Ситуационные задачи по отбору проб пищевых продуктов
Задача №1.
Опишите правила отбора проб / образцов жидких пищевых продуктов для лабораторного исследования.
Задача №2.
Опишите правила отбора проб / образцов сыпучих пищевых продуктов для лабораторного исследования.
Задача №3.
Опишите правила отбора проб / образцов сливочного масла, твердых жиров и сыра для лабораторного исследования.
Задача №4.
Опишите правила отбора проб / образцов мяса, рыбы, кондитерских изделий, овощей и фруктов для лабораторного исследования.
Задача №5.
Заполните АКТ отбора образцов пищевых продуктов на проведение исследования (форма № 126/у ). Журнал регистрации образца и выдачи результатов исследований пищевых продуктов (форма №032/у). Журнал регистрации образцов и результатов исследования готовых блюд, рационов на калорийность (форма №033/у). Протокол исследования готовых блюд, рационов на калорийность (форма №131/у). Протокол исследования образцов пищевых продуктов (форма №135/у).
Литература.
основная:
1. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Королев А.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 528 с.
2. Гигиена питания : учебное пособие / ред. Т.Ш Шарманов . - Алматы : Эверо, 2013. - 210 с.
3. Нутрициология : учебник / Тель Л.З. [и др.]. - Алматы : Эверо, 2012. - 597 с.
4. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания: [Учеб. пос. для сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов] /В.Д. Ванханен, Е.А.Лебедева.
дополнительная:
1. Методические рекомендации «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Казахстан». Издание официальное.Астана 2012.
2. Химический состав российских пищевых продуктов. Справочник/ Под ред. И.М.Курихина и В.А.Тутельяна – Москва: ДеЛи принт, 2002. - 236с.
3. Нормативно правовые акты в области качества и безопасности пищевых продуктов.
7.Контроль:
Контрольные вопросы по отбору проб пищевых продуктов:
1. Какие документы регламентируют отбор проб пищевых продуктов для лабораторного исследования?
2. В каких случая проводится отбор проб пищевых продуктов для лабораторного исследования?
3. Правила отбора проб\образцов пищевых продуктов (жидких продуктов, сыпучих продуктов, твердых жиров и сыра, мяса, рыбы, кондитерских изделий, овощей и фруктов) для лабораторного исследования.
4. Что определяет массу (объем) пищевых продуктов для лабораторного исследования?
5. Понятие об исходном и среднем образце.
6. Понятие об одно- и разнородной партии пищевых продуктов.
7. В какую тару отбирают пробы пищевого продукта для лабораторного исследования?
8. Какой документ оформляется после отбора пробы пищевого продукта? Требования к оформлению.
9. Сроки доставки проб пищевого продукта в лабораторию для исследования.
10. Проведение лабораторного исследования проб пищевых продуктов. Сроки исследования и хранения образцов в лаборатории.
11. Оформление результатов лабораторного исследования пищевых продуктов.
1. Тема №13.Методика гигиенической экспертизы муки и крупы, генно-модифицированные продукты (ГМП). Методика определения амбарных вредителей.
2. Цель:Обучить основным приемам и методам гигиенической экспертизы муки и крупы, научить обосновывать выводы о возможности и порядке использования муки и крупы для целей питания. Обучить методике определения амбарных вредителей в зерновых продуктах.
Задачи обучения.
Студент должен знать:
· схему проведения гигиенической экспертизы;
· методику органолептических и физико-химических исследований муки и крупы;
· навыки по составлению лабораторных заключений по оценке образцов;
· навыки определения амбарных вредителей в зерновых продуктах.
Студент должен уметь:
· проводить экспертизу муки и круп
· обосновать выводы о возможности и порядке использования муки и крупы для целей питания;
4. Основные вопросы темы:
1. Значение зерновых продуктов в питании населения.
2. Химический состав зерновых продуктов.
3. Гигиеническая характеристика круп.
4. Ядовитые и сорные растительные примеси зерновых, их роль в возникновении заболеваний среди людей. Меры профилактики.
5. Зерновые и мучные вредители, меры (способы) борьбы с ними.
6. Санитарные условия хранения зерновых продуктов.
7. Правила отбора проб и методика лабораторного исследования муки и крупы.
