Определение психофизиологии
Психофизиология
Марютина Т. М., Кондаков И.М. Психофизиология: Учебник для вузов
– Москва : МГППУ, 2004.
Автор: Марютина Татьяна Михайловна
Соавтор: Кондаков Игорь Михайлович
Содержание
РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ.. 5
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ.. 5
1.1. Определение психофизиологии. 5
1.2. Проблемы соотношения мозга и психики. 8
1.3. Современные представления о соотношении психического и физиологического. 10
1.4. Системные основы психофизиологии. 12
ТЕМА 2. МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ.. 25
2.1. Методы изучения работы головного мозга. 25
2.1.4. Компьютерная томография (КТ). 37
2.1.5. Нейрональная активность. 39
2.1.6. Методы воздействия на мозг. 40
2.2. Электрическая активность кожи. 42
2.3. Показатели работы сердечно-сосудистой системы.. 43
2.4. Показатели активности мышечной системы.. 46
2.5. Показатели активности дыхательной системы.. 47
2.6. Реакции глаз. 47
2.7. Детектор лжи. 48
2.8. Выбор методик и показателей. 49
Словарь терминов. 51
Вопросы для самопроверки. 51
Список литературы.. 52
РАЗДЕЛ II. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ЭМОЦИЙ.. 53
ТЕМА 3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ.. 53
3.1. Проблемы определения функциональных состояний. 53
3.2. Психофизиология сна. 60
3.3. Психофизиология стресса. 67
3.4. Боль и её физиологические механизмы.. 73
3.5. Обратная связь в регуляции функциональных состояний. 76
ТЕМА 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ... 81
4.1. Психофизиология потребностей. 81
4.2. Мотивация как фактор организации поведения. 85
4.3. Психофизиология эмоций. 90
Раздел III. Психофизиология познавательной сферы.. 101
ТЕМА 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ.. 101
5.1. Кодирование информации в нервной системе. 102
5.2. Нейронные модели восприятия. 104
5.3. Электроэнцефалографические исследования восприятия. 107
5.4. Топографические аспекты восприятия. 111
Словарь терминов. 116
Вопросы для самопроверки. 116
Список литературы.. 116
Тема 6. Психофизиология внимания. 117
ТЕМА 6. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ.. 117
6.1. Ориентировочная реакция. 117
6.2. Нейрофизиологические механизмы внимания. 119
6.3. Методы изучения и диагностики внимания. 120
Словарь терминов. 124
Вопросы для самопроверки. 124
Список литературы.. 124
ТЕМА 7. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ.. 125
7.1. Классификация видов памяти. 125
7.1.1. Элементарные виды памяти и научения. 126
7.1.2. Специфические виды памяти. 126
7.1.3. Временная организация памяти. 127
7.1.4. Механизмы запечатления. 128
7.2. Физиологические теории памяти. 130
7.3. Биохимические исследования памяти. 133
Словарь терминов. 135
Вопросы для самопроверки. 135
Список литературы.. 135
ТЕМА 8. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ.. 136
8.1. Неречевые формы коммуникации. 136
8.2. Речь как система сигналов. 137
8.3. Периферические системы обеспечения речи. 138
8.4. Мозговые центры речи. 139
8.5. Речь и межполушарная асимметрия. 141
8.6. Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе. 145
8.7. Электрофизиологические корреляты речевых процессов. 146
Словарь терминов. 149
Вопросы для самопроверки. 149
Список литературы.. 149
ТЕМА 9. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 150
9.1. Электрофизиологические корреляты мышления. 151
9.1.1. Нейронные корреляты мышления. 151
9.1.2. Электроэнцефалографические корреляты мышления. 152
9.2. Психофизиологические аспекты принятия решения. 154
9.3. Психофизиологический подход к интеллекту. 156
Словарь терминов. 159
Вопросы для самопроверки. 160
Список литературы.. 160
ТЕМА 10. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.. 160
10.1. Строение двигательной системы.. 161
10.2. Классификация движений. 164
10.3. Функциональная организация произвольного движения. 168
10.4. Электрофизиологические корреляты организации движения. 170
10.5. Комплекс потенциалов мозга, связанных с движениями. 171
10.6. Нейронная активность. 173
Словарь терминов. 174
Вопросы для самопроверки. 174
Список литературы.. 174
ТЕМА 11. СОЗНАНИЕ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.. 174
11.1. Психофизиологический подход к определению сознания. 175
11.2. Физиологические условия осознания раздражителей. 178
11.3. Мозговые центры и сознание. 181
11.4. Измененные состояния сознания. 183
11.5. Информационный подход к проблеме сознания. 187
Словарь терминов. 188
Вопросы для самопроверки. 188
Список литературы.. 189
Словарь терминов. 189
РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
1.1. Определение психофизиологии
1.2. Проблемы соотношения мозга и психики
1.3. Современные представления о соотношении психического и физиологического
1.4. Системные основы психофизиологии
Определение психофизиологии
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).
