследование операции обобщения (первый уровень: обобщение словом, второй уровень: группировка по субъективным общим признакам (синкретизм), третий уровень: формирование родовидовых обобщений, четвёртый уровень: логическое мышление).
Обследование операции сериации (расположение предметов и ряду (3—4-составная матрёшка) на основе нарастания признака, убывания признака; сопоставление двух рядов на осно-нс нарастания признака), обследование операции сравнения.
/ Воображение(особенности: живость, активность, творческий характер).
/ Восприятие: исследование зрительного восприятия
Восприятие цвета: умение соотносить цвета («подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца»): 3 года (красный, синий, зелёный, жёлтый); 4 года (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный); 5 лет (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, белый, чёрный); 6 лет (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолето-иый, розовый, коричневый, серый, белый, чёрный).
Показ цветов: 3 года (красный, синий, зелёный, жёлтый),
4 года (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный):
5 лет (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, белый, чёрный); 6 лет (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, чёрный).
Восприятие формы (показать по просьбе учителя-логопед а): 3 года (круг, квадрат, треугольник), 4 года (круг, квадрат, овал, треугольник), 5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), 6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник).
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Ориентировка в пространстве: 3 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади); 4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади); 5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); 6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу).
Ориентировка в схеме тела: 3 года (показать руку, ногу, глаз, ухо, нос); 4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу); 5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо); 6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо).
Складывание картинок из частей: 3 года (2—3 части); 4 года (2—4 части); 5 лет (3—5 частей); 6 лет (4—8 частей). ]
Складывание фигур из палочек по образцу: 3 года (складывание фигур из палочек по образцу 2—4 части); 4 года («стульчик» и «кроватка».из четырёх палочек, «лесенка» из пяти палочек); 5 лет («домик» и «ёлочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек).
Складывание фигур из палочек по памяти: 6 лет («ёлочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек).
/ Особенности развития некоторых видов деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной) и общения: игровая деятельность, изобразительная деятельность (по подражанию, по образцу, по представлению: доступно, недоступно, часто допускает ошибки; рисование предметное, сюжетное), конструктивная деятельность (по подражанию, по образцу, но представлению: доступно, недоступно, часто допускает
ошибки).
Характер общения: с педагогами, с родителями, со сверстниками.
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность, координация движений).
► 3 года (пройти и пробежать между двумя линиями, нарисованными на полу; перейти с бега на ходьбу и остановиться по сигналу; пройти по лежащей на полу доске; прыгнуть на длину с места; выполнить прыжки на месте на двух ногах; перешагнуть через палку, расположенную над полом на высоте 35 см; переложить предмет из одной руки в другую (перед собой, над головой, за спиной); бросить одной рукой (попеременно) мяч в горизонтальную цель, расположенную на расстоянии 1 м; похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно); М года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч); ►5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку); ►б лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с неё).
2. Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости).
Кинестетическая основа движений:
► 3 года («Пальчики здороваются» упражнение для ведущей руки); М года (сложить в кольцо большой и указатель-
ный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке); ►5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук); ►б лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой).
Кинетическая основа движений:
► 3 года (поочерёдно сгибать и разгибать пальцы левой и правой рук); М года (поочерёдно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот); ► б лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой); ►б лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой).
Навыки работы с карандашом: ►З года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги); ^4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги); ► б лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека); ► б лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека).
Манипуляции с предметами: ►З года (умение застёгивать и расстёгивать пуговицы); У4 года (умение застёгивать и расстёгивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую); ►б лет (умение застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки); ►б лет (умение застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать фигуры среднего размера).
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок).
Выполнение упражнений: ►З года (поднять брови вверх; нахмурить брови; прищурить глаза; зажмурить один глаз (поочерёдно); надуть щёки; втянуть щёки; наморщить нос; наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок); ► 4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, 28
нахмурить брови, наморщить нос, надуть щёки); ►б лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить »>рови, надуть щёки, втянуть щёки, наморщить нос); ►б лет (лакрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, итянуть правую щеку, левую щеку).
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объём, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка).
Движения нижней челюсти: ►З года (открыть и закрыть рот); ►4 года (открыть и закрыть рот); ►б лет (открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево); ►б лет (открыть и накрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево).
Движения губ: ►З года («улыбка», «трубочка»); УА года («улыбка», «трубочка»); ►б лет («улыбка», «трубочка», «улыбка-трубочка»); ►б лет («улыбка», «трубочка», «улыбка-трубочка», поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю).
Движения языка: ►З года («лопата», «жало», «качели», «маятник»); У 4. года («лопата», «жало», «качели», «маятник»); ► б лет («лопата», «жало», «лопата-жало», «качели», «маятник»); ►б лет («лопата», «жало», «лопата-жало», «качели», «маятник», «чашечка», «вкусное варенье»).
Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть).
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (нормальные, толстые, тонкие; расщелина, шрамы, рубцы); зубы (нормальные, редкие, крупные, кривые, мелкие, пне челюстной дуги, отсутствие верхних или нижних резцов, диастема); челюсти (норма, прогения, прогнатия); прикус (открытый боковой, открытый передний: двусторонний, односторонний, глубокий, мелкий; нормальный); твёрдое нёбо (нысокое узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель); мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка); язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой).
Состояние звукопроизношения3 Воспроизведение звукоподражаний(с опорой на картинки): А-А-А! (плачет девочка); О-О-О! (рычит медведь); У-У-У! (гудит поезд); И-И-И! (ржёт лошадь); УА! (плачет малыш); АУ! (кричат дети); МЯУ! (мяукает кошка); АВ! (лает собака); ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыплёнок); КО-КО-КО! (кудахчет курица); ГАТА-ГА! (кричат гуси).
