Сборник текстов контрольных работ по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной)
СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)
ШКОЛЫ VIII ВИДА.
*
Составил:
Учитель письма и чтения
Ю.В. Баженова
г. Балахна 2007 год
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Сборник текстов контрольных работ для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида» подготовлен в соответствии с действующей программой по русскому языку.
Цель сборника - представить учителям письма и развития речи школы материал для проведения контрольных и проверочных работ.
Тексты даны по каждому году обучения с 5-го по 9-й класс. Материал сгруппирован по темам в соответствии с программой по русскому языку, указывается количество слов в диктанте. Задания, размещенные в конце диктанта, служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Материалы для контрольных работ взяты из сборников диктантов для учащихся коррекционной школы УШ-го вида, а также учащихся начальной школы. (См. «Список использованной литературы»),
В одном и том же разделе представлены диктанты различной степени сложности и с различным количеством слов. Диктанты могут использоваться учителем в зависимости от состава класса, от степени его подготовленности. Лексика и тематика диктантов соответствует лексике и тематике учебника.
Учитель может по своему усмотрению использовать для контрольной работы любой текст в зависимости от особенностей класса.
Й класс
Тема: «Повторение. Простое предложение»
Диктант
До свиданья лето
Август подходил к концу. Солнце еще ласкало своими лучами землю. Но по ночам чувствовалось прохладное дыхание близкой осени. С
каждым днем все холоднее березкам. В тревожном зареве дрожат рябины с осинами. Пламенеют клены. В лесу стоит чуткая тишина.
Всем жаль расставаться с летом.
(45 слов) (По С. Мартынову)
Слова для справок: чувствовалось, расставаться.
Задание:
1. Дополните нераспространенное предложение второстепенными членами.
2. В предложении «В лесу стоит чуткая тишина» подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
3. Разобрать по составу слово: БЕРЕЗКАМ.
Диктант
Лето
Летом всем приволье, всем раздолье. На лугах волнуется густая трава. Деревья в садах отцвели. Хлеба в полях уже начали желтеть. А сколько ягод, грибов! Краснеют в траве ягоды земляники. На кустах висят бусинки смородины. Вот уже и птенцы пищат в гнездах.
Зоркий ястреб высматривает добычу.
(44 слова) (По К.Ушинскому)
Слова для справок: волнуется, добыча.
Задание:
1. В предложении «На лугах волнуется густая трава» подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
2. Бусинки смородины — это прямое или переносное значение слова? Запишите предложение, в котором слово бусинки употребляется в ином значении.
Диктант
В роще
Осень. Редко светит осеннее солнце. Ребята пошли гулять в рощу. Большие берёзы стали желтеть. Не поют больше чижи, не летают стрижи. Только ежи шуршат в сухой траве. В пруду не резвятся ерши и щуки. Дорожки в аллеях покрылись листвой. Ребята нашего класса остались довольны прогулкой. Домой вернулись поздно. (48 слов).
Задание:
1. Разобрать 2-е предложение по членам предложения.
2. Выписать предложение с однородными членами.
3. Записать слова близкие по значению к глаголу: РЕЗВЯТСЯ, ВЕРНУЛИСЬ.
Диктант
Поздняя осень.
Наступила поздняя осень. Дует холодный ветер. Небо хмурится. Идёт мелкий дождь. На улице грязь и лужи. Поля опустели. Опали последние листья с деревьев. Молчаливый лес ждёт зимы. Начались заморозки. Замёрзли лужицы. Вот замелькали в воздухе белые пушистые снежинки. Звери забрались в норы, (42 слова.)
Задание:
1. Разобрать данное предложение по членам предложения: Звери забрались в норы.
2. Выписать 2 нераспространенных предложения.
3. Разобрать по составу слова: ЗАМОРОЗКИ, ЛУЖИЦЫ.
Диктант
Лисёнок.
Ранней весной дед принёс лисёнка. Он подарил его внучатам. Лисёнок тихо сидел в ящике. Ему было грустно. Лисёнку дали мяса и молока. Он не ел. Дед вынес лисёнка в сарай. Утром лисёнка в ящике не было. Ночью приходила мать. Она увела лисенка в лес.
(44 слово.)
Задание:
1. Разобрать данное предложение по членам предложения: Лисенок тихо сидел в ящике.
2. Выписать предложение с однородными членами предложения.
