Рабочая программа по курсу «окружающий мир»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова
Классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Концепции стандарта
второго поколения и авторской программы О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой «Окружающий мир», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырёхлетней образовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание».
Цель интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Задачи:
1. сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
2. последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
3. изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребёнка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
4. воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
5. охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать
· название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся;
родного города (села);
· государственную символику России;
· государственные праздники;
· основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
· общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
· правила сохранения и укрепления здоровья;
· основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
Уметь
· определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
· различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
· различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
· приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
· показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки
(без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
· описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения,
измерения, сравнения;
· ориентирования на местности с помощью компаса;
· определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
· установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
· ухода за растениями (животными);
· выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
· оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и
участия в ее охране;
· удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
· ориентирования на местности с помощью компаса;
· определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
· установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
· ухода за растениями (животными);
· выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
· оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
· удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о
родном крае, родной стране, нашей планете.
Содержание учебного предмета (270 ч)
Класс (66 ч)
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)
Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2–3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.
Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.
Живая природа (10 ч)
Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.
Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.
Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.
Наша родина — Россия (10 ч)
Первоначальные представления о родном Крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).
Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.
Экскурсии: Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.
2 класс (68 часов)
Планеты и звезды (9 ч)
Земля. Вид Земли из космоса. Глобус — уменьшенная модель Земли. Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи. Звезды. Полярная звезда. Север как направление на Полярную звезду. Созвездия. Планеты. Солнце — ближайшая звезда к планете Земля. Солнце — источник тепла и света для планеты Земля. Вращение Земли вокруг Солнца — причина смены сезонов года на нашей планете. Взаимосвязь живой и неживой природы (на конкретных примерах). Условия жизни на планете Земля: вода, воздух, свет, тепло.
Общие представления о воздухе как смеси газов. Легко определяемые свойства воздуха (прозрачный, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи).
Вода — источник жизни на Земле. Легко определяемые свойства воды (прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, вода — растворитель, текучесть воды). Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды.
Демонстрации: вращение Земли вокруг своей оси (с помощью глобуса), движение Земли вокруг Солнца (с помощью теллурия).
Практические работы: обнаружение и изучение свойств воздуха (прозрачный, бесцветный). Определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цвета, запаха, вкуса, вода — растворитель, текучесть). Фильтрование воды в быту. Определение прозрачности и цвета воды из разных источников (вода из-под крана, колодец, водоем, лужа).
Живая природа Земли (33 ч)
Условия, необходимые для развития растений (вода, воздух, тепло, свет). Развитие растений из семени (фасоль или горох). Корень, стебель, лист растения. Дыхание и питание растений.
Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли. Дикорастущие и культурные растения.
Размножение растений (семенами, усами, луковицами, корнями, клубнями). Продолжительность жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние. Значение растений в жизни человека. Сельское хозяйство своей местности (на примере овощных, плодовых, бобовых, зерновых, декоративных растений). Охрана растений. Растения Красной книги России. Охраняемые растения своей местности.
Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.
Другие виды грибов (общее представление о плесневых грибах).
Животные Земли. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. Защитные приспособления у животных, как проявление тесной связи организмов с окружающей средой (иглы ежа, зеленая окраска кузнечика, предупреждающая окраска божьей коровки, сходство мухи-журчалки и пчелы). Взаимосвязи животных и растений.
Значение диких и домашних животных в жизни человека. Охрана животного мира. Животные Красной книги России. Охраняемые животные своей местности.
Практические работы, наблюдения, экскурсии: опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений. Опыт «Передвижение воды по стеблю от корня к листьям». Изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария. Наблюдение за комнатными растениями и знакомство с правилами ухода за ними, размножение с помощью черенков. Знакомство с разделами Красной книги России. Составление Красной книги своей местности. Выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки). Уход за животными — обитателями живого уголка. Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для первоклассников. Экскурсия «Знакомство с сельскохозяйственными машинами», экскурсия на животноводческую ферму, экскурсия в заповедник, заказник родного края.
Человек разумный (6 ч)
Человек разумный — часть природы. Условия, необходимые для жизни человека. Разнообразие внешности человека, его индивидуальность (черты лица, цвет волос, кожи и пр.). Портрет твоего друга.
