Физиология с основами анатомии
Физиология с основами анатомии
Методические указания для студентов фармацевтического факультета
Год
Занятие № 1
Тема занятия: Предмет и задачи физиологии и анатомии.
Методологические подходы в физиологических и морфологических науках.
Уровни организации живой материи.
Цель занятия: определить роль морфологических наук и физиологии в системе фармацевтического образования; понять иерархический принцип организации живой материи.
Рекомендуемая литература:
1) Лекционный материал.
2) Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. С. 5-17, 37-47.
3) Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого., 1985. – С. 5-18.
4) Физиология человека. Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько, 2007. – С. 17-26, 31-34.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Предмет изучения анатомии, цитологии, гистологии, физиологии.
2. Общая характеристика морфологических (анатомических, гистологических, цитологических) и физиологических методов исследования.
3. Основные понятия физиологии: раздражимость, возбудимость, раздражитель, гомеостаз, адаптация.
4. Основные механизмы регуляции функций в организме человека.
На занятие необходимо принести тетрадь и цветные карандаши.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1.
Методы исследования в анатомии и гистологии. Этапы приготовления гистологического материала.
Под руководством преподавателя проанализировать основные этапы приготовления гистологического препарата. Оформить протокол по методам исследования в морфологии.
Провести микроскопирование препарата, окрашенного гематоксилином и эозином. Дать понятие базофилии и эозинофилии (оксифилии).
Блок информации: Наиболее распространенной окраской в гистологии является окраска двумя красителями – гематоксилином и эозином. Эта окраска позволяет по-разному окрасить структуры клетки, имеющие разную химическую реакцию. Структуры клетки, в которых преобладают кислотные ионы (например, нуклеиновые кислоты ДНК и РНК) окрашиваются основным (щелочным) красителем гематоксилином в синий цвет. Поэтому такие структуры в клетке называются базофильными («базис» - основание; «филео» - любить). Структуры клетки, в которых преобладают основания (обычно это цитоплазма) окрашиваются кислым красителем эозином в розовый цвет. Поэтому такие структуры в клетке называются эозинофильными (или оксифильными).
В выводе указать достоинства и недостатки морфологических методов исследования.
Работа № 2.
Методы исследования в физиологии. Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки.
На основании просмотра учебного видеофильма «Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки» оформить протокол по этапам приготовления нервно-мышечного препарата лапки лягушки. В выводе указать достоинства и недостатки острых экспериментов в физиологии (вивисекции).
Занятие № 2
Тема занятия: Клеточный уровень организации живой материи.
Строение и свойства биологической мембраны.
Межклеточные контакты.
Цель занятия: изучить основные понятия цитологии; проанализировать структурно-функциональные свойства биологической мембраны; исследовать структуры, представленные на клеточном уровне организации живой материи.
Рекомендуемая литература:
1) Лекционный материал.
2) Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 47-65.
3) Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М, 2008. – С. 16-17.
4) Физиология человека. Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько, 2007. – С. 39-41.
Дополнительный блок информации:
Клетки многоклеточных организмов взаимодействуют между собой. При этом взаимодействии клеточная мембрана (цитолемма) образует особые соединения – межклеточные контакты. Выделяют несколько типов межклеточных контактов:
1) Простой контакт – сближение цитолемм клеток на 15-20 нм, При этом происходит взаимодействие слоев гликокаликса соседних клеток. Молекулы мембраны «узнают» клетки своего типа.
2) Плотный контакт (запирающий контакт) - плотно соединяет клетки, при этом область межклеточного контакта становится непроницаемой для макромолекул. На поверхности клетки с помощью специальных белков образуется подобие ячеистой сети. Эта ячеистая сеть окружает в виде «пояска» весь периметр клетки, соединяясь с такой же сетью на поверхности соседней клетки.
3) Десмосома (сцепляющий контакт) - обеспечивает механическую связь между клетками. Это парные структуры, представляющие собой небольшое пятно диаметром около 0,5 мкм, к которому прилежат особые волокна, обеспечивающие прочность контакта.
4) Щелевой контакт (нексус, коммуникационное соединение) - расстояние между цитолеммами двух клеток минимально - 2-3 нм, в цитолеммах контактирующих клеток имеются особые структуры – каналы, связывающие цитоплазмы двух клеток. Функциональная роль щелевых контактов заключается в переносе ионов от клетки к клетке.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
- Основные положения клеточной теории.