Тема: «Звуки и буквы»
Диктант
Метро
Метро – это красивые подземные дворцы. Там чудесные лестницы поднимают пассажиров и опускают их к поездам. Летом в метро прохладно. Осенью в ненастную погоду и зимой в мороз в метро тепло и сухо.
Поезда в метро быстро довозят пассажиров из одного конца города в другой.
Мы гордимся нашим метро.(48 слов).
Задание:
1. Дать звуко-буквенный анализ слов:
1-й вариант: МЕТРО - , ЛЕСТНИЦА - .
2-й вариант: ПАССАЖИР - , ДВОРЕЦ - .
2. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Тема: «Безударная гласная»
Диктант
Столовая
В нашей школе есть столовая. Это большая и светлая комната. В ней стоят столы и стулья. На столах — цветы. На окнах висят занавески. Вокруг столов сидят ребята. Они обедают. В столовой тишина. Есть надо молча. За порядком в столовой следит дежурный. Это — Вася Ильин. Он раздаёт обед, ложки, вилки. (49 слов.)
Задание:
1. К словам «СТОЛОВАЯ - , СТОЯТ - , ЦВЕТЫ - », подобрать и записать проверочные слова.
2. Разобрать данное предложение по членам предложения: На окнах висят занавески.
3. Сделать звуко-буквенный анализ слова: ЛОЖКИ.
Диктант
Птичьи гнезда
Большинство птиц строят себе гнёзда. Гнёзда защищают яйца и птенцов. Гнёзда хорошо сохраняют тепло. От холода птенцы погибают. Самка сидит на яйцах несколько недель. В это время самец должен кормить её. Птенцы вечно голодны. Они разевают клювы и громко пищат. Прибавляется летом работы у родителей! (47 слов)
Задание:
1. К словам «ПТЕНЦЫ - , КОРМИТЬ - , ТЕПЛО - », подобрать и записать проверочные слова.
2. Разобрать данное предложение по членам предложения: От холода птенцы погибают.
3. Подобрать слово, близкое по смыслу слову ПОГИБАЮТ - .
Диктант
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (49 слов.)
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Задание:
1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
2. Разобрать по составу слова ОСЕННИЙ, САДУ.
3. Выписать из текста 3 слова, с безударной гласной.
Диктант
Сельская школа
Далеко видна наша школа. Она стоит на горе. Вокруг здания ребятишки посадили молодые деревья.
В классах светло. Тут уют и чистота. Стоят рядами парты. На стене висит доска. Посмотри в окно. Чудная картина! Широкая улица ведёт к реке. За рекой зеленеют поля. Белеет стволами берёзовая роща. (48 слов.)
Слова для справок: здание, белеет.
Задание:
1. Выписать из текста 1 — 2 слова с двумя безударными гласными; приписать к ним проверочные слова.
2. Разобрать по составу слова: БЕРЕЗОВАЯ, СТВОЛАМИ.
3. Разобрать данное предложение по членам предложения: На стене висит доска.
Диктант
Верные следы
Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались ребята. Стали кричать. Молчит зимний лес.
Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Они всегда приведут к жилью. Так учил мальчика дедушка. Ребятишки направились по следам и вышли на лесную сторожку. (51 слово.) (ПоЕ. Пермяку.)
Слова для справок: приведут, знакомые.
Задание:
1. Найти предложение, в котором есть только главные члены. Подчеркнуть их.
2. Выписать из текста по одному слову с безударными гласными Е, И, О в корне; приписать к ним проверочные слова.
Редкая лошадка .
Пони любят все детишки. Это маленькая лошадка. У пони короткие ножки, маленькая головка. У лошадки гладкая шерсть. А какой добрый взгляд! Малышка бежит по дорожке и тянет тележку. У пони лёгкий бег.
Вот пришла повозка. Туда сели мальчики и девочки. Пони делает круг за кругом. Дети рады. (49слов. )
Слова для справок: кучер, тележка, вожжи.
Задание:
1. Подчеркнуть слова с парными согласными в корне:
1-й вариант:Д и Т
2-й вариант:Ж и Ш.
2. Разобрать слова по составу: ЛОШАДКА, ГЛАДКАЯ.
3. К словам ЛЁГКИЙ, ДОРОЖКА приписать проверочные
Диктант
Дорога
Глеб запряг в телегу лошадку. Мы тронулись в путь. Узкая дорожка шла через поле. Воронок бежал лёгкой рысью. Вокруг раскинулся овёс. За полями начинался низкий кустарник. Проехали редкий лесок. Вот и деревня Редькино. На краю избушка. Тут живёт дедушка Тарас. Огород у деда большой. Созрели морковка, репка, горох. (49 слов.)
