ПРОГРАММА КУРСА Психофизиология ребенка и подростка


Значимость возрастной психофизиологии (теоретические и практические аспекты). Особенности онтогенетического развития, возрастная и индивидуальная специфика функционирования мозга ребенка.

Методические аспекты возрастной психофизиологии. Электрофизиологические исследования мозгового обеспечения функциональных состояний и различных видов когнитивной деятельности в онтогенезе. ЭЭГ, спектрально-корреляционный анализ. Оценка функции когерентности ритмических составляющих ЭЭГ и ее функциональная значимость. Анализ ССП (главные компоненты, разностные кривые). Информативность комплексных подходов и междисциплинарных исследований.

Морфофункциональное строение коры больших полушарий. Основная направленность возрастных преобразований. Закономерности созревания. Функциональные последствия этапов структурного созревания нейронного аппарата коры больших полушарий. Проекционные и ассоциативные корковые зоны. Особенности строения и функции. Закономерности созревания. Лобные отделы неокортекса (морфофункциональная характеристика в онтогенетическом аспекте; этапность созревания и поведенческие последствия).

Электроэнцефалограмма. Информативность ЭЭГ. Новые подходы к анализу ЭЭГ спокойного бодрствования нормальной популяции детей. Структурный анализ ЭЭГ, экспертная система. Формирование ЭЭГ в ходе индивидуального развития. Становление альфа-ритма, его функциональной гетерогенности.

Созревание в онтогенезе структурно-функциональной организации акта восприятия. Направленность эволюции. Сенситивные периоды. Прогностическое значение сенсорного опыта. Исследования методом ВП и ССП.

Онтогенетические особенности осуществления процесса внимания. Формирование его нейрофизиологических механизмов. Основные тенденции развития внимания в онтогенезе. Связь внимания с потребностной сферой и блоком анализа и обработки информации.

Регуляторная (модулирующая) система мозга и внимание. Роль созревающих лобных отделов коры в организации внимания.

Мозговое обеспечение когнитивных процессов на примере зрительно-пространственной и вербальной деятельности. Онтогенетические аспекты. ЭЭГ-анализ. Возрастная и индивидуальная специфика. Онтогенетические особенности функциональной специализации полушарий. Нелинейный характер формирования.
Характеристика этапов онтогенетического развития.

Младенческий возраст. Особенности восприятия и внимания в первые два месяца жизни. Связь возможностей зрительного восприятия с когнитивным развитием. Прогностическое значение эмоциональных проявлений на первом году жизни. Основные новообразования младенческого возраста.

Особенности детей 6—7-летнего возраста. Характеристика основных возрастных преобразований, их качественный характер. Критерии школьной зрелости. Неспецифические трудности обучения, их диагностика. Связь с функциональным созреванием мозга. Усиление межиндивидуальной вариабельности с началом обучения и его закономерный характер. Возрастная специфика мозгового обеспечения восприятия и внимания. Особенности полушарной специализации.

Характеристика подросткового периода онтогенеза. Эндокринные перестройки, их влияние на функциональное состояние и когнитивную деятельность. Противоречивый характер подросткового возраста. Кризисный период. Приобретения и потери.

Основные факторы, влияющие на мозговую организацию психических процессов и поведения в подростковом возрасте. Особенности ЭЭГ подростков, соотношение возрастного фактора и фактора биологической зрелости. Адаптационные возможности в подростковом возрасте. Особенности восприятия, внимания, мотивационных процессов и эмоциональности у подростков. Факторы риска дезадаптации и асоциального поведения в подростковом возрасте. Кризисный характер подросткового периода развития.

ЛИТЕРАТУРА


Основная:

Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. Онтогенетические исследования. Л.: Наука, 1983. С. 118—138.

Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Онтогенетические исследования. Л.: Наука, 1985. С.6—20, 111—126.

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М.: Владос, 2000. С. 55—103, 125—139.

Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. С. 168—177.

Дополнительная:

Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга // Физиология человека, 1991. Т.17. № 5. С. 17—27.

Дубровинская Н.В., Мачинская Р.И., Кулаковский Ю.В. Динамический характер и возрастная обусловленность функциональной организации мозга при внимании // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 1997. Т. 47. № 2. С. 196—208.

Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Региональная и полушарная специализация операций зрительного опознания. Возрастной аспект // Физиология человека. 1999. Т. 25. № 1. С. 15—23.

Программу составила Н.В.Дубровинская, доктор биологических наук,

Институт возрастной физиологии РАО

ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ


Возрастная психофизиология - раздел психологии, изучающий процесс созревания в онтогенезе мозговых механизмов психической деятельности. Индивидуальное развитие человека обусловлено присвоением им исторически выработанного социального опыта и осуществляется на основе биологического созревания.