- Строение животной клетки, роль различных органелл в жизнедеятельности клетки.
- Строение биологической мембраны, свойство полупроницаемости биологической мембраны, активный и пассивный транспорт веществ через мембрану.
- Виды межклеточных контактов.
· К занятию необходимо письменно в тетради для практических занятий в виде краткого конспекта (в форме таблицы) самостоятельно подготовить вопрос: «Органеллы животной клетки и их функции».
Органелла | Строение | Функции |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1.
Занятие № 3
Тема занятия: Общая характеристика тканей организма человека. Морфофункциональные особенности эпителиальной ткани.
Цель занятия: изучить понятие ткани; знать виды тканей организма человека; проанализировать морфологические особенности и разновидности эпителиальной ткани; классификацию желез организма человека.
Рекомендуемая литература:
1) Лекционный материал.
2) А.В.Логинов Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 70-78.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Определение понятия «ткань», классификация тканей, понятие гистогенеза.
2. Основные морфофункциональные особенности эпителиальной ткани.
3. Классификация эпителиев, локализация в организме и функции разных видов эпителиев.
4. Классификация желез.
К занятию письменно в тетради для практических занятий в виде схем представить вопросы:
1) Классификация эпителиев организма человека.
2) Классификация желез организма человека.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1.
Однослойный мерцательный эпителий (препарат трахеи).
Провести микроскопирование и зарисовку однослойного мерцательного эпителия (окраска гематоксилин-эозин).
Препарат сориентировать эпителием вверх. Рассмотреть пласт эпителиоцитов (клеток эпителия). Отметить, что все клетки эпителиального пласта лежат в один слой (все прикреплены к базальной мембране), поэтому эпителий называется однослойным. Вместе с тем, ядра клеток расположены на разных слоях, поэтому эпителий называется многорядным. Сопоставить увиденную в микроскопе картину с схемой многорядного реснитчатого эпителия (стр 74, учебник Физиология с основами анатомии А.В.Логинов). Зарисовать, как вы видите препарат. На рисунке отметить базальную мембрану, лежащую под ней соединительную ткань, ядра эпителиоцитов, слой ресничек.
Работа № 2.
Многослойный плоский ороговевающий эпителий кожи.
Провести микроскопирование и зарисовку многослойного плоского ороговевающего эпителия кожи (окраска гематоксилин-эозин).
Препарат сориентировать эпителием вверх. Рассмотреть базальную мембрану, которая имеет волнообразную форму из-за вдающихся снизу сосочков рыхлой волокнистой соединительной ткани. Обратить внимание на то, что клетки эпителия лежат во много слоев, причем с базальной мембраной связан только нижний слой клеток. Рассмотреть слои эпителия – базальный, шиповатый, зернистый, блестящий, роговой. Сопоставить увиденную в микроскопе картину с рисунком многослойного плоского эпителия (стр 75, учебник Физиология с основами анатомии А.В.Логинов). Зарисовать препарат. На рисунке отметить базальную мембрану, лежащую под ней соединительную ткань, слои эпителия.
Работа № 3.
Экзокринная железа.
Провести микроскопирование и зарисовку концевого отдела и протока поджелудочной железы (окраска гематоксилин-эозин). Обратить внимание на полярность клеток выводного протока. Обозначьте апикальную и базальную части экзокриноцита. Объясните причину базофилии базальной части клетки.
Занятие № 4
Тема занятия: Морфофункциональная характеристика соединительной ткани организма человека. Опорно-двигательный аппарат человека.
Цель занятия: проанализировать морфологические особенности и разновидности соединительной ткани; изучить пассивную часть опорно-двигательного аппарата человека (костно-суставной аппарат).
Рекомендуемая литература:
1) Лекционный материал.
2) А.В.Логинов Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 78-85, 90-102.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1) Определение понятия «ткань», классификацию тканей, понятие гистогенеза.
2) Основные морфофункциональные признаки соединительной ткани.
3) Разновидности соединительной ткани.
4) Строение кости; классификацию костей.
5) Виды соединений костей; строение суставов.
