Реконструкция субъективного семантического пространства психических состояний
Методы исследования семантических пространств психических состояний[18]
В экспериментальных исследованиях в области психологии эмоций приходится тем или иным образом использовать факты феноменологии сознания в форме интроспективных отчетов испытуемых или в форме собственных переживаний исследователя. Пытаясь идентифицировать в эксперименте эмоциональные состояния, исследователь прибегает обычно либо к интроспективному анализу состояний сознания, либо к физиологическим коррелятам эмоциональных состояний, соотнося их с самоотчетами испытуемых, либо пытается связать эмоциональные реакции с более общими характеристиками ситуации и поведения.
Для того чтобы сделать обращение к феноменологии сознания (в целях идентификации эмоциональных состояний) операционализи-руемым, необходима система интерпретации текстов самоотчетов испытуемых. С этой целью осуществляются реконструкции субъективного семантического пространства, означивающего (придающего значение) эмоциональные состояния.
Под семантическим пространством понимается система признаков, описаний объектной и социальной действительности, определенным образом структурированная. В основе построения семантических пространств, как правило, лежат статистические процедуры (факторный анализ, многомерное шкалирование, кластерный анализ), позволяющие сгруппировать ряд отдельных признаков описания в более емкие категории-факторы и представить значение из некоторой содержательной области как совокупность (многочлен) этих факторов, имеющих различные коэффициенты веса. Построение семантического пространства, таким образом, включает переход от языка, содержащего больший алфавит признаков описания, к более простому и емкому языку формализации, содержащему меньшее число категорий-факторов и выступающему своеобразным метаязыком по отношению к первому. Перевод содержания описания в более емкие единицы метаязыка семантического пространства является одновременно и семантическим анализом исходного языка описания, осуществляемым в единицах факторной структуры семантического пространства. Такой семантический анализ исходных значений на языке категорий-факторов, являющихся координатными осями пространства, позволяет провести качественный анализ-сопоставление различных значений в едином алфавите. С другой стороны, количественные меры, характеризующие каждое значение в форме нагрузки (веса) значения по каждому выделенному фактору (проекции вектора значения на координатные оси, или корреляция вектора и фактора), позволяют количественно оценить степень семантического сходства анализируемых значений.
Процедура построения семантического пространства включает три последовательных этапа.
1. Выделение семантических связей анализируемых объектов. В качестве методик выделения семантических связей используются: ассоциативный эксперимент, субъективное шкалирование, семантический дифференциал, метод подстановки, метод классификации, условно-рефлекторные методики. Результатом этого этапа является построение матрицы сходства анализируемых объектов.
2. Математическая обработка матрицы сходства, целью которой является выделение с помощью математического аппарата структур, лежащих в основе матрицы сходства анализируемых объектов. В качестве математического аппарата используются: факторный анализ, метод многомерного шкалирования, кластерный анализ. По мнению В. Ф. Петренко, «эксперименты в области психолингвистики, связанные с построением семантического пространства, обладают высокими степенями свободы в плане выбора методов установления семантических связей (1-й этап) и способов математической обработки (2-й этап). «Этап математической обработки не порождает «новое содержание», а позволяет представить исходные данные в компактной, хорошо струк-турирбванной форме, удобной для анализа и дальнейшей интерпретации» (В. Ф. Петренко. Основы психосемантики. – Смоленск: Издательство СГУ, 1997, с. 100).
3. Интерпретация выделенных факторных структур, кластеров и т. д. связана с выделением смысловых инвариантов объектов, имеющих высокую нагрузку по данным факторам или входящих в данный кластер.
Математически построение семантического пространства является переходом от базиса большей размерности (признаков описаний значений) к базису меньшей размерности (категориям-факторам).
При геометрическом изображении семантического пространства категории-факторы выступают координатными осями некоего «-мерного пространства, а коннотативные значения объектов задаются как координатные точки или векторы внутри этого пространства.
Как считает А. Г. Шмелев, пространственная метафора дает важные эвристические инструменты для формирования сложных гипотез о системном строении личностного опыта, обеспечивая высокооперациональный модельный язык и позволяя в компактной и целостной форме рассматривать и анализировать индивидуальные трансформации личностного опыта под влиянием различных психологических факторов, действующих на структуру целостного семантического пространства.
В классической ситуации исследования эмоций испытуемый, непосредственно следуя инструкции, должен прямым или косвенным способом сообщать о своих эмоциональных переживаниях. Известно, что каждому слову, обозначающему эмоциональное состояние, соответствует размытое поле значений. Причем у слов, являющихся частичными синонимами, эти поля существенным образом перекрываются, то есть различные слова, употребляемые испытуемым для обозначения своих эмоциональных состояний, не всегда относятся к различным эмоциональным состояниям и наоборот. Это создает в условиях эксперимента определенные трудности различения эмоциональных состояний. Таким образом, для построения системы различий между словами, обозначающими эмоциональные переживания данного испытуемого, необходимо реконструировать означающую систему, посредством которой испытуемый идентифицирует свои эмоциональные состояния. Отношения сходства, различия, включения между словами, обозначающими эмоциональные состояния, в основном скрыты для самого испытуемого, и для их экспликации необходимо применение специальных процедур.