Звук | Изолированное произнесение | В словах | В словах | Во фразах | |||
В начале | В середине | В конце | В стечении согласных | ||||
А | |||||||
У | |||||||
Ы | |||||||
И | |||||||
Э | |||||||
К | |||||||
кг | |||||||
г | |||||||
г | |||||||
X | |||||||
х^ | |||||||
и | |||||||
м | |||||||
]УГ | |||||||
п | |||||||
Щ | |||||||
3 Обследование состояния качества звуков у детей с открытой механической ринолалией (до уранопластики) целесообразно проводить как с ортопедическим аппаратом, так и без него. Сравнение обеих результатов позволяет выявить различия в проявлениях назальности всех звуков или только определённых групп. В этом случае лист для записи результатов обследования делится на две части, при этом на одной половине фиксируются результаты произношения звуков без обтуратора, а на второй — с обтуратором.
Окончание таблицы | |||||||
Б | |||||||
1Г | |||||||
Ф | |||||||
ФЛ | |||||||
В | |||||||
1Г | |||||||
т | |||||||
т | |||||||
д | |||||||
Д' | |||||||
н | |||||||
If | |||||||
с | |||||||
с: | |||||||
'S | |||||||
ц | |||||||
ш | |||||||
"МЛ | |||||||
ч | |||||||
щ | |||||||
р | |||||||
Р' | |||||||
л | |||||||
л^ |
Вывод:фонетический строй сформирован достаточно (N); изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи.
Состояние дыхательной и голосовой функций ►З—6лет
тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафраг мальное, брюшное, смешанное); объём дыхания (достаточный, недостаточный); направление голосовыдыхательной струи пря речи; громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный).
Особенности динамической стороны речи ►З—6лет: • темц (нормальный, ускоренный, замедленный) • ритм (нормальный, дисритмия) • паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) • употребление основных видов интонации (вопросительной, повествовательной, побудительной).
Воспроизведение звукослоговой структуры слова(не нарушена; нарушения слоговой структуры слов: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).
►3 года: Односложные слова: дом, кот, дуб, бык, мак; двусложные слова: вода, нога, кино, вата, Дима; трёхсложные слова: батоны, вагоны, бананы, панама; М года: • Изолированные слова: кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, тропинка; ► 5 лет: • Изолированные слова: самолёт, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка • Предложения: Сестрёнка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку; ►б лет: • Изолированные слова: тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик • Предложения: Виолончелист укладывает инструмент в футляр. Регулировщик руководит движением на перекрёстке. У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
Состояние фонематического восприятия(сохранено; нарушено).
Повторение слогов с оппозиционными звуками ►З—4 года: ба-па, па-ба; га-ка, ка-га; та-да, да-та; ма-ба, ба-ма; ва-ка, ка-ва; ня-на, на-ня; ► б лет: ба-па-ба, па-ба-па; га-ка-га, ка-га-ка; да-та-да, та-да-та; за-са-за, са-за-са; жа-ша-жа, ша-жа-ша; та-тя-та, тя-та-тя; ►б лет: са-ша-са, ша-са-ша; са-ца-са, ца-са-ца; ча-тя-ча, тя-ча-тя; ща-ча-ща, ча-ща-ча; ща-ся-ща, ся-ща-ся; ля-ла-ля, ля-ла-ля.
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешанных it произношении(показать картинки) ►З года: стол — стул, тра-ии — дрова, уточка — удочка, суп — зуб, миска — мишка; VA годи: кот — кит, дом — дым, мышка — мишка, уточка — удочка; ►б лет: почка — бочка, трава — дрова, корка — горка; Кб лет: пашня — i ми пня, катушка — кадушка, крот — грот, мышка — мошка.
Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении(показать картинки) ►З—4 года: коса — коза, кочка — кош-па, миска — мишка, малина — марина; ►б лет: суп — зуб, мелка — щёлка, сайка — чайка, галка — галька; ►б лет: сопор — забор, касса — каша, сук — жук, лук — люк.
Состояние фонематического анализа и синтеза(сформиро-шш; недостаточен; несформирован) ►З года: Показать собачку, услышав звук [р] в слове: дом, рак, вода, рыба, банка, труба; ► I года (выделение звука [р] из слов — определить «рычит» ми собачка в словах): майка, санки, шапка, пирамидка, рыба, рпк, корова, лимон; ►б лет (выделение начального ударного гласного из слов): астра, арка, осень, озеро, улей, уши, иглы, искра; ►б лет: • выделение конечного согласного из слов: кот, сук,сом, малыш, лимон, грач, сироп, лещ • выделение начального согласного из слов: мост, банка, пол, тапки, вода, чайник, дом, щётка • определение последовательности звуков лслове: кот, вата, дом, лапа, нос, рыба, суп, шина • определение количества звуков в словах: нос, ваза, бык, батон, кит, папка.
Исследование состояния импрессивной речи Понимание обращенной речи:понимание речи в полном объёме (понимание/непонимание переносного значения метафорических выражений, фразеологизмов); понимание обращенной речи на бытовом уровне, выполняет сложные речевые инструкции; понимание обращенной речи ограниченно (ситуативно); выполняет простые речевые инструкции. Непонимание обращенной речи.
Пассивный словарь:понимание названий предметов (реальных и изображений на картинке); понимание значения слов; понимание простого сюжета; понимание лексико-грамматических конструкций.