Тема 12. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Вопросы:
1. Физиологическая характеристика образа жизни современного человека.
2. Нервно-психическое напряжение и его влияние на организм.
3. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние
на организм.
1.Внешняя среда оказывает на человека разностороннее влияние, в том числе и отрицательное.Среди факторов, позволяющих поддерживать необходимый уровень здоровья и высокую работоспособность человека, одно из важнейших мест занимает физическая культура.
Автоматизация и механизация производства, работа в ограниченном пространстве, избыточность информации, постоянный дефицит времени и пр. снижают уровень двигательной активности и повышают нервно-психическое напряжениев жизни человека, вызывая стрессовые состояния и угрожая здоровью населения. Ограничение подвижности противоречит самой природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья.
В детском возрасте отмечается ухудшение физического развития, мышечная слабость, быстрая утомляемость, снижение сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям, неустойчивость эмоциональных реакций. Результатом физиологической незрелости являются ожирение, близорукость, нарушения осанки, детский травматизм.
В этих условиях повышается роль массовых форм физической культуры. Двигательная деятельность повышает энергопродукцию и образование тепла, улучшает функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма, способствует заполнению досуга и отвлечению от вредных привычек.
Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех систем и вызывает появление особых состояний – гипокинезии и гиподинамии.
Гипокинезия – это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с особенностью профессиональной деятельности, с некоторыми заболеваниями и др. причинами. Гиподинамия – это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. В обоих случаях скелетные мышцы нагружены совершенно недостаточно, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма.
Недостаточная двигательная активность негативно сказывается на организме человека. Изменяется психическая и эмоциональная сфера, ухудшается функционирование сенсорных систем и координация движений, отмечается атрофия мышц ухудшение их кровоснабжения. Происходит падение мышечной силы, точности, быстроты и выносливости при работе.
Уменьшается ЖЕЛ, ГД, МОД и МВЛ. Нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы. Возникает атрофия сердечной мышцы, ухудшается питание миокарда. В результате развивается ишемическая болезнь сердца. Уменьшается СОК и МОК. Частота сердечных сокращений при этом повышается как в покое, так и при физических нагрузках.
Недостаточная работа мышц практически ликвидирует работу «мышечного насоса», облегчающего кровоток от нижних конечностей к сердцу против силы тяжести, что еще более затрудняет работу сердца по перекачиванию крови. Количество циркулирующей крови уменьшается.
В эндокринной системе отмечается снижение функций желез внутренней секреции, уменьшается продукция их гормонов.
2.Условия спортивной борьбы, огромный объем информации, который должен перерабатывать спортсмен в кратчайшие отрезки времени, высокая мотивация его выступлений приводят к появлению эмоционального стресса.
Стресс – это общая системная реакция организма человека на экстремальные раздражения.
Выделяют следующие стадии стресса:
• 1-я стадия – тревоги, которая включает фазы «шока» (резких вегетативных реакций) и «противошока» (мобилизации функциональных резервов).
• 2-я стадия – резистентности (устойчивости и высокой работоспособности).
• 3-я стадия – истощения – общего снижения функционального состояния, развития патологических реакций и, в конечном счете, гибели организма.
В спорте возможны различные проявления стресса.
Физический стресс – возникающий во время высокоинтенсивной двигательной деятельности спортсмена, но не связанный с какими-либо эмоциональными переживаниями (например, тренировочные занятия, особенно в стандартных видах спорта).
В результате чрезмерного нервно-психического напряжения ухудшается кровоснабжение некоторых отделов головного мозга, урежается частота сердечных сокращений, падает артериальное давление, увеличивается время двигательных реакций и снижается двигательная активность. При многократных стрессах у спортсменов велика частота спортивного травматизма.
Эмоциональный стресс выражен у спортсменов тем сильнее, чем более значимо для них достижение цели действия и чем меньше у них доступной информации, энергии и имеющегося в распоряжении времени. Элементы новизны и неопределенности ситуации повышают напряженность в организме спортсменов.