8. Санитарно-гигиеническое исследование муки.
9. Санитарно-гигиеническое исследование круп.
5. Методы обучения и преподавания:лабораторная работа, составление заключения.
1. Проведите органолептическое исследование муки и крупы.
2. Проведите физико-химическое исследование муки и крупы.
3. Проведите микроскопическое исследование муки и крупы.
4. Оформите протокол исследования образца муки и крупы (форма №135у).
Составьте заключение о качестве муки и крупы исследованного образца и условиях ее реализации.
5. Представить заключение о качестве муки исследованного образца и условиях ее реализации.
6. Представить заключение о качестве крупы исследованного образца и условиях ее реализации.
7. Ознакомьтесь с методикой определения амбарных вредителей в зерновых продуктах.
8. Проведите исследования образца муки/крупы на определение наличия амбарных вредителей.
9. Оформите протокол исследования образца муки/крупы на наличие амбарных вредителей (форма №135у). Составьте заключение о качестве муки/крупы исследованного образца и условиях ее реализации.
Литература.
основная:
1. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Королев А.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 528 с.
2. Гигиена питания : учебное пособие / ред. Т.Ш Шарманов . - Алматы : Эверо, 2013. - 210 с.
3. Нутрициология : учебник / Тель Л.З. [и др.]. - Алматы : Эверо, 2012. - 597 с.
4. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания: [Учеб. пос. для сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов] /В.Д. Ванханен, Е.А.Лебедева.
дополнительная:
1. Методические рекомендации «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Казахстан». Издание официальное.Астана 2012.
2. Химический состав российских пищевых продуктов. Справочник/ Под ред. И.М.Курихина и В.А.Тутельяна – Москва: ДеЛи принт, 2002. - 236с.
3. Нормативно правовые акты в области качества и безопасности пищевых продуктов.
7.Контроль:образцы тестовых заданий.
1.Основная биологически активная часть зерна, которая содержит витамины, ПНЖК, и др. вещества называется…
1. Эндоспермом;
2. Зародышем;
3. Плодовой оболочкой;
4. Цветочной оболочкой.
2. Укажите среднее содержание влаги в зерновых культурах:
1. 9 - 10%
2. 11 -12%
3. 13 – 14%
4. 15 – 17%
5. 18 -20%
3. Укажите среднее содержание жира в зерновых культурах:
1. 2 - 4% 2. 5 - 6% 3. 7 - 8% 4. 9 - 10% 5. 11 -12%
4. В какой части зерна содержится основное количество витаминов.
1. в оболочках
2. в эндосперме
3. в зародыше
4. в зерне вообще не содержится витаминов
5.Какие примеси в муке нормируются НТД?
1. спорынья
2. головня
3. куколь
4. металлопримеси
5. все перечисленное верно
6. Укажите дефицит какой аминокислоты характерен для продуктов переработки зерна:
1. валин
2. лейцин
3. лизин
4. триптофан
5. фенилаланин
7. Каково необходимое содержание клейковины в пшеничной муке:
1. не менее 10-15%
2. не менее 15-20%
3. не менее 25-30%
4. не менее 35-40%
5. не менее 50%
1. Тема №14.Методика гигиенической экспертизы хлеба и сухарей.
2. Цель:Обучить основным приемам и методам гигиенической экспертизы хлеба и сухарей, научить обосновывать выводы о возможности и порядке использования хлеба и сухарей для целей питания.
Задачи обучения.
Студент должен знать:
· схему проведения гигиенической экспертизы хлеба и сухарей;
· методику органолептического и физико-химического исследования хлеба и сухарей;
Студент должен уметь:
· проводить экспертизу хлеба и сухарей;
· обосновать выводы о возможности и порядке использования хлеба для целей питания.
4. Основные вопросы темы:
1. Значение хлеба в питании населения.
2. Пищевая и биологическая ценность хлеба.
3. Пороки хлеба, вызванные развитием микроорганизмов.
4. Санитарно-гигиеническое исследование хлеба.
5. Методы обучения и преподавания:
лабораторная работа, составление заключения.
1. Проведите органолептическое исследование хлеба и сухарей.
2. Проведите физико-химическое исследование хлеба и сухарей.