Слова для справок: телега, лёгкой.
Задание:
1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
2. Разобрать по составу слово МОРКОВКА, ЛОШАДКА.
3. Выписать 5 слов со звонкими согласными в корне.
Диктант
Дятел
Часто раздаётся стук в лесу. Это дятел строит гнездо. Дятел долбит своим крепким носом мягкое дерево. Кусочки коры и весь сор дятел выбрасывает вон. Птенцы дятла растут на гладком дне гнезда. От этого у них мозоли на пятках. Молодые дятлы ловко цепляются за стенки своими острыми когтями и вылезают из гнезда. (52 слова)
Задание:
1. Выписать из диктанта два слова с парными согласными. Написать проверочные слова.
2. Разобрать данное предложение по членам предложения: Это дятел строит гнездо.
Тема: «Однокоренные слова»
Диктант
Осень
По календарю ноябрь – последний месяц осени. С каждым днем все крепче утренние морозы. Под ногами уже хрустит тонкий ледок.
Речка у берегов замерзла. На озерах появились широкие полосы льда. И пруд затянуло льдом. Небо часто покрыто серыми тучами. Солнце редко светит и совсем не греет землю. (47 слов).
Задание:
1. Разобрать слова по составу:
1-й вариант:ЛЕДОК - , ПЕРЕХОД-.
2-й вариант:МОРОЗЫ - , ПОЛЕТ - .
2. К слову МОРОЗ, подобрать родственные слова.
Дар природы
Леса, рощи, сады — дар природы человеку. Чистый воздух лесов полезен для здоровья. Он придает людям силы. Деревья сохраняют влагу, защищают почву и посевы от ветров.
Пусть каждый школьник посадит дерево у дома или у школы. Оно принесет людям радость и красоту. Охрана природы—нужное дело. (45 слов)
Задание:
1. Выписать из текста словарные слова, подчеркнуть в них непроверяемые гласные и согласные.
2. Данное предложение разобрать по членам предложения: Деревья сохраняют влагу, защищают почву и посевы от ветров.
3. Разобрать по составу слово: ШКОЛЬНИК.
Диктант
Лоси
Закатилось солнышко за горизонт. На краю болота стоит лосиха с лосенком. Досыта наелись они сочной травы. Задремала старая лосиха. Пищат над болотом комары. Спасаясь от комаров, прячутся лоси иногда в воду. Они проходят через болота, овраги, переплывают реки и лесные озера. Их можно увидеть на окраинах селений и городов.
(49слов) (По И, Соколову-Микитову)
Слова для справок: досыта, переплывают.
Задание:
1. Выписать слова с непроверяемыми безударными гласными; подчеркните буквы, правописание которых надо запомнить.
2. Выписать из текста однокоренные слова с корнем ЛОСЬ.
3. Разобрать по составу слово: СОЛНЫШКО.
Синица
Синица влетела в сад. На дереве она нашла большого жука. Синица схватила его с ветки. Вдруг с крыши спрыгнул кот. Синица увидала у дорожки кота. Кот залез под куст и следил за синицей. В сад вбежала собака. Она 'набросилась на кота.Синица слетела с дерева.
(45слов.)
Задание:
1. Выписать из текста 5 слов с приставками и 5 слов с предлогами.
2. Данное предложение разобрать по членам предложения: Синица увидала у дорожки кота.
Диктант
Воробей
Лёня увидал у старого сарая воробья. Он сильно дрожал от холода. Лёня взял воробья. Он принёс его в школу. Ребята положили воробья в шапку. Он отогрелся. Ребята покормили воробья. Потом воробей вспорхнул. Он сел на окно. Анна Сергеевна открыла окно. Воробей вылетел. Он весело зачирикал. (45 слов)
Задание:
1. Выписать из текста 5 слов с приставками, приставки выделить.
2. Подчеркнуть в тексте предлоги.
3. Данное предложение разобрать по членам предложения: Ребята положили воробья в шапку.
Тема: «Разделительный Ъ»
Диктант
Лосиха
Мы обходили участок. Дорога шла на подъем. Под кустом лежал лосенок. Он был нездоров. Мы взяли лосёнка ни руки, но вдруг услышали рев. К нам бежала разъяренная лосиха. Шерсть стояла дыбом, ноздри от ярости раздулись.