У спортсменов, более опытных, уверенных в своих силах, с сильными и уравновешенными нервными процессами, состояние нервно-психического напряжения выражено слабее. У них быстрее протекает 1 -я стадия, длительна и устойчива 2-я стадия и очень редко проявляется 3-я стадия. У менее подготовленных спортсменов, со слабой или неуравновешенной нервной системой, наоборот, больше выражены 1 -я и 3-я стадии и менее – 2-я стадия.
При длительном выполнении однообразных двигательных актов (например, в циклической работе умеренной мощности) значительно снижается приток информации, что вызывает скуку, падение интереса к тренировкам, понижение функциональных возможностей.
Возникает монотония – состояние, вызываемое однообразием работы при большом количестве простых стереотипных движений.
Такая работа вызывает у человека состояние пониженной психической активности, чувство безразличия, усталости, сонливости, снижение частоты сердечных сокращений и дыхания, падение работоспособности.
Если один и тот же стимул многократно повторяется, то внимание к нему ослабляется, реакции понижаются, т. е. утрачивается его новизна. В условиях монотонной деятельности изменяется роль левого и правого полушария в управлении движениями. У спортсменов-правшей отмечено снижение активности левого доминирующего полушария головного мозга и повышение роли правого не ведущего полушария. Это позволяет продолжать работу, но делает ее менее эффективной.
Разные люди неодинаково реагируют на монотонную работу.
Успешнее работают в этих условиях спортсмены с сильными уравновешенными нервными процессами и невысокой их подвижностью – флегматики. Легче справляются с монотонной работой интроверты, чем экстраверты.
Для борьбы с монотонней используют варьирование скорости перемещений спортсменов, разные отрезки дистанций, создают соревновательные ситуации и т. п.
3. Использование различных форм оздоровительной физической культуры связано с получением основного эффекта – повышения и сохранения здоровья человека и параллельно – с решением ряда других задачи – общеобразовательных, познавательных (туризм), реабилитационных (лечебная гимнастика), рекреационных, развлекательных (игры), профессиональных (производственная гимнастика, профессионально-прикладная физическая подготовка).
1. Оздоровительный эффект имеют различные виды гимнастики.
Основная гимнастика обеспечивает широкую общую физическую подготовку человека к различным видам двигательной деятельности. Гигиеническая гимнастика, в частности утренняя зарядка, активизирует функции организма в течение дня. Утренняя зарядка снимает заторможенное состояние мозга после сна, стимулирует активность сенсорных систем, активирует работу сердечной мышцы, увеличивает глубину дыхания.
Производственная гимнастика повышает производительность умственного и физического труда и снижает профзаболевания. При использовании перед работой вводной гимнастики возникает врабатывание организма, небольшие физкультминутки и физкультпаузы являются хорошими средствами активного отдыха, а восстановительная гимнастика улучшает процессы восстановления организма после работы. Лечебная гимнастика обеспечивает восстановление нарушенного здоровья человека. Она имеет узкую специфическую направленность в зависимости от характера заболевания.
2. Игры, повышая физическую активность человека, способствуют общему оздоровлению населения, а также развивают наблюдательность, экстраполяцию, творческие возможности мозга, способность к переработке информации в условиях дефицита времени.
3. Туризм – это разнообразная естественная двигательная деятельность в природных условиях. Огромно его влияние на здоровье населения, снятие невротических состояний, вызываемых нервно-психической напряженностью бытовых и профессиональных ситуаций, воспитательно-образовательная роль. Различные виды туризма – прогулки, экскурсии, туристские походы позволяют человеку укреплять здоровье, поддерживают бодрое настроение, развивают способность к пространственной ориентации на местности, умение адаптироваться к различным естественным ситуациям и погодным условиям.
4. Спорт связан с соревновательной деятельностью, что требует систематической подготовки организма к высоким спортивным достижениям. Занятия массовым спортом преследуют в значительной мере оздоровительный эффект, а это, в свою очередь, может быть достигнуто лишь при рациональной организации спортивной тренировки, правильно подобранном режиме тренировочных занятий и отдыха, индивидуализации физических нагрузок.