3. Проведите микроскопическое исследование хлеба и сухарей.
4. Оформите протокол исследования образца хлеба и сухарей (форма №135у)
5. Составьте заключение о качестве хлеба исследованного образца и условиях его реализации.
Литература.
основная:
1. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Королев А.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 528 с.
2. Гигиена питания : учебное пособие / ред. Т.Ш Шарманов . - Алматы : Эверо, 2013. - 210 с.
3. Нутрициология : учебник / Тель Л.З. [и др.]. - Алматы : Эверо, 2012. - 597 с.
4. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания: [Учеб. пос. для сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов] /В.Д. Ванханен, Е.А.Лебедева.
дополнительная:
1. Методические рекомендации «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Казахстан». Издание официальное.Астана 2012.
2. Химический состав российских пищевых продуктов. Справочник/ Под ред. И.М.Курихина и В.А.Тутельяна – Москва: ДеЛи принт, 2002. - 236с.
3. Нормативно правовые акты в области качества и безопасности пищевых продуктов.
7.Контроль:
1. Укажите нормируемую влажность хлеба:
1. 20 - 34% 2. 35 - 40% 3. 42 -50% 4. 55 - 60% 5. более 60%
2. Оцените степень загрязнения зерна при обнаружении в 1кг до 5 живых экземпляров долгоносиков:
1. первая; 2. вторая; 3. третья; 4. четвёртая.
3. Укажите допустимую кислотность пшеничного хлеба:
1. не более 1.5 -20Т
2. не более 2,5 – 4,00 Т
3. не более 4.5 -4,80Т
4. более 50Т.
4. Укажите нормируемую пористость хлеба:
1. 10 - 20% 2. 30 - 40% 3. 45 -50% 4. 55 -73% 5. 75 - 80%
5. Укажите допустимую кислотность ржаного хлеба:
1. не более 5 - 70Т
2. не более 2,5 – 4,00 Т
3. не менее 90Т
4. не более 90Т
1. Тема №15.Методика гигиенической экспертизы молока и молочных продуктов. ГМП.
2. Цель:Обучить основным приемам и методам гигиенической экспертизы молока и молочных продуктов.
Задачи обучения.
Студент должен знать:
· схему проведения гигиенической экспертизы молока;
· методику органолептических и физико-химических исследований молока и молочных продуктов;
Студент должен уметь:
· проводить экспертизу молока и молочных продуктов
· составлять заключение по оценке образцов молока;
· обосновать выводы о возможности и порядке использования молока для целей питания;
· работать с инструктивно-методической и нормативно-технической документацией.
4. Основные вопросы темы:
1. Значение молока и молочных продуктов в питании населения.
2. Пищевая ценность молока и молочных продуктов.
3. Биологическая ценность молока и молочных продуктов.
4. Органолептические свойства доброкачественного молока и молочных продуктов.
5. Основные заболевания, передающиеся человеку через молоко.
6. Признаки порчи молока и молочных продуктов.
7. Химические показатели молока и молочных продуктов.
8. Микробиологические показатели молока и молочных продуктов.
9. Санитарные требования к качеству молока и молочных продуктов.
10. Схема санитарной экспертизы молока и молочных продуктов.
11. Санитарно-гигиеническое исследование молока.
5. Методы обучения и преподавания:
лабораторная работа, составление заключения.
1. Проведите органолептическое исследование молока.
2. Проведите физико-химическое исследование молока.
3. Оформите протокол исследования образца молока (форма №135у).
4. Составьте заключение о качестве молока исследованного образца и условиях его реализации.
Литература.
основная:
1. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Королев А.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 528 с.
2. Гигиена питания : учебное пособие / ред. Т.Ш Шарманов . - Алматы : Эверо, 2013. - 210 с.
3. Нутрициология : учебник / Тель Л.З. [и др.]. - Алматы : Эверо, 2012. - 597 с.
4. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания: [Учеб. пос. для сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов] /В.Д. Ванханен, Е.А.Лебедева.
дополнительная:
1. Методические рекомендации «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Казахстан». Издание официальное.Астана 2012.
2. Химический состав российских пищевых продуктов. Справочник/ Под ред. И.М.Курихина и В.А.Тутельяна – Москва: ДеЛи принт, 2002. - 236с.
