Главные области психологии народов. Три основные проблемы психологии народов: язык(содержит в себе общую фор­му живущих в

Три основные проблемы психологии народов: язык(содержит в себе общую фор­му живущих в духе народа представлений и законы их связи.), мифы(таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обус­ловленности чувствованиями и влечениями) и обычаи(пред­ставляют собой возникшие из этих представлений и влечений общие направления воли).

Язык, мифы и обычаи представляют собой не какие-либо фрагменты твор­чества народного духа, но самый этот дух народа в его относительно еще не затронутом индивидуальными влияниями отдельных процес­сов исторического развития. Они подчиняются общим духовным законам развития.

Психология народов, со своей стороны, является частью общей психологии, и результаты ее часто приводят к ценным выводам и в индивидуальной психологии, так как язык, мифы и обычаи, эти про­дукты духа народов, в то же время дают материал для заключений также и о душевной жизни индивидуумов.

Итак, психология народов — самостоятельная наука наряду с ин­дивидуальной психологией, и хотя она и пользуется услугами после­дней, однако и сама оказывает индивидуальной психологии значи­тельную помощь.

53. Основное содержание работы Донцова «О понятии группа в социальной психологии»

Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине XIX в. и послужило решающим стимулом развития новой «парадной» ветви психологического и социологического знания — социальной психологии.

В 10—20-е гг. XX в. главным объектом эмпирического (прежде всего экспериментального) изучения постепенно становится малая группа — ближайшее социальное окружение человека, среда его непосредственного общения.

Взаимодействие с другими людьми и даже их присутствие — реальное, воображаемое или подразумеваемое — существенно влияет на мысли, чувства и поведение человека и, более того, сопровождается возникновением «надындивидуальных» явлений, свойственных некоторой совокупности лиц как целому.

С 30-х гг. интерес к психологической проблематике групп приобретает массовый и устойчивый характер.

История и современное состояние психологического изучения социальных групп — это систематически возобновляющиеся попытки ответить на пять блоков фундаментальных вопросов. 1) Как первоначально номинальная общность некогда посторонних людей превращается в реальную психологическую общность?2) Каков цикл жизнедеятельности группы от момента возникновения до распада? Каковы предпосылки и механизмы ее перехода от одного качественного состояния к другому? Какие факторы определяют длительность существования группы?3) Какие процессы обеспечивают стабильность и эффективность функционирования группы как коллективного субъекта общей деятельности? Как возникает и реализуется руководящее начало групповой активности4) Как зависит психологическая динамика группы от ее положения в обществе? 5) Происходит ли что-либо с человеком, когда он становится членом группы? Изменяются ли его взгляды, ценности, привычки, пристрастия?

Главные отличительные признаки социальной группы : 1) включенность человеческой общности в более широкий социальный контекст 2) наличие у членов группы значимого основания (причины) сообща находиться в ней, отвечающего интересам всех ее участников и способствующего реализации потребностей каждого; 3) сходство участи состоящих в группе людей, которые разделяют условия, события жизни и их последствия и в силу этого обладают общностью впечатлений и переживаний; 4) длительность существования, достаточная для возникновения не только специфического языка и каналов внутригрупповых коммуникаций, но и коллективных истории 5) разделение и дифференциация функциональных ролей 6) наличие органов (инстанций) планирования, координации, контроля групповой жизнедеятельности и индивидуального поведения7) осознание участниками своей принадлежности к группе, возникновение на этой основе чувства «Мы» («Свои») и «Они» («Чужие»)

Главным системообразующим и интегрирующим основанием группы является социально обусловленная совместная предметная деятельность. Социальный контекст определяет материальные и организационные предпосылки образования группы, задает цели, средства и условия групповой активности, а во многом и состав реализующих ее индивидов.
Социально обусловленные закономерности осуществления и воспроизводства совместной деятельности приводят к возникновению группы как реальной психологической общности.. По числу различают малые и большие группы, по непосредственности взаимодействия и взаимоотношений — первичные и вторичные, по способу образования — спонтанно возникшие, неформальные формальные (официальные) группы, по длительности существования — временные и постоянные, по степени регламентации групповой жизнедеятельности — организованные и неорганизованные, по проницаемости границ — открытые и закрытые, по личностной значимости для участников — референтные группы и группы членства, по уровню развития — становящиеся (вновь созданные, «диффузные») и раз-витые группы (коллективы).

Члены малой группы:

1) относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу

2) обладают общей целью

3) участвуют в общей системе распределения функций и ролей

4) разделяют общие нормы и правила

5) испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе

6) обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге;

7) связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями

8) представляют себя как членов одной группы

Наши рекомендации