Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………..…...…………… | |
Методические указания…………………………………………………….. | |
Глава 1. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей …………….………………………………………………. | |
1.1. Развитие и особенности строения костной ткани……….....………… | |
1.2. Анатомо-физиологические особенности скелета………...…………... | |
1.3. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы.....….... | |
Глава 2. Семиотика поражений костно-мышечной системы у детей………………………………….………................................................... | |
2.1. Жалобы………………………………………………………………….. | |
2.2. Особенности анамнеза…………………………………………………. | |
2.3. Методика исследования костно-мышечной системы………..………. | |
2.4. Дополнительные методы обследования…….......…………………….. | |
2.5. Семиотика поражений костной системы и суставов.….......………… | |
2.6. Синдромы поражения костной системы……………………………… | |
2.6.1. Синдром остеопении…………………………………………………. | |
2.6.2. Синдром остеомиелита………………………………………………. | |
2.6.3. Синдром рахита………………………………………………………. | |
2.6.4. Синдром сколиоза……………………………………………………. | |
2.6.5. Синдром артрита……………………………………………………... | |
2.7. Семиотика поражения мышечной системы………………………....... | |
2.8. Основные заболевания, сопровождающиеся поражением мышц…... | |
Контрольные вопросы…………………....………………............................. | |
Тестовые задания…………………..………................................................... | |
Ситуационные задачи…………………………………………………......... | |
Приложение ……………………………………...…………………………. | |
Рекомендуемая литература ………………………………………………… |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью настоящего учебно-методического пособия является ориентирование диагностического мышления студентов на выявление основных синдромов поражения костно-мышечной системы у детей. Диагностический процесс начинается со сбора жалоб и анамнеза. Сбор анамнеза больного ребенка – задача весьма сложная. Поэтому в пособии акцентируется внимание, как в целом на схеме сбора анамнеза, так и на отдельных его составляющих частях и особенностях. Важным этапом диагностического процесса является получение максимальной информации о клинических признаках заболевания, что достигается с помощью объективного обследования. Патологические симптомы, выявленные при объективном обследовании, в сочетании с анамнестическими данными, способствуют в большинстве случаев постановке диагноза. В связи, с чем данному разделу в пособии отведено значительное место.
В представленном пособии выделен раздел, посвященный вопросам современной диагностики патологических процессов костно-мышечной системы, что позволяет студентам познакомиться с методами обследования и применять их при уточнении синдромального диагноза.
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия и 060101 Лечебное дело и может быть рекомендовано для системы вузовского профессионального образования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Данная тема изучается студентами 4 курса педиатрического факультета и 5 курса лечебного факультета. По программе пропедевтики детских болезней предусмотрено 10 часов. Со студентами лечебного факультета в цикле «Детские болезни» изучаемой теме отводится 5 часов. Цель изучения: обучить студентов особенностям методики обследования детей различного возраста. Познакомить с семиотикой и научить выделять основные синдромы поражения костно-мышечной системы. На лекциях обсуждаются вопросы: возрастные особенности костно-мышечной системы, их связь с патологией, особенности и оценка функциональных показателей, семиотика и синдромы поражения костно-мышечной системы у детей и подростков. На практических занятиях разбираются следующие вопросы: анатомо-физиологические особенности костной и мышечной системы у детей различных возрастных групп; типы телосложения; понятие о физиологическом гипертонусе у новорожденных; семиотика поражения мышечной системы (атрофия, гипертрофия, гипотония, гипертонус); нарушения движения (атаксия, атетоз, гиперкинезы); изменение формы и размеров головы (микроцефалия, макроцефалия, квадратная, ягодицеобразная голова, башенный череп, краниотабес, остеомаляция, кефалогематома); виды патологической деформации грудной клетки (воронкообразная, "куриная", "грудь сапожника", сердечный горб); физиологические изгибы и деформация позвоночника (патологические кифозы, лордозы, сколиоз); искривление верхних и нижних конечностей; понятие о плоскостопии и косолапости; понятие хондродистрофии, врожденной ломкости костей; рахитические симптомы; семиотика поражения суставов (артриты, артрозы, анкилозы, гемартрозы, контрактуры суставов); сроки появления зубов, оценка уровня биологического развития по зубному возрасту; понятие о постоянном и молочном прикусе.
При изучении данной темы до 30% учебного времени отводится на самостоятельную работу студентов. Формы самостоятельной работы: курация больных, решение типовых ситуационных задач, подготовка реферативных сообщений. Для успешного изучения темы студенты должны применять знания, полученные на предыдущих кафедрах: анатомии человека, нормальной и патологической физиологии.
В результате изучения данной темы, студент должен знать: клинические анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы детей различного возраста; особенности методики обследования костно-мышечной системы у детей различного возраста; наиболее часто используемые лабораторно-инструментальные методы обследования и их диагностическую значимость; семиотику и основные синдромы поражения костно-мышечной системы у детей. В процессе изучения данной темы студент должен уметь: собирать анамнез жизни и болезни, а также сделать заключение об основных синдромах поражения костно-мышечной системы у ребенка.
Контроль знаний осуществляется ежедневно на практических занятиях с помощью тестов и решения ситуационных задач, заполнения листов курации. Вопросы данной темы включены в переводные экзамены и в государственную аттестацию выпускников.
ГЛАВА 1
Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей
Опорно-двигательная система состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул. Она предназначена для обеспечения изменения положения и передвижения тела в пространстве.