Теория и методика проведения занятий
АЭРОБИКА
Под общей редакцией Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова
Учебное пособие для студентов ВУЗов и ССУЗов физической культуры
Череповецкий государственный университет
Библиотека
ТВТ Дивизион Москва 2006
УДК 796:412 *J ' & * ^3 А 99
Содержание
Авторский коллектив: Ивлев М.П., Котов П.И.,
Левченкова Т.В., Мякинченко Е.Б., Ростовцева М.Ю.,
Ушакова Н.А., Шестаков М.П., Шилин Ю.Н.
А 99 Аэробика. Теория и методика проведения занятий:
Учебное пособие для студентов вузов физической культуры/ Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. -• М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 304 с.
ISBN 5-98724-011-5
Основное содержание пособия посвящено изложению теоретических основ и методики проведения занятий оздоровительной аэробикой как одной из форм оздоровительной физической культуры. Рассмотрены история и разновидности оздоровительной аэробики, а также анатомические, биомеханические, физиологические, педагогические основы необходимые для правильной организации проведения занятий оздоровительной аэробикой с различным контингентом занимающихся.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов физической культуры, обучающихся по специализации "Аэробика и фитнес-гим-настика" или аналогичным, для курсов переподготовки и повышения квалификации кадров, а также специалистам в области оздоровительной физической культуры.
УДК 796:412
ISBN 5-98724-011-5
©ТВТ Дивизион, 2006
I. Введение........................................................................................................ 5
1.1................................................................................................................ История возникновения и развития оздоровительной
аэробики................................................................................................... 9
1.2, Теория оздоровительной тренировки..................................... 16
II. Струруктура и содержание занятий оздоровительной аэробики . . .34
2.., Структура занятий оздоровительной аэробикой................. 34
2.2.. Содержание занятий оздоровительной аэробикой.......... 46
2.2.1. Аэробные упражнения......................................................... 47
2.2.1.1. Базовые движения.............................................................. 47
2.2.1.2 Хореографические методы построения
аэроробной части занятия........................................................................ 52
2.2.1.3. Физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата при выполнении базовых движений 54
2.2.1.4. Обучение и управление движениями............................. 73
2.2.1.5. Энергетическое и пластическое обеспечение .пробных упражнений 87
2.2.1.6. Понятие о тренировочных эффектах ........................... 102
2.2.1.7. Понятие об интенсивности, объема и величины нагрузки при выполнении аэробных упражнений 111
2.2.1.8. Зоны интенсивности (срочные и отставленные эффекты аэробной тренировки) 113
2.2.1.9. Управление нагрузкой в аэробной части занятия . . .126
2.2.2. Стато-динамические упражнения....................................... 131
2.2.2.1. Техника................................................................................... 132
2.2.2.3. Управление нагрузкой........................................................ 143
2.2.2.4. Срочные и отставленные эффекты стато-динамических упражнений 147
2.2.3. Упражнение на растягивание (стретчинг)........................ 152
2.2.3.1. Биологические предпосылки методов стретчинга . . .153
2.2.3.2. Методы стретчинга.................................................................... 160
2.2.3.3. Планирование стретч-тренировки................................... 169
2.2.3.4. Срочные и отставленные эффекты стретчинга............ 172
III. Организации тренировочного процесса................................................. 176
3.1. Планирование тренировочного процесса............................ 176
3.2. Психолого-педагогические основы проведения
занятий с группой ............................................................................ 178
3.3. Музыкальное сопровождение .............................................. 190
3.4. Управление массой и составом тела .................................. 197
3.4.1. Общие положения.................................................................... 198
3.4.2. Биологические механизмы управления составом и массой тела 202
3.4.3. Практические аспекты регулирования состава и массы тела 213
3.4.3.1. Физическая тренировка...................................................... 215
3.4.3.2. Сочетание физической тренировки и питания при управлении массой и составом тела 223
IV. Разновидности видов аэробики.................................................. 239
4.1.Слайд-аэробика........................................................................... 239
4.2. Степ-аэробика.............................................................................. 244
4.3. Фитбол-аэробика .................................................................... 250
4.4. Тераробика................................................................................... 253
4.5. Танцевальная аэробика............................................................ 255
4.6. Памп-аэробика............................................................................. 256
4.7. Аква-аэробика............................................................................. 256
4.8. Боевые искусства в оздоровительной тренировке............ 257
4.9. Сайкл-аэробика (спиннинг-аэробика).................................. 263
V. Особенности занятий с различным контингентом
занимающихся......................................................................................... 264
5.1. Особенности методики npoведения занятий с детьми ..264
5.2. Особенности методики проведения занятий
с пожилыми людьми ................................ ц...................................... 267
VI. Функциональное тестирование занимаюицихся.............. 273
6.1. Контроль физического состояния
при занятиях аэробикой ................................................................. 273
6.1.1. Антропометрические измерения ..................................... 273
6.1.2. Физические тесты ................................................................ 275
6.1.3. Функциональные тесты......................................................... 276
6.2. Метрологические требования к тестам и процедуре
тестирования ......................................................................................... 279
VII. Менеджмент и правовое регулирование деятельности
инструкторов............................................................................................... 281
7.1. Менеджмент оздоровительной физической культуры . .281
7.2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта 290
Рекомендуемая литература.......................................................................... 301
I. Введение
Учебное пособие предназначено для студентов вузов физической культуры, обучающихся по специализации "Аэробика и фитнес-гимнастика" или аналогичным, для курсов переподготовки и повышения квалификации кадров по направлению "Оздоровительная физическая культура", а также подготовки по магистерским программам: "Двигательная рекреация", "Физическая реабилитация", "Физкультурно-оздоровительные технологии" и т.п.
Основное содержание пособия посвящено изложению теоретических основ и методики проведения занятий оздоровительной аэробикой как одной из форм оздоровительной физической культуры (ОФК).
При изучении курса следует учитывать, что общепризнанных определений ОФК, классификации ее организационно-методических форм, средств и методов, системы понятий, научной и методической терминологии не существует. Это является отражением, на взгляд авторов, как минимум следующего:
— относительно плохой (по сравнению, например, со сферами спорта и физического воспитания) проработанностью всего проблемного поля оздоровительной (по другой классификации -массовой) физической культуры, направленной в течение многих десятилетий на подготовку "к труду и обороне", а не на укрепление здоровья. Отра-
жением этого является отсутствие теории оздоровительной физической культуры (с основным разделом - теория оздоровительного воздействия физических упражнений на организм занимающихся), которая должна была бы лежать в основе программно-методических основ ОФК, ее практики и учебных пособий.
- механистического и, по сути, абсурдного ведомственного разделения физической культуры и системы здравоохранения. В результате, систему здравоохранения хотя и "назначили" отвечать заздоровье нации, но лишили мощнейшего средства оздоровления и профилактики заболеваний — физических упражнений и сопутствующих им факторов. А специалисты по физической культуре практически не изучают важнейший пласт медико-биологических знаний о причинах и факторах развития и протекания заболеваний на уровне организма человека и способах их предотвращения.
В связи с этим при изложении курса часто используется оригинальный понятийный аппарат, а само учебное пособие в целом построено по нетрадиционной схеме, в основе которой лежит следующая парадигма.
