Школьный этап олимпиады по биологии. 7 класс.
Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
По биологии
Класс
Общее время выполнения работы – не более 3,0 академических часов (180 минут).
Начинать работу можно с любого задания, однако, мы рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время. На задание 4 постарайтесь дать максимально подробный ответ. Не огорчайтесь, если вы не сумеете выполнить все предложенные задания и ответить на все вопросы.
Часть I. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. (КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 20)
1. Расположите категории систематики в восходящем порядке
а – вид-семейство-род-класс
б – род- вид-класс-семейство
в – семейство-вид-род-класс
г – вид-род-семейство-класс
2. К зеленым водорослям относятся
а – фукус
б – ламинария
в – улотрикс
г – морской подорожник
3. Размножения луковицами характерно для:
а – топинамбур;
б – шафран;
в – чистяк;
г – стрелолист.
4. Верхушечная почка обеспечивает:
а – ветвление стебля
б – рост стебля в толщину
в – тормозит развитие боковых почек
г – способствует развитию боковых почек
5. Эндосперм отсутствует у:
а – кукурузы;
б – абрикоса;
в – тюльпана;
г – спаржи.
6. Корневые клубни имеет
а – картофель
б – горох
в – георгин
г – цикламен.
7. Черенкование применяется при размножении:
а – тюльпанов
б – земляники
в – винограда
г – кактусов.
8. Соцветие сложный зонтик имеет:
а – черемуха
б – пижма
в – рябина
г – мятлик.
9. К холодостойким растениям относится
а – огурцы
б – томаты
в – морковь
г – арбузы..
10. У ветроопыляемых растений пыльца:
а – крупная
б – клейкая
в – мелкая
г – тяжелая.
11. Оплодотворение без участия воды характерно для:
а – мхов
б – хвощей
в – голосеменных
г – плаунов.
12. Грибные кольца образуют грибы:
а — паразиты
б — хищные
в — сапрофиты
г — почвенные.
13. Усики гороха – это видоизменения:
а – стебля;
б – листьев;
в – прилистников;
г – соцветий.
14. Индикаторами чистоты воздуха являются:
а – грибы;
б – водоросли;
в – лишайники;
г – хвощи.
15. Семянки с летучим хохолком характерны для:
а – астры
б – осота
в – василька
г – цикория.
16. Мясистые и ягодообразные шишки имеются у:
а – тиса;
б – саговника;
в – пихты;
г – лиственницы.
17. Фитонциды в большом количестве выделяют:
а – плаун булавовидный;
б – ромашка полевая;
в – хвощ луговой;
г – можжевельник.
18. В бактериальной клетке присутствуют:
а – реснички;
б – митохондрии;
в – пластиды;
г – рибосомы.
19. Вайями являются листья:
а – мхов
б – плаунов
в – папоротников
г – хвощей.
20. В симбиозе с корнями растений существуют:
а – трутовик;
б – спорынья;
в – подберезовик;
г – головня.
Часть II.Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от нуля до пяти. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1. Двойное оплодотворение характерно для:
а – лиственницы
б – винограда
в – кипариса
г – гинго
д – элодеи
е – дуба
ж – можжевельника
з – ржи.
2. Основные признаки отдела водоросли:
а – листостебельный побег
б – тело представлено талломом;
в – корневая система мочковатая;
г – корней нет;
д – клетки недифференцированы;
е – в основном гетеротрофы
ж – листья простые и сложные
3.Что общегомежду мхами и папоротниками:
а – имеют корни
б – имеют стебли и листья
в – клетки недифференцированы
г – размножаются спорами
д – чередование бесполого и полового поколений
е – однолетние растения
4. Для автотрофных прокариот характерно:
а – наличие рибосом
б – наличие бактериохлорофилла
в – прямое деление
г – наличие мембранных органоидов
д – одна кольцевая молекула ДНК
е – отсутствие клеточной стенки
5. Какие из перечисленных растений имеют правильный цветок
а – горох;
б – тюльпан;
в – пшеница
г – паслен;
д – арахис;
е – вишня;
ж – сорго;
з – капуста.
Часть III.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5.
1. Листья папоротников имеют верхушечный рост.
2. Среди водорослей нет гетеротрофов.
3. Вегетативное размножение приводит к образованию клонов.
4. Азотобактер обитает на корнях бобовых.
5. Геотропизм – реакция проростков на земное притяжение.