3. Нормативно правовые акты в области качества и безопасности пищевых продуктов.
7.Контроль:
1. Молоко и молочные продукты, по степени устойчивости при хранении, относятся к :
1) особоскоропортящимся;
2) скоропортящимся;
3) устойчивым продуктам с влажностью более 15%;
4) устойчивым продуктам с влажностью ее 15%.
2. Фермент молока редуктаза, используется для следующей цели:
1) проверки эффективности пастеризации молока;
2) определения свежести молока;
3) оценки бактериального обсеменения;
4) определение примесей к молоку.
3. Бактерицидная фаза молока представлена:
1) периодом активного действия бактерицидных веществ в выдоенном молоке;
2) периодом активного действия бактерицидных веществ в вымени животного;
3) пертодом активизации кисломолочных бактерий;
4)периодом развития разнообразной микрофлоры.
4. Фаза смешанной микрофлоры характеризуется:
2) периодом активного действия бактерицидных веществ в выдоенном молоке;
2) периодом активного действия бактерицидных веществ в вымени животного;
3) пертодом активизации кисломолочных бактерий;
4) периодом развития разнообразной микрофлоры.
5.Укажите допустимую величину кислотности молока по ГОСТу (0 Т):
1) не более 18; 2) не менее 21; 3) не более 21; 4) не более 23.
1. К органолептическим показателям молока относятся:
1) цвет; 2) запах; 3) вкус; 4) консистенция; 5) все перечисленные.
2. Для определения плотности молока используется:
1) бутирометор;
2) лактоденсиметр;
3) центрифуга;
4) фотоэлектрокалориметр;
8. Для определения содержания жира в молоке используются :
1) бутирометор;
2) лактоденсиметр;
3) рефрактометр;
4) фотоэлектрокалориметр.
9. Дайте заключение о возможности использования молока для цели питания, если его органолептическое свойства в норме, кислотность 200 Т, плотность 1,032, жирность 3,2 %, примесии отсутствуют:
1) использовать без ограничения;
2) использовать после термического обработки;
3) использовать для вскармливания молодняка;
4) использовать для изготовления молочных продуктов.
10. Кисломолочные продукты оказывают следующие действия, кроме:
1) возбуждения аппитета;
2) угнетения секреторной функции желез;
3) усиления моторики кишечника;
4) усиления секреторной функции желез.
1. Тема №16.Методика гигиенической экспертизы мяса. Исследование мяса на содержание в нем трихинелл и финн.
2. Цель:Обучить основным приемам и методам гигиенической экспертизы мяса, научить обосновывать выводы о возможности и порядке использования мяса для целей питания. Обучить основным приемам исследования мяса на содержание трихинелл и финн.
Задачи обучения.
Студент должен знать:
· схему проведения гигиенической экспертизы мяса;
· методику органолептических и физико-химических исследований мяса;
· методику исследования мяса на содержание трихинелл и финн.
Студент должен уметь:
· проводить гигиеническую экспертизу мяса
· составлять заключение по оценке образцов мяса;
· обосновать выводы о возможности и порядке использования мяса для целей питания;
· работать с инструктивно-методической и нормативно-технической документацией;
· обосновать выводы о возможности и порядке использования мяса, пораженного гельминтами, для целей питания.
4. Основные вопросы темы:
1. Значение мяса и мясных продуктов в питании населения.
2. Химический состав мяса и мясных продуктов.
3. Гигиеническая характеристика мяса и мясных продуктов.
4. Санитарно-эпидемиологическая роль мяса. Источники микробного обсеменения мяса.
5. Профилактика пищевых токсикоинфекций, инвазионных болезней животных, которые могут передаваться через мясо потребителю.
6. Виды порчи мяса и мясопродуктов. Условия хранения мяса и требования к его реализации.
7. Правила отбора проб и методика лабораторного исследования мяса.
8. Санитарная экспертиза и использование мяса больных и контактных животных.
5. Методы обучения и преподавания:лабораторная работа, составление заключения.
1. Проведите органолептическое исследование мяса.
2. Проведите физико-химическое исследование мяса.
3. Проведите гельминтологическое исследование мяса.
4. Оформите протокол исследования образца мяса (форма №135у «Протокол № _____Исследования проб пищевых продуктов»).
