Тема: Особенности развития в период средней и поздней взрослости

(30-40 и 40/45-55/60 лет)

План

1. Общая характеристика средней взрослости.

2. Профессиональное развитие. Мотивация профессиональной деятельности.

3. Личностное развитие в средней взрослости.

4. Когнитивное развитие в средней взрослости.

5. Характеристика кризиса 40/45 лет.

6. Общая характеристика поздней взрослости.

7. Понятие зрелость. Признаки зрелой личности.

8. Личностное развитие в период зрелости.

9. Когнитивное развитие в зрелости.

Литература

1. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М. : Логос, 2011. - 306 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428

2. Волков, Б.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Академический проект, 2008. - 672 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210889

3. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология. Учебн : практическое пособие [Электронный ресурс] / И.А. Корецкая. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709

  1. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата, 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.4E804278-DBBF-4D3F-B880-BFFEDFF0FE33&type=c_pub

5. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 100 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232333

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать в словарь: зрелость .

2. Пиняева С.Е., Андреев В.Н. Личность и профессиональное развитие в период зрелости// Вопросы психологии.-1998.-№2.-с.3-9(конспект)

3. Реан А.А. Акмеология личности //Психологический журнал.-2000.-№3.-с.89-95.(краткие выписки).

Практическое занятие 13.

Тема: Особенности развития в период старости

План

Общая характеристика периода старости. Типологии старения.

1. Характеристика познавательной активности в старости. Причины ухудшения интеллектуальных функций (прямые и косвенные). Механизмы компенсации возможного снижения интеллектуальной деятельности в старости.

2. Значение общения в позднем возрасте. Проблема одиночества. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте.

3. Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. Психологические условия активной старости. Психологическая поддержка людей позднего возраста.

4. Этапы умирания (по Э. Кюблер-Росс). Добровольный уход из жизни. Эвтаназия (активная и пассивная).

Литература

1. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М. : Логос, 2011. - 306 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428

2. Волков, Б.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Академический проект, 2008. - 672 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210889

3. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология. Учебн : практическое пособие [Электронный ресурс] / И.А. Корецкая. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709

  1. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата, 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.4E804278-DBBF-4D3F-B880-BFFEDFF0FE33&type=c_pub

5. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 100 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232333

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать в словарь: витаукт, геронтология, геронтогенез, инволюция, ипохондрическая фиксация, «программированное» старение, «непрограммированное» старение, психологическое и социальное старение.

2. Сделать конспект: Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности // Психологический журнал. - 1996. - № 6. - С. 60-71.

3. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. - 1999. - № 2. - С.133-141 (краткие выписки).

4. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте //Вестник Московского университета. - Психология. - 1998. - № 1. - С. 23-41 (конспект).

Модуль IV. Педагогическая психология

Практическое занятие 14.

Тема: Предмет, задачи и методы педагогической психологии

Вопросы для обсуждения

1. Предмет педагогической психологии. Цели и задачи науки, ее разделы.

2. История становления педагогической психологии в Европе и России.

3. Принципы педагогической психологии.

4. Специфика методов педагогической психологии.

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2012.

2. Мананикова Е.Н. Педагогическая психология.- М., 2014.

3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - Кн.1, гл.13, 22; Кн.2, гл.8, 21-25. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

4. Педагогическая психология /Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера, 2014.

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать из словаря термины: педагогическая психология, принцип детерминизма, принцип гуманизма, принцип системности, методология, метод.

2.Составить таблицу ²Психологические теории, оказавшие влияние на осмысление педагогического процесса².

Психологические течения и теории Исторический период Представители Вклад в педагогическую психологию, заслуги
       

Источник: Зимняя И.А. Педагогическая психология, М.,1999, с.10-14.

3. Составить таблицу ²Этапы становления педагогической психологии².

Этап Главная задача Исследователи Основные труды Идеи, понятия
II III IV        

Источник: Зимняя И.А. Педагогическая психология, М.,2012, с.14-21, 56-62.

Практическое занятие 15.

Тема: Психология воспитания

Вопросы для обсуждения

1. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на воспитание личности.

2. Этапы и механизмы становления личности.

3. Концепции воспитания (воспитательные цели и средства).

4. Основы гуманистического подхода к воспитанию личности.

5. Психологические факторы семейного воспитания.

6. Двойственные аспекты влияния коллектива на развитие личности.

7. Роль общения в воспитании.

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2012.

2. Мананикова Е.Н. Педагогическая психология.- М., 2014.

3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - Кн.1, гл.13, 22; Кн.2, гл.8, 21-25. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

4. Педагогическая психология /Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера, 2014.

Задания для выполнения

  1. Выписать из словаря термины: воспитание, общение, семейное воспитание.

Практическое занятие 15.

Наши рекомендации