Приложение 4. Рабочая программа по курсу «Методология
Образцов П. И.
Методы и методология психолого-педагогического исследования
ББК 88.372я7 УДК 159.923(075) К90
Оглавление
Рецензенты:
6. А. Николаев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики и технологии социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета; А. Д. Гонеев, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики Курского государственного университета.
Образцов П. И.
К90 Методы и методология психолого-педагогического исследования. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с: ил. — (Серия «Краткий курс»).
ISBN 5-94723-731-8
В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы проведения психолого-педагогического исследования в школе, вузе и других образовательных учреждениях. Раскрываются методология, современные методы и методика проведения исследования, даются методические рекомендации по обработке и интерпретации полученных результатов, обосновываются пути их внедрения в педагогическую практику, приводятся стандарты по оформлению научных работ. Учебное пособие рассчитано на студентовпедагогических вузов, обучающихся по специальностям педагогики и психологии, а также специалистов, работающих в области подготовки научно-педагогических кадров, соискателей ученой степени кандидата психологических и педагогических наук. Данное пособие окажет практическую помощь преподавателям вузов, методистам, слушателям факультетов повышения квалификации, а также научным сотрудникам, ведущим исследовательскую работу в области психологии и педагогики.
ББК 88.372я7 УДК 159.923(075)
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-94723-731-8
© ЗАО Издательский дом «Питер», 2004
Глава I. Методологические основы психолого-педагогического исследования.............................6
Методология педагогики: определение, задачи, уровни
и функции...........................6
Методологические принципы научного исследования.....15
Контрольные вопросы и задания................24
Глава II. Понятийный аппарат научного исследования,
его содержание и характеристика.................26
Научное исследование как особая форма познавательной
деятельности в области педагогики.............26
Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования.........................33
Контрольные вопросы и задания................52
ГлаваIII. Методы научного познания...............53
Метод научного познания: сущность, содержание, основные
характеристики ....................... 53
Классификация методов научного познания..........56
Классификация методов психолого-педагогического
исследования.........................60
Общенаучные логические методы и приемы познания .... 63 Контрольные вопросы и задания................75
Глава IV. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования............................76
Метод изучения психолого-педагогической научной
и методической литературы, архивных материалов.....76
Наблюдение как метод сбора психолого-педагогической
информации.........................79
Беседа как метод исследования.................81
Методы опроса в структуре психолого-педагогического
исследования.........................84
Методы изучения продуктов деятельности и обобщения
передового педагогического опыта............100
Метод эксперимента в психолого-педагогическом
исследовании ........................ 112
Контрольные вопросы и задания...............123
Глава V. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования............125
Сущность и специфика теоретического познания,
его основные формы....................125
Использование общенаучных логических методов
в качестве основы теоретического
психолого-педагогического исследования.........132
Сравнительно-исторические методы
психолого-педагогического исследования.........140
Контрольные вопросы и задания...............143
Глава VI. Методы математической статистики в психолого-педагогическом исследовании..................144
Основные понятия математической статистики.......145
Статистическая обработка результатов психолого-педагогического исследования...............158
Контрольные вопросы и задания...............166
Глава VII. Методика проведения психолого-педагогического исследования...........................167
Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования...............167
Интерпретация, апробация и внедрение полученных
результатов исследования.................180
Оформление результатов научного труда..........186
Контрольные вопросы и задания...............196
Глава VIII. Педагогическое мастерство и культура
исследователя...........................198
Педагогическое мастерство исследователя..........198
Научная добросовестность и этика исследователя......202
Искусство общения и культура поведения исследователя . . 206 Контрольные вопросы и задания...............210
Рекомендуемая литература....................211
Словарь терминов.........................213
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Методика проведения сравнительного педагогического эксперимента..................224
Приложение 2. Методика проведения социометрического
опроса...............................232
Приложение 3. Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ по педагогике опроса...............................238
I.Требования к курсовым работам по педагогике......238
II. Требования к выпускной квалификационной (дипломной)
работе по педагогике....................247
Приложение 4. Рабочая программа по курсу «Методология
и методы психолого-педагогического исследования»......258
Пояснительная записка....................258
Содержание программы....................259
Предметный указатель......................264
Глава I