6) Отделы скелета; строение позвоночника, грудной клетки, черепа, плечевого пояса, тазового пояса, нижних конечностей.
- К занятию письменно в тетради для практических занятий представить вопросы:
1) Классификация костей скелета человека.
2) Классификация суставов человека.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1.
Плотная оформленная волокнистая соединительная ткань. Сухожилие. (окраска гематоксилин-эозин).
На препарате рассмотреть параллельно расположенные пучки коллагеновых волокон. Между пучками волокон – клетки соединительной ткани фиброциты. Зарисовать ткань отметить основные элементы – клетки, волокна.
Работа № 2.
Костная ткань. (окраска по Шморлю).
На препарате рассмотреть надкостницу, системы концентрических пластинок – остеоны, центральный канал в центре каждого остеона, остеоциты. Сопоставить увиденную в микроскопе картину с рисунком пластинчатой костной ткани (стр 84, учебник Физиология с основами анатомии А.В.Логинов). Зарисовать препарат. Отметить надкостницу, систему пластинок остеона, центральный канал остеона, остеоциты.
Работа № 3.
Частная остеология.
Получив от преподавателя кость скелета, определите ее название, дайте характеристику ее строения, с какими костями и как она соединяется в организме. Расположите кость в пространстве так, как она расположена в организме. Зарисуйте кость в протокол и запишите ее характеристики. Проведите работу для трубчатой и губчатой кости.
Занятие № 5
Тема занятия: Общая характеристика крови.Физико-химические свойства и состав плазмы крови.
Цель занятия:познакомиться с правилами работы с кровью, как потенциально опасной биологической жидкостью; изучить физико-химические свойства плазмы крови, роль констант плазмы крови в поддержании гомеостаза; иметь представление о методах определения гематокрита и скорости оседания эритроцитов; знать клиническое значение показателей.
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 110-114.
3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С 131-143.
4. Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 211-217, 232.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1.
Работа № 2.
Занятие № 6
Тема занятия: Морфофункциональная характеристика
Эритроцитов крови человека.
Цель занятия:изучить морфологическую и функциональную характеристику эритроцитов человека, познакомиться с эритропоэзом, проанализировать возможные причины нарушения функционирования системы эритона.
Рекомендуемая литература:
- Лекционный материал.
- Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С.115-117, 129-131.
- Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 229-232, 237-239.
Количественные показатели
Количество эритроцитов | 4,0-5,1х1012/л у мужчин 3,9-4,7х 1012/л у женщин |
Количество ретикулоцитов | 0,8-1% всех эритроцитов |
Диаметр эритроцита | 7,5-8,0 мкм |
Продолжительность жизни эритроцитов | 80-120 суток |
Количество гемоглобина в одном эритроците | 31-35 пг |
Цветовой показатель (фарб-индекс) | 0,85-1,05 |
Количество гемоглобина | 132 -160 г/л у мужчин, 120-140 г/л у женщин |
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1) Физиология эритроцитов: строение и функции, количественное содержание в крови.
2) Понятие об истинном и ложном эритроцитозе, эритропении. Понятие об анизо-пойкилоцитозе.
3) Понятие эритрона. Система эритропоэза.
4) Роль депо крови.
5) Гемоглобин, функции, виды и соединения гемоглобина, методы определения количества гемоглобина в крови
6) Цветовой показатель, его определение, клиническое значение.
· Письменно в тетради для практических занятий в виде схемы представьте последовательность этапов эритропоэза.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1.
Подсчет эритроцитов в исследуемой крови.
Для подсчета количества эритроцитов используется счетная камера Горяева. Она представляет собой толстое стекло, в средней части которого имеется 4 желобка. Между ними образуются 3 узкие пластинки. Средняя пластинка ниже боковых на 0,1 мм и разделена пополам поперечным желобком. По обе стороны от желобка расположены сетки Горяева. Так как высота боковых пластинок на 0,1 мм больше средней, то при наложении на них покровного стекла над сеткой образуется камера глубиной в 0,1 мм. Сетка Горяева состоит из 225 больших квадратов Каждый третий квадрат разделен дополнительно поперечными и продольными линиями на 16 маленьких квадратиков. Таких больших квадратов, разделенных на малые, в сетке 25. Сторона малого квадратика равняется 1/20 мм, площадь - 1/400 мм2. Так называемый «объем малого квадрата» равен 1/400 мм3.
