I. психология и естествознание
В. И. Шостак, С. А. Лытаев
Физиология психической деятельности человека; Учебное пособие по психофизиологии / Под. ред. док. психологических наук, проф., засл. деятеля науки РФ А. А. Крылова. — СПб.: «Издательство Деан», 1999. — 128 с.
В книге в лаконичной и доступной форме представлены современные сведения о физиологических механизмах психической деятельности человека. Они базируются на устоявшихся концепциях по данной проблеме, включая, по существу, материалы, которые в учебных планах представлены такими дисциплинами, как физиология высшей нервной деятельности и психофизиология, а частично — биология человека, общая психология, психофизика и некоторые другие.
Пособие предназначено для студентов и аспирантов, изучающих психологию, биологию, медицину, а также преподавателей, научных и практических работников, сфера интересов которых соприкасается с этой областью.
«Издательство Деан» ЛП № 000106 от 17.03.99
ISBN 5-88977-061-6
В. И. Шостак, С. А. Лытаев, 1999 «Издательство Деан», 1999
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на значительное возрастание интереса к психологическим наукам, популярности психологического образования, наличие большого количества научной и учебной литературы, ощущается недостаток учебников и учебных пособий, которые бы отражали не только личную точку зрения авторов и составителей, но всесторонне освещали бы состояние вопроса с наиболее устоявшихся позиций на доступном психологам языке, Это в полной мере относится и к учебной литературе по биологическим дисциплинам, без которых немыслимо современное психологическое образование. В том числе и к психофизиологии.
Такое положение дел объясняется несколькими причинами. Во-первых, в психологическом мире, особенно в нашей стране, еще не устоялось мнение о конкретной значимости естественнонаучных знаний для теоретической и практической психологии. Во-вторых, нередко к созданию учебной литературы по этому направлению привлекаются специалисты очень высокой квалификации, но не представляющие в необходимой степени логику и организацию психологического образования. И в-третьих, среди профессиональных психологов, к сожалению, не находится энтузиастов, которые бы взялись за решение этой задачи.
Вот и сложилась парадоксальная ситуация, когда при наличии учебников по физиологии высшей нервной деятельности, сенсорных систем, психофизиологии, написанных специально для студентов, изучающих психологию, возникают реальные трудности в пользовании такой литературой в силу сложной, порой недоступной формы представления материала. Эти трудности возрастают, когда идет речь о заочном обучении, при получении второго высшего образования, некоторых формах ускоренного обучения, когда контакт студента с преподавателем по времени сведен до минимума.
В предлагаемом учебном пособии авторы попытались преодолеть указанные трудности. Попытка базируется на опыте авторов преподавания данной дисциплины именно в психологической аудитории. В силу этого обстоятельства авторы были бы весьма признательны за конструктивную критику и предложения.
Введение, гл. I, III—IV, Заключение написаны доктором медицинских наук профессором В. И. Шостаком, гл. II — доктором медицинских наук С. С. Лытаевым.
I. ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Термин «психология» впервые появился только в первой половине XVIII века, когда немецкий философ Христиан Вольф (1679—1754) в 1732—1734 годах опубликовал свои книги «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Это при том, что представления о психике, о душе формировались на протяжении практически всей истории человечества. Путь становления психологии как научной и учебной дисциплины весьма сложен и противоречив. И это объясняется как сложностью самого предмета, так и желанием дать ему толкование с позиций областей знаний, базирующихся на совершенно различных методологических принципах.
Понятие «душа» в теологии лежит в основе многих ее догматов, которые оказали громадное влияние на формирование человеческой морали и нравственности, культуры, а через них — на историю. Это понятие переносится и в другие области знаний, над которыми давлела религия. И независимо от религиозных убеждений читателя, нельзя не признать, что при этом в значительной степени использован рациональный опыт человечества, базирующийся на специфической теологической научной основе.
