Воспитание слухового внимания

Воспитание слухового внимания можно проводить, используя звучание музыкальных инструментов, игрушек или различных предметов. Вначале ребенок должен определить, какой инстру­мент звучал; затем указать направление звука звучащего инст­румента, игрушки; воспроизвести ритм звучания.

Воспитание слухового внимания на музыкальных инструмен­тах проводится так: логопед сначала знакомит ребенка с звуча­нием, например, гармошки, балалайки. Ребенку завязывают гла­за или предлагают отвернуться в сторону, после чего логопед играет на одном из этих инструментов, а затем предлагает ребен­ку найти тот инструмент, на котором он играл.

Воспитание слухового внимания на звучащих игрушках (ба­рабан, дудочка, горн и т. д.) и на издаваемых различными пред­метами звуках (свист в пузырек, в ключ, удары молотком по де­реву, по стеклу и т. д.) проводится так же, как и на музыкальных инструментах.

Определение направления звука инструмента или игрушки проводится так: в кабинете, кроме ребенка, могут быть еще не­сколько детей, которые рассаживаются в разных местах кабине­та. Логопед выбирает водящего, а остальным завязывает глаза. Водящий играет на каком-нибудь инструменте, затем логопед снимает повязку у детей и просит их указать, откуда был слышен звук.

Воспроизведение ритма (хлопки в ладоши, стук об стол ка­рандашом и т. д.) проводится следующим образом: логопед уда­ряет в ладоши два раза и просит ребенка сделать столько же хлопков; стучит по столу один раз, делает паузу и опять стучит один раз и просит ребенка повторить.

Воспитание слухового внимания к речи проводится так: ло­гопед прикрывает рот листом бумаги и просит ребенка дать кош­ку (мяу), собаку (ам-ам или гав-гав).

Правильное выполнение задания логопеда ребенком будет го­ворить о том, что он научился внимательно слушать чужую речь.

ВОСПИТАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Фонематический слух — это представление ребенка о звуко­вом составе слова.

Основные этапы воспитания фонематического слуха — разли­чение и выделение слов в предложении; слогов в слове; звуков в слоге и слове с указанием их последовательности и количества, а также дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем в слоге, слове.

Различение, выделение слов в предложении должно прово­диться в игровой форме, например, дать ребенку ряд картинок и составить по ним предложения в два-три слова. Проговорить ре­бенку эти предложения и предложить ему сосчитать в нем слова. При назывании каждого слова ребенок может хлопать в ладоши или сопровождать проговариваемые слова ударом мяча об пол.

Выделение слогов в слове также проводится в игровой форме под хлопки в ладоши, под удары мяча об пол или подбрасывани­ем его вверх и притопыванием ноги. Например, логопед показы­вает картинку и, называя первый слог, хлопает в ладоши; ребе­нок, заканчивая слово, тоже хлопает в ладоши.

Дети бросают друг другу мяч и произносят по слогам имена. Подающий мяч говорит первый слог имени, принимающий — второй.

Дети самостоятельно называют предметы, отстукивая слоги руками, ногой или сопровождая броском мяча каждый слог в слове.

Выделение звуков надо начинать с гласных звуков а, о, ув слогах (ау, уа), и в словах (Аня, аист,), а затем переходить к выделению согласных сначала на звукоподражаниях (му, ам), затем в начале и конце слова (ммама, домм, ммука, дымм).

Дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем проводится с детьми на конкретном игровом материале — на игрушках, картинках. Логопед показывает игрушки, картин­ки: сани —шуба, зайка —жук, лопата —рама; ребенок называ­ет эти картинки.

Ребенок самостоятельно отбирает картинки на требуемые зву­ки, например на л-р, с-ш, з-ж, б-п, д-т, называет их.

В период обучения ребенка грамоте воспитание фонематиче­ского слуха увязывается с работой по составлению слогов, слов из разрезной азбуки.

Хорошо также повторять за логопедом элементарные мелодии и напевы: «Баю-баю-баю-бай...», «Люли-люли-люли...», «Аи лю-ли, ай люли, люли, люли...» и т. д.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИМОЙ РЕЧИ НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЯХ

Занятие 1. Звук у

Логопед (показывает дудочку). Это дудочка. Я сыграю на дудочке: «У-у-у». Ты сыграй на дудочке. Я и ты сыграем на ду­дочке.

Это волк. Волк воет: «У-у-у!»

Игра.1) Ребенок везет игрушечный паровоз и гудит: «У-у-у».

2) Ребенок играет в дудочку: «У-у-у».

3) Ребенок подражает вою волка: «У-у-у».

Занятие 2. Звук а

Девочка качает куклу: «А-а-а!» Я качаю куклу: «А-а-а!» Ты качаешь куклу: «А-а-а!» Покачаем вместе кукол: «А-а-а!» Как ты качаешь куклу? Как мама качает дочку?