Понятие о здоровье. Питание и здоровье. Режим дня школьника. Режим питания. Правила организации домашней учебной работы (освещенность рабочего места). Личная гигиена. Предупреждение простудных заболеваний.
Практическая работа: составление режима дня (труд, отдых, физические упражнения).
Планета, на которой мы живем (12 ч)
Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.
Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.
Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).
План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.
Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.
Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.
Практикум
Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.
Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края.
Неживая природа (16 ч)
Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ.
Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель.
Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.
Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.
Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.
Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые).
Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.
Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.
Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.
Практикум
Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.
Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании.
Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса.
Практикум
Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».
Практические работы: определение примерного состава почвы.
Природные сообщества (16 ч)
Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).
Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества.
Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы.
Практикум
Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.
Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).
Практические работы: Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.
Наша страна Россия (6 ч)
Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).
Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).
Практикум
Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.
Экскурсия в краеведческий, художественный музей.
4 класс (68 часов)
Земля — планета солнечной системы (3 ч)
Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.
Страны и народы мира (13 ч)
Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.
Практическая работа с картой мира.
Практикум
Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки.
Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье).
История Отечества (20 ч)
Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья.
Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества.
7. Тематическое планирование
(270 часов)
I Ч Е Т В Е Р Т Ь Ч А С ОВ | 1 класс (66часов) Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире | 8часов | |||||||||||||||||||||
Цель: знакомство с окружающим миром на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий. | |||||||||||||||||||||||
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Требования к уровню подготовки | |||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные (УУД) | ||||||||||||||||||||||
Знакомство с учебником. Семья. | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальная беседа | Знакомство с различными помещениями, с некоторыми правилами поведения в школе. | Уметь работать с учебником | Различатьформы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах Знать названиесвоего города, улицы, № дома. | ||||||||||||||||||
Где живет семья Ивановых, где живешь ты? | Текущий | Знать главных героев, место их проживания. | |||||||||||||||||||||
Живая и неживая природа | Комбинированный урок | Текущий. Индивидуальный опрос | Как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признак | Называть окружающие предметы и их признаки. Знать названия органов чувств и их функции Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются | Передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, поделках, устных | ||||||||||||||||||
Мы познаем мир | Оценивать своё и чужое поведения Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в общественных местах. | ||||||||||||||||||||||
Мы познаем мир с помощью органов чувств. | Урок-практикум | Практическая работа | |||||||||||||||||||||
Мы познаем мир с помощью органов чувств. | Урок обобщения | Итоговый | Сравнение групп рисунков с изображениями мира не созданного человеком Наблюдение над окружающим миром природы | Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки. | Использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни. Наблюдать для обогащения жизненного опыта. | ||||||||||||||||||
Что нас окружает | Комбинированный урок | Текущий | Уметь различать объекты живой и неживой природы. | Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года. | |||||||||||||||||||
Что нас окружает (урок-экскурсия) | Экскурсия | Фронтальная беседа | Уметь различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека. | Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. | |||||||||||||||||||