В античные времена, когда еще отсутствовала отчетливая дифференциация наук, душа являлась предметом и философии, которая в значительной степени интегрировала все накопленные человеческие знания. Но уже тогда возникли две принципиально отличные точки зрения на сущность души. Греческий философ Платон(428—347 до н. э.) создал учение о бессмертии души в отличие от ее бренной временной оболочки — тела. Его ученик Аристотель(384 — 322 до н. э.) выдвинул концепцию души как функции тела, положив тем самым
начало многотрудным, длящимся на протяжении многих веков попыткам раскрыть существо души с точки зрения естествознания, которое, несмотря на свое бурное развитие, очень не скоро окажется способным, да и то в частичной мере, решить эту задачу.
Таким образом, на протяжении большого периода истории человечества психология находится в лоне главным образом религии и философии. В рамках этих областей знаний психология развивается как абстрактная, часто догматичная, схоластическая наука, в большого периода неспособная дать ответы на практические запросы жизни и прежде всего медицины, педагогики, социологии, техники. Примечательно, что на протяжении всего этого длительного периода времени не существовало и специального психологического образования. Психологами становились по призванию, по интересам, а не через систематическое обучение. Большинство известных психологов прошлого по образованию были врачи, педагоги, биологи, физиологи, физики, философы, теологи и т. д. Следует заметить, что и в настоящее время, когда существует специальное психологическое образование, эта тенденция, хотя и в гораздо меньшей степени, сохранилась. Вместе с тем это способствовало постепенному проникновению в психологию методов и теоретических концепций естествознания.
Однако во второй половине XIX века основным методом психологии становится интроспекция, т. е. формирование суждений на основе только личных, сугубо субъективных ощущений, представлений, переживаний. Не смогли решить эту проблему многие появившиеся в то время теоретические построения, такие, как например бихевиоризм, гештальтизм и другие.
Много вопросов ставит перед психологией медицина, в особенности ее молодая область — психиатрия, которая только в XVIII веке стала относиться к медицинской деятельности. Душевнобольные люди (умалишенные, блаженные, юродивые, обезумевшие и т. д.) являлись не пациентам врачей и лечебных учреждений, а подвергались изоляции, заточению, полицейскому или религиозному преследованию или варварским способам «изгнания дьявола». Лишь в 1700 г. в Лондоне впервые в истории создается лечебное учреждение для такой категории больных — больница святой Марии Вифлеемской (Bedlam Hospital. Bedlam — искаженное от английского Bethlehem, что означает Вифлеем). Однако методы лечения оставались прежние, вот почему внутренняя обстановка этого учреждения послужила причиной появления нарицательного термина — «бедлам».
В 1795 г. под влиянием гуманистических идей Великой Французской революции под Парижем Ф. Пинельсоздает психолечебницу, где позволительно было применять только гуманные методы лечения. Естественно, это потребовало новых конструктивных сведений от психологии. С этих времен судьбы психиатрией психологии сплелись очень тесно и, наверное, навсегда!
Решающую роль в сближении психологии и естествознания сыграл выдающийся немецкий исследователь — врач, психолог, физиолог, философ, языковед Вильгельм Вундт(1832—1920), которого с полным основанием называют основоположником современной психологии. После завершения врачебного образования он отказался от медицинской практики, учился у знаменитого физиолога И. Мюллера(1801—1858) и после защиты в 1856 г. докторской диссертации преподавал физиологию в Гейдельбергском университете, будучи ассистентом Г. Гельмгольца— врача, физиолога, физика, философа. По всей видимости В. Вундт, совершенно не случайно познакомился с работами П. Бугера (Франция), немецких исследователей Э. Г. Вебераи Т.-Т. Фехнера,на основании экспериментов которых в 1832 г. был сформулирован основной психофизический закон, устанавливающий четкую количественную зависимость между параметрами раздражителя и интенсивностью ощущений человека. Итак, не интроспекция, а объективное количественное измерение!
В. Вундт выполняет серию блестящих работ, формально по физиологии, но имеющих непосредственное отношение и к психике: «Учение о мышечных движениях» (1858); «Материалы к теории чувственного восприятия» (1858—1862); «Очерки по теории восприятия» (1862); «Психология с точки зрения естествознания» (1862); «Лекция о душе человека и животных» (1863), издание которых в России было запрещено цензурой. В 1873— 1874 гг. выходят его фундаментальные «Основания физиологической психологии», и в 1875 г. он становится профессором философии в Лейпциге, где в 1879 г. создает первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, которая через два года перерастает в институт. В 1881 г. основывает первый в мире психологический журнал под названием «Философские исследования», а в 1885 г. — Общество физиологической психологии.
Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы. Предметом психологии он считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания. Согласно Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту и поэтому должны изучаться культурно-историческим методом. Это был неизбежный для того времени дуализм, но без которого были невозможны дальнейшие шаги естественнонаучного изучения психики. Идеи В. Вундта оказались очень привлекательными, пройти у него стажировку, поработать в его лаборатории считали необходимым психологи, психиатры, физиологи. В числе первых стажеров из России был блестящий психиатр, невропатолог, нейроанатом, нейрофизиолог, основоположник отечественной психологии В. М. Бехтерев(1857—1927). Ему принадлежит заслуга создания лаборатории экспериментальной психологии в Казанском университете и в Военно-медицинской академии, где его деятельность была особенно плодотворной, потому что руководимая им кафедра вела интенсивную лечебную работу по психиатрии и невропатологии. Здесь впервые в мире была создана нейрохирургическая операционная. При кафедре функционировали научные лаборатории по анатомии нервной системы, физиоло- гии нервной системы, психофизиологии (эксперименталь-ной психологии). Стараниями В. М. Бехтерева был создан ряд научно-исследовательских, лечебных и учебных учреждений, в том числе и Психоневрологический институт, в настоящее время носящий его имя. Психологическая школа В. М. Бехтерева оказала решающее влияние на развитие психологии в России.
В середине XIX века проявляется заметный интерес классической физиологии к психике. Однако исключительная сложность предмета, да и груз традиций чрезвычайно усложняют продвижение в этом направлении. Два выдающихся ученика знаменитого И. Мюллера немецкие исследователи Э. Дю Буа-Реймон (1818—1896) и Г. Гельмгольц (1821—1894) поклялись изучать физиологию с позиций физики и химии и скрепили эту клятву кровью. Однако оба столкнулись с трудностями, которые не смогли преодолеть. Г. Гельмгольц, развивая философские позиции своего учителя, отрицал соответствие наших ощущений реально существующей действительности (так называемая «теория символов»). Блестящий экспериментатор Э. Дю Буа-Реймон в конце жизни говорит о пределах познания. К непознаваемым явлениям он относит и психические. Его знаменитое высказывание по этому поводу — Ignoramus et ignorabimus (не знаем и не узнаем).
Российская наука вообще, и естествознание в частности, в те времена поддерживала тесные плодотворные контакты с западной. Одаренных выпускников университетов на 2 — 3 года направляли на стажировку в лучшие лаборатории Европы с целью подготовки к профессорской деятельности. Многие выпускники, выполнив оригинальные исследования, опередили своих учителей. Одним из таких ярких примеров явился «отец русской физиологии» И. М. Сеченов(1829—1905). Врач по образованию, он уже со студенческих лет проявлял интерес к психологии, неоднократно на протяжении своей жизни возвращаясь к ее проблемам. В 1863 г. по
просьбе редактора журнала «Современник» он пишет большую научно-популярную статью «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы», которая еще до опубликования вызвала острый интерес у широкой публики. Проводимая И. М. Сеченовым мысль о рефлекторной природе психических явлений была не только принципиально нова, но и опасна для существовавшей в то время морали инравственности, религиозных догматов, что послужило основанием для возбуждения против него уголовного дела. Но был найден компромисс, статья под названием «Рефлексы головного мозга» была опубликована в узковедомственном медицинском издании, что резко ограничило круг ее читателей.
В 1873 г. выходит вторая знаменитая статья возмутителя спокойствия «Кому и как разрабатывать психоло- гию», вызвавшая (да вызывающая и в настоящее время) протест у ортодоксальных психологов. И. М. Сеченов, признавая за психологией безусловное право на самостоятельное существование, утверждал, что это станет возможным, если психология позаимствует у физиологии экспериментальный метод. Примечательно, что эта статья появилась за шесть лет до того, как в просвещенной Германии В. Вундт основал такую лабораторию.