Занятие 3. Звук о

Логопед (берет картинку и показывает). У мальчика болят зубы. Он стонет: «О-о-о!» У меня болят зубы: «О-о-о!» У тебя бо­лят зубы: «О-о-о!» У меня и у тебя болят зубы: «О-о-о!»

Как стонет мальчик?

Занятие 4. Слог ау

Мальчик в лесу потерял маму и кричит: «Ау!»

Я потеряла маму и кричу: «Ау!»

Ты в лесу потерял (а) маму и кричишь: «Ау! Ау!»

Давай покричим вместе: «Ay! Ау!» Как кричит мальчик?

Занятие 5. Слог уа

Вава плачет: «Уа!Уа!» Кукла Тата плачет: «Уа!Уа!» Как плачет Вава? Как плачет кукла Тата?

Занятие 6. Слоги ам-ам, му-му, мяу-мяу

Логопед (берет игрушки). Это собака. Собака лает: «Ам-ам! Ам-ам!» Как лает собака?

Это корова. Корова мычит: «Му-му!» Как мычит корова?

Это кошка. Кошка мяукает: «Мяу-мяу!» Как мяукает кошка?

Игра. «Найди игрушки».

Логопед прячет игрушки (собаку, корову, кошку) в кабинете или около себя, например в халат. Ребенок ищет игрушки, нахо­дит их и говорит: «Ам-ам, му-му, мяу-мяу».

воспитание слухового внимания - student2.ru

Занятие 7. Звук и

Это лошадка. Лошадка ржет: «И-и!» Как ржет лошадка? .

Занятие 8. Слоги га-га, ко-ки, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе

Это гусь. Гусь кричит: «Га-га-га!» Как кричит гусь? Это курочка. Курочканоет: «Ко-ко-ко». Это птичка. Птичка пищит: «Пи-пи-пи». Это коза. Коза блеет: «Ме-ме! Ме-ме!» Как блеет коза? Это овца. Овца блеет: «Бе-бе! Бе-бе!» Как блеет овца? Игра1) «Найди игрушки» (см. занятие 6). 2) Лото «Домашние животные».

Занятие 9. Слоги ку-ку, кря-кря, ку-ка-ре-ку!

Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку!» Как кукует

кукушка?

Это утка. Утка крякает: «Кря-кря! Кря-кря!» Как крякает

утка?

Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» Как поет пету­шок?

Игра. 1 ) «Найди игрушки» (по образцу занятия 6). 2) Лото «Птицы».

Занятия 10—11. Слоги ду-ду, бум-бум, би-би, динь, тук-тук.

Это мальчик. Этот мальчик играет на дудочке: «Ду-ду-ду». Как играет мальчик?

А этот мальчик играет на барабане: «Бум-бум-бум!» Как иг-рает тот мальчик?

Это машина. Машина гудит: «Би-би-би». Как гудит машина?

У девочки колокольчик: «Динь-динь-динь!» Девочка звенит: «Динь-динь-динь!» Как звенит девочка?

Это папа. Папа стучит молотком: «Тук-тук-тук!» Я стучу мо­лотком: «Тук-тук-тук!» Ты стучишь молотком: «Тук-тук-тук!» Мы стучим молотком: «Тук-тук-тук!» Как стучит папа?

Игра.Дать поиграть ребенку на барабане, дудочке, на трубе, позвонить в колокольчик, постучать молотком, поводить машину, произнося соответствующие звукоподражания.

Занятия 12—13. Слоги ах, ох, ух

Это девочка. Это мячик. Мячик упал в воду: «Ах! Ах! Ах!» Девочка плачет: «Ах! Ах! Ах!» Как плачет девочка?

Это мальчик. У мальчика болит ухо. Мальчик стонет: «Ох! Ох! Ох!» Как стонет мальчик?

Это девочки. Девочки качаются на качелях. Девочки кричат: «Ух! Ух! Ух!» Как кричат девочки?

Игра.1) Дети изображают, как они роняют мячик, игрушку, сопровождая эти действия словами: «Ах! Ах! Ах!»

2) Дети изображают, что у них болят рука, глаз, ухо, сопро­вождая словами: «Ох! Ох! Ох!»

3) Дети прыгают через веревочку или подбрасывают мячик, сопровождая словами: «Ух! Ух!»

Занятие 14. Слоги но-но, тпр

Это мальчик. Это лошадка. Мальчик гонит лошадку: «Но-но-но!» Как мальчик гонит лошадку?

Мальчик остановил лошадку: «Тпр! Тпр!» Как мальчик оста­новил лошадку?

Игра.Поиграть в лошадки со словами но-но-но, тпр, тпр.

Наши рекомендации