Познавательная способность в поздней взрослости

Существуют некоторые разногласия по поводу степени снижения интеллекту­альной деятельности при нормальном старении. Большинство умственных навыков остаются относительно сохранными. Ис­следования памяти показали, что связанное со старением ухудшение памяти не яв­ляется настолько общим (или репрезентативным) и настолько серьезным, как счи­талось ранее. Многие проблемы с памятью, от которых страдают пожилые люди, нельзя считать неизбеж­ными последствиями старения. Их провоцируют другие факторы, такие как депрес­сия, прекращение активной деятельности или побочное действие лекарственных препаратов. Но когда когнитивное снижение действительно происходит, например снижение скорости обработки информации в процессе познания, имеют место и соответствующие компенсации, так что любая потеря почти не влияет на повсед­невную жизнь. Давайте рассмотрим неко­торые из этих изменений, которые связаны со скоростью выполнения операций, памятью и развитием мудрости.

Скорость выполнения операций. Одно из главных изменений познаватель­ной способности в поздней взрослости — это снижение скорости выполнения фи­зических и умственных операций. Многие исследования под­тверждают, что те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорос­ти выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обра­ботка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Частично эта медлительность может объясняться тем, что пожилые больше моло­дых ценят точность. При тестировании пожилые люди стараются правильно отве­тить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Кроме того, для них могут быть менее привычными некоторые типы заданий, используемых в ситуации тестирования. НАПРИМЕР,( пожилых людей часто сравнивают со студентами по ре­зультатам тестов на запоминание бессмысленных слогов. Студентам, однако, при­ходится регулярно заучивать новые слова перед экзаменами. У пожилых людей явно меньше практики такого рода (во всяком случае, вряд ли они занимались этим недавно). Поэтому некоторые из таких сравнений выглядят искусственными. Пожилые люди могут иногда действовать медленнее потому, что в последнее время не пользовались каким-то конкретным навыком.

Анализ результатов выполнения стандартизованных заданий на проверку па­мяти показывает, что 30- и 70-летние выполняют их с разной скоростью.

Однако у старых людей есть возможности компенсировать потери в скорости, —

и их активно используют. В одном эксперименте пожилые машинистки справились, с работой ничуть не хуже молодых, хотя, казалось бы, и время реакции у них меньше и пальцы двигаются не так ловко. Почему это произошло? Когда исследователь, ограничил количество слов, которое может заранее прочитать машинистка, скорость работы пожилых машинисток значительно снизилась, на молодых же это не отразилось. По-видимому, для того чтобы печатать быстрее, пожилые машинистки научились заранее прочитывать и удерживать в памяти отрывки текста. Немного потренировавшись, пожилые люди часто в состоянии компенсировать потерю скорости, а во многих случаях почти восстановить.

Память. Ни один аспект старения не изучался так досконально, как изучения памяти. Информационную модель памяти, - информация на непродолжительное время попадает в сенсорную память — хранилище визуальных или акустических признаков, затем пересылается в кратковременную, или первичную, память, где организуется и кодируется, и, наконец, отправляется во вторичную, долговременную память на хранение. В работах, по изучению памяти взрослых, также говорится о еще более долговременной, или третичной, памяти, в которой содержится наиболее отдаленная по временная информация.

Существуют и другие возрастные различия в результатах выполнения тестов на долговременную (вторичную) память. Пожилые люди обычно лучше выполняют задания на узнавание, чем на воспроизведение списков слов. Они склонны проявлять большую избирательность в отношении того, что сохранить в памяти. Запоминание бесполезных списков слов, возможно, вызовет у них внутренний протест, но они могут продемонстрировать прекрасные результаты при пересказе смысла разбитого на параграфы текста. В одном иссле­довании было обнаружено, что пожилые люди запоминают интересные метафоры типа «времена года — это наряды природы» лучше, чем студенты колледжа. Они не пытаются в точности воспроизвести предложение, а стараются понять и запомнить его смысл. Иными словами, пожилые люди склонны запоми­нать то, что для них важно или может пригодиться в жизни. Это напоминает нам, что развитие всегда происходит в определенном контексте и что даже когда человек ста­реет, требования и возможности окружающей среды поддерживают наши навыки и способности в хорошей форме. Тренировка улуч­шает выполнение пожилыми людьми заданий на память.

Эффективность обучения не безгранична. Даже после тренировки лю­дям за 70 не всегда удается достичь уровня молодых взрослых. Согласно некоторым исследованиям, в которых сравнивалась память старых и молодых людей, обучение на самом деле только увеличивает разрыв в результа­тах, потому что молодым обучение дает больше, чем старикам. Это позволяет заключить, что резервные возможности развития у пожилых людей меньше, чем у молодых взрослых. Другими словами, старые люди имеют мень­ше возможностей для совершенствования или, по-другому, обладают меньшей пла­стичностью.

Мудрость. Хотя в использовании возможностей памяти молодые явно превосхо­дят пожилых, в том, что касается мудрости, часто верно обратное. Мудрость — это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни.

Пол Б. Балтес и его коллеги много лет посвятили изучению такого сложного предмета, как мудрость, чтобы построить модель ее развития и опре­делить ее характеристики. Согласно Балтесу, можно выделить 5 основных свойств мудрости.

§ Во-первых, мудрость связана, главным образом, с решением важных и сложных вопросов. Часто это вопросы, касающиеся смысла жизни и состояния кон­кретных людей.

§ Во-вторых, уровень знаний, суждений и советов, отражаемый в мудрости, исключительно высок.

§ В-третьих, знания, связанные с мудростью, нео­бычайно широки, глубоки и сбалансированы, и могут применяться в особых ситуа­циях.

§ В-четвертых, мудрость сочетает в себе ум и добродетель (характер) и исполь­зуется как ради личного благополучия, так и для пользы человечества.

§ В-пятых, хотя достичь мудрости нелегко, большинство людей распознают ее без труда. В приложении «Как изучают мудрость» исследование мудрости рассмотрено более подробно.

Несмотря на то, что у многих пожилых людей развивается мудрость, некоторые все же переживают снижение познавательной деятельности. Это снижение может быть временным, прогрессирующим или перемежающимся. Оно может быть отно­сительно небольшим и кратковременным в одних случаях, и тяжелым и прогресси­рующим в других.

Наши рекомендации