Первым, кто бескомпромиссно ввел экспериментальный физиологический метод для изучения психической деятельности, был наш выдающийся соотечественник И. П. Павлов(1849—1936). В начале XX века еще бытовало прочно устоявшееся мнение, что психика не может быть объектом физиологического исследования. Всемирная известность работ И. П. Павлова по физиологии пищеварения, за которые ему первому из русских ученых и первому из физиологов всего мира была присуждена Нобелевская премия (1904), давала ему возможность высказывать свое мнение по изучаемому вопросу достаточно категорически. Однако трудностей было очень много. Отталкиваясь от факта психически детерминированного слюноотделения, И. П. Павлов более 30 лет своей жизни посвятил изучению физиологии высшей нервной деятельности, под которой он понимал именно психическую деятельность, употребляя эти два термина как синонимы, но отдавал предпочтение первому, стремясь выделить физиологические аспекты проблемы. В 1903 г. в Мадриде на Международном медицинском конгрессе он выступил с докладом «Экспериментальная психология и психопатология на животных». Это выступление было со всех точек зрения знаменательное. Во-первых, его приняли как выдающегося исследователя. И как когда-то относительно недавно в Лондоне Ч. Дарвина студенты приветствовали спущенной с балкона игрушечной обезьянкой (теория эволюции, теория происхождения видов), так и в Мадриде студенты «чествовали» Павлова собачкой с многочисленными фистулами желудочно-кишечного тракта. Во-вторых, впервые физиологом был провозглашен принцип экспериментальной психологии на животных. С этим был не согласен уже тогда знаменитый В. М. Бехтерев. Да и не только психологии, но и психопатологии. Вот поэтому эта дата формально считается началом исследований по физиологии высшей нервной (то есть психической) деятельности.
Будучи резким по характеру человеком, И. П. Павлов решительно отказался от традиционной психологической терминологии, заменив ее классической физиологической. Однако было бы неверным утверждение, как это иногда искаженно представляют, что он отрицал психологию как таковую. Скорее наоборот, он способствовал ее развитию. Вот почему за рубежом, где мало знакомы с историей русской науки, нередко говорят, что в России было два Павловых — один знаменитый физиолог, внесший крупный вклад в физиологию кровообращения и пищеварения. Другой — известный психолог, давший принцип раскрытия механизмов психической деятельности.
По И. П. Павлову, высшая нервная (то есть психическая) деятельность базируется на двух основных механизмах — механизме условного рефлекса и механиз-
11ме анализатора. Вся его последующая деятельность и исследования его многочисленных учеников, помощников, руководимых им научно-исследовательских коллективов были направлены на изучение свойств и закономерностей именно этих двух физиологических феноменов. В нашей стране и за рубежом, где успешно работали его последователи, эти научные направления получили очень широкое развитие и были положены в основу расшифровки самых сложных психических явлений, как в норме, так и при патологических состояниях.
И. П. Павлов никогда не отрицал возможности и других исследовательских подходов, но свои интересы сосредоточил именно на этих, что дало определенные основания канонизировать в физиологии саму личность И. П. Павлова и возвести в ранг догматов некоторые из его положений учения о высшей нервной деятельности, что особенно наглядно отразилось в материалах и решениях Объединенной научной сессии АН СССР и АМН СССР, посвященной проблемам учения академика И. П. Павлова (1950 г.), и Всесоюзного совещания по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии.
Вместе с тем совершенствование нейрофизиологических, электрофизиологических, нейроморфологических, биофизических, биохимических методов, широкое использование наблюдений за больными (по Павлову, болезнь — это эксперимент, поставленный самой жизнью), особенно клиник психиатрии, нейрохирургии, невропатологии, а также соматических больных позволило подойти к конкретному решению вопросов о мор-фофункциональном субстрате психических функций. Очень продуктивными в этом отношении оказались исследования А. Р. Лурия(1902—1977), основоположника нейропсихологии. Таким образом, в системе психологических наук, и формально и по существу, прочное и достойное место занимает психофизиология, которая Международной организацией по психофизиологии, основанной в 1982 г., определяется как наука, «которая изучает физиологию психических функций и взаимоотношения мозга, тела и поведения живых организмов в соотношении с окружающей средой».