Наиболее существенное значение для нормального психического развития ребенка имеет созревание его головного мозга: он рождается с относительно зрелыми глубокими структурами мозга, за счет которых обеспечивается адекватная адаптация и создаются условия для психического развития. Дальнейшее созревания коры головного мозга затрагивает его задние отделы, достигающие относительной зрелости к 6-7 годам, и передние, созревание которых может закончиться уже в период юности. Разную динамику имеет созревание левого и правого полушарий: в раннем детстве правое полушарие развивается более активно.

При гормональной перестройке и активизации глубоких структур мозга, происходящих в начале полового созревания, уровень функциональных показателей работы мозга снижается. Для оценки зрелости головного мозга используют морфологические методики, позволяющие судить о зрелости самого мозгового субстрата, и функциональные, выявляющие уровень развития его функций (электрофизиологических, рефлекторных, поведенческих). Индивидуальные особенности созревания, оцениваемые при сравнении со средними нормативными показателями, проявляются прежде всего в его темпе, который может быть различным на разных этапах онтогенеза.

Выделение понятия (статуса) детства как особого состояния человека обусловлено социально и исторически. Понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Объект (предмет) возрастной психологии - не сами психические явления, а их развитие (в том числе возрастное). При этом возраст является функцией как биологического, так и исторического времени, а возрастные изменения - одновременно и онтогенетические, и биологические.

Методы возрастной психологии можно разделить на организационные, эмпирические, обрабатывающие и интерпретационные.

Предмет возрастной психологии

Прежде всего - два парадокса детского развития.

1.Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. С другой стороны, по физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение этого совершенства - у ребенка практически отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Более того, замечено общее правило - чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Как это можно объяснить?

2.В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологии об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного человека, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.

Как же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, который достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества, не одинаковый? Вообще, как ни парадоксально, само понятие детства как особого состояния человека появилось сравнительно недавно - не тысячелетия назад.

Так, например, в литературе 19 века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей. Согласно отчету комиссии английского парламента в 1833 году, дети иногда начинали работать на фабрике с 5 лет, нередко с 6 лет, еще чаще с 7 лет, а в возрасте 8 лет, как правило, работали уже все дети неимущих родителей (рисунок). При этом рабочий день у них продолжался 14-16 часов. Статус детства пролетарского ребенка формируется только в 19-20 веке, когда появилось законодательство, юридически запрещающее детский труд.

Разумеется, это не означает, что законы автоматически обеспечивают наличие детства для таких детей. Дети в этой среде, прежде всего девочки, и сегодня выполняют работы, необходимые для общественного воспроизводства (уход за малышами, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Другими словами, статус детства в решающей степени связан с положением родителей в социальной структуре общества.

Что такое статус детства? Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Проиллюстрируем динамику этого понятия в разные исторические эпохи. Какие примеры отношения к детству дает нам Библия? Книга Иова: бог решил испытать силу веры Иова, до того вполне благополучного человека, и наслал на него разные беды (неурожай, кражи, смерть детей, и только потом, в качестве последней капли - серьезную болезнь).

Потом, убедившись в твердости его веры, бог вернул ему благосостояние и дал возможность родить новых детей. То есть дети в этом социальном контексте так же заменимы, как деньги или урожай. Как известно, одной из наиболее адекватных форм отражения реальности, в том числе социальной, является искусство. Так вот, до 13 века художники вообще не изображали детей. В 13 веке детские образы - это только ангелы, младенец Иисус и нагие дети как символы душ умерших, при этом дети изображаются как уменьшенные взрослые. Детских портретов вообще нет. Никто, следовательно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Даже само слово "ребенок" в средневековой Германии было синонимом для понятия "дурак".

Только в 16 веке появляются портреты умерших детей, то есть смерть ребенка теперь переживается как действительно невосполнимая утрата, а не как естественное событие. Портреты живых детей, и то, в основном, официально-парадные, появляются только в 17 веке. Различным было и содержание детства в разные времена и в разных социальных группах.

В 1601 году во Франции родился будущий король Людовик 13. В полтора года Людовик 13 играет на скрипке и одновременно поет. Это Луи делает еще до того, как его внимание начинают привлекать деревянная лошадка, ветряная мельница, волчок (это стандартный набор игрушек того времени). В 3 года Луи принял участие в праздновании Рождества. С трех лет он начал учиться читать, а в 4 года умел писать. В 5 лет он играл с куклами и в карты, в 6 лет - в шахматы и в теннис, а также упражнялся в отгадывании загадок и шарад. Товарищами по играм у Луи были пажи и солдаты, с ними он играл в прятки и другие игры. В 7 лет все изменилось. Детские одежды были оставлены, воспитание приобрело мужской характер. Он начинает обучаться искусству охоты, стрельбе, азартным играм и верховой езде. С этого же времени ему читают литературу педагогического и моралистического содержания. В это же время он начинает посещать театр и участвует в коллективных играх наряду со взрослыми.

