Проверка роли рецепторов в возникновении рефлекса
А) Нанести раздражение (фильтровальная бумажка, смоченная 0,3-0,5% кислотой) на кожу голени левой лапки. После возникновения сгибательного рефлекса смыть раздражитель.
Б) Сделать продольный разрез кожи по всей длине левой голени, затем круговые разрезы и удалить кожу. Нанести раздражитель непосредственно на обнаженные мышцы голени так, чтобы кислота не попала на соседние участки кожи. Теперь сгибательный рефлекс не возникает, т. к. вместе с кожей были удалены и кожные рецепторы, чувствительные к раздражению серной кислотой, а в мышцах таких рецепторов нет.
Функциональное нарушение проводимости в афферентных и эфферентных нервных волокнах рефлекторной дуги
А) Проверить наличие сгибательного рефлекса на левой лапке. Раздражение наносится на кончики пальцев путем погружения их в стаканчик с 0,5% серной кислотой.
Б) Вытянув седалищный нерв за лигатуру, подложить под него ватку, смоченную новокаином. После этого необходимо каждую минуту проверять наличие сгибательного рефлекса, чтобы уловить момент прекращения проведения в нервных волокнах. Отметьте в протоколе, через какое время исчезает рефлекс. Отсутствие реакции объясняется блокадой проведения возбуждения в центростремительных волокнах седалищного нерва.
В) Как только рефлекс исчезнет, нанести сильное раздражение на рецепторы другого участка кожи (пощипывание пинцетом правой задней лапки или передних лапок). Как правило, в ответной реакции участвует и леваялапка. Это происходит потому, что эфферентные волокна седалищного нерва сохраняют проводимость дольше афферентных и обеспечивают проведение импульсов к мышцам левой лапки от рецепторов другого рецептивного поля. Наконец под действием новокаина наступает блокада проведения возбуждения и в центробежных волокнах седалищного нерва. Это можно установить повторными проверками. Отметьте время выключения эфферентных волокон.
Нарушение проведения в центральном звене рефлекторной дуги
А) Проверить наличие сгибательного рефлекса с правой лапки.
Б) Разрушить спинной мозг введением препаровальной иглы в спинномозговой канал.
В) Вновь проверить наличие рефлекса: он отсутствует, поскольку переключение возбуждения с афферентных волокон на эфферентные волокна происходит в спинном мозге.
Оформление протокола.Записать полученные результаты в таблицу «Воздействие – эффект».
Вывод. 1. Отметьте, какие принципы рефлекторной теории Павлова вы подтвердили в этом опыте. 2. Нарисуйте схему спинномозгового соматического рефлекса и обозначьте все его звенья. 3.Перечислите виды рецепторов: по месту их расположения и по воспринимаемой энергии. 4. Напишите, в чем заключается функция центров рефлекторных дуг, дайте их классификацию. 5. Дайте классификацию наблюдаемого рефлекса по его рецепторной, центральной и эфферентной частям.
ВОЗБУДИМОСТЬ И ВОЗБУЖДