Внимание. Психофизиологические основы и возрастные особенности внимания. Система мозгового обеспечения внимания
Внимание – направленность на объект и сосредоточенность на нем так, что он становится отчетливым и выпуклым в поле сознания.
Основные свойства внимания: объем, устойчивость внимания, способность к распределению и переключению.
Объем характеризуется числом одновременно отчетливо распознаваемых объектов при внимания и сост. 7-9 ед.
Устойчивость внимания проявляется в его длительном поддержании, концентрации на объекте и противостоянии отвлечением.
Распределение внимание характеризует возможность внимательного выполнения двух или нескольких видов деятельности. Переключение- динамическая хар-ка способности к переходу от одной деятельности к другой.
Внимание повышает уровень активации коры больших полушарий. К системе структур участвующих в этом процессе относятся структуры, вызывающие генерализованную активацию коры больших полушарий – ретикулярная формация среднего мозга, локальную активацию – лимбическая система и высшие корковые центры регуляции и контроля - лобные области коры больших полушарий.
Признаки непроизвольного внимания обнаруживаются уже у новорожденных в виде элементарной ориентировочной реакции. Критическим периодом в формировании непроизвольного внимания явл. 2-3 мес возраст – ориентировочная реакция приобретает черты исследовательского хар-ра. В грудном и мл. дошк. возр. корковая генерализованная активация представлена усилением тета-ритма, отражающего повышенную активность структур, связанных с эмоциями. В этом возрасте внимание маленького ребенка привлекают в основном эмоциональные раздражители. Существенные изменения корковой активации отмечены в 6-7л возрасте – обнаруживается зрелая форма корковой активации в виде генералицованой блокады альфа-ритма. Качественные сдвиги в формировании механизмов внимания отмечены в 9-10л, созревание лобных обл коры обеспечивает организацию процессов локальной регулируемой активации в соответствии с принятием решения на основе проанализированной информ. В 12-13 лет с началом полового созревания ослабляется внимание, нарушаются механизмы произвольной регуляции функции. К концу подросткового периода с завершением пол. созревания механизмы внимания соответствуют взрослому.
Возбудимость и проводимость нервной системы. Механизмы проведения возбуждения по нервному волокну через синапс.
Основные свойства нейрона — возбудимость и проводимость.
Возбудимость присуща клеткам всех тканей. Но у нервных клеток она очень высока. Раздражения вызывают в клетке ответную реакцию. Способность воспринимать раздражения и отвечать на них называется возбудимостью.
раздражение вызывает в нейроне сложный процесс — возбуждение. Оно мгновенно охватывает весь нейрон, а затем распространяется на все нервыные клетки, с которыми соприкасается этот нейрон. Способность нейрона передавать возбуждение называется проводимостью. Из центральной нервной системы к органам передают возбуждение центробежные нейроны.
От органона в центральную нервную систему оно проводится по центростремительным нейронам. Тела нейронов лежат преимущественно в центральной нервной системе. Они серого цвета и образуют серое вещество головного и спинного мозга.
Возбуждение проводится с различной скоростью: от 0,5 до 120 м/сек. Быстрее всего оно передается к мышцам. Если в мышцу поступает поток нервных импульсов, то она сокращается.
При ходьбе мышцы ног попеременно сокращаются и расслабляются. Расслабление мышц происходит под влиянием торможения. В том случае, когда синапсы задерживают нервные импульсы, развивается процесс торможения. Нервные импульсы не доходят до мышцы и она расслабляется.В состоянии покоя в пресинаптической области везикулы постоянно движутся. Они подходят к пресинаптической мембране, выделяя в синаптическую щель медиатор, т. е. в состоянии покоя выделяются несколько квантов медиатора. Он дефилирует через щель, взаимодействует с холинорецепторами. Но т. к. медиатора мало, то потенциал на постсинаптической мембране тоже мал. Это миниатюрные потенциалы с амплитудой в несколько микровольт. Эти потенциалы поддерживают фоновую активность постсинаптической мембраны. Под действием раздражителя возникает потенциал действия нервного волокна. Под действием круговых токов повышается проницаемость мембраны нервного волокна для Са2+, в результате Са2+ поступает внутрь нервного волокна, вызывая упорядоченное движение везикул и, как следствие, увеличение количества медиатора, выделяющегося в синаптическую щель.4 Са2+ = квант медиатора.На постсинаптической мембране взаимодействие медиатора с рецепторами открывает Nа-каналы, Nа поступает внутрь клетки. Возникает возбуждающий постсинаптический потенциал. Этот потенциал - особая форма возбуждения, которая не распространяется (свойство местного возбуждения). Затем холинэстераза расщепляет медиатор, освобождая рецептор - в результате восстанавливается заряд постсинаптической мембраны.