5. Составьте заключение о качестве исследованного образца мяса и условиях его реализации.
Литература.
основная:
1. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Королев А.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 528 с.
2. Гигиена питания: учебное пособие / ред. Т.Ш Шарманов.- Алматы : Эверо, 2013.-210 с.
3. Нутрициология : учебник / Тель Л.З. [и др.]. - Алматы : Эверо, 2012. - 597 с.
4. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания: [Учеб. пос. для сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов] /В.Д. Ванханен, Е.А.Лебедева.
дополнительная:
1. Методические рекомендации «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Казахстан». Издание официальное.Астана 2012.
2. Химический состав российских пищевых продуктов. Справочник/ Под ред. И.М.Курихина и В.А.Тутельяна – Москва: ДеЛи принт, 2002. - 236с.
3. Нормативно правовые акты в области качества и безопасности пищевых продуктов.
дополнительная:
1. Химический состав российских пищевых продуктов. Справочник/ Под ред. И.М.Курихина и В.А. Тутельяна – Москва: ДеЛи принт, 2002. - 236с.
2. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания: [Учеб. пос. для сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов] /В.Д. Ванханен, Е.А.Лебедева.
7.Контроль:
1. Пищевая и биологическая ценность мяса определяется содержанием в них всех перечисленных веществ, кроме:
1) высокоценного белка;
2) насыщенного жира;
3) легкоусвояемых углеводов;
4) некоторых минеральных веществ;
5) некоторых витаминов.
2. Укажите, минеральные вещества сдержащиеся в мясе в значительных количествах:
1) кальций, натрий, магний; 2) хлор, медь, фтор;
3) железо, цинк, фосфор; 4) марганец, калий, сера.
3. Санитарно-гигиеническое значение мяса заключается в том, что мясо может послужить источником:
1) пищевых отравлений; 2) инфекционных заболеваний;
3) гельминтозов; 4) все перечисленное верно.
4. При исследовании мяса, в 40см2 туши было обнаружено 2 финны. Укажите условия реализации исследуемой туши:
1) использовать для целей питания без ограничения;
2) подлежит уничтожению;
3) подлежит технической утилизации;
4) подлежит обеззараживанию првариванием или замораживанием.
5.Полное обескровливание мяса обеспечивает всё перечисленное, кроме:
1) высокое качество мяса;
2) минимальную бактериальную обсеменненость;
3) хорошую усвояесомть организмов;
4) устойчивость при хранении;
6. Принцип методы определения сероводорода основан на взаимодействии:
1) сероводорода с уксусным свинцом;
2) сероводорода с соляной кислотой;
3) сероводорода с пероксидазой
4) верны ответы 2,3.
7. Для проведения реакции на перооксидазу необходимо все, кроме:
1) 0,2 % спиртовый р-р бензидина;
2) 2 мл мясой вытяжки;
3) лакмусовая бумага;
4) 1 % р-р перекиси водорода.
9. Укажите какой из приведенных факторов способствует «загару» мяса:
1) низкая жирность;
2) низкая температура воздуха;
3) недостаточное обескровленвание туши;
4) не правлиьное ведение процесса созревания мяса;
1. Тема №17.Методика гигиенической экспертизы мясных продуктов и полуфабрикатов. Методика гигиенической экспертизы колбасных изделий.
2. Цель:Обучить основным приемам и методам гигиенической экспертизы колбасных изделий, научить обосновывать выводы о возможности и порядке использования колбасных изделий для целей питания.
Задачи обучения.
Студент должен знать:
· схему проведения гигиенической экспертизы колбасных изделий.
Студент должен уметь:
· проводить органолептическое и физико-химическое исследование колбасных изделий;
· составлять заключение по оценке образцов колбасных изделий;
· обосновывать выводы о возможности и порядке использования колбасных изделий для целей питания;
4. Основные вопросы темы:
1. Характеристика мясных полуфабрикатов, их значение в питании населения.
2. Значение колбасных изделий в питании населения. Виды колбасных изделий.
3. Химический состав и биологическая ценность колбасных изделий.
4. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к колбасным изделиям.
5. Условия, сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов (мясных и колбасных изделий).
