Тема 4. (15.) Физиологические основы свертывания и переливания крови

Мотивация изучения темы:Система РАСК (регуляции агрегатного состояния крови) осуществляется сложнейшими механизмами, в которых принимают участие факторы свертывающей, противосвертывающей, фибринолитической систем крови. В здоровом организме эти системы взаимосвязаны и компенсируют друг друга. Нарушение функциональных взаимосвязей может привести к тяжелым патологическим состояниям организма, заключающихся в повышенной кровоточивости или во внутрисосудистом тромбообразовании. Индивидуальные свойства крови (групповая и резус принадлежность) являются основойгемотрансфузии. Переливание несовместимой крови развивается гемотрансфузионный шок, который может привести к смерти. Знание индивидуальных свойств крови необходимо врачу любого профиля.

Цели занятия

Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК – 32, ПК – 6, ПК – 12 и ПК - 16 ФГОС специальности 060101 «Лечебное дело»

Конкретные цели и задачи:

После изучения темы студент должен:

«Знать»механизмы сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза, фибринолиза, генотипические свойства крови.

«Уметь» оценивать состояние системы гемостаза по результатам лабораторных исследований, определить группу крови и резус-фактор.

«Владеть»методами определения времени остановки кровотечения и времени свертывания крови , методами интерпретации полученных результатов (присутствие или отсутствие агглютинации в исследуемых образцах).

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Базой для освоения темы являются знания, полученные при изучении свойств крови, процессов гемостаза (кафедра биохимии, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), функций факторов свертывания крови и фибринолиза как части функциональной системы поддержания гомеостаза (кафедра нормальной физиологии), процессов формирования наследственных признаков крови (кафедры биологии, биохимии, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), функций агглютиногенов, агглютининов и резус-фактора как части функциональной системы крови (кафедра нормальной физиологии).

Этапы проведения практического занятия

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
X. Вводная часть занятия 5-10 %
28. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин.
29. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин.
XI. Основная часть занятия 80-93 %
30. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин.
31. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин.
32. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 25 мин.
33. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин.
34. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин.
XII. Заключительная часть занятия 5-10 %
35. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 3 мин.
36. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 2 мин.

Наши рекомендации