Часть IV. Запишите ответ в матрицу [мах 4 балла]
Укажите основные систематические признаки, по которым классифицируют водоросли. Какие группы пигментов характерны для водорослей? Какую форму имеют хроматофоры водорослей? Каковы особенности хроматофора у хламидомонады? А у спирогиры?
Ответы на задания муниципального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
2015/16 уч. год. 7 класс
Задание 1. [20 баллов]
1-10 | г | в | б | в | б | в | в | в | в | в |
11-20 | в | в | б | в | б | а | г | г | в | в |
Задание 2. [10 баллов]
1-10 | б д е з | б г д е | б г д | а б в д | б г е з |
Задание 3. [5 баллов]
№ | |||||
прав. «ДА» | + | + | + | ||
неправ «нет» | + | + |
Задание 4.[4 балла]
1. [4 балла]
Ответ.Цвет пигментов хроматофора и его форма – это основные систематические критерии. Для водорослей характерны зеленые (хлорофилл), оранжевые пигменты (каратиноиды), красные (фикоэритрин), синие (фикоцианин), желтые (ксантофилл), и бурые (фукоксантин) пигменты. Форма хроматофоров различна: пластинчатые, спиральные, листовидные, чашевидные, сетчатые, зернистые и др. У хламидомонады хроматофор имеет чашеобразную форму. У спирогиры хроматофор имеет вид спирально изогнутой ленты, расположенной в слое цитоплазмы, прилегающем к плазматической мембране. |
Класс
Часть I.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного
ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать
– 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете
наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. К вегетативным органам растения относятся:
а) цветки;
б) семена;
в) корни;
г) плоды.
2. Рефлекс осуществляется:
а) всеми системами органов;
б) нервной системой;
в) органами движения;
г) органами чувств.
3. Зона корня, образованная молодыми, постоянно растущими клетками:
а) зона проведения;
б) зона всасывания;
в) зона растяжения;
г) зона деления.
4. Столон это:
а) видоизмененный придаточный корень;
б) часть корневища;
в) видоизмененный подземный побег;
г) видоизмененный боковой корень.
Признаками листьев растений засушливых мест являются: 1) листья крупные, 2) небольшой размер листьев, 3) густое опушение листовой пластинки, 4) большое количество устьиц, 5) восковой налет на внешней стороне листа, 6) небольшое количество устьиц
а) только 1,3, 4;
б) только 1, 4, 5;
в) только2, 3, 5, 6;
г) только 2, 3, 4, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Часть 4.
термины | ♀ | ♂ |
1. пыльца 2.яйцеклетка 3.столбик 4.спермий 5.завязь 6.тычинка 7.рыльце 8.тычиночная нить 9.пыльник 10.семязачаток | Ответы 2 3 5 7 10 | 1 4 6 8 9 |
Класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного
ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать
– 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете
наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Цветковые растения в отличие от голосеменных:
1) имеют корень, стебель, листья;
2) имеют цветок и плод;
3) размножаются семенами;
4) размножаются вегетативным путем.
2. Хроматофорами называются пластиды:
1) грибов;
2) мхов;
3) водорослей;
4) бактерий.
3. Бактерии являются возбудителями:
1) энцефалита;
2) чумы;
3) коревой краснухи;
4) гепатита.
4. По сосудам древесины передвигаются:
1) вода;
2) органические вещества;
3) растворы сахаров;
4) вода и растворенные минеральные соли.
5. Готовыми органическими веществами питаются:
1) грибы;
2) папоротники;
3) водоросли;
4) мхи.
6. В какую систематическую группу объединяются сходные роды животных?
1) в отряд;
2) в семейство;
3) в класс;
4) в породу.
7. Где у гидры происходит переваривание пищи?
1) во рту и кишечной полости;
2) в клетках и межслойном пространстве;
3)только в кишечной полости;
4) в кишечной полости и в клетках.
8. Что такое регенерация?
1) восстановление утраченных частей тела;
2) бесполый способ размножения животных;
3) половой способ размножения животных;
4) защита от нападения.
9. Паразитический гриб головня поражает:
1) плодовые культуры;
2) зерновые культуры;
3) ягодные культуры;
4) картофель.
10. У сосны на каждой чешуйке женской шишки находится:
1) 1 семязачаток;
2) 2 семязачатка;
3) 3 семязачатка;
4) 4 семязачатка.
