Приложение 4. Рабочая программа по курсу «Методология

Образцов П. И.

Методы и методология психолого-педагогического исследования

ББК 88.372я7 УДК 159.923(075) К90

Оглавление

Рецензенты:

6. А. Николаев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики и технологии социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета; А. Д. Гонеев, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагоги­ки Курского государственного университета.

Образцов П. И.

К90 Методы и методология психолого-педагогического исследования. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с: ил. — (Серия «Краткий курс»).

ISBN 5-94723-731-8

В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы прове­дения психолого-педагогического исследования в школе, вузе и других образовательных учреждениях. Раскрываются методология, современные методы и методика проведения исследования, даются методические рекомендации по обработке и интерпретации полу­ченных результатов, обосновываются пути их внедрения в педагогическую практику, приводятся стандарты по оформлению научных работ. Учебное пособие рассчитано на студентовпедагогических вузов, обучающихся по специальностям педагогики и психоло­гии, а также специалистов, работающих в области подготовки научно-педагогических кадров, соискателей ученой степени кандидата психологических и педагогических наук. Данное пособие окажет практическую помощь преподавателям вузов, методистам, слуша­телям факультетов повышения квалификации, а также научным сотрудникам, ведущим исследовательскую работу в области психологии и педагогики.

ББК 88.372я7 УДК 159.923(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-731-8

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2004

Глава I. Методологические основы психолого-педагогического исследования.............................6

Методология педагогики: определение, задачи, уровни

и функции...........................6

Методологические принципы научного исследования.....15

Контрольные вопросы и задания................24

Глава II. Понятийный аппарат научного исследования,

его содержание и характеристика.................26

Научное исследование как особая форма познавательной

деятельности в области педагогики.............26

Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования.........................33

Контрольные вопросы и задания................52

ГлаваIII. Методы научного познания...............53

Метод научного познания: сущность, содержание, основные

характеристики ....................... 53

Классификация методов научного познания..........56

Классификация методов психолого-педагогического

исследования.........................60

Общенаучные логические методы и приемы познания .... 63 Контрольные вопросы и задания................75

Глава IV. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования............................76

Метод изучения психолого-педагогической научной

и методической литературы, архивных материалов.....76

Наблюдение как метод сбора психолого-педагогической

информации.........................79

Беседа как метод исследования.................81

Методы опроса в структуре психолого-педагогического

исследования.........................84

Методы изучения продуктов деятельности и обобщения

передового педагогического опыта............100

Метод эксперимента в психолого-педагогическом

исследовании ........................ 112

Контрольные вопросы и задания...............123

Глава V. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования............125

Сущность и специфика теоретического познания,

его основные формы....................125

Использование общенаучных логических методов

в качестве основы теоретического

психолого-педагогического исследования.........132

Сравнительно-исторические методы

психолого-педагогического исследования.........140

Контрольные вопросы и задания...............143

Глава VI. Методы математической статистики в психолого-педагогическом исследовании..................144

Основные понятия математической статистики.......145

Статистическая обработка результатов психолого-педагогического исследования...............158

Контрольные вопросы и задания...............166

Глава VII. Методика проведения психолого-педагогического исследования...........................167

Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования...............167

Интерпретация, апробация и внедрение полученных

результатов исследования.................180

Оформление результатов научного труда..........186

Контрольные вопросы и задания...............196

Глава VIII. Педагогическое мастерство и культура

исследователя...........................198

Педагогическое мастерство исследователя..........198

Научная добросовестность и этика исследователя......202

Искусство общения и культура поведения исследователя . . 206 Контрольные вопросы и задания...............210

Рекомендуемая литература....................211

Словарь терминов.........................213

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Методика проведения сравнительного педагогического эксперимента..................224

Приложение 2. Методика проведения социометрического

опроса...............................232

Приложение 3. Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ по педагогике опроса...............................238

I.Требования к курсовым работам по педагогике......238

II. Требования к выпускной квалификационной (дипломной)

работе по педагогике....................247

Приложение 4. Рабочая программа по курсу «Методология

и методы психолого-педагогического исследования»......258

Пояснительная записка....................258

Содержание программы....................259

Предметный указатель......................264

Глава I

Наши рекомендации