Логопедических занятий

Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.

«Найди по звуку». Логопед предлагает найти игрушку по звуку бубна. Если бубен звучит тише, то игрушка находится дальше, если громче — то ближе.

«Телефон». Дети повторяют за логопедом слоги (с опорой на сохранные звуки), например: па-ма-па, по-мо-по и т. д.

«Послушай и покажи». Дети должны найти сюжетную картинку, иллюстрирующую предложение.

Например: — Девочка одевает куклу.

— Девочка качает куклу.

— Девочка купает куклу.

Упражнения на понимание пространственных отношений.

Дети должны выполнить инструкцию логопеда.

Например: — Положи мяч справа (спереди, сзади, между, слева) от машинки.

«Моя любимая игрушка». Логопед предлагает детям ласково назвать друг друга, ласково назвать любимую игрушку, части куклы.

Например: — У Пети нос, а у куколки... (носик).

Образование уменьшительной формы прилагательных.

Например: — У куколки голубенькие глазки.

— У куколки синенькое платьице.

«Какой игрушки не стало?» Образование родительного падежа существительных единственного числа.

Например: — Не стало куклы.

— Не стало машинки.

«Будь внимателен». Дети должны запомнить порядок расположения игрушек. Затем логопед переставляет предметы, а дети находят, что изменилось, и восстанавливают последовательность (ряд из 4—5 игрушек).

Игра с мячом «Один — много». Логопед называет существительное и бросает мяч. Ребенок, поймав его, изменяет число существительных: кукла — куклы, мяч — мячи и т. д.

«Отгадай загадку». На столах у детей картинки с изображениями игрушек. Логопед загадывает загадку. Ребенок, у которого на рисунке изображена отгадка, поднимает карточку и называет слово.

Например: — Упадет — не плачет.

Ножек нет, а скачет. (Мяч)

Составление простых предложений по вопросам логопеда о кукле:

* Как зовут куклу? Назови ласково.

* Какие у куколки глазки, волосики и т. д.?

* Во что одета куколка?

Составление описательного рассказа о кукле доступными предложениями по вопросам логопеда, по образцу рассказа логопеда.

Рекомендуемые игры: №№ 9, 22, 26, 53, 93, 107, 108,

135, 138, 169 [8].

Составление описательного рассказа по опорной схеме:

* Как зовут куклу?

* Волосы (какие?).

* Глаза, брови, реснички (какие?).

* Ручки, ножки (какие?).

* Наряд (какой?).

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ

«Ах, какая куколка!» Ребенок должен похвалить куколку.

Например: — Какие голубенькие глазки!

— Какое красивое платьице! И т. д.

Рисование куклы. Дети рисуют куклу и по ходу работы отвечают на вопросы воспитателя:

— Что это?

— Это глазки.

— Какие?

— Голубые.

«Повтори за мной». Воспитатель хлопает в ладоши. Дети должны повторить количество хлопков и их ритмический рисунок.

«Иди — стой». Педагог предлагает детям выполнить различные, часто противоположные, действия, следующие тотчас же друг за другом.

Например: — Иди — стой. Сядь — встань. Ложись —садись.

«Где звучит бубен?» Дети закрывают глаза и прислушиваются. Воспитатель стучит в бубен, а дети определяют, где он звучит (близко — далеко).

«Что мы слышим за окном?» Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой», и в комнате наступает тишина. Дети вслушиваются в звуки за окном, затем рассказывают об услышанном.

Например: — Машина гудела. Дети пробежали. И т. д.

«Какой игрушки не стало?» Детям предлагается запомнить игрушки и их местоположение. Затем воспитатель убирает одну игрушку. Дети должны нарисовать пропавшую игрушку.

«Парные картинки». Дети отбирают парные картинки и называют их.

Например: — Это мячи. Один зеленый, другой красный.

«Чья игрушка?» Воспитатель предлагает детям взять

картинки (игрушки) и ответить на вопросы:

— Это чья машина?

— Это моя машина (мой мячик, мое ружье и т. д.).

«Живая игрушка». Ребенок берет со стола картинку,

называет ее и «превращается» в эту игрушку, оживляя ее.

— Это кукла. Кукла танцует.

Составление рассказа-описания куклы по вопросам

и опорным картинкам (словам).

«Оживи игрушку». Дети произносят слова стихотворения и изображают игрушки.

— Скачет конь наш,

Чок, чок, чок,

Слышен топот быстрых ног.

— Кукла, кукла, попляши,

Красной лентой помаши.

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Образцов П. «Лечу куклу».

Александрова 3. «Мой мишка».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

Задания даются последовательно, в зависимости от прохождения материала.

Карточка № 1.

* Рассмотрите с ребенком игрушки, которые есть у вас дома. Правильно назовите каждую.

* Назовите вместе с ребенком игрушки ласково (мишка — мишутка, кукла — куколка и т. д.).

* Назовите ласково кукол по именам (Таня — Танечка, Света — Светочка и т. д.).

* Рассмотрите и назовите вместе с ребенком части туловища игрушечных зверей (нос — носик, хвост - хвостик и т. д.), а также кукол (лоб — лобик, палец — пальчик и т. д.).

* Наклейте в тетрадь для индивидуальных занятий

картинки, на которых изображены игрушки.

Карточка № 2.

* Назови куклу ласково.

* Какие у Танечки глазки, щечки, волосики, ротик,

носик, лобик, бровки, реснички?

* Во что одета Танечка?

* Что на ножках у Танечки? (Туфельки, сапожки). Что

на головке? (Шапочка, бантик).

Отвечать на ваши вопросы ребенок должен полными предложениями.

СЕМЬЯ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ

Словарь

Установление и обозначение родственных отношений:(кто ты маме, папе?..). Обобщающее слово — «семья».

Глаголы: читает, вяжет, готовит, моет, стирает, варит, жарит, пишет, режет, прибивает, подметает и т.д.

Прилагательные: большой, маленький, старый, молодой, добрый, сильный, веселый, смелый, старший, младший и т.д.

Грамматика

Образование притяжательных прилагательных (бабушка — бабушкина шаль, мама — мамино платье и т. д.). Образование уменьшительной формы существительных (мама — мамочка у баба. — бабушка — бабуля).

Составление простых распространенных предложений по сюжетным картинкам. Употребление существительных в творительном и винительном падежах (режет мясо (чем?) ножом; варит (что?) рыбу).

Составление словосочетаний с данными прилагательными (папа добрый, мама веселая).

Подбор антонимов (молодой — старый, добрый — злой и т. д.).

Образование уменьшительной формы прилагательных (старый — старенький).

Составление предложений с союзом «а» (Папа молодой, а дедушка старенький).

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Составление рассказа по сюжетной картинке «Семья готовит обед» («Семья обедает», «Семья отдыхает»).

Составление рассказа «Моя семья» (дети о своей семье).

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Наши рекомендации