6. Правила отбора проб и методика лабораторного исследования колбасных изделий.
7. Методы лабораторного исследования колбасных изделий.
5. Методы обучения и преподавания:лабораторная работа, составление заключения.
1. Проведите органолептическое исследование колбасных изделий.
2. Проведите физико-химическое исследование колбасных изделий.
3.Оформите протокол исследования образца колбасных изделий (форма №135у )
4. Составьте заключение о качестве исследованного образца колбасных изделий и условиях его реализации.
Литература.
основная:
1. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Королев А.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 528 с.
2. Гигиена питания: учебное пособие / ред. Т.Ш Шарманов. - Алматы: Эверо, 2013- 210 с.
3. Нутрициология : учебник / Тель Л.З. [и др.]. - Алматы : Эверо, 2012. - 597 с.
4. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания: [Учеб. пос. для сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов] /В.Д. Ванханен, Е.А.Лебедева.
дополнительная:
1. Методические рекомендации «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Казахстан». Издание официальное.Астана 2012.
2. Химический состав российских пищевых продуктов. Справочник/ Под ред. И.М.Курихина и В.А.Тутельяна – Москва: ДеЛи принт, 2002. - 236с.
3. Нормативно правовые акты в области качества и безопасности пищевых продуктов.
7.Контроль:
1. Укажите срок харанения варено-копченных колбас:
1) 5 суток при температуре 180 С;
2) 8 суток при температуре 150 С;
3) 10 суток при темпаературе 200 С;
4) 15 суток при температуре 120 С.
2. Укажите содержание влаги в сырокопченных и полукопченных колбасах (в %):
1) 12,3-22;
2) 25,2-49;
3) 52,1-54;
4) 55-57,3.
3. Укажите содержание влаги в вареных колбасах (в %):
1) 20,5 - 27,3;
1) 35,2 - 40,7;
2) 53,4 - 71,6;
3) 81,2 - 84,5;
1. Тема №18.Методика гигиенической экспертизы рыбы. Методика гигиенической экспертизы баночных консервов.
2. Цель:Обучить основным приемам и методам гигиенической экспертизы рыбы и баночных консервов.
Задачи обучения.
Студент должен знать:
· схему проведения гигиенической экспертизы рыбы и баночных консервов;
· методику органолептических и физико - химических исследований рыбы и баночных консервов;
Студент должен уметь:
· проводить органолептическое и физико-химическое рыбы и баночных консервов
· составлять заключение по оценке образцов рыбы и баночных консервов;
· обосновать выводы о возможности и порядке использования рыбы и баночных консервов для целей питания;
4. Основные вопросы темы:
1. Значение рыбы и рыбных продуктов в питании населения.
2. Химический состав, пищевая и биологическая ценность рыбы.
3. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к рыбе. Виды порчи рыбы.
4. Эпидемиологическая роль рыбы. Рыбные продукты как возможный источник пищевых отравлений, глистных инвазий. Дифиллоботриоз и описторхоз.
5. Гигиеническая экспертиза рыбы. Правила отбора проб и методика лабораторного исследования рыбы и рыбных продуктов.
6. Значение баночных консервов в питании населения.
7. Особенности пищевой и биологической ценности консервов в зависимости от исходного сырья.
8. Понятие о консервах и пресервах.
9. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к баночным консервам.
10. Виды порчи (виды бомбажа) баночных консервов.
11. Гигиеническая экспертиза баночных консервов.
5. Методы обучения и преподавания:лабораторная работа, составление заключения.
1. Проведите органолептическое исследование рыбы и баночных консервов.
2. Проведите физико-химическое исследование рыбы и баночных консервов.
3.Оформите протокол исследования образца рыбы (форма №135у «Протокол № _____Исследования проб пищевых продуктов»).
4. Составьте заключение о качестве исследованного образца рыбы, баночных консервов и условиях ее реализации.
5. Представление о качестве исследованного образца рыбы и условиях ее реализации.
Литература.
основная:
1. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Королев А.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 528 с.
2. Гигиена питания : учебное пособие / ред. Т.Ш Шарманов . - Алматы : Эверо, 2013. - 210 с.
3. Нутрициология : учебник / Тель Л.З. [и др.]. - Алматы : Эверо, 2012. - 597 с.
4. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания: [Учеб. пос. для сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов] /В.Д. Ванханен, Е.А.Лебедева.
дополнительная:
1. Методические рекомендации «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Казахстан». Издание официальное.Астана 2012.
2. Химический состав российских пищевых продуктов. Справочник/ Под ред. И.М.Курихина и В.А.Тутельяна – Москва: ДеЛи принт, 2002. - 236с.
3. Нормативно правовые акты в области качества и безопасности пищевых продуктов.
7.Контроль:
1. Пищевая и биологическая ценность рыбы заключается в значительном содержании в ней перечисленных веществ, кроме:
1) высокоценного белка; 2) насыщенного жирв; 3) жирорастворимых витаминов; 4) насыщенных жирных кислот. 5) макро –и микроэлементов.
2. Укажите среднее содержание жира в рыбе (в %):
1) 0,3-28 2) 25-36 3) 37-41 4) 42-43.
3. Высоким содержанием витаминов А и Д отличаются:
1) лещ, сазан 2) щука, окунь 3) треска, тунец 4) осетор, белуга
4. Интенсивному росту микроорганизмов и распространению их в мышечной ткани способствует:
1) высокая влажность и грубая структура мышечных волокон;
2) низкая влажность и нежная структура мышечных волокон;
3) высокая влажность и нежная структура мышечных волокон;
4) низкая влажность и грубая структура мышечных волокон.
5. При органолептическом исследовании рыбы обращают внимания на:
1) отсутствие неприятного запаха;
2) ярко – краксную окраску жабер;
3) прозрачность роговицы глаз;
4) плотную консистенцию;
5) все перечисленное верны.
6. Описторхоз – это:
1) гельминтоз сопроваждающийся развитием анемии протекающей по злокачественному типу;
2) гельминтоз сопровождающийся порожением печеньи желчевыводящих путей и желчного пузыря.
3) тяжелая форма гельминтоза, сопровождающаяся развитием анемии протекающей по злокачественному типу;
4) гельментоз средней тяжести сопроваждающийся развитием железо диффицитной анемии протекающей по злокачественному типу;
7. К радикальным мероприятиям по профилактике дифиллоботриоза и описторхоза относятся все за исключением:
1) благоустройства системы удаления нечистот;
2) исключения поподания испрожнении человека в водоемы;
3) исключение употребления рыбы в сыром виде;
4) дегельминтизации прибрежного населения.
8. Слабосоленные рыбные продукты отличаются следующим, за исключением;
1) высоких вкусовых свойств большей ;
2) большей устойчивости при хранении;
3) нежности консистенции;
4) меньшей устойчивости при хранении.
9. При гигиенической оценке соленой рыбы обращают внимание на следующие пороки, кроме: 1) наличия «ржавчины»; 2) наличия «загара»; 3) поражения «фуксином»;
4) плесневения рыбы.
10. Порожение соленой рыбы «фуксином» обусловивается:
1) окислением жира; 2) пропитыванием мышечной ткани гемолизированной кровью;
3) жизнедеятельностью галофильного аэробного микроба при выской температуре хранения соленой рыбы;
4) недостаточностью концентрации соли при посоле.
1. Тема №19.Методика гигиенической экспертизы пищевых жиров и масел. Методика гигиенической экспертизы яиц и яичных продуктов, ГМП.
2. Цель: обучить основным приемам и методам гигиенической экспертизы жиров, масел и яиц, научить обосновывать выводы о возможности и порядке использования жиров, масел и яиц для целей питания.
Задачи обучения.
Студент должен знать:
- санитарные требования к качеству пищевых жиров, яиц и яичных продуктов
· схему гигиенической экспертизы пищевых жиров и масел;
· методику органолептических и физико-химических исследований жиров и масел.
· схему гигиенической экспертизы яиц и яичных продуктов
Студент должен уметь:
· закрепить навыки по составлению лабораторных заключений по оценке образцов жиров и масел;
· обосновать выводы о возможности и порядке использования жиров и масел для целей питания;
· закрепить знания по работе с инструктивно-методической и нормативно-технической документацией.
4. Основные вопросы темы:
1. Гигиеническая характеристика пищевых жиров.