11. Бактерии размножаются:
1) спорами;
2) делением клетки;
3) почкованием;
4) с помощью гамет.
12. Мицелий какого гриба не имеет клеточных перегородок:
1) мукора;
2) пеницилла;
3) головни;
4) трутовика.
13. Для чего служат цисты одноклеточных?
1)для размножения и расселения;
2) для выживания и расселения;
3) для размножения и выживания;
4) для размножения, расселения и выживания.
14. Как размножаются членистоногие?
1) большинство раздельнополые;
2) ракообразные гермафродиты, остальные раздельнополые;
3) паукообразные гермафродиты, остальные раздельнополые;
4) насекомые гермафродиты, остальные раздельнополые.
15. Раздражимостью называют:
1) действие раздражителя;
2) ответ на раздражение;
3) свойство клеток и целого организма отвечать на воздействие среды изменением своей деятельности;
4) свойство клеток используемое для захвата добычи хищниками.
Часть II.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех
возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное
количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице
ответов.
1. Для питания животные организмы:
I. используют готовые органические вещества;
II. образуют органические вещества на свету;
III. используют продукты окисления органических веществ;
IV. поглощают воду из окружающей среды;
V. окисляют органические и минеральные вещества.
а) I, IV
б) I,III,V
в) III,IV,V
г) I,II,V
2. Для хрящевых рыб характерны признаки:
I. жаберные крышки отсутствуют;
II. скелет состоит из хрящей и костей;
III. имеется плавательный пузырь;
IV. узлы брюшной цепочки;
V. рот на нижней стороне головы.
а) I,II,IV
б) I,III
в) III,IV,V
г) I,V
3. К плацентарным животным относят:
I. сумчатых;
II. первозверей;
III. грызунов;
IV. хордовых;
V. приматов.
а) I,II,IV
б) I,III
в) III,IV,V
г) III,V
Класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного
ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать
– 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете
наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
Задание
1. Хромопласты содержат пигмент зелёного цвета – хлорофилл.
2. Ацинус это часть поджелудочной железы
3. Поджелудочная железа выделяет панкреатин, инсулин , глюкагон
4. Метанефридии- система открытых выделительных канальцев
5. Миксоцель–первичная полость тела
6. Мандибулы- верхние челюсти паукообразных.
7. Предками многоклеточных организмов считаются древние колониальные формы простейших
8. Передний мозг земноводных больших размеров по сравнению с рыбами.
9. Глотка ланцетника тесно связана с дыхательной системой.
10.Плацента может выполнять секреторную функцию как железа внутренней секреции.
Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления
соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните
матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Задание 1. (максимальное количество баллов 3)
Выберите органы или их части, входящие в состав организмов перечисленных групп растений:
А – Водоросли ______________________________________________________
Б – Моховидные _____________________________________________________
В – Папоротникообразные ____________________________________________
Г – Голосеменные ____________________________________________________
1. Слоевище.
2. Побег.
3. Ризоиды.
4. Антеридии.
5. Архегонии.
6. Коробочка.
7. Заросток.
8. Гаметофит.
9. Спорофит.
10. Корневище.
11. Корень.
12. Стебель.
13. Спорангий.
14. Сорусы.
15. Мужская шишка.
16. Пыльца.
17. Женская шишка.
18. Семя.
Задание 2. (максимальное количество баллов 3)
Установите соответствие
1. Место синтеза белка. 2. Обеспечивают перемещение клетки в жидкой среде или создают ток жидкости у поверхности клетки. 3. Жесткий защитный покров некоторых клеток. 4. Аппарат для экскреции клеточных продуктов. 5. Место протекания процессов фотосинтеза. 6. Большой органоид растительной клетки, заполненной жидкостью, делящий клетку на компартменты. 7. Внутренняя мембранная структура прокариотических клеток. 8. Регулирует поступление веществ в клетку и из клетки. 9. Участвуют в клеточном дыхании у эукариот. 10. Содержит генетический материал эукариотической клетки. | а) клеточная мембрана; б) клеточная стенка; в) хлоропласт; г) реснички; д) ЭПС; е) жгутики; ж) комплекс Гольджи; з) мезосома; и) митохондрии; к) ядро; л) рибосома; м) вакуоль. |
КЛЮЧИ 8 класс
Часть 1 № вопроса | Ответы | Часть 2 № вопроса | Ответы |
в,г,д | |||
б,г | |||
г | |||
б,в,г | |||
а,г,д | |||
Часть 3 № вопроса | Ответы | Часть 4 | Ответы |
Нет | А – 1,3. Б- 2,3,4,5,6,8,9,12,13. В - 4,5,7,8,9,10,12,13,14. Г- 8,9,11,12,13,15,16,17,18 | ||
Нет | л, г, б, ж, в, д, а, з, и, к | ||
Да | |||
Да | |||
Нет | |||
Да | |||
Да | |||
Да | |||
Нет | |||
Да | |||
Школьный этап олимпиады по биологии. 7 класс.