Семантические поля, означивающие эмоциональные состояния, перекрываются в разной степени, что субъективно сказывается в большем или меньшем различии между словами, обозначающими эмоциональные состояния. Это дает основание для введения меры различия в рангах и применения метода многомерного шкалирования.[19]
Методы многомерного шкалирования основываются на анализе оценок сходств или различий между исследуемыми стимулами. Предполагается, что степень субъективного различия между стимулами (субъективное расстояние) задает геометрическое расстояние между точками, представляющими эти стимулы. Процедура многомерного шкалирования позволяет представить множество исследуемых стимулов как совокупность точек многомерного геометрического пространства. Помимо этого в результате многомерного шкалирования определяется минимальная размерность пространства, в котором можно представить заданную различиями пространственную конфигурацию точек без существенных искажений. Оси такого базисного пространства интерпретируются как главные субъективные характеристики или критерии, которые и определяют все многообразие исходных оценок.
Применение многомерного шкалирования применимо и в решении основной задачи данной работы – для реконструкции субъективного семантического пространства, означивающего эмоциональные состояния.
Методика
Процедура многомерного шкалирования требует представления исходных данных в виде матрицы различий, элементом которой является полученная в опыте степень субъективного различия между парой стимулов (слов). Для построения матрицы субъективных различий между словами, обозначающими эмоциональные состояния, испытуемым предъявляются пары слов, обозначающие эмоциональные переживания, и дается инструкция: «Вам будут называться пары понятий, обозначающих эмоциональные состояния. Ваша задача приписывать им ранг различия от 0 до 5: 0 – если состояния одинаковы по субъективному переживанию, 5 – если это максимально различные состояния. Промежуточные ранги нужно приписывать пропорционально различиям. В своих оценках вы должны опираться на свой субъективный опыт, на то, как вы переживаете данные состояния». После того как экспериментатор, осуществив несколько пробных предъявлений, убеждается в том, что испытуемому понятна его задача, начинается процедура ранжирования.
В список ранжируемых слов (N= 20) входят: удовольствие, неудовольствие, удивление, раздражение, огорчение, радость, рассеянность, сомнение, уверенность, опасение, тревога, надежда, смущение, взволнованность, обида, растерянность, разочарование, досада, удовлетворенность собой, неудовлетворенность собой. Данный список составлен на основе прагматических соображений. В него включены ситуативные эмоциональные переживания, наиболее часто упоминаемые испытуемыми в самоотчетах. По этой причине реконструируемое семантическое пространство описывает лишь некоторую область полного семантического пространства, означивающего эмоциональные состояния.
Экспериментатор последовательно, в случайном порядке, предъявляет и (и - 1)/2, то есть 190 пар понятий, и фиксирует в протоколе называемый ранг различия.
На основе данных составляется треугольная матрица субъективных различий. Элементом матрицы является оценка различия пары слов, обозначающих эмоциональные переживания.
Данная матрица анализируется на ЭВМ по программе неметрического многомерного шкалирования, например, основанной на алгоритме Ф. Янга и У. Торгерсона (Young, Torgerson, 1967). По окончании анализа получаются координаты точек, представляющих слова, обозначающие отдельные эмоциональные состояния, в евклидовом пространстве и показатели значимости каждой оси этого пространства. Не все оси координат одинаково значимы по своему вкладу в пространственную структуру точек. Большинство осей есть следствие случайных ошибок, которые присутствуют в исходных данных как шум. Вклад каждой оси определяется величиной соответствующего характеристического корня, вычисленного из исходной матрицы различий. Эти корни упорядочиваются по величине: так, если три первых корня на порядок отличаются по величине от всех остальных, как положительных, так и отрицательных, делается вывод, что для описания исходной конфигурации точек слов в вещественном евклидовом пространстве достаточно трех измерений, то есть используется трехмерное евклидово пространство.
Рис 2.5. Семантическое пространство эмоциональных состояний
Полученное трехмерное пространство ортогонально вращается для определения осей, допускающих приемлемую содержательную интерпретацию. Координаты точек после вращения осей сводятся в таблицу.
Рассмотрение расположения точек, соответствующих словам, обозначающим эмоциональные состояния, в евклидовом трехмерном пространстве дает основание для интерпретации осей. С целью получения наглядной картины семантического пространства, означивающего эмоциональные состояния, делается рисунок (рис. 2.5).