Мы отпустили лосенка. Мелкими шажками он побежал к матери. Семья объединилась. (46 слов)
Слова для справок: нездоров, к нам.
Задание:
1. Выписать из текста слова с Ъ.
2. Выписать из текста 3 слова с безударными гласными в корне.
3. Выписать из текста однокоренные слова с корнем ЛОСЬ.
Диктант
Сказка
В давние времена суслик и ворона были друзьями. Вместе они запасали на зиму колосья и съедобные травы. Раз улетела ворона в гости к сестрам и братьям. А суслик закрыл вход в нору и пошел спать. Стала ворона звать друга. Но суслик крепко спал. Осталась ворона без съестного припаса. И дружба врозь.
(52 слова) (По НСацджиеву)
Слово для справок: врозь
Задание:
1. Подчеркните в тексте предлоги.
2. Выписать из текста 5 слов с приставками.
3. К слову ЗИМА подобрать родственные слова.
Тема: «Части речи»
Диктант
Зимой в лесу
На дворе мороз. Сильный ветер крутит хлопья снега. В лесу затихли голоса птиц. Только пестрый дятел стучит по коре своим крепким клювом.
Холодно и голодно зверям зимой. Медведь залез в берлогу. Лиса скрылась в нору. Бедный заяц дрожит под кустом. Голодные волки рыщут по лесу. (49 слов)
Задание:
1. Разобрать предложение по членам предложения. Указать в нем части речи:
1-й вариант: Бедный заяц дрожит под кустом.
2-й вариант: Голодные волки рыщут по лесу.
2. Выписать из текста по 5 имен существительных и по 5 глаголов.
3. Разобрать по составу слова: ГОЛОДНЫЕ, КРЕПКИМ.
Диктант
Зимний лес
Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел. (50 слов.)
(По И. Соколову-Микитову.)
Слова для справок: смолистые, чудесен.
Задание:
1. Разобрать предложение по членам предложения. Указать в нем части речи: Шустрые синицы пищат в сучьях.
2. Разобрать по составу слова: СНЕЖНЫЕ, ЗИМНИЙ.
3. К словам «ЗИМОЙ - , СНЕГ - , НА ВЕТВЯХ - , СЛЕДОВ - , ЛЕГКАЯ –» записать проверочные слова.
Диктант
Узнай зверька
В наших лесах живёт робкий зверёк. Летом на нём серенькая лёгкая шубка. К зиме он меняет её на пушистую беленькую. Она спасает зверька от мороза. Жилья у бедняги нет. Что у зверька на обед? Горькая кора осинки или берёзки.
Хорошо служат ему длинные ноги. Большими прыжками убегает трусишка от врагов. (52 слова.)
Слова для справок: на нём, ему.
Задание:
1. 1-е разобрать предложение по членам предложения. Указать в нем части речи:
2. Разобрать по составу слова: БЕРЕЗКИ, ШУБКА, ВРАГОВ.
3. Как назван в тексте зверек? Выписать эти слова ….
Котенок Пушок
Был у Веры котенок по кличке Пушок. Мягкий пушистый малыш. Раз увязался Пушок за коровой Майкой. Корова пасется, а Пушок прыгает от цветка к цветку. Вдруг появился пес Дружок. Оскалил зубы на Пушка. А котенок мигом очутился верхом на Майке. Так на корове и приехал домой.
(По В, Гаранжину)
Задание:
1. Подчеркнуть в тексте собственные имена существительные.
2. Выписать из текста 5 имен существительных.
3. К словам «МЯГКИЙ - , КОТЕНОК - , ДОМОЙ» записать проверочные слова.
Диктант
Ручные белки
На берегу реки Москвы раскинулся парк. Стройные сосны, кудрявые липы, высокий дуб... Я часто гуляю там с собачкой Булькой. По ветвям скачут белки. Хвосты пушистые, глаза — бусинки. Стучу по стволу сосны. Спустились Яшка и Рыжик. Белочки знают нас. Взяли еду из рук и скрылись. (46 слов)
Слова для справок: на берегу, раскинулся.
Задание:
1. 1-й вариант: Подчеркнуть большую букву в кличках животных.
2-й вариант: Записать название места, в котором живете.
2. Подобрать из текста слово сходного значения: ПРЫГАЮТ, … .
3. Подчеркнуть два слова с безударной гласной О: одно — с проверяемой ударением, другое — с непроверяемой.
