Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие………………………………………………..…...……………
Методические указания……………………………………………………..
Глава 1. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей …………….……………………………………………….  
1.1. Развитие и особенности строения костной ткани……….....…………
1.2. Анатомо-физиологические особенности скелета………...…………...
1.3. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы.....…....
Глава 2. Семиотика поражений костно-мышечной системы у детей………………………………….………...................................................  
2.1. Жалобы…………………………………………………………………..
2.2. Особенности анамнеза………………………………………………….
2.3. Методика исследования костно-мышечной системы………..……….
2.4. Дополнительные методы обследования…….......……………………..
2.5. Семиотика поражений костной системы и суставов.….......…………
2.6. Синдромы поражения костной системы………………………………
2.6.1. Синдром остеопении………………………………………………….
2.6.2. Синдром остеомиелита……………………………………………….
2.6.3. Синдром рахита……………………………………………………….
2.6.4. Синдром сколиоза…………………………………………………….
2.6.5. Синдром артрита……………………………………………………...
2.7. Семиотика поражения мышечной системы……………………….......
2.8. Основные заболевания, сопровождающиеся поражением мышц…...
Контрольные вопросы…………………....……………….............................
Тестовые задания…………………..………...................................................
Ситуационные задачи………………………………………………….........
Приложение ……………………………………...………………………….
Рекомендуемая литература …………………………………………………

ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью настоящего учебно-методического пособия является ориентирование диагностического мышления студентов на выявление основных синдромов поражения костно-мышечной системы у детей. Диагностический процесс начинается со сбора жалоб и анамнеза. Сбор анамнеза больного ребенка – задача весьма сложная. Поэтому в пособии акцентируется внимание, как в целом на схеме сбора анамнеза, так и на отдельных его составляющих частях и особенностях. Важным этапом диагностического процесса является получение максимальной информации о клинических признаках заболевания, что достигается с помощью объективного обследования. Патологические симптомы, выявленные при объективном обследовании, в сочетании с анамнестическими данными, способствуют в большинстве случаев постановке диагноза. В связи, с чем данному разделу в пособии отведено значительное место.

В представленном пособии выделен раздел, посвященный вопросам современной диагностики патологических процессов костно-мышечной системы, что позволяет студентам познакомиться с методами обследования и применять их при уточнении синдромального диагноза.

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия и 060101 Лечебное дело и может быть рекомендовано для системы вузовского профессионального образования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Данная тема изучается студентами 4 курса педиатрического факультета и 5 курса лечебного факультета. По программе пропедевтики детских болезней предусмотрено 10 часов. Со студентами лечебного факультета в цикле «Детские болезни» изучаемой теме отводится 5 часов. Цель изучения: обучить студентов особенностям методики обследования детей различного возраста. Познакомить с семиотикой и научить выделять основные синдромы поражения костно-мышечной системы. На лекциях обсуждаются вопросы: возрастные особенности костно-мышечной системы, их связь с патологией, особенности и оценка функциональных показателей, семиотика и синдромы поражения костно-мышечной системы у детей и подростков. На практических занятиях разбираются следующие вопросы: анатомо-физиологические особенности костной и мышечной системы у детей различных возрастных групп; типы телосложения; понятие о физиологическом гипертонусе у новорожденных; семиотика поражения мышечной системы (атрофия, гипертрофия, гипотония, гипертонус); нарушения движения (атаксия, атетоз, гиперкинезы); изменение формы и размеров головы (микроцефалия, макроцефалия, квадратная, ягодицеобразная голова, башенный череп, краниотабес, остеомаляция, кефалогематома); виды патологической деформации грудной клетки (воронкообразная, "куриная", "грудь сапожника", сердечный горб); физиологические изгибы и деформация позвоночника (патологические кифозы, лордозы, сколиоз); искривление верхних и нижних конечностей; понятие о плоскостопии и косолапости; понятие хондродистрофии, врожденной ломкости костей; рахитические симптомы; семиотика поражения суставов (артриты, артрозы, анкилозы, гемартрозы, контрактуры суставов); сроки появления зубов, оценка уровня биологического развития по зубному возрасту; понятие о постоянном и молочном прикусе.

При изучении данной темы до 30% учебного времени отводится на самостоятельную работу студентов. Формы самостоятельной работы: курация больных, решение типовых ситуационных задач, подготовка реферативных сообщений. Для успешного изучения темы студенты должны применять знания, полученные на предыдущих кафедрах: анатомии человека, нормальной и патологической физиологии.

В результате изучения данной темы, студент должен знать: клинические анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы детей различного возраста; особенности методики обследования костно-мышечной системы у детей различного возраста; наиболее часто используемые лабораторно-инструментальные методы обследования и их диагностическую значимость; семиотику и основные синдромы поражения костно-мышечной системы у детей. В процессе изучения данной темы студент должен уметь: собирать анамнез жизни и болезни, а также сделать заключение об основных синдромах поражения костно-мышечной системы у ребенка.

Контроль знаний осуществляется ежедневно на практических занятиях с помощью тестов и решения ситуационных задач, заполнения листов курации. Вопросы данной темы включены в переводные экзамены и в государственную аттестацию выпускников.

ГЛАВА 1

Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей

Опорно-двигательная система состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул. Она предназначена для обеспечения изменения положения и передвижения тела в пространстве.

Наши рекомендации