- Психофизиология - естественно-научная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:
· физиологической психологии;
· физиологии высшей нервной деятельности;
· нейропсихологии.
Наиболее близка к психофизиологии — физиологическая психология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной психологии. Термин "физиологическая психология" был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации (см. Психологический словарь, 1996). Таким образом, задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают, и в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.
Однако был период в истории отечественной психофизиологии, когда терминологические различия были использованы для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А.Р. Лурией (1973).
Согласно представлениям А.Р. Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов — мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях.
В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности (см. Хрестомат. 1.1), (см. Хрестомат. 1.2).
Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С. Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив таким образом основную перспективу развития психофизиологии. (Л.С. Выготский, 1982).
Теоретико-экспериментальные основы этого направления составляет теория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата. С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963) задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией (В.Б. Швырков, 1988; Ю.И. Александров, 1997). Особо следует обсудить соотношение психофизиологии и нейропсихологии.
По определению, нейропсихология — это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии, — и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических процессов.
Наряду с этим, в последние десятилетия появились новые методы (например, позитронно-эмиссионная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Соответственно этому круг исследований нейропсихологии расширился; появились такие направления, как нейропсихология индивидуальных различий, возрастная нейропсихология (см. Хрестоматия по нейропсихологии, 1999). Последнее фактически приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.
Наконец, следует указать на соотношение физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД) — понятие, введенное И.П. Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием "психическая деятельность". Таким образом, физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности, или психофизиологию.
Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека, затормозив, однако, развитие тех исследований, которые не укладывались в "прокрустово" ложе физиологии ВНД. В 1950 г. состоялась так называемая "Павловская сессия", посвященная проблемам психологии и физиологии. На этой сессии речь шла о необходимости возрождения павловского учения. За уклонение в сторону от этого учения резкой критике подвергся создатель теории функциональных систем П.К. Анохин и некоторые другие видные ученые.
Последствия Павловской сессии оказались весьма драматичны и для психологии. В начале 50-х гг. ХХ в. имело место насильственное внедрение павловского учения в психологию. По утверждению А.В. Петровского (1967), фактически наблюдалась тенденция к ликвидации психологии и замене ее павловской физиологией ВНД.
Официально положение дел изменилось в 1962 г., когда состоялось Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии.
Оно было вынуждено констатировать существенные изменения, которые произошли в науке в послевоенные годы. Кратко характеризуя эти изменения, необходимо подчеркнуть следующее.
В связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента, и прежде всего с появлением электроэнцефалографии, стал расширяться фронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и поведения. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в изучении мозга. Возрастающее значение вычислительной техники, теории информации, кибернетики и т.д. требовали переосмысления традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм.
Благодаря послевоенным новациям существенно преобразилась и зарубежная психофизиология, которая до этого на протяжении многих лет занималась исследованием физиологических процессов и функций человека при различных психических состояниях (Хэссет, 1981). В 1982 г. в Канаде состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, на котором была создана Международная психофизиологическая ассоциация и учрежден журнал "Международный журнал психофизиологии" (International Journal of Psychophisiology).
Интенсивному развитию психофизиологии способствовал и тот факт, что Международная организация по исследованию мозга провозгласила последнее десятилетие ХХ в. "Десятилетием мозга". В рамках этой международной программы проводились комплексные исследования, направленные на интеграцию всех аспектов знания о мозге и принципах его работы. Например, в 1993 г. при Институте ВНД и НФ РАН был создан Международный исследовательский центр нейробиологии сознания "Светлое пятно".
Переживая на этой основе период интенсивного роста, наука о мозге, и в том числе психофизиология, вплотную подошла к решению таких проблем, которые ранее были недоступны. К их числу относятся, например, физиологические механизмы и закономерности кодирования информации, хронометрия процессов познавательной деятельности и др.
Пытаясь представить облик современной психофизиологии, Б.И. Кочубей (1990) выделяет три новых характеристики: активизм, селективизм и информативизм.
Активизм предполагает отказ от представлений о человеке как существе, пассивно реагирующем на внешние воздействия, и переход к новой "модели" человека — активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольной саморегуляции.
Селективизм характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами.
Информативизм отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией. Понятие информации, войдя в психофизиологию в 60-е гг., стало одним из главных при описании физиологических механизмов познавательной деятельности человека.
Таким образом, современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.
Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.
Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.
Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.