Классификация видов деятельности
РАЗДЕЛ II
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Тема 4 «ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ».
План темы:
1. Бинарная природа человека.
2. Отличительные признаки человека как представителя животного мира.
3. Потребности и интересы человека.
4. Мировоззрение и смысл жизни человека.
5. Структура и виды деятельности человека
Современный - биосоциальное существо |
БИОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ | СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ |
Речь - _
____________
Сознание - это:
· ___________
· ___________
Самосознание - ______________________
_________________________
Мышление - ________________________________
__________________________
Посредством непрерывного формирования понятий, вывода новых суждений и умозаключений мышление позволяет человеку получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть восприняты непосредственно.
Особенности мышления:
1) _________ - т.е. косвенное познание объектов действительности, не только с помощью чувственного опыта, но и с опорой на ранее полученные теоретические знания.
2) _______ - т.е. познание общего и существенного в объектах действительности, фиксируемого в понятиях.
Нравственность – ___________________________
______
Деятельность – ______________________________
____
Деятельность - присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.
Потребности и интересы человека
Потребность - это нужда человека в чем-либо.
Осознанная потребность порождает активность субъекта, направленную на ее удовлетворение.
Виды потребностей |
Биологические (естественные) | Социальные | Идеальные |
Наиболее известной и практически значимой является классификация потребностей американского психолога Абрахама Маслоу.
Маслоу выделил пять типов потребностей человека (в более подробной версии – семь) и расположил их в иерархическом порядке. Впоследствии, эта иерархия получила название «Пирамида потребностей Маслоу» (хотя сам автор никогда графически не изображал свою классификацию).
Первичные потребности (присущи и человеку и животным) | Вторичные потребности |
1. физиологические или биологические (утоление голода, жажды, полового влечения, потребности во сне и т.п.) 2. потребности в безопасности или экзистенциальные (защита от боли, страха, тревоги, стресса, неустроенности (что, иногда, называют потребностью в комфорте). | 3. социальные потребности могут быть удовлетворены только в системе социальных связей - потребности в общении, любви и дружбе, привязанности, взаимопонимании, принадлежности к какой-либо социальной группе, совместной деятельности. 4. потребности в уважении, признании, престиже (стремлением к социальному росту, достижениям и их признанию, одобрению со стороны социального окружения, самоуважению). 5. потребности в самоактуализации (духовные потребности): стремление человека к познанию, раскрытию своего внутреннего потенциала, реализации собственных возможностей и способностей, самовыражению в творческой деятельности. |
Одно из базовых положений теории потребностей А. Маслоу состоит в том, что
_______________
Так, например, у голодающих людей, находящиеся в регионе военных действий не возникает желания карьерного роста или творческой самореализации.
Таким образом, актуализация высшего (пятого) уровня потребностей иерархии возможна только в том случае, когда человеком в достаточной мере и относительно постоянно удовлетворяются потребности четырех нижележащих уровней. Однако данная закономерность не является фатальной и может нарушаться на уровне конкретного человека.
Способы удовлетворения потребностей
Способы удовлетворения потребностей |
Социально одобряемые | Социально неодобряемые |
Утоление голода полезными для здоровья продуктами питания; Потребность в общении – путем участия в дискуссии, дружеской беседе и т.п.; Потребность в снятии стресса – путем занятий спортом, посещения храма | Утоление голода вредными для здоровья продуктами питания; Потребность в общении – путем дивиантных форм поведения (курение, наркомания, нарушение норм морали); Потребность в снятии стресса – путем принятия алкоголя |
Мировоззрение, цель и смысл жизни человека
Мировоззрение – |
Для мировоззрения характерно:
· _
· _________________
Ядром мировоззрения является осознание человеком цели и смысла жизни, т.е.
______________________
Так как в основе мировоззрения лежат упорядоченные в систему убеждения человека, - сформировавшееся мировоззрение является показателем зрелости личности.
Виды мировоззрения | ||
Вид мировоззрения | Суть | Что лежит в основе формирования |
Мифологическое | ||
Религиозное | ||
Философское | ||
Научное | ||
Обыденное (житейское) |
Структура и виды деятельности человека
Деятельность – |
Отличия от других форм поведения: |
• • • • • |
Основные элементы структуры деятельности
1. Субъект деятельности - психологически активная сторона, осуществляющая деятельность (отдельные индивиды, социальные группы).
2. Объект деятельности - то, на что деятельность направлена (природные или социальные объекты).
3. Предмет деятельности - ее содержательная сущность.
4. Потребность - нужда человека в чем-либо.
5. Мотив - побуждение к деятельности, связанное с опредмечиванием потребности.
6. Интерес - субъективная значимость предмета деятельности.
7. Цель - планируемый результат.
8. Средства достижения цели - способы реализации действий.
9. Действия - единичные взаимосвязанные поведенческие акты, направленные на достижение цели.
10. Результат деятельности - то, что было реально получено в процессе деятельности, ее материальные и нематериальные продукты.
Основные формы (виды) деятельности |
Форма (вид) | Характеристика |
Игра | |
Учение | |
Труд | |
Общение |
Классификация видов деятельности
Критерий классификации | Виды деятельности | Краткая характеристика | Примеры |
Объекты (или результаты) деятельности | 1) Материальная (практическая) | ||
А) Материально-производственная | |||
Б) Социально-преобразовательная | |||
2) Духовная: | |||
А) познавательная | |||
Б) прогностическая | |||
В) ценностно-ориентационная | |||
Субъект деятельности | индивидуальная | ||
групповая | |||
Характер деятельности | репродуктивная | ||
творческая | |||
Сфера общественной жизни | Экономическая | ||
Социальная | |||
Политическая | |||
Духовная |
Если в процессе своей деятельности человек создает что-то новое, оригинальное, ранее не существующее, то говорят о творческом характере деятельности.
Успешность выполнения определенного рода деятельности зависит от способностей человека, которые развиваются в процессе соответствующей деятельности.
Виды способностей |
Общие | Специальные |
Человек рождается, не имея определенных способностей в какой-либо деятельности. Наследственность определяет лишь задатки–____
____________.