Диктант
Друзья
Юра Щукин и Алёша Морозов — большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой течёт речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свёклы. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места. (46 слов.)
Слова для справок: на прополку, потом.
Задание:
1. Подчеркнуть собственные имена существительные.
2. Разобрать по составу слова: ПРОПОЛКА, ГРИБНЫЕ.
3. Выписать из текста два однокоренных слова.
Зима
Наступила зима. Подул с севера сильный ветер. Глубокий снег покрыл землю пушистым ковром. Толстый лед лежит на реках и озерах. Замело все дороги. Часто бывают морозы и метели. Деревья стоят без листьев. Только сосны и ели зеленеют. Порывистый ветер качает деревья. Трещат сучья деревьев.
Холодно зимой!(49 слов).
Задание:
1. Выписать из текста по 3 существительных единственного и множественного числа.
2. Выписать из текста все имена существительные.
3. К словам «СНЕГ - , ЗИМА - , ДЕРЕВЬЯ - , ЛЕД - » подобрать проверочные слова.
Синицы
Сегодня большой мороз. Вот синицы и летят к кормушкам. Высоко висят кормушки с кормом для синиц.
Прилетела синица и схватила хлебную крошку с кормушки. Улетела обратно. Потом она прилетела с другими птицами. Начали синицы ловко клевать крошки и семена.
Много корму запасли ребята своим пернатым друзьям.(47 слов)
Задание:
1. Подобрать и записать по 3 существительных мужского, женского и среднего рода.
2. Разобрать слова по составу слово: КОРМУШКИ
3. Разобрать 2-е предложение по членам предложения.
В лесу ночью
Настала ночь. Кругом теперь тишь. Спят певчие птицы. Они уснули раньше всех. Но жизнь в лесу продолжается. Вот раздался плач. Это кричит филин. Вышел на охоту ёж. Он караулит мышь. А кто шуршит в траве? Это ползёт уж. Он тоже ищет добычу. (42 слова.)
Задание:
1. Выписать из текста 3 существительных мужского рода с шипящей на конце и 3 существительных мужского рода с шипящей на конце.
2. Данное предложение разобрать по членам предложения: Спят певчие птицы.
3. Определить род и число у существительных: В ЛЕСУ, ФИЛИН, НА ОХОТУ, ДОБЫЧУ.
Диктант
В лес.
Дети пошли в лес на прогулку. Хорошо летом в лесу! Вот красный шиповник. А вот белый ландыш. В овраге ребята нашли родник. Из земли бил холодный ключ. Приятно утолить жажду ключевой водой! Хорошо поёт чиж. Ребята с удовольствием слушали его пение. Радостные и счастливые дети вышли из леса. (48 слов.)
Задание:
1. Подчеркнуть имена существительные с шипящими на конце.
2. Данное предложение разобрать по членам предложения: Спят певчие птицы.
3. Определить род и число у существительных: В ОВРАГЕ, РОДНИК, ИЗ ЗЕМЛИ, ПЕНИЕ, В ЛЕС.
Диктант
На рыбалку
Хорошо летом у реки. У берега шумит камыш. Луч солнца играет в волне. Под корнями старой сосны бьёт холодный ключ. Вокруг тишь. Мы идём к речке ловить рыбу. Поставили шалаш из еловых веток. Мой товарищ закинул удочку. Потянул за леску и вытащил щуку. Мне попалась одна мелочь. В ведре лежали лещ да ёрш. Вот и весь улов.
(59 слов.)
Задание:
1. Подчеркнуть имена существительные с шипящими на конце.
2. Определить род и число у существительных: У РЕКИ, ИЗ ВЕТОК, В ВЕДРЕ.
3. Записать, как по
Весной
Наступила ранняя весна. Пригрело теплое солнце. Всюду начал таять снег. Опустели зимние квартиры жителей леса. У зверей и птиц появились заботы.
Птицы из сухой травы и соломки спешат устроить себе гнезда.
Из земли показалась травка. На полянке стоит молодая березка. Весной на березке появилась листва.
Хорошо в природе весной!(50 слов)
Задание:
1. Просклонять имена существительные: СОЛНЦЕ, ПОЛЯНКА, ТРАВКА.
2. Определить падеж существительных: ИЗ ТРАВЫ, ИЗ ЗЕМЛИ. НА ПОЛЯНКЕ. ВЕСНОЙ, В ПРИРОДЕ.