Живая природа Цель:формирование у учащихся умения различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями; формировать бережное отношение к природе. | 10 часов | ||||||||||||||||||||||
Животные - часть живой природы | Комбинированный урок | Текущий. | Знакомство с группами животных, с их отличительными чертами. | Знать признаки живой природы. | Природные сообщества родного края. | ||||||||||||||||||
Животные - часть живой природы | Различать животных, используя информацию, полученную на уроке | ||||||||||||||||||||||
11-12 | Дикие и домашние животные | Комбинированный урок | Текущий | Отличительные признаки 8-10 животных. Отличительные признаки насекомых | Уметь приводить примеры домашних и диких животных | Передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. | |||||||||||||||||
Насекомые - часть живой природы | Комбинированный урок | Текущий | Наблюдение и выявление существенных признаков насекомых, пауков. | Определять природные сообщества родного края. | |||||||||||||||||||
Растения - часть живой природы | Комбинированный урок | Текущий | Отличительные признаки плодов и семян. | Знать названия и отличительные признаки 8-10 растений | Определять дикорастущие и культурные растения родного края | ||||||||||||||||||
Травы, деревья, кустарники | Комбинированный урок | Текущий | Наблюдение и обнаружение черт сходства и отличия травянистых растений, кустарников и деревьев. | Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения. | |||||||||||||||||||
Растения и их части (урок-экскурсия) | Экскурсия | Термин «органы растений». | Группировать объекты природы по признакам: культурные -дикорастущие растения | ||||||||||||||||||||
Части растения | Комбинированный урок | Тематический | Способы распространения растений на новые места. | Знать названия органов растений | Различать хвойные и лиственные деревья родного края. | ||||||||||||||||||
18- | Способы распространения растений | Комбинированный урок | Текущий | Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений. | Знать особенности распространения плодов и семян в природе. Наблюдать за способами распространения семян. | ||||||||||||||||||
II Ч Е | Заключительный урок по теме | Урок обобщения | Тест. | Приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края. | Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире. Использовать источники информации | ||||||||||||||||||
Т В Е Р Т Ь | Природа и ее сезонные изменения Цель:раскрыть связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе; знакомство с правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к природе. | 38 часов | |||||||||||||||||||||
Природа и ее сезонные изменения | Комбинированный урок | Тематический | Погода, предсказание погоды. | Знать основные признаки времён года. Характеризовать приметы времен года. | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). | ||||||||||||||||||
14 Ч АСОВ | 22-23 | Жизнь растений осенью | Комбинированный урок | Тематический | Хвойные и лиственные растения своего края. | Приводить примеры хвойных и лиственных растений Уметь устанавливать связь между изменениями в неживой и живой природе | Характеризовать - листопад Работать в парах. | ||||||||||||||||
Жизнь растений осенью (урок-экскурсия) | Экскурсия | Уметь устанавливать связь между изменениями в неживой и живой природе. | Соблюдать правила безопасности при проведении экскурсии Анализировать жизненные ситуации | ||||||||||||||||||||
Труд людей осенью | Комбинированный урок | Тематический | Характеризовать особенности труда людей осенью | ||||||||||||||||||||
26-28 | Как животные готовятся к зиме | Комбинированный урок | Текущий. Индивидуальный опрос | Знакомство с особенностями жизни животных (летучая мышь) | Уметь устанавливать связь между изменениями в неживой и живой природе | Приведение примеров простейших причинно-следственных связей. Уметь передавать свои впечатления | |||||||||||||||||
Пришла зима | Комбинированный урок | Текущий | Лёд - замёршая вода Знакомство со свойствами снега. | Знать признаки зимы Характеризовать особенности труда людей зимой. | Использовать правила безопасности на льду и при катании с гор в зимнее время. Передавать впечатления об окружающем мире | ||||||||||||||||||
Снежные загадки | |||||||||||||||||||||||
Зима пришла | Экскурсия | ||||||||||||||||||||||
32- | Знакомство с жизнью лесных зверей. | Комбинированный урок | Тематический | Зимующие птицы | Знать о зимовке животных Знать о зимующих птицах и их жизни зимой. | Вести наблюдения за природными сообществами родного края. Оказывать посильную помощь птицам | |||||||||||||||||
III Ч ЕТВЕРЬ Ч А С О В | |||||||||||||||||||||||
34-35 | Как помочь птицам в зимнее время года. | ||||||||||||||||||||||
Жизнь в воде | Комбинированный урок | Тематический | Признаки рыб. | Знакомство с жизнью некоторых животных и растений в воде подо льдом. | Использовать источники информации для получения доп. сведений об окр. мире. | ||||||||||||||||||
Жизнь в воде | Комбинированный урок | Тематический | Соблюдать правила безопасного поведения у водоёмов зимой. | ||||||||||||||||||||
Как зимуют деревья и кустарники. | Комбинированный урок | Текущий. | Особенности жизни травянистых растений. Хвойные растения | Знать особенности жизни травянистых растений. | Уметь оказать помощь деревьям зимой | ||||||||||||||||||