Для счета эритроцитов кровь разводят в 200 раз 1% раствором хлорида натрия. Для разведения крови используют особый эритроцитарный меланжер (смеситель)
Считают количество эритроцитов в 80 малых квадратах, т.е. в 5 больших, разделенных на 16 малых. Поскольку эритроциты располагаются в беспорядке и некоторые из них лежат на границах квадратов, для получения точного результата принято считать эритроциты, лежащие внутри квадрата и на верхней и левой границах. Вычисляют среднее количество эритроцитов в 1 мм3 неразведенной крови по формуле:
Х = А х 4000 х 200
где Х – число эритроцитов в 1 мкл крови
А – количество эритроцитов, найденных в 80 квадратах
200 – разведение крови
4000 - 1/4000 мкл объем камеры над малым квадратом
80 – число просмотренных квадратов.
В выводе необходимо обсудить полученный результат и причины возможных отклонений изучаемого показателя.
Работа № 2.
Работа № 3
Вычисление цветового показателя (фарб-индекса).
Цветовой показатель отражает относительное содержание гемоглобина в эритроците. Вычисляют цветовой показатель определением отношения двух частных, полученных от деления количества гемоглобина на количество эритроцитов в норме и количества гемоглобина на количество эритроцитов в исследуемой крови по формуле :
Х гем Х эр
-------- : --------
N гем N эр
X гем. - количество гемоглобина в исследуемой крови
N гем. - нормальное количество гемоглобина (используют стандартный показатель – 167 г/л)
X эр. - количество эритроцитов в исследуемой крови
N эр. - нормальное количество эритроцитов (используют стандартный показатель – 5 х 1012 /л)
Вычислите цветовой показатель исследуемой крови, используя полученные в работах № 1 и 2 показатели. В выводе оцените полученный параметр, укажите возможные отклонения параметра и их физиологические обоснования.
Занятие № 7
Тема занятия: Морфология и физиология лейкоцитов. Иммунная система человека.
Цель занятия:изучить виды лейкоцитов человека, знать морфофункциональные особенности видов лейкоцитов и их физиологическое значение в организме; исследовать механизмы иммунного ответа на действие генетически чужеродных факторов.
Рекомендуемая литература:
- Лекционный материал.
- А.В.Логинов Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 117-120, 131-132.
- Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 232 – 237.
Количественные показатели
Количество лейкоцитов | 4,0-9,0х109/л |
Лейкоцитарная формула (взрослого человека): Нейтрофилы палочкоядерные (молодые) Нейтрофилы сементоядерные Эозинофилы Базофилы Моноциты Лимфоциты | 1-6% 47-72% 1-5% 0-1% 6-10% 19-37% |
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1) Лейкоциты, общая характеристика лейкопоэза, количественная характеристика.
2) Функции различных видов лейкоцитов. Лейкоцитарная формула.
3) Понятие лейкоцитоза и лейкопении. Виды физиологических лейкоцитозов.
4) Физиология защитных систем организма человека.
1. Характеристика неспецифических защитных систем.
2. Характеристика специфических клеточных защитных систем крови.
3. Характеристика специфических гуморальных защитных систем крови.
5) Первичные и вторичные органы иммуногенеза.
6) Виды иммунитета.
· Выполните письменно:
1) нарисуйте таблицу по приведенному образцу и самостоятельно заполните столбцы «Морфологическая характеристика», «% в крови», «Основные функции» для разных видов лейкоцитов. Раздел «Рисунок» заполняется на практическом занятии.
Вид лейкоцита | Рисунок | Морфологическая характеристика | % в крови | Основные функции | |
ГРАНУЛОЦИТЫ | |||||
Нейтрофилы | |||||
Эозинофилы | |||||
Базофилы | |||||
АГРАНУЛОЦИТЫ | |||||
Моноциты | |||||
Лимфоциты | |||||
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1.
Работа № 2.
Морфофункциональная характеристика лейкоцитов крови человека
Производится микроскопирование мазка крови человека (окрашенного по Романовскому-Гимза) с зарисовкой различных видов лейкоцитов и заполнением таблицы по морфофункциональной характеристике лейкоцитов.