Выполнение физических упражнений имеет 2 последствия для организма человека: 1) специфический эффект, т.е. адаптация к данным физическим нагрузкам, и 2) дополнительный, неспецифический эффект – повышение устойчивости к разнообразным неблагоприятным факторам внешней среды. Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями (не менее 6-8 часов в неделю), реже болеют, легче переносят инфекционные болезни. У них меньше частота и длительность простудных заболеваний, гораздо меньше сопутствующих осложнений. Чем выше аэробные возможности организма, тем ниже показатели смертности.
Для получения наибольшего оздоровительного эффекта и максимального повышения работоспособности следует соблюдать оптимальные двигательные режимы, разработанные для лиц различного возраста.
Оптимальный объем физической нагрузки по количеству часов в неделю составляет для возраста 6-8 лет – 13-14, 9-12лет – 12-13, 13-15лет – 11-12, 16-20лет – 8-9, 24-30-лет – 7-8, 30-60 лет – 5-6, пожилых лиц – 8-10 часов.
Оптимальная физическая нагрузка выполняется при ЧСС от 65% до 85% от максимальной ЧСС.
Длительность занятий должна быть – 20-60 минут непрерывной аэробной работы в зависимости от интенсивности.
Упражнения могут быть любые с использованием больших мышечных групп при ритмичной и аэробной работе – бег, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, плавание, гребля, танцы, игровая деятельность.
Рекомендуемый двигательный режим позволяет поддерживать оптимальный уровень физической работоспособности, состава тела и здоровья, снижение ЧСС покоя, повышение аэробных и анаэробных возможностей организма, снижение утомляемости и ускорение процессов восстановления.
Для определения оптимальной двигательной активности взрослого здорового человека можно использовать суточный показатель количества шагов: 10000 шагов в 1 день обеспечивают средний уровень энерготрат 2200-2400 ккал в сутки.
Среднее количество шагов в 1 день меняется в зависимости от возраста человека. Число шагов, проходимых в 1 день дошкольниками может достигать в возрасте 3-4 лет 11 – 12 тыс. шагов, в 5лет – 12 – 13,5 тыс. шагов, в 6–7 лет – 13,5 – 15 тыс. шагов, в 8 лет – 16 – 18 (и до 20–24) тыс. шагов. В зрелом возрасте люди делают, в среднем, 10–15 тыс. шагов в сутки, а в пожилом возрасте – 6–8 тыс. шагов.
В детских садах и, особенно, в школах дети и подростки испытывают значительный дефицит двигательной активности, что приводит к росту заболеваний, ожирению, плоскостопию и другим отклонениям в состоянии здоровья.
Повышению функциональных возможностей организма, сохранению здоровья и развитию профессиональных психофизиологических особенностей, физических качеств и формированию двигательных навыков способствует профессионально-прикладная физическая подготовка. Средствами физического воспитания решаются задачи адаптации работающего населения к профессиональной деятельности, военному труду. Так, например, повышение вестибулярной устойчивости, достигаемое в плавании, акробатике, гимнастике, спортивных играх, имеет большое значение для летчиков, космонавтов; быстрота реакции, высокая надежность сенсорных систем, скорость переработки информации, развиваемые в ситуационных видах спорта, необходимы профессионалам-операторам, радиотелеграфистам, машинисткам; высокий уровень развития силы и выносливости требуется геологам.
Тема 13. Физиологические особенности урока физической культуры в школе
План
1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок и
изменение функций организма на уроке физической культуры.
2. Влияние занятий физической культурой на работоспособность
школьников и состояние их здоровья. Физиолого-педагогический контроль
за занятиями физической культурой.
1. Одной из важнейших задач возрастной физиологии является нормирование физических нагрузок для детей с учетом различного их возраста. Нормирование нагрузок обычно осуществляется по трем параметрам: а) физиологические сдвиги в организме (пульс, ЛВ, АД и др.); б) биоэнергетические затраты организма, в) интенсивность физических упражнений (сила, скорость передвижения).
Интенсивность физических нагрузок оценивается или величиной потребления кислорода (в этом случае упражнения делят на группы с преобладанием аэробных, анаэробных или смешанных (анаэробно-аэробных) путей энергопродукции или зоной мощности (максимальная, субмаксимальная, большая и умеренная).