Задание 1. Задание включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.
1. Готовыми органическими веществами питаются:
А) грибы, животные, многие бактерии;
Б) только бактерии;
В) только животные;
Г) только грибы.
2. Растительная клетка в отличие от животной имеет:
А) ядро;
Б) цитоплазму;
В) клеточную стенку;
Г) цитоплазматическую мембрану.
3. Ткань – эта группа клеток и межклеточное вещество, объединенные:
А) только общим строением;
Б) только общими функциями;
В) только общим происхождением;
Г) общим строением, функциями, происхождением.
4. В благоприятных условиях спора бактерии:
А) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
Б) сливается с другой спорой с последующим делением;
В) погибает;
Г) прорастает в новую бактериальную клетку.
5. На рисунке изображено строение шляпочного
гриба. Обозначение 1 соответствует:
А) шляпке
Б) микоризе;
В) мицелию,
Г) ножке.
6. Основным запасающим веществом (углеводом) растений является:
А) глюкоза;
Б) крахмал;
В) гликоген;
Г) вода.
7. Корнеплод у свеклы это видоизмененный
А) стебель
Б) корень
В) корень и стебель
Г) побег
8. На ночь из спальни рекомендуется выносить растения, так как они в темноте:
А) выделяют углекислый газ и поглощают кислород;
Б) выделяют кислород и поглощают углекислый газ;
В) поглощают и выделяют кислород;
Г) поглощают и выделяют углекислый газ.
9. В отличие от бесполого размножения при половом потомство наследует признаки:
А) материнского и отцовского организма;
Б) только материнского организма;
В) только отцовского организма;
Г) в большей степени признаки отцовского организма.
10. В клетке хромосомы находятся в:
А) цитоплазме
Б) ядре
В) вакуолях
Г) митохондриях
11. Образовательной тканью является:
А) луб
Б) пробка
В) камбий
Г) паренхима
12.Репродуктивным органом растения является:
А) лист
Б) корень
В) цветок
Г) семенная кожура
13. Азотфиксирующие клубеньковые бактерии получают из организма растения:
А) растворенный азот
Б) растворенный кислород
В) нитраты
Г) органические вещества
14. Двойное оплодотворение у цветковых растений это:
А) слияние двух спермиев с двумя яйцеклетками
Б) слияние двух пар диплоидных клеток
В) слияние двух пар клеток – спермия с яйцеклеткой и спермия с диплоидной клеткой
Г) слияние двух пар клеток – спермия с яйцеклеткой и двух пар диплоидных клеток
15. Бактерии, изогнутые в виде запятой, называются:
А) кокками;
Б) вибрионами;
В) спириллами;
Г) бациллами.
Задание 2. Задание включает 4 вопроса на соответствие между вариантами. Проставьте выбранные варианты соответствий в таблицу.
1. Установите соответствие между плодом и растением
А. Ягода 1) Картофель
Б. Орех 2) Фасоль
В. Стручок 3) Томат (помидор)
Г. Боб 4) Лещина (лесной орех)
5) Акация
6) Сурепка
А | Б | В | Г |
2. Установите соответствие между формой листьев и растением
А. Простые листья. 1) Земляника
Б. Сложные листья. 2) Береза
3) Клевер
4) Одуванчик
5) Смородина черная
А | Б |
3. Установите соответствие между особенностью строения соцветия и растением
А. Зонтик. 1) Сирень
Б. Кисть. 2) Подсолнечник
В. Корзинка. 3) Вишня
4) Укроп
5) Ромашка
А | Б | В |
4. Определите какие анатомические структуры участвуют в процессе дыхания растений, а какие в процессе дыхания животных
А. Животные 1) Трахеи
Б. Растения 2) Жабры
3) Чечевички
4) Легкие
5) Устьица
А | Б |
Задание 3. Задание включает 3 вопроса, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти), поставьте знак «+» у правильных вариантов.