Отдавая предпочтение этому определению, следует иметь в виду, что существует и гораздо более осторожная точка зрения, согласно которой отрицаются причинно-следственные связи между психическим и физическим, а физиологические процессы рассматриваются как синхронно протекающие реакции, может быть, лишь только инициированные психическими процессами. Иногда даже утверждается принципиальная невозможность раскрыть физиологическую природу психического. Для этого имеются определенные основания. Достаточно велик перечень психических явлений, о физиологической природе которых известно настолько мало, что она полностью отрицается. И конечно же, самый сложный вопрос, как объективное превращается в субъективное. Этот вопрос, очевидно, в достаточно полной мере может быть раскрыт на более высокой ступени наших естественнонаучных знаний и более глубоких теоретических обобщений. Психофизиология ждет свою теорию относительности! И это крайне необходимо самой психологии, даже хотя бы для того, чтобы опровергнуть великого Л. Фейербаха(1804—1872), немецкого философа-материалиста, который писал: «Никакая наука не водила человека больше за нос и не выдавала свои измышления за действительность, чем психология».
Психофизиология как естественнонаучная дисциплина имеет свои методологические принципы, то есть основополагающие концепции, на которых базируется само развитие этой науки. К числу таких принципов следует отнести следующие.
1. Принцип детерминизма как методологический принцип естествознания в целом.Всякое явление имеет свою причину, обусловливающую это явление. При этом, конечно же, следует четко осознавать, что факторов, влияющих на развитие того или иного события, достаточно много, далеко не всегда они полностью известны. Вот поэтому принцип детерминизма непремен-
13но включает и вероятностную характеристику рассматриваемых причинно-следственных связей.
2. Материальная природа идеального.Это положение предполагает, что всякое психическое явление имеет материальную природу, то есть конкретный морфологический (анатомический, непрерывно включающий нервные структуры) субстрат и протекающие в нем процессы, в основе которых лежат физические и химические закономерности и на основе которых формируются более высокие уровни функциональной организации, в их числе особая роль принадлежит нейрофизиологическим процессам.
3. Психосоматическое единство в организации человека.Разделение естества человека на душу и тело имеет очень глубокие исторические корни. Но всегда, при самых крайних подходах, считалось непреложным, что жизнь человеческого тела прекращается, когда из него уходит душа. В настоящее время, с точки зрения естествознания, конечно же, такая постановка вопроса представляет только исторический интерес. Но... вместе с тем естественное, адекватное телесное функционирование (движения, кровообращение, дыхание и т. п.) возможно только при непременном участии психических регуляторных процессов. А с другой стороны, психическая активность есть результат деятельности соматических структур и механизмов. Тем более что, строго говоря, по современным представлениям, и голова, и нервная система — это тоже сома.
4. Биосоциальная сущность человека.Человек, будучи во всех смыслах представителем животного мира, приобрел сугубо специфические черты в связи с пребыванием в социальной среде, ставящие его на принципиально новое место в живой природе. С одной стороны, человек как биологическая особь со всеми присущими ему видовыми чертами может сформироваться только в человеческой среде. В особенности это касается высших психических функций — речи, мышления, сознания. Наука знает много примеров (практически без исключений), когда люди, проведшие раннее детство среди диких животных, не только утрачивают способность к развитию многих психических функций, но даже как биологические особи становятся нежизнеспособными и погибают в юном или молодом возрасте. С другой стороны, следует признать, что все аспекты социального бытия человека в своей первооснове имеют биологическую природу. Ведь социум — не искусственная организация жизни людей, а естественное следствие биологической эволюции, один из уровней организации живой материи.