Тренировочная нагрузка любого занятия физическими упражнениями должна обеспечивать взаимодействие с тренировочными эффектами предыдущего и последующего занятий. Выделяют три типа взаимодействий, при которых нагрузка предшествующих упражнений влияет на функциональные сдвиги, вызванные нагрузкой последующего упражнения: а) положительное взаимодействие (сдвиги функций увеличиваются); б) отрицательное (сдвиги уменьшаются); в) нейтральное (изменения функций не существенны).
Для развития тренированности важно положительное взаимодействие, которое достигается в следующих случаях: а) в начале занятия выполняются анаэробные алактатные упражнения (скоростно-силовые), а затем анаэробные глико-литические (упражнения на скоростную выносливость); б) сначала выполняются алактатные анаэробные упражнения, а затем аэробные (упражнения на общую выносливость); в) сначала выполняются анаэробные гликолитические, затем аэробные упражнения. При другом сочетании упражнений добиться положительного взаимодействия трудно, а подчас и невозможно. Так, если вначале выполнять аэробные, а затем анаэробные упражнения, то взаимодействие энергетических систем будет отрицательным, а тренировочные занятия будут мало эффективными.
При нормировании нагрузок необходимо учитывать следующие компоненты: I) продолжительность упражнения; 2) его интенсивность; 3) продолжительность интервалов отдыха между упражнениями; 4) характер отдыха (активный, пассивный); 5) число повторений упражнений.
На уроках физической культуры должны выполняться разнообразные упражнения, обеспечивающие развитие всех функций и систем организма - как циклического характера (ходьба, бег, приседания), направленные прежде всего на развитие быстроты и выносливости, так и ациклического характера (прыжки, метания, гимнастические упражнения), развивающие силу и ловкость.
Нагрузки на уроке физической культуры должны быть оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то эффект занятий будет низок вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций. Если нагрузки будут чрезмерно велики, то эффект упражнений будет также снижен, но в результате истощения энергоресурсов, и нарушениями регуляторных механизмов.
В соответствии с положениями теории и методики физического воспитания урок делится на три взаимосвязанные части - подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть урока обеспечивает врабатывание организма. Быстрее всего врабатывается двигательная система (10-30 сек), дольше - вегетативные органы (3-5 мин). В период врабатывания происходит перестройка нервных и гуморальных механизмов регуляции, формирование необходимого двигательного стереотипа и улучшение координации движений, а также достижение требуемого уровня функций вегетативных органов и систем, оптимально обеспечивающих данную мышечную деятельность.
В основной части урока происходят наиболее выраженные функциональные изменения.
Во время подготовительной и основной частей урока функциональные изменения характеризуются преобладанием процессов возбуждения в ЦНС, повышением возбудимости сенсорных, моторных и вегетативных нервных процессов. Все это ведет к усилению функций различных органов и систем, увеличением скорости метаболических процессов в мышцах, повышению температуры тела.
Отмечаются тахикардия, повышение артериального давления и скорости кровотока, увеличиваются ударный и минутный объемы крови, её венозный возврат, улучшается микроциркуляция скелетных мышц, миокарда, кожи. Увеличиваются частота и глубина дыхания, минутный объем дыхания, растет коэффициент использования кислорода, повышается количество лейкоцитов, эритроцитов и гемоглобина, увеличивается потоотделение и др. Органы и системы переходят на новый уровень функционирования, оптимальный для конкретной мышечной деятельности.
В заключительной части урока все упражнения должны выполняться в замедленном темпе, способствуя расслаблению мышц, нормализации функций организма и активизации восстановительных процессов. Заключительная часть урока должна способствовать постепенному переходу от активной мышечной деятельности к обычному двигательному режиму школьника.
Физиологическая кривая нагрузки должна иметь пик повышения пульса в конце подготовительной и середине основной части урока с постепенным снижением пульса к концу учебного занятия до уровня, несколько выше исходного.
2. Одно из основных физиолого-педагогических требований урока физической культуры состоит в получении тренировочного эффекта - в повышении функциональных возможностей различных органов и систем и развитии адаптации организма к физическим нагрузкам. Тренировочный эффект возникает, если нагрузка выше обычной.