Учимся различать деревья и кустарники. | Урок изучения нового материала | Текущий. | Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам Знать признаки весны. | Использование источников информации для получения доп. сведений об окр. мире | |||||||||||||||||||
Учимся различать деревья и кустарники. | Экскурсия | Соотносить плоды и растения | Передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах | ||||||||||||||||||||
Пришла весна. | Комбинированный урок | Текущий. | |||||||||||||||||||||
42-43 | Знакомство с раннецветущими растениями | Урок изучения нового материала | Наблюдение | Причины раннего цветения | Уметь приводить примеры растений | Различать растения Умение отвечать на вопросы, высказывать своё мнение Работать в парах | |||||||||||||||||
Жизнь растений весной. | Комбинированный урок | Текущий. | Знать изменения в природе с приходом весны | ||||||||||||||||||||
45-46 | Как животные встречают весну | Комбинированный урок | Текущий. | Приметы весны. | Знать изменения в жизни животных, в природе с приходом весны | Использование источников информации для получения сведений | |||||||||||||||||
47-49 | Про больших и маленьких | Урок изучения нового материала | Текущий. | Знакомство с термином «млекопитающие» | Знать, как животные заботятся о потомстве Составлять устный рассказ по рисунку | Из доп. источников информации подготовить сообщения о млекопитающих | |||||||||||||||||
Лето пришло. | Комбинированный урок | Тематический | Картины природы | Знать изменения в природе с приходом лета | Уметь устанавливать связь. Выражать эмоции. | ||||||||||||||||||
IV Ч Е Т В Е Р Т Ь 16Ч А С О В | В лес по ягоды пойдём. | Урок изучения нового материала | Текущий. | Грибы – отдельное царство природы | Разнообразие растений, с питательными и целебными свойствами ягод. | Уметь приводить примеры, слушать одноклассников | |||||||||||||||||
52- | С лукошком за грибами | Комбинированный урок | Текущий. | Уметь приводить примеры съедобных и ядовитых грибов | Различать грибы. Правила сбора грибов. | ||||||||||||||||||
Зелёная аптека | Урок изучения нового материала | Тематический | Знакомство с термином «экология», | Знать названия лекарственных трав | Природные сообщества родного края. | ||||||||||||||||||
Лекарственные растения | Экскурсия | Оценивать примеры поведения в природе. | |||||||||||||||||||||
Природа и мы | Урок обобщения | Тест | Красная книга | Природные сообщества родного края. | Умение находить информацию из доп. литературы | ||||||||||||||||||
Заключительный урок по теме | Урок обобщения | Итоговый | Умение применять полученные знания | ||||||||||||||||||||
Наша родина – Россия Цель: раскрыть понятие Родины, знакомство с государственной символикой. | 10 часов | ||||||||||||||||||||||
58-59 | Наша Родина-Россия | Комбинированный урок | Текущий. | Национальности россиян. | Знать название своего государства, его столицы | Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры. | |||||||||||||||||
60-61 | Москва- столица нашего государства | Комбинированный урок | Текущий. | Кремль, Красная площадь, Большой театр | Знать первый куплет и припев гимна, Государственную символику. | Использование источников информации для получения доп. сведений | |||||||||||||||||
Экскурсия в город (транспорт) | Экскурсия | Индивидуальный опрос | Знать городской транспорта и правилами дорожного движения | Уметь соблюдать правила безопасного поведения в городе во время экскурсии, правила дорожного движения | |||||||||||||||||||
Наш город | |||||||||||||||||||||||
64-65 | Заключительный урок. Письмо в клуб «Мы и окружающий мир» | Урок обобщения | Итоговый | Знать правила написания письма | Работать в группах Моделировать и оценивать различные ситуации | ||||||||||||||||||
Заключительный урок | Урок обобщения | Итоговый | Знать пройденный материал | Применение полученных знаний и умений на уроках | |||||||||||||||||||
Класс
Учащиеся должны знать/понимать:
• название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
• государственную символику России;
• первый куплет и припев гимна России;
• виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
• правила поведения в городе во время экскурсии;
• что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
• название органов чувств и их функции;
• основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
• названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных (на уровне рода);
• название каждого времени года и их последовательность;
• основные признаки времен года;
• правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
Уметь:
• соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
• проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
• различать объекты природы и изделия человека;
• различать объекты живой и неживой природы;
• различать части растений, отображать их в рисунке;
• приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
• приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
• приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
• приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
• приводить примеры съедобных грибов своего края;
• приводить примеры ядо