Занятие № 8
Тема занятия: Иммунобиологические свойства крови: группы крови, резус-фактор. Система регуляции агрегатного состояния крови (РАСК).
Цель занятия: Освоить методы определения групп крови, по системе АВО и резус-фактора, времени свертывания крови. Изучить правила переливания крови с учетом групповой принадлежности крови и резус-фактора. Изучить физиологические механизмы свертывающей и антисвертывающей систем крови
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 120-129.
3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – 149-161.
4. Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 217-229.
Дополнительная информация:
Переливание крови (гемотрансфузию) следует рассматривать как операцию трансплантации чужеродной ткани. На мембране эритроцитов фиксировано множество антигенов – гликолипидов и гликопротеидов. В настоящее время их выявлено более 400. Все эти антигены способны индуцировать в организме человека, получившего переливание крови (реципиента), иммунные реакции на кровь донора.
Наибольшее клиническое значение имеют антигены системы АВО. Антигены этой системы находятся на мембране эритроцитов. Выделяют 3 типа антигенов: Н, А, В. Люди с группой крови I(0) имеют на эритроцитах антиген Н. Однако, к этому агглютиногену нет агглютинина, поэтому он не учитывается.
К агглютиногенам А и В есть агглютинины α и β. Между соответствующими агглютиногенами и агглютининами возможна иммуннная реакция. Агглютинины α и β являются природными антителами, т.е. они есть у каждого человека (в соответствии с его группой крови) независимо от его трансфузионного анамнеза. Плазма крови новорожденного ребенка еще не содержит агглютининов. После рождения они постепенно появляются к тому агглютиногену, которого нет на эритроцитах ребенка. Эти антитела относятся к Ig М.
Другие системы антигенов эритроцитов имеют меньшее клиническое значение, поскольку к ним в организме человека нет антител в обычных условиях. Однако, такие антитела могут появиться, если в организме уже произошла сенсибилизация (т.е. встреча) этим антигеном. Иммунный конфликт тогда может развиться при повторных переливаниях крови.
Основные правила переливания крови:
1. переливать можно только одногруппную кровь по системе АВ0;
2. нельзя переливать резус-положительную кровь резус-отрицательному реципиенту;
3. перед переливанием крови проводится:
а) определение группы крови по системе АВ0 и резус-фактору крови как донора, так и реципиента;
б) проба на совместимость – в 2-3 капли сыворотки реципиента добавляют маленькую каплю донорской крови – агглютинация должна отсутствовать;
в) биологическая проба – реципиенту вливают 5-10 мл донорской крови и в течение 3 мин убеждаются в отсутствии реакции, такую процедуру проводят 3 раза и только после этого выполняют гемотрансфузию полностью.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Назовите основные группы крови по системе АВО.
2. Дайте характеристику агглютиногенов и агглютининов крови.
З. В чем заключается реакция гемагглютинации ?
4. Что такое резус-фактор ?
5. В чем заключается резус-конфликт при переливании крови ?
6. Правила переливания крови с учетом групп крови и резус-фактора.
7. В чем заключается правило разведения (правило Оттенберга) ?
8. Основные компоненты системы регуляции агрегатного состояния крови.
9. Характеристика плазменных факторов свертывания крови.
10.Первичный (сосудисто-тромбоцитарный) гемостаз:
1. Роль сосудистой стенки в остановке кровотечения.
2. Роль тромбоцитов в первичном гемостазе.
11.Вторичный (коагуляционный) гемостаз:
1.Тканевой и кровяной пути развития первой фазы свертывания крови.
2. Вторая фаза свертывания крови.
3. Третья фаза свертывания крови.
4. Фибринолиз.
12.Характеристика антикоагулянтов.
· Выполните письменно: заполните таблицу «Группы крови системы АВО по составу агглютиногенов и агглютининов».
I | II | III | IV | |
Агглютиногены | ||||
Агглютинины |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа 1.
Работа 2.
Определение времени свертывания крови.
На предметное стекло нанести каплю крови. Пронаблюдать, через сколько времени кровь свернется и произойдет образование сгустка. Свертывание крови считается законченным, если капля не растекается по стеклу при покачивании. Аналогично наблюдают за каплей, нанесенной на предметное стекло, предварительно согретое и охлажденное. Пронаблюдать за состоянием крови, смешанной с раствором цитрата натрия в течении 10 минут. В выводах дать оценку времени свертывания крови и отметить влияние температуры и цитрата натрия на скорость свертывания. Зарисовать схему гемостаза, дать краткую характеристику этапам гемостаза.