2. Пищевая и биологическая ценность пищевых жиров.
3. Факторы, оказывающие негативное влияние на пищевые жиры в процессе их хранения.
4. Пороки жира, появляющиеся в процессе его приготовления и хранения.
5. Гигиеническая экспертиза пищевых жиров и масел.
6. Органолептические и физико-химические показатели качества пищевых жиров.
7. Пищевая и биологическая ценность яиц и яичных продуктов.
8. Эпидемиологическое значение яиц.
9. Пороки яиц
10. Гигиеническая экспертиза яиц
5. Методы обучения и преподавания:лабораторная работа, составление заключения.
1. Проведите органолептическое исследование жиров и масел.
2. Проведите физико-химическое исследование жиров и масел.
3. Оформите протокол исследования образца жиров и масел (форма №135у).
4. Составьте заключение о качестве жиров и масел исследованного образца и условиях ее реализации.
5. Лабораторное исследование яиц с сотавлением заключения о качестве образца и условиях ее реализации.
Литература.
основная:
1. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Королев А.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 528 с.
2. Гигиена питания : учебное пособие / ред. Т.Ш Шарманов . - Алматы : Эверо, 2013. - 210 с.
3. Нутрициология : учебник / Тель Л.З. [и др.]. - Алматы : Эверо, 2012. - 597 с.
4. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания: [Учеб. пос. для сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов] /В.Д. Ванханен, Е.А.Лебедева.
дополнительная:
1. Методические рекомендации «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Казахстан». Издание официальное.Астана 2012.
2. Химический состав российских пищевых продуктов. Справочник/ Под ред. И.М.Курихина и В.А.Тутельяна – Москва: ДеЛи принт, 2002. - 236с.
3. Нормативно- правовые акты в области качества и безопасности пищевых продуктов.
7.Контроль:
1. Почему биологическая ценность растительного масла снижается в процессе рафинирования?
2. Какие факторы определяют биологическую ценность жира?
3. Дайте характеристику пищевой и биологической ценности комбинированных жиров.
4. Какова питательная и биологическая ценность жиров животного происхождения?
5. Какова питательная и биологическая ценность жиров растительного происхождения?
6. Каковы химический состав, питательная и биологическая ценность маргарина и кухонных жиров?
7. Чем обусловлены процессы порчи жира? Антиокислители.
8. По каким показателям оценивают качество жира?
9. Какое действие на организм оказывают перегретые жиры?
10. Какова пищевая и биологическая ценность яиц?
11. При каких пороках яйца могут быть признаны условно годными и непригодными в пищу?
12. В чем заключается эпидемиологическое значение яиц?
13. Назовите порядок санитарной обработки яиц для приготовления яичного порошка и меланжа.
14. Назовите санитарные требования, предъявляемые к качеству яичного порошка и меланжа.
15. С какой целью проводится санитарная обработка оборудования для получения яичной массы? В чем она заключается?
1. Тема №20.Методика гигиенической экспертизы прохладительных безалкогольных и энергетических напитков. Методика гигиенической экспертизы овощей и плодов, ГМП.
2. Цель:Обучить основным приемам и методам гигиенической экспертизы прохладительных безалкогольных напитков, овощей и плодов.
Задачи обучения.
Студент должен знать:
- пищевую и биологическую ценность безалкогольных напитков.
- санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к безалкогольным напиткам
- санитарно-гигиенические требования к хранению и реализации напитков
- пищевую и биологическую ценность овощей, плодов
- органолептические свойства доброкачественных продуктов переработки овощей, плодов, грибов.
- Признаки порчи овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки
- химические и микробиологические показатели овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки
- санитарные требования к качеству овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки
Студент должен уметь:
· проводить лабораторное исследование безалкогольных напитков
· проводить лабораторное исследование овощей и плодов
· составлять заключение по оценке образцов прохладительных безалкогольных напитков, овощей и плодов;
· обосновать выводы о возможности и порядке использования прохладительных безалкогольных напитков, овощей и плодов для целей питания;
4. Основные вопросы темы:
1. Значение прохладительных напитков в питании населения.
2. Классификация прохладительных напитков.
3. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к прохладительным напиткам:
4. Методика проведения санитарной экспертизы прохладительных напитков.