Основные проблемы психологии мотивации.
1)Проблема соотношения и разграничения мотивов, интересов и потребностей.
2)Проблема сущности, природы, структуры мотивов.
3)Проблемы взаимосвязи мотивац. ориентации.
4)Проблема развития мотивов.
5)Проблема возрастных и индивид-ых особенномтей мотивов.
6)Проблема критериев и показателей сформированности видов и уровней мотивации.
7)Проблема диагностики МСЛ Многочисленные работы, посвященные мотивам, выполнены представителями бихевиоризма и так называемой глубинной психологии.
Бихевиористы обычно понимают под мотивом любые стимулы как внешн., так и внутр. («мотивац. переменные»), способные вызывать или активизировать поведение.В глубинной психологии роль главных мотивов приписывается заложенным в чел-ке биологич. инстинктам и влечениям, кот. под влиянием соц. условий отчасти подавляются и выступают в своих непрямых, символических формах . Важным вкладом в развитие учения о мотивах была разработка идей о субъективно-объективной природе мотивов (понятие о «побудит-ой силе» вещей психолога К. Левина), о независимости мотивов чел-ка от элемент-ых биологич.потреб-ей
В отечес. психологии проблема мотивов разрабатывается в связи с исследованием строения челов. деят-ти и сознания, общественно-исторических по своей природе. Соответ-но мотивы определяются как то, что в отражаемой чел-ом реальности побуждает и направляет его деяте-ть. В мотивах «опредмечиваются» потребности, кот. не только определяют собой мотивы, но и изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способов их удовлетворения. Ещё более ярко роль мотивов в трансформации челов.потреб-ей проявляется при возникновении мотивов, не имеющих аналогов у животных и впервые рождающихся лишь в обществе.Представление о предметной и соц. природе мотивов противостоит как теориям, ставящим челов. мотивы в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудительную силу субъект-ым эмоц. переживаниям, поскольку не эмоции определяют МСЛ а, наоборот, развитие мотивов челов. деят-ти обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства
Иерархическая модель потребностей А.Маслоу.
Американский социальный психолог А.Маслоу разработал иерархическую модель потребностей (в начале списка идут потребности, имеющие биологическую основу, в конце — обусловленные социальным окружением человека). Потребности высшего уровня становятся актуальными лишь после удовлетворения потребностей низшего уровня:
1.базовые физиологические потребности;
2.потребность в безопасности (своей и своих близких);
3.социальные потребности (потребность быть членом определенного коллектива, иметь семью, потребность в привязанности и любви);
4.потребность в признании и оценке со стороны общества;
5.потребность самоактуализации (потребность в раскрытии своей индивидуальности, своих возможностей).
А.Н. Леонтьев о мотивации
В отеч. психологии также предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации чел-ка. Более или менее продуманной и завершенной явл. теория деятел-го происхождения мотивац-ой сферы чел-ка, созданная А.Н. Леонтьевым. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивац. сфера чел-ка, как и др. его психологич. особ-ти, имеет свой источник в практич. деят-ти. В самой деят-ти можно обнаружить те составляющие, кот соответ-ют элементам мотивац. сферы и связаны с ними. Поведению в целом, напр, соответ-ют потреб-ти чел-ка; системе деят-тей, из кот. оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деят-ть, - упорядоченный набор целей. Т. о., между стр-рой деят-ти и строением мотивац. сферы чел-ка сущ-ют отношения взаимного соответствия. Данная концепция показывает, как в соответствии с закономерностями развития деят-тей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивац. сфере чел-ка, приобретение им новых потреб-тей, мотивов и целей.Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, кот получил название механизма сдвига мотива на цель. Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деят-ти цель, к кот, в силу определ. причин, стремился чел-к, со временем сама становится самостоят, побудител. силой, т.е. мотивом. Напр, часто родители, для того, чтобы стимулировать интерес реб-ка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако, в процессе чтения у ре. возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потреб-ей. Этот пример поясняет механизм развития мотивац. сферы чел-ка за счет расширения колич-ва потреб-ей, т.е. перечня того, в чем нуждается чел-к. Причем, происходит это в процессе его деят-ти и контакта с окруж. средой.