Другой пример - 1957 год, Западная Австралия, племя пинтуби (рисунок). Жизнь этих людей сосредоточена на двух целях - поиске пищи и воды. людей сосредоточена на двух целях - поиске пищи и воды. Женщины рожают детей прямо на песке, помогая и сочувствуя друг другу. Они не имеют представления о гигиене, не знают причин деторождения. Все ходят нагими, что делает их жизнь мучительной в холодную погоду. Спят, лежа на песке, без всяких покрывал, прижимаясь для тепла к двум свернувшимся калачиком собакам динго.

Как же ведут себя дети? Девочка двух-трех лет во время еды засовывает себе в рот то огромные куски лепешки, то кусочки мяса крошечной ящерицы, которые она сама испекла в горячем песке. Еще наблюдения этнографа: Девочка менее 2 лет сидит в грязи и вытаскивает из банки тушенки мясо пальцами; на следующее утро банка вылизана до блеска. Маленькая девочка, которая еще не умеет ходить, устроила для себя отдельный костерчик и, наклонив голову, раздувает угли, чтобы огонь перекинулся на ветки и согрел ее. Она, наверняка, страдала от холода, и все же не плакала. Вообще в этой семье было трое маленьких детей, но этнографы ни разу не слышали их плача.

С другой стороны, девочка из подобного племени была взята на воспитание в возрасте 1,5 лет, перевезена во Францию и воспитывалась как европейский ребенок. К 20 годам она закончила колледж, знала 3 языка и занималась научной деятельностью как этнограф. Возможность решения этих и многих других парадоксов и вопросов и предоставляет изучение возрастной психологии.

Объект (предмет) возрастной психологии - не сами психические явления, а их развитие (в том числе возрастное). Другими словами, объект имеет динамический характер и, следовательно, требует для своего изучения системного подхода. И действительно, в этом разделе используются данные не только собственно психологии, но и медицины, и педагогики.

Наиболее общие проблемы современной возрастной психологии:

· научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах;

· определение эталонов зрелости индивида /личности;

· выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды его жизни, в том числе явления акселерации при взрослении и ретардации при старении;

· прогнозирование развития, в том числе роль в нем ранних периодов жизни; изучение психических ресурсов человека.

В частности, здесь нужно отметить проблему вундеркиндов, которые очень быстро растрачивают весь свой психический ресурс.

В возрастной психологии как науке о развитии выделяются два базовых понятия: онтогенез (греч. on - сущее) - индивидуальное развитие; филогенез (греч. phyle - племя) - развитие вида и человека как представителя вида. Так вот, в онтогенезе человека имеют место не только количественные (рост), но и качественные изменения психических функций.

Это - тоже предмет возрастной психологии. Пример - с возрастом не только растет объем мышления, количество мыслительных операций, но и происходит изменение преобладающего типа мышления - от наглядно-действенного в раннем детстве к абстрактному в зрелости.

И.М. Сеченов впервые свел различные фазы развития человека в единый цикл. До него в возрастной психологии отдельно рассматривались 2 периода - детский возраст и старость; в то же время период взрослости (акме - расцвет; отсюда модное нынче название "акмеология") вообще воспринимался как окаменелый, когда психика вообще не развивается.

После него огромный вклад в возрастную психологию внесли Л.С. Выгодский и основатель ленинградской школы Б.Г. Ананьев. Возраст - количество прожитых лет от момента рождения. Он накладывается на стрелу времени и, соответственно, имеет ее основные характеристики - необратимость и однонаправленность. Это, в частности, исключает понимание старости как обратного развития.

Б.Г. Ананьев выделил для возраста 2 характеристики: · метрическая (индивидуальная и средняя продолжительность жизни, длительность отдельных фаз жизненного цикла); · топологическая (местоположение отдельных фаз жизненного цикла на стреле времени, то есть в композиции со всем человечеством). Другими словами, возраст является функцией как биологического, так и исторического времени, а возрастные изменения - одновременно и онтогенетические, и биологические. Как говорил Б.Г. Ананьев, "возраст - взаимопроникновение природы и истории".