Тренировочный эффект физических упражнений может быть срочным, отставленным (пролонгированным) и кумулятивным.
Срочный эффект нагрузки проявляется функциональными изменениями в организме во время или вскоре после окончания нагрузок (до 30-60 мин).
Отставленный тренировочный эффект наблюдается на поздних фазах восстановления и в физиологическом отношении представляет собой продолжительную деятельность различных органов и систем на повышенном уровне их функционирования. Именно отставленный эффект способствует развитию в организме явлений суперкомпенсации.
Кумулятивный эффект возникает как результат последовательного суммирования срочных или отставленных и отражает особенности приспособления организма. В кумулятивном эффекте возникают изменения, способствующие развитию долговременной адаптации. Кумулятивный эффект выражается в улучшении физического и функционального развития, повышении работоспособности и вызывает две основные физиологические перестройки: а) увеличение функциональных резервов организма; б) повышение экономичности (эффективности) деятельности различных органов и систем.
Продолжительность упражнений тесно связана со скоростью их выполнения и определяется характером энергообеспечения. Так, при выполнении упражнений в максимально возможном темпе в течение 3-10 сек энергообеспечение осуществляется по креатинфосфатному механизму, при работе от 20 сек до 3-5 мин — гликолитичес-кому (лактатному) и при умеренной нагрузке в течение десятков минут и нескольких часов развертываются аэробные реакции.
Существенное значение имеет продолжительность интервала отдыха между нагрузками. Если нагрузки невелики и отдых между ними достаточен, то школьники работают при аэробном энергообеспечении; если нагрузки большие, а отдых мал - при анаэробном энергообеспечении.
Увеличение числа повторений упражнений в аэробных условиях повышает функциональные возможности кислородтранспортной системы и физическую работоспособность, а при увеличении числа повторени и в анаэробных условиях -наступает истощение механизмов энергообеспечения и снижаются функциональные возможности организма.
С увеличением возраста школьников, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, функции организма и работоспособность улучшаются. Однако количество занятий физическими упражнениями для адекватного развития организма школьников, предусмотренное существующим ныне учебным планом, недостаточно. Недостаточная двигательная активность и интенсификация образовательного процесса приводят к резкому снижению эмоционального и психического тонуса учащихся, повышению уровня тревожности и снижению их умственной работоспособности.
В процессе систематических занятий физической культурой в организме человека формируется специфические механизмы приспособления, способствующие повышению эффективности деятельности различных органов, систем и организма.
Для эффективного нормирования и управления уроком физической культуры необходим комплексный физиолого-педагогический контроль, на основании которого оценивается эффект нагрузки и функциональное состояние организма. Используются следующие виды контроля: оперативный, текущий к этапный.
Оперативный контроль предназначен для регистрации одного упражнения, серии упражнений и урока в целом, а также функциональных изменений организма. Анализ результатов контроля основан на оценке зависимости типа «доза-эффект», где дозой является величина и время нагрузки, а эффектом - степень выраженности и направленность функциональных сдвигов. Наиболее эффективно функционирование различных органов и систем при средних по величине объемах нагрузок. Малые нагрузки не вызывают необходимого физиологического эффекта, большие - угнетают деятельность кислородтранспортной системы, снижают функциональные резервы и работоспособность учащихся.
Оперативная оценка физиологической стоимости упражнений имеет большое значение при выборе рациональной последовательности их выполнения и продолжительности на уроке. Нагрузку на уроке нужно распределять так, чтобы пол учить заданное (положительное или отрицательное) взаимодействие срочных эффектов, которое должно проявляться в увеличении или в уменьшении функциональных сдвигов, вызванных предшествующей энерготратой и последующей работой.
Текущий контроль предусматривает регистрацию нагрузок и их влияние на организм за несколько уроков (5-10). В основе текущего контроля лежат данные регистрации показателей каждого урока, их сопоставление с результатами контрольных занятий и с показателями текущего функционального состояния школьников. Анализ данных текущего контроля проводится на основе оценки восстановления основных функций организма в зависимости от объема выполненной нагрузки. Полученные данные о характеристике восстановительных процессов служат основой для планирования нагрузки на ближайшие уроки. Подбор упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы одинаковые по направленности нагрузки задавались через достаточные интервалы времени для восстановления ведущих функций организма.