Для контроля усвоения теоретического материала ответьте на следующие вопросы:
1) При исследовании групповой принадлежности крови у больного агглютинация произошла в стандартных сыворотках 2 и 3 групп. Ваш вывод.
2) При исследовании групповой принадлежности крови у больного агглютинация произошла в стандартных сыворотках 1,2 и 4 групп. Ваш вывод
3) При исследовании групповой принадлежности крови агглютинация не произошла в стандартных сыворотках. Ваш вывод.
4) При исследовании групповой принадлежности крови агглютинация произошла в стандартных сыворотках 1,2,3 групп. Ваш вывод.
5) Кровь отца резус-положительная, матери резус-отрицательная. Первая беременность. Существует ли опасность резус-конфликта матери и плода?
6) У отца резус-отрицательная кровь, у матери резус-положительная. У плода резус-фактора нет. Существует ли опасность резус-фактора между матерью и плодом?
7) У больного установлена причина пониженной свертываемости крови. Назначено лечение витамином К. Объясните, почему назначено такое лечение.
8) У больного алкогольный цирроз печени. Можно ли ожидать нарушение свертывания крови у этого человека? Поясните свой ответ.
Занятие № 9
Занятие № 10
Тема занятия: Цитологические основы биоэлектрических явлений. Потенциал покоя и потенциал действия.
Цель занятия: изучить механизмы формирования на мембране возбудимой клетки потенциала покоя (ПП), потенциала действия (ПД), изменения возбудимости во время потенциала действия.
Рекомендуемая литература:
1) Лекционный материал.
2) Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 14-15, 21-28.
3) Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 19-32.
4) Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С. 13-28.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Определение понятий: раздражимость, раздражение, раздражитель, возбудимость, возбуждение.
2. Строение и свойства биологических мембран. Пассивный и активный транспорт ионов через биологическую мембрану. Особенности проницаемости мембраны для ионов натрия и калия в состоянии покоя.
3. Распределение ионов натрия, калия и хлора во внутриклеточной и внеклеточной среде. Механизмы формирования потенциала покоя. Понятие равновесного калиевого потенциала. Факторы, влияющие на величину потенциала покоя клетки.
4. Натрий-калиевый насос, его роль в клетке.
5. Понятия поляризации, деполяризации, гиперполяризации, реполяризации.
6. Процесс возбуждения. График изменения заряда мембраны (график потенциала действия) во время развития возбуждения. Характеристика фаз потенциала действия.
7. Динамика изменения проницаемости мембраны для натрия и калия во время развития потенциала действия.
8. Динамика изменения возбудимости во время потенциала действия.
- К занятию необходимо письменно в тетради для практических занятий, используя лекционный материал, нарисовать сопряженные графики потенциала действия, фаз возбудимости и ионных потоков (на примере нервного волокна).
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Оформляется на основе материала видеофильма «Потенциал покоя живой клетки»
Работа № 1.
Обнаружение потенциала покоя в опыте Гальвани (без металлов).
1. Нарисуйте схему опыта, укажите ее элементы.
2. Сформулируйте результаты эксперимента. При обсуждении результатов объясните, почему для развития ответе мышцы седалищный нерв нервно-мышечного препарата должен коснуться одновременно поврежденной и неповрежденной поверхности.
3. В выводе укажите, что доказывает данный опыт.
Работа № 2
Занятие № 11
Тема занятия: Нервная ткань. Структурные основы функционирования нервной системы. Морфофункциональная характеристика нейронов. Межнейрональные синапсы. Физиология проведения возбуждения по нервному волокну.
Цель занятия: изучить строение нервной ткани, виды нейронов и глиальных клеток; исследовать виды нервных волокон, механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам разного типа; изучить виды межнейрональных синапсов, механизмы их функционирования.
Рекомендуемая литература:
1) Лекционный материал.
2) Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 25-26 (распространение возбуждения по нервному волокну), 30-32, 87-90, 365-368.
3) Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С. 29-38.
4) Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С.65-74, 88-103.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1) Общая характеристика структурных элементов нервной ткани.
2) Морфофункциональная классификация нейронов. Строение нейрона.
3) Виды глиальных клеток, их функции. Особенности разновидностей макро- и микроглии.
4) Синапс, виды межнейрональных синапсов, механизмы функционирования химических и электрических синапсов.
5) Структура нервного волокна, механизмы проведения возбуждения по разным типам волокон и их функциональная характеристика.
6) Законы проведения возбуждения по нервному волокну.
· Используя учебник «Физиология человека» под ред. Г.И.Косицкого (с. 68), подготовить в тетради для практических занятий краткий конспект вопроса «Законы проведения возбуждения по нервному волокну».
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
В начале практической работы проводится просмотр видеофильма «Нервная клетка»
Работа № 1.
Работа №2.
Зарисовка схемы межнейронального химического синапса.
Пользуясь предложенными рисунками и таблицами, зарисовать межнейрональный синапс, обозначить пресинаптическую мембрану, постсинаптическую мембрану, синаптическую щель, везикулы медиатора. Кратко описать этапы передачи сигнала через химический синапс.
Работа № 3.
Работа № 4.
Занятие № 12
Тема занятия: Структурные и функциональные особенности мышечной ткани. Физиология мышечного сокращения.
Цель занятия: изучить анатомию и гистологию скелетной мышечной ткани, механизм сокращения скелетного мышечного волокна; провести сравнительную характеристику структурных и функциональных особенностей скелетной и гладкой мышечной ткани.
Рекомендуемая литература:
- Лекционный материал.
- Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 85-87, 103-110, 348-360.
- Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С. 37-42, 44-51.
- Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 45-48, 52-56, 60-65.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1) Строение мышцы, классификация мышц.
2) Основы частной миологии – основные мышцы туловища, шеи, головы, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей.
3) Гистологическое строение скелетной и гладкой мышечной ткани.
4) Строение и функционирование нервно-мышечного синапса.
5) Свойства мышцы как возбудимой ткани.
6) Анализ механизмов сокращения - электромеханическое сопряжение, теория скользящих нитей.
7) Структурно-функциональные особенности гладких мышц.
· Используя материал учебника, приготовить в тетради для практических занятий краткий конспект по вопросам «Строение скелетной мышцы как органа», «Функциональная классификация мышц».
· Познакомится с обучающей компьютерной презентацией «Физиология мышц» (в домашних условиях или в компьютерном классе кафедры), используя материал презентации зарисовать: 1) схему экспериментальной установки для анализа реакции изолированной мышцы на раздражитель; 2) схему нервно-мышечного синапса.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1
Микроскопия и зарисовка скелетной и гладкой мышечной ткани.
А) препарат «Скелетная мышечная ткань языка» окраска гематоксилин-эозин. Зарисовать несколько мышечных волокон. Обратить внимание на то, что структурно-функциональной единицей скелетной мышечной ткани является мышечное волокно – симпласт. Указать основные морфологические признаки симпласта. Отразить на рисунке краевое расположение ядер, поперечную исчерченность.
Б) препарат «Гладкая мышечная ткань кишечника» окраска гематоксилин-эозин. Зарисовать несколько миоцитов – структурно-функциональных единиц гладкой мышечной ткани. Обратить внимание на центральное расположение и форму ядер, отсутствие исчерченности.
В выводе дать сравнительную характеристику строения и особенностей функционирования скелетной и гладкой мышечной ткани.
Работа № 2
Занятие № 13
Тема занятия: Физиология двигательных единиц.
Цель занятия: составить представление о двигательных единицах; изучить виды двигательных единиц, типы сокращения скелетной мышцы, механизмы утомления мышцы.
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Логинов А.В.Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 349-354.
3. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 46,49-51, 56-60.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Понятие двигательной единицы.
2. Сравнительная характеристика быстрых и медленных двигательных единиц.
3. Механизмы регуляции силы сокращения мышцы.
4. Физиология утомления скелетной мышцы.
5. Методы исследования функционирования мышц.
· В тетради для практических работ зарисовать схему двигательной единицы, обозначить ее элементы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Работа № 1
Кистевая динамометрия.
Для проведения исследования используется кистевой динамометр. С помощью