Пример –женщина, имеющая биологический возраст 30 лет, сегодня воспринимается как молодая, а в 19 веке – как пожилая (это прекрасно отражено в романе О.Бальзака "Тридцатилетняя женщина") Возраст - наиболее интегральная характеристика человека. Он описывает личностные особенности, особенности человека как субъекта деятельности и т.д. Поэтому возрастная характеристика входит практически во все социопсихологические исследования (пример - преобразование возраста космонавтов с изменением решаемых ими задач).

Особенности возрастных изменений психики:

· разная интенсивность и разное значение их в отдельные фазы жизни (быстрее и важнее всего эти изменения у ребенка, минимальны по силе и важности - у взрослого);

· проявляются в единстве с индивидуальной вариативностью. Чем старше ребенок и сложнее психические процессы, тем больше роль индивидуальных особенностей, тем значительнее индивидуальные различия. Особенно это характерно для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы перекрываются типом индивидуального развития, характером практической деятельности. То же имеет место при переходе от зрелости к старости: преждевременное старение одних - и интеллектуальная активность и молодость других, что определяется главным образом мерой социальной зрелости человека, образом его жизни как личности и субъекта деятельности.

Основные методы возрастной психологии

Методы возрастной психологии можно классифицировать по 4 разным основаниям.

1.организационные.

1.1.лонгитюдиальный - метод продольных срезов;

1.2.метод поперечных возрастных срезов;

1.3.комплексный.

1.1.группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени. Этот период может доходить до 30-40 лет (Калифорнийский лонгитюд по детям с высоким IQ, уже упомянутый в прошлом семестре). В ЛГУ лонгитюд проводился в течение 5 лет на студентах по два раза в год, начиная с 1 курса и до окончания ими института. Этот метод дает самые качественные результаты, является своего рода "высшим пилотажем" экспериментальной психологии.

Метод очень трудоемкий; имеет место большой отсев на выборке, а также методические сложности (в частности, требуются разные, но равноценные интеллектуальные и другие тесты на каждом этапе). Поэтому метод используется сравнительно редко, но известен давно - со середины 19 века (Дарвин, Бехтерев наблюдали за своими детьми). Пиаже (знаменитый швейцарский детский психолог) таким образом изучал детей в возрасте 0-2 лет, что позволили ему выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта (см. тему "Когнитивное развитие психических функций").

Метод позволяет: · проследить развитие отдельных психических функций; · дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности);

Он особенно важен для определения сравнительной ценности разных систем обучения, так как эта ценность выражается не только и не столько непосредственным эффектом в данный момент, сколько наибольшей долговечностью эффектов, их полезностью для развития и здоровья человека (Б.Г. Ананьев). Итогом лонгитюдионального исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя их по нескольким людям, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз.

1.2.одноразовое обследование различных одновозрастных групп (например, 1,2,...,10 класс) по единой методике. Естественно, этот метод во всех отношениях легче осуществить. Однако есть здесь и трудности, главная из которых - методики должны обеспечить сравнимые результаты по разным возрастным группам (это особенно важно в детском возрасте).

Метод позволяет: · выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке); · провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами. Конечно, чем меньше возраст, тем меньше должен быть временной шаг (у новорожденных - неделя, у взрослых - 5 лет, в старости - меньше).

1.3.сочетание обоих методов в разных вариантах; например, в ходе лонгитюда делаются одновременные поперечные срезы по всей его выборке.

2. эмпирические.

2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение). Так работал, в частности, Пиаже.

2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).;

2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.;

2.4.психодиагностический;

2.5.биографический (монографическое описание - разработка Б.Г. Ананьева);

2.6.тесты.

3. обрабатывающие (математико-статистические). Здесь используются все методы современной математической статистики; более того, многие из них (например, факторный анализ), собственно говоря, и были разработаны психологами для своих нужд.

4. интерпретационные:

4.1.генетическое описание (в смысле генеза - развития);

4.2.структурное описание (как результат поперечного среза).

Вообще в психологии и, в частности, в возрастной психологии главная проблема - перевести результаты на язык пользователя. Для возрастной психологии пользователями выступают педагоги, медики, инженеры и пр. Пример – психолог может определить, что данный ребенок имеет такие-то акцентуации характера, то есть демонстрирует педагогическую запущенность.

Однако вопрос "что с ним делать?" психолог не решает, считая это предметом педагогики. Для изучения возрастных изменений в психике человека требуется и применяется системный подход.

С точки зрения системного подхода возрастные изменения рассматриваются параллельно в 4 аспектах: · онтологический (соотношение биологического и социального в развитии); · хронологический (микро- и макрохронология); · структурно-динамический (закономерности качественных преобразований и преемственности в развитии психики); · каузальный (факторы развития).

Наши рекомендации