Физическая тренировка оказывает мощное позитивное воздействие на организм человека. Например, она способна улучшать: здоровье и психическое состояние людей (снизить риск многих заболеваний, регулировать работу организма, повысить "жизненный тонус", активность, работоспособность, улучшить настроение, повседневное самочувствие и т.п.); физические кондиции (повысить силу и выносливость мышц, улучшить гибкость и координацию движений); фигуру (снизить количество жира в теле, увеличить или уменьшить объем мышц, улучшить осанку, походку) и т.д. Однако физическая тренировка может привести и к негативным последствиям. Например, она может травмировать суставы конечностей и позвоноч-
ник, приводить к мышечным болям, ухудшить сон и самочувствие, вызвать перенапряжение сердца, угнетение иммунной системы, нарушения в работе внутренних органов, стойкое негативное отношение ко всем формам физической активности и т.п. Для того чтобы тренировка эффективно улучшала физическое состояние, а риск негативных последствий был минимальным, специалист по оздоровительной физической культуре должен:
—знать как устроен и как функционирует организм человека;
—хорошо представлять себе, к каким изменениям в организме приводят применение того или иного упражнения, то или иное построение тренировочного процесса;
—уметь организовать тренировочный процесс и весь образ жизни занимающихся в соответствии с законами биологии, психологии и социальных реалий общества.
Другими словами, хорошо усвоить ключевое положение спортивной науки: в основе методики тренировки лежат законы строения и функционирования организма человека, включая сферу высшей нервной деятельности.
В соответствии с этими представлениями при изложении программного материала была предпринята попытка обоснования техники и технологии применения средств и методов занятий аэробикой путем привлечения фундаментальных знаний по биологии, психологии и физиологии активности, а не только общетеоретических положений теории и методики физической культуры.
Определяя место аэробики среди других форм ОФК, авторы считали, что последняя имеет следующие организационно-методические направления.
а) Лечебно-реабилитационное (ЛРФК).Объект люди, в силу разных причин оказавшиеся ниже уровня, который условно называется "практиче-
ское здоровье" - т.е. больные или ослабленные люди. В этом — главное отличие этого направления.
б) Адаптивное направление (АФК), предполага
ет формирование улиц с ограниченными возмож
ностями (инвалидов) качеств и способностей, по
зволяющих им в той или иной степени компенси
ровать поврежденные функции. Это позволяет
повысить разнообразие, эмоциональную окра
шенность их жизни, расширить круга общения.
в) Рекреативное направление (РФК). Двига
тельная (физическая) рекреация восстановле
ние физического и психоэмоционатьного состоя
ния людей через активный отдых путем организа
ции развлечений, активного досуга и т.п. с исполь
зованием средств физической культуры. Оздоро
вительный, восстановительный эффект достига
ется через эмоциональную "разрядку", развлече
ние, получение удовольствия, смену места и обла
сти деятельности. При этом, как правило, цели
развития каких-либо физических или психофи
зиологических способностей или качеств не ста
вится. В этом направлении можно выделить две
относительно самостоятельные формы: (1) спор
тивно-оздоровительный туризм и (2) анимацию
(физкультурные развлечения "на природе", спорт
"выходного дня", занятия и игры в домах отдыха и
пансионатах, танцы).
г) Кондиционно-профилактическое направление. Занятия направлены на поддержание оптимального уровня развития физических качеств и внешнего вида, улучшение здоровья "здоровых", профилактику "болезней цивилизации", "возрастных" заболеваний. Это направление от предыдущего отличается тем, что (1) используются в основном организованные формы занятий; (2) при их использовании целенаправленно подбираются наиболее эффективные средства и методы воздействия на те системы и органы, от которых в первую очередь зависит здоровье человека; (3) пред-
полагается получение существенного тренировочного эффекта в отношении исполнительных и обеспечивающих двигательные действия систем организма.
Занятия такого типа могут иметь черты "облегченного" спорта, с типичными для последнего средствами, методами и организацией тренировок. Однако в этом случае ставится цель не максимального развития, а поддержания "достаточного" уровня развития двигательных способностей при строжайшем соблюдении требования травмобезо-пасности и минимизация риска перенапряжения, т.е. без введения человека в состояние глубокого стресса.
Оздоровительная аэробика относится к четвертому направлению ОФК, хотя и может использоваться как одно из средств в рекреационном и адаптивном направлениях.
Специалисты по оздоровительной аэробике должны быть подготовлены для работы с наиболее массовой группой занимающихся - так называемыми "практически здоровыми людьми" разных возрастных групп.