Психофизиология, находясь в непосредственном вза- имодействии с физиологией высшей нервной деятель- ности, отличается от последней тем, что она входит в систему психологических наук, а потому предметом ее являются психические процессы и состояния, на раскрытие физиологических механизмов которых направлены ее исследования. К числу психических феноменов, составляющих предмет психофизиологии, относятся:
1. Восприятие.
2. Уровень бодрствования.
3. Внимание.
4. Научение.
5. Память.
6. Эмоции.
7. Речь.
8. Мышление.
9. Темперамент.
10. Поведение.
11. Сознание.
12. Психосоматическое взаимодействие.
При рассмотрении этого перечня следует обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, он представлен очень комплексными, емкими понятиями, которые при их конкретном рассмотрении включают в себя достаточно большое количество частных аспектов, подчиненных понятий, производных от них. А во-вторых, он вообще не содержит явлений, которые в настоящее время обозначаются как парапсихические или экстрасенсорика. Это сделано по двум соображениям. С одной стороны, такого рода явления официальной психо-
15логией не рассматриваются, т. е. не входят в круг психических процессов и состояний, а потому не могут быть объектом психофизиологического исследования. Однако, с другой стороны, после рассмотрения вышеперечисленных психических явлений представляется целесообразным все-таки остановиться на них с принятых в данном учебном пособии методологических, теоретических и методических позиций.
Таким образом, с учетом всего вышесказанного становится очевидным, что связи между психологией и естествознанием и в самой высшей степени натуральны, и чрезвычайно разнообразны. Вот поэтому в настоящее время все большее распространение приобретает . понятие биологическая психология как комплекс био-логических знаний и отдельных наук, которые имеют непосредственное отношение к учению о душе. В частности, в биологической психологии выделяют следующие разделы (Kalat J. W., 1992).
1. Физиологическая психология, психобиология, биопсихология, поведенческие нейроисследования — направлены на изучение взаимоотношений поведения и физиологии мозга, а также других частей тела.
2. Сравнительная психология — изучение поведения животных, акцентируя внимание на их развитие и эволюцию.
3. Этология — объектом которой, в отличие от сравнительной психологии, являются врожденные видоспе-цифические формы поведения.
4. Нейроанатомия.
5. Нейрофизиология.
6. Эволюционная нейробиология.
7. Нейрохимия.
8. Психиатрия.
9. Неврология.
10. Психофармакология.
11. Нейропсихология.
12. Психофизиология.
Все это свидетельствует о явной тенденции к сближению психологии, ее гуманитарной составляющей и естествознания, прежде всего с биологией во всей широте ее современных аспектов. Однако это еще не означает, что дело только за накоплением фактических данных. Существуют достаточно антагонистические методологические подходы к решению вопроса о сущности души. Это положение хорошо демонстрируется нижеследующими цитатами.
Швейцарский психолог, психиатр, основатель аналитической психологии, последователь 3. Фрейда К. Г. Юнг(1875—1961): «Вероятно, придет день, когда биолог, и не только он, но и физиолог, протянут руку психологу и встретятся с ним в туннеле, который они взялись копать с разных сторон горы неизвестного».
Выдающийся отечественный психолог, основатель факультета психологии Московского университета А. Н. Леонтьев(1903—1979): «Вот уже почти столетие, как мировая психология развивается в условиях кризиса ее методологии. Расколовшись в свое время на гуманитарную и естественно-научную, описательную и объяснительную, система психологических знаний дает все новые и новые трещины, в которых кажется исчезающим сам предмет психологии».
Широко известный английский психолог Г. Дж. Ай-зенк(1916—1997): «Психология является ребенком двух весьма несхожих родителей: философии, в которой возникли многие из ее первых задач, и физиологии, в которой были предложены многие из ее первых методов».
Ободряюще-скептически эту ситуацию охарактеризовала Encyclopedia Britanica (1963): «Бедная, бедная психология! Сперва она утратила душу, затем психику, затем сознание и теперь испытывает тревогу по поводу поведения».
Наверное, сейчас уже трудно оспаривать, что настоящее и будущее психологии с оптимизмом может восприниматься только через представление о конструктивном взаимодействии психологии и естествознания.