Логопедических занятий
Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.
«Найди по звуку». Логопед предлагает найти игрушку по звуку бубна. Если бубен звучит тише, то игрушка находится дальше, если громче — то ближе.
«Телефон». Дети повторяют за логопедом слоги (с опорой на сохранные звуки), например: па-ма-па, по-мо-по и т. д.
«Послушай и покажи». Дети должны найти сюжетную картинку, иллюстрирующую предложение.
Например: — Девочка одевает куклу.
— Девочка качает куклу.
— Девочка купает куклу.
Упражнения на понимание пространственных отношений.
Дети должны выполнить инструкцию логопеда.
Например: — Положи мяч справа (спереди, сзади, между, слева) от машинки.
«Моя любимая игрушка». Логопед предлагает детям ласково назвать друг друга, ласково назвать любимую игрушку, части куклы.
Например: — У Пети нос, а у куколки... (носик).
Образование уменьшительной формы прилагательных.
Например: — У куколки голубенькие глазки.
— У куколки синенькое платьице.
«Какой игрушки не стало?» Образование родительного падежа существительных единственного числа.
Например: — Не стало куклы.
— Не стало машинки.
«Будь внимателен». Дети должны запомнить порядок расположения игрушек. Затем логопед переставляет предметы, а дети находят, что изменилось, и восстанавливают последовательность (ряд из 4—5 игрушек).
Игра с мячом «Один — много». Логопед называет существительное и бросает мяч. Ребенок, поймав его, изменяет число существительных: кукла — куклы, мяч — мячи и т. д.
«Отгадай загадку». На столах у детей картинки с изображениями игрушек. Логопед загадывает загадку. Ребенок, у которого на рисунке изображена отгадка, поднимает карточку и называет слово.
Например: — Упадет — не плачет.
Ножек нет, а скачет. (Мяч)
Составление простых предложений по вопросам логопеда о кукле:
* Как зовут куклу? Назови ласково.
* Какие у куколки глазки, волосики и т. д.?
* Во что одета куколка?
Составление описательного рассказа о кукле доступными предложениями по вопросам логопеда, по образцу рассказа логопеда.
Рекомендуемые игры: №№ 9, 22, 26, 53, 93, 107, 108,
135, 138, 169 [8].
Составление описательного рассказа по опорной схеме:
* Как зовут куклу?
* Волосы (какие?).
* Глаза, брови, реснички (какие?).
* Ручки, ножки (какие?).
* Наряд (какой?).
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ
«Ах, какая куколка!» Ребенок должен похвалить куколку.
Например: — Какие голубенькие глазки!
— Какое красивое платьице! И т. д.
Рисование куклы. Дети рисуют куклу и по ходу работы отвечают на вопросы воспитателя:
— Что это?
— Это глазки.
— Какие?
— Голубые.
«Повтори за мной». Воспитатель хлопает в ладоши. Дети должны повторить количество хлопков и их ритмический рисунок.
«Иди — стой». Педагог предлагает детям выполнить различные, часто противоположные, действия, следующие тотчас же друг за другом.
Например: — Иди — стой. Сядь — встань. Ложись —садись.
«Где звучит бубен?» Дети закрывают глаза и прислушиваются. Воспитатель стучит в бубен, а дети определяют, где он звучит (близко — далеко).
«Что мы слышим за окном?» Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой», и в комнате наступает тишина. Дети вслушиваются в звуки за окном, затем рассказывают об услышанном.
Например: — Машина гудела. Дети пробежали. И т. д.
«Какой игрушки не стало?» Детям предлагается запомнить игрушки и их местоположение. Затем воспитатель убирает одну игрушку. Дети должны нарисовать пропавшую игрушку.
«Парные картинки». Дети отбирают парные картинки и называют их.
Например: — Это мячи. Один зеленый, другой красный.
«Чья игрушка?» Воспитатель предлагает детям взять
картинки (игрушки) и ответить на вопросы:
— Это чья машина?
— Это моя машина (мой мячик, мое ружье и т. д.).
«Живая игрушка». Ребенок берет со стола картинку,
называет ее и «превращается» в эту игрушку, оживляя ее.
— Это кукла. Кукла танцует.
Составление рассказа-описания куклы по вопросам
и опорным картинкам (словам).
«Оживи игрушку». Дети произносят слова стихотворения и изображают игрушки.
— Скачет конь наш,
Чок, чок, чок,
Слышен топот быстрых ног.
— Кукла, кукла, попляши,
Красной лентой помаши.
ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
Образцов П. «Лечу куклу».
Александрова 3. «Мой мишка».
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ
Задания даются последовательно, в зависимости от прохождения материала.
Карточка № 1.
* Рассмотрите с ребенком игрушки, которые есть у вас дома. Правильно назовите каждую.
* Назовите вместе с ребенком игрушки ласково (мишка — мишутка, кукла — куколка и т. д.).
* Назовите ласково кукол по именам (Таня — Танечка, Света — Светочка и т. д.).
* Рассмотрите и назовите вместе с ребенком части туловища игрушечных зверей (нос — носик, хвост - хвостик и т. д.), а также кукол (лоб — лобик, палец — пальчик и т. д.).
* Наклейте в тетрадь для индивидуальных занятий
картинки, на которых изображены игрушки.
Карточка № 2.
* Назови куклу ласково.
* Какие у Танечки глазки, щечки, волосики, ротик,
носик, лобик, бровки, реснички?
* Во что одета Танечка?
* Что на ножках у Танечки? (Туфельки, сапожки). Что
на головке? (Шапочка, бантик).
Отвечать на ваши вопросы ребенок должен полными предложениями.
СЕМЬЯ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ
МИНИМУМ
Словарь
Установление и обозначение родственных отношений:(кто ты маме, папе?..). Обобщающее слово — «семья».
Глаголы: читает, вяжет, готовит, моет, стирает, варит, жарит, пишет, режет, прибивает, подметает и т.д.
Прилагательные: большой, маленький, старый, молодой, добрый, сильный, веселый, смелый, старший, младший и т.д.
Грамматика
Образование притяжательных прилагательных (бабушка — бабушкина шаль, мама — мамино платье и т. д.). Образование уменьшительной формы существительных (мама — мамочка у баба. — бабушка — бабуля).
Составление простых распространенных предложений по сюжетным картинкам. Употребление существительных в творительном и винительном падежах (режет мясо (чем?) ножом; варит (что?) рыбу).
Составление словосочетаний с данными прилагательными (папа добрый, мама веселая).
Подбор антонимов (молодой — старый, добрый — злой и т. д.).
Образование уменьшительной формы прилагательных (старый — старенький).
Составление предложений с союзом «а» (Папа молодой, а дедушка старенький).
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Составление рассказа по сюжетной картинке «Семья готовит обед» («Семья обедает», «Семья отдыхает»).
Составление рассказа «Моя семья» (дети о своей семье).
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