1. Растения, в отличие от организмов других царств:
А) питаются готовыми органическими веществами
Б) образуют органические вещества из неорганических на свету
В) содержат в клетке пластиды
Г) имеют основную (фотосинтезирующую) ткань
Д) растут всю жизнь
Е) имеют клеточное строение
2. Из перечисленного перечня выберите особенности строения и функций, характерные для листьев растений (не менее трёх).
А) образуют на свету органические вещества из неорганических
Б) поглощают воду и минеральные вещества из почвы
В) защищают растения от перегрева, испаряя воду
Г) представляют собой боковой орган побега
Д) представляют собой осевой орган побега
Е) имеют клеточное строение
3. Выберите из перечня особенности строения и функции, характерные для корня растения (не менее трёх).
А) не образует листьев и растёт вглубь почвы
Б) обеспечивает поглощение углекислого газа и выделение кислорода
В) выполняет функцию фотосинтеза
Г) закрепляет растение в почве
Д) поглощает воду и минеральные вещества
Е) участвует в процессе дыхания
Задание 4. Вам даны три задания на определение правильности суждения, отметьте верное суждение знаком «+», а неверное знаком «-».
1. Фотосинтезом называют образование из углекислого газа и воды органических веществ и кислорода на свету.
2. Основную массу древесины сосны составляют сосуды.
3. Растения способны усваивать свободно азот.
Ключи на школьный этап олимпиады по биологии 7 класс.
Всего за задания 32 балла.
За задание 1. 15 баллов (по 1 баллу за правильный ответ)
Матрица ответов
Задание 1.
А | В | Г | Г | В | Б | В | А | А | Б | В | В | Г | В | Б |
Задание 2. 8 баллов (по 2 балла за полный ответ)
1). А-1,3 Б-4 В-6 Г-2,5
2). А-2,4,5 Б-1,3
3). А-3,4 Б-1 В-2,5
4). А-1,2,4 Б-3,5
Задание 3. 6 баллов (по 2 балла за полный ответ)
1). Б,В,Г,Д,Е.
2). А,В,Г,Е.
3). А,Г,Д,Е.
Задание 4. 3 балла (по 1 баллу за ответ)
1) да
2) нет
3) нет
Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
По биологии
Класс
Общее время выполнения работы – не более 3,0 академических часов (180 минут).
Начинать работу можно с любого задания, однако, мы рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время. На задание 4 постарайтесь дать максимально подробный ответ. Не огорчайтесь, если вы не сумеете выполнить все предложенные задания и ответить на все вопросы.
Часть I. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. (КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 20)
1. Расположите категории систематики в восходящем порядке
а – вид-семейство-род-класс
б – род- вид-класс-семейство
в – семейство-вид-род-класс
г – вид-род-семейство-класс
2. К зеленым водорослям относятся
а – фукус
б – ламинария
в – улотрикс
г – морской подорожник
3. Размножения луковицами характерно для:
а – топинамбур;
б – шафран;
в – чистяк;
г – стрелолист.
4. Верхушечная почка обеспечивает:
а – ветвление стебля
б – рост стебля в толщину
в – тормозит развитие боковых почек
г – способствует развитию боковых почек
5. Эндосперм отсутствует у:
а – кукурузы;
б – абрикоса;
в – тюльпана;
г – спаржи.
6. Корневые клубни имеет
а – картофель
б – горох
в – георгин
г – цикламен.
7. Черенкование применяется при размножении:
а – тюльпанов
б – земляники
в – винограда
г – кактусов.
8. Соцветие сложный зонтик имеет:
а – черемуха
б – пижма
в – рябина
г – мятлик.
9. К холодостойким растениям относится
а – огурцы
б – томаты
в – морковь
г – арбузы..
10. У ветроопыляемых растений пыльца:
а – крупная
б – клейкая
в – мелкая
г – тяжелая.
11. Оплодотворение без участия воды характерно для:
а – мхов
б – хвощей
в – голосеменных
г – плаунов.
12. Грибные кольца образуют грибы:
а — паразиты
б — хищные
в — сапрофиты
г — почвенные.
13. Усики гороха – это видоизменения:
а – стебля;
б – листьев;
в – прилистников;
г – соцветий.
14. Индикаторами чистоты воздуха являются:
а – грибы;
б – водоросли;
в – лишайники;
г – хвощи.
15. Семянки с летучим хохолком характерны для:
а – астры
б – осота
в – василька
г – цикория.
16. Мясистые и ягодообразные шишки имеются у:
а – тиса;
б – саговника;
в – пихты;
г – лиственницы.
17. Фитонциды в большом количестве выделяют:
а – плаун булавовидный;
б – ромашка полевая;
в – хвощ луговой;
г – можжевельник.
18. В бактериальной клетке присутствуют:
а – реснички;
б – митохондрии;
в – пластиды;
г – рибосомы.
19. Вайями являются листья:
а – мхов
б – плаунов
в – папоротников
г – хвощей.
20. В симбиозе с корнями растений существуют:
а – трутовик;
б – спорынья;
в – подберезовик;
г – головня.
Часть II.Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от нуля до пяти. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1. Двойное оплодотворение характерно для:
а – лиственницы
б – винограда
в – кипариса
г – гинго
д – элодеи
е – дуба
ж – можжевельника
з – ржи.
2. Основные признаки отдела водоросли:
а – листостебельный побег
б – тело представлено талломом;
в – корневая система мочковатая;
г – корней нет;
д – клетки недифференцированы;
е – в основном гетеротрофы
ж – листья простые и сложные
3.Что общегомежду мхами и папоротниками:
а – имеют корни
б – имеют стебли и листья
в – клетки недифференцированы
г – размножаются спорами
д – чередование бесполого и полового поколений
е – однолетние растения
4. Для автотрофных прокариот характерно:
а – наличие рибосом
б – наличие бактериохлорофилла
в – прямое деление
г – наличие мембранных органоидов
д – одна кольцевая молекула ДНК
е – отсутствие клеточной стенки
5. Какие из перечисленных растений имеют правильный цветок
а – горох;
б – тюльпан;
в – пшеница
г – паслен;
д – арахис;
е – вишня;
ж – сорго;
з – капуста.
Часть III.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5.
1. Листья папоротников имеют верхушечный рост.
2. Среди водорослей нет гетеротрофов.
3. Вегетативное размножение приводит к образованию клонов.
4. Азотобактер обитает на корнях бобовых.
5. Геотропизм – реакция проростков на земное притяжение.
Часть IV. Запишите ответ в матрицу [мах 4 балла]
Укажите основные систематические признаки, по которым классифицируют водоросли. Какие группы пигментов характерны для водорослей? Какую форму имеют хроматофоры водорослей? Каковы особенности хроматофора у хламидомонады? А у спирогиры?
Ответы на задания муниципального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
2015/16 уч. год. 7 класс
Задание 1. [20 баллов]
1-10 | г | в | б | в | б | в | в | в | в | в |
11-20 | в | в | б | в | б | а | г | г | в | в |
Задание 2. [10 баллов]
1-10 | б д е з | б г д е | б г д | а б в д | б г е з |
Задание 3. [5 баллов]
№ | |||||
прав. «ДА» | + | + | + | ||
неправ «нет» | + | + |
Задание 4.[4 балла]
1. [4 балла]
Ответ.Цвет пигментов хроматофора и его форма – это основные систематические критерии. Для водорослей характерны зеленые (хлорофилл), оранжевые пигменты (каратиноиды), красные (фикоэритрин), синие (фикоцианин), желтые (ксантофилл), и бурые (фукоксантин) пигменты. Форма хроматофоров различна: пластинчатые, спиральные, листовидные, чашевидные, сетчатые, зернистые и др. У хламидомонады хроматофор имеет чашеобразную форму. У спирогиры хроматофор имеет вид спирально изогнутой ленты, расположенной в слое цитоплазмы, прилегающем к плазматической мембране. |
Класс
Часть I.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного
ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать
– 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете
наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. К вегетативным органам растения относятся:
а) цветки;
б) семена;
в) корни;
г) плоды.
2. Рефлекс осуществляется:
а) всеми системами органов;
б) нервной системой;
в) органами движения;
г) органами чувств.
3. Зона корня, образованная молодыми, постоянно растущими клетками:
а) зона проведения;
б) зона всасывания;
в) зона растяжения;
г) зона деления.
4. Столон это:
а) видоизмененный придаточный корень;
б) часть корневища;
в) видоизмененный подземный побег;
г) видоизмененный боковой корень.