Этапный контроль нагрузки заключается в регистрации её параметров и их анализе на протяжении нескольких месяцев, и даже всего учебного года. Количество этапов зависит от возраста, пола, подготовленности школьников и педагогических задач урока. Главными задачами этапного контроля являются анализ спортивных результатов, физического развития, функционального состояния и определение наиболее эффективных нагрузок, обладающих выраженным развивающим воздействием.
Наиболее доступными методиками для определения энерготрат являются различные расчетные показатели. Так, энерготраты в состоянии абсолютного покоя (основной обмен) рассчитывают по формуле Рида:
Е - 0,75 (ЧСС + 0,74 • ПД • 72),
где: Е — энерготраты в ккал/сут;
ПД — пульсовое артериальное давление в мм рт.ст.
Широкое распространение для этих целей получила формула Брейтмана:
Е = 0,75 • ЧСС + 0,5 • ПД - 74, где:
Е - энерготраты в % от стандартов Гарриса и Бенедикта.
При оценке физической работоспособности существуют различные методические подходы. Прежде всего используют её прямые показатели, которые позволяют оценивать профессиональную (спортивную) деятельность как с количественной (метры, секунды, килограммы, очки и т.д.), так и с качественной (надежность и точность выполнения конкретных физических упражнений) сторон.
К косвенным критериям работоспособности относят различные клинико-физиологические, биохимические и психофизиологические показатели, характеризующие изменения функций организма в процессе работы. Другими словами, косвенные критерии работоспособности представляют собой реакции организма на определенную нагрузку и указывают на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа, т.е. чем, например, организм спортсмена расплачивается за достигнутые секунды, метры, килограммы и т.д. Кроме этого, установлено, что косвенные показатели работоспособности в процессе труда ухудшаются значительно раньше, чем ее прямые критерии. Это дает основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации к конкретной профессиональной деятельности, оценке развития утомления и анализа других функциональных состояний организма.
В физиологии спорта определение физической работоспособности осуществляется также путем применения различных нагрузочных тестов (проба Летунова, Гарвардский степ-тест, PWCno, МПК и др.)
Доступными и в достаточной мере информативными показателями, характеризующими влияние нагрузок на организм школьников и эффективность восстановительных процессов, являются частота сердечных сокращений и уровень артериального давления, особенно пульсового. Достаточную информацию дает частота пульса, подсчитанная в течение 10с троекратно после окончания урока: О-10 с, 30-40 с, 60-70 с. В результате получают три показателя пульса (П1, П2, ПЗ), которые подвергаются дальнейшей математической обработке и анализу. Считается, что величина Ш характеризует реактивность сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, П2 и ПЗ - эффективность её восстановления. Комплексную оценку состояния сердечно-сосудистой системы осуществляют на основании суммы трех показателей (П1+ Ш+ПЗ).
На основании этих показателей возможен расчет индексов восстановления пульса после окончания урока (ИВП1 и ИВП2):
ИВП 1 = (П2 - П1/П1) х 100 ИВП 2 = (ПЗ - П1/П1) х 100
Чем больше величины ИВП 1 и ИВП2, тем быстрее происходит восстановление сердечно-сосудистой системы и тем экономичнее школьник выполняет физические нагрузки на уроке.
Физиологами установлено, что чем выше энергетические траты во время работы, тем интенсивнее процесс их восстановления. Однако, если истощение функциональных потенциалов в процессе работы превышает оптимальный уровень, то полного восстановления не происходит. В этом случае физическая нагрузка вызывает дальнейшее угнетение клеточного анаболизма.
Явление супервосстановления составляет одну из важнейших физиологических основ физкультурных занятий, которое, расширяя, функциональные резервы организма, обеспечивает рост силы, скорости и выносливости.
Улучшить функциональное состояние организма, укрепить здоровье и повысить уровень физических качеств можно только при знании и учете закономерностей функционирования органов и систем в процессе выполнен физических упражнений и закономерностей протекания восстановительных процессов.