Диктант
На Волге
Светлая вода из родника бежит ручейком. Так берет свое начало великая русская река Волга. Через всю страну несет она свои воды. На берегах Волге много городов и сел. В городах работают крупные заводы и фабрики.
Нам дорог каждый уголок нашей великой страны.(45 слов)
Задание:
1. Подобрать и записать из текста по 3 существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.
2. Просклонять имена существительные: СТРАНА, РОДНИК, ВОЛГА.
Диктант
Полярная сова
Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. Кормом птиц являются мыши. Многие зайцы побывали в когтях полярной совушки. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает она своей добычи. Охотнику редко удаётся подойти к птице. Зимнее оперение её кажется белее снега.(48 слов)
(По И. Соколову-Микитову).
Задание:
1. Выделить окончания и определить падеж существительных: В ТУНДРЕ, В ТИШИНЕ, К ПТИЦЕ, ДОБЫЧИ.
2. Разобрать по составу слова: НОЧНОЙ, ЗИМНИЙ.
3. 1-е предложение разобрать по членам предложения и указать части речи.
Диктант
Светлячки
Вечером у лесной тропинки мы увидели светлячков. Мы поймали одного. Он ползал по ладони и освещал на коже все морщинки и бугорки. Мы собрали в коробку несколько светлячков и посадили их на листья сирени. Всю ночь на сирени под нашими окнами горели зелёные огоньки. В тёплые летние дни вдоль тропинки много появляется светлячков.(54 слова)
(По И. Соколову-Микитову)
Задание:
1. Определить склонение и падеж существительных: У ТРОСТНИКА, ПО ЛАДОНИ, НА КОЖЕ, В КОРОБКУ, НА СИРЕНИ.
2. Подобрать однокоренные слова к слову: ЛЕСНОЙ.
3. Просклонять существительные: КОЖА, БУГОРКИ.
Диктант
Березка
На полянке стоит берёзка. У берёзки белая кора. Весной на берёзке появилась листва. На одной ветке листву объела гусеница. Кукушка поймала гусеницу и съела. Больше никто не вредил берёзке. В листве берёзки весело поет малиновка. Тут бывает и сойка. Под берёзкой хорошо устроилась ящерица. Тут её норка. (47 слов.)
Задание:
1. Выписать имена существительные 1-го склонения, указать падеж, выделить окончание.
2. Просклонять имена существительные: ВИЛКА, КУКУШКА.
3. 1-е предложение разобрать по членам предложения и указать части речи.
Диктант
Белка
У белки тёплая шубка. Не страшна белке холодная зима. Припасла белка на зиму пищи. Да и зимой она её находит на сосне. Прыгает белка с ветки на ветку. Рвёт шишку за шишкой. Крепко держит шишку в лапке. Весной белка будет грызть молоденькую травку. Погрызёт — и снова на вершину сосны. (49 слов)
Задание:
1. Найти и подчеркнуть в тексте все имена существительные.
2. Определить склонение и падеж, обозначить окончания существительных: У БЕЛКИ, НА ЗИМУ. ЗИМОЙ, НА СОСНЕ, ЗА ШИШКОЙ.
3. 3-е предложение разобрать по членам предложения и указать части речи.
Диктант
В степи
Весной мы часто уходили в степь. Хорошо весной в степи. Вся степь покрывается пёстрым ковром. Над степью гордо реет орёл. Он зорко смотрит вниз. Орёл наблюдает за жизнью в степи. Вот мышь. Она с осторожностью подбирается к молодому побегу. Один миг — и мышь в когтях у орла. И снова в степи тишина. (52 слова.)
Задание:
1. Определить падеж существительного СТЕПЬ, обозначить окончания.
2. 3-е предложение разобрать по членам предложения и указать части речи.
3. Просклонять существительные: МЫШЬ, МЫШКА.
Диктант
Осина
Осина цветёт в апреле. Листочки на осине всё время дрожат. Осину называют пионером леса. На вырубке, первой растёт осина. Семена у осины мелкие. На дереве их много. Молодые осинки любят свет, быстро растут. Не боится осина мороза. Древесина у осины мягкая. Из осины делают бумагу, спички. (46 слов.)
Задание:
1. Определить падеж существительного ОСИНА, обозначить окончания.
2. Разобрать по составу слово: ЛИСТОЧКИ, ВЫРУБКА.
3. Просклонять существительные: АПРЕЛЬ, МОРОЗ.
Диктант
Ландыш майский
Белые цветы ландыша заметны среди зелени. В конце мая в лесу стоит запах ландыша. На этот запах летит пчела, бабочка. Осенью на стебле ландыша есть ягоды. Из цветка ландыша делают лекарство. Этим лекарством лечат сердце. Хорош ландыш в букете. Букет украсит комнату. Приятно его подарить подруге. (46 слов.)
Задание:
1. Определить склонение и падеж существительных: В ЛЕСУ, НА СТЕБЛЕ, В БУКЕТЕ, У ЛАНДЫША.
2. 1-е предложение разобрать по членам предложения.
3. Просклонять существительное: ЛАНДЫШ.
Вечер в лесу
Наступает вечер. В глухом лесу темные тени лежат под деревьями. Чернеют густые ели. В лесу пахнет смолой.
Скрылось за деревьями солнце. Но еще поют в лесу птицы. На ствол дерева уселся дятел. Шумят синицы. Они ищут жучков и червяков.
Вот и ночь. Засыпают дневные птицы.(48 слов).
Задание:
1. Записать словарные слова и определить их род и склонение: БЕСЕДА, ВЕРБЛЮД, БОЛОТО, ГОРИЗОНТ, МЕТАЛЛ, ОБЛАСТЬ.
2. 2-е предложение разобрать по членам предложения, указать части речи.
3. Просклонять существительные: ВЕЧЕР, ТЕНЬ, ЕЛЬ.
Диктант
Зайка и Мурка
Мама купила на рынке зайчишку. Она принесла его домой в корзинке. У зайки были мягкие пушистые ушки. Он ловко грыз морковку и зеленые стебли травы. А у нашей Мурки пропали котята. Она была в большой тревоге. Мурка приняла зайчонка за своего котенка и стала кормить его молоком. Малыш скоро привык к Мурке. (50 слов)
(По Г.Скребицкому)
Задание:
1. Разобрать по составу слова: ЗАЙЧИШКУ, КОТЯТА.
2. 1-е предложение разобрать по членам предложения, указать части речи.
3. Определить падеж существительного: НА РЫНКЕ, В КОРЗИНКЕ, У ЗАЙКИ, К МУРКЕ.
Диктант
Гнезда
Гнездо - это птичий дом. Гнёзда лепят, плетут, складывают. У грачей и ворон гнёзда сложены из сучков. У ремеза гнездо сплетено из мха и паутины. У ласточек слеплено из земли. Синицы, дятлы прячут свои гнёзда в дупле. Чаще всего птичье гнездо похоже на чайную чашечку. Каждую весну большинство птиц вьёт гнёзда заново. (50 слов)
Задание:
1. Найти и выписать предложения с однородными членами, разобрать его по членам и составить схему предложения.
2. Определить падеж и склонение существительных, выделить окончание: ИЗ ПАУТИНЫ, В ДУПЛЕ. ИЗ ЗЕМЛИ.
3. Подобрать слово, близкое по значению слову: ПРЯЧУТ - .
Диктант
Рыжик
Однажды лесник подобрал в лесу оленёнка. У малыша погибла мать. Малыш не умел добывать сам пищу.
Лесник отдал оленёнка школьникам. Ребята назвали малыша Рыжиком. Они отвели ему место в сарае. Детвора носила зверьку хлеб, молоко. Ребятишки давали малышу яблоки, печенье. По утрам оленёнок гулял по селу.
За лето малыш подрос. Дети отвели друга в лес и загрустили.(44 слова)
Задание:
1. В 4-м предложении у всех существительных выделить окончание и определить падеж.
2. Разобрать по составу слово: ЛЕСНИК.
3. Найти и выписать предложения с однородными членами.
Й класс
Утро
Наступило утро. В воздухе прохладно. Звезды одна за другой гаснут на небе. Солнце золотит верхушки деревьев. На вершине ели заиграли лучи солнца. Тени от деревьев далеко легли по дороге. Лес поредел. Облетела листва с деревьев. Сверкают всеми цветами радуги росинки на траве.
Вот на поляне стоит могучий дуб. Упрямо на дубе висят желтые листья. Они тихо шумят.
Порою дуб до весны стоит в весеннем наряде.(48 слов)
Задание:
1. Данное предложение разобрать по членам предложения: Солнце золотит верхушки деревьев.
2. Сделать звуко-буквенный анализ слов: СОЛНЦЕ, ЛИСТВА.
3. К словам ДО ВЕСНЫ - , СОЛНЦЕ - , ЦВЕТАМИ - , подобрать проверочные слова.
Диктант
Польза дерева
Дерево служит человеку всю жизнь. Бревно, доска идут на постройку жилища. Дрова горят, дают тепло. Из дерева мастерят мебель, лодки. Сани с полозьями из дерева, повозки везут нас по снегу, по земле. Из древесины варят бумагу. Из листьев, коры готовят лекарство.
Плодовые деревья дарят людям яблоки, груши, персики. Деревья спасают нас от жары, непогоды. Зелёный наряд деревьев радует наш взгляд. (62 слова.)
Задание:
В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения; выписать слова, связанные между собой по вопросам.
Разобрать по составу слова: ПЛОДОВЫЕ, ПОВОЗКИ.
Выписать из текста по одному существительному, глаголу и прилагательному. Указать часть речи.
Диктант
Осенняя пора
Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой. (64 слова.) (По И. Соколову-Микитову.)
Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.
Задание:
1. 1-е предложение разобрать по членам предложения.
2. Выписать по одному слову с безударными гласными И, Е в корне; проверить их написание.
3. Разобрать по составу слово ТРАВИНКА.
Диктант
Бобровый пруд
Протекал в лесу тихий ручеёк. Пришёл к ручью бобёр. Наносил он сучьев, напилил острыми зубками молодых осинок. Построил зверёк плотину. Разлился большой бобровый пруд. Завелись в пруду рыбки. Поселились на берегу лягушки. Свила у берега гнездо утка. Весело стало лесным жителям. Стрекозы комаров гоняют. Ласточки грудкой по воде чиркают, радостно щебечут. Прилетел чёрный аист у воды на одной ноге подремать. Спасибо бобру! (64 слова.) (ПоН. Сладкову.)
Задание:
1. Найти и выписать предложение с однородными членами, разобрать его по членам предложения.
2. Разобрать по составу ЗУБКАМИ, РЫБКИ, ЛЕСНЫМ.
3. Подобрать проверочные слова к словам: ГНЕЗДО-, ЗВЕРЕК -, ПРУД-, РАДОСТНО - .
Тема: «Звуки и буквы»
Диктант
Осень
Давно облетели старые деревья. И только молодые березки сохранили свое убранство. Их желтые листья золотом блестят на солнце.
В лесу тишина. На большом расстоянии слышны прыжки зайца и белки. Хрусткие сучья предупредят зверьков об опасности.
Летают близко к жилью человека синицы. Снегири выбрались из лесной чащи. Их пение тихо раздается в кустах.
(52 слова) (По С. Аксакову)
Слово для справок: раздается.
Задание:
1. Разобрать по составу слова: БЕРЕЗКИ, ЛЕСНОЙ.
2. Данное предложение разобрать по членам предложения: Снегири выбрались из лесной чащи.
3. Подобрать проверочные слова к словам: БЕРЕЗКИ -, СОЛНЦЕ -, ПРЫЖКИ -, ЗВЕРЬКИ - , ЛЕСНОЙ - .
Диктант
На строительной площадке
В столице идёт большая стройка. На нашей улице растёт новый дом. Части для постройки дома делают на заводе. Их доставляют на длинной машине. Сегодня привезли оконные рамы, железо для крыши, готовые лестницы. На прицепе стояли две плиты. По стальным рельсам ходят подъёмные краны. Они подают тяжёлый груз на верхние этажи. Рабочие укрепляют плиту. Кладут уже двенадцатый этаж. Отсюда как на ладошке видна вся местность вокруг. (68 слов.)
Слова для справок: на нашей, по рельсам, отсюда, прицеп.
Задание:
1. Сделать звуко-буквенный анализ слова РЕЛЬСАМ.
2. Выписать из текста три словарных слова.
3. Подумать, какие разные значения имеет слово ПЛИТА? Составить и записать с этим словом два предложения, употребив его в разных значениях.
Диктант
Заботливые ученики
В посёлке Жилёво живёт одинокая старушка. Муж и сын Ольги Васильевны погибли на фронте. Ребятишки не забывают о своей пожилой учительнице. Они помогают Ольге Васильевне по хозяйству. В магазине покупают продукты. Из аптеки несут лекарство.
Вот и сегодня пришла группа учеников. Заглянули в огород. Нет в бочке воды. Принесли с речки. Кончаются дрова. Напилили, сложили у калитки. Увидали сорняки на грядке. Вырвали с корнями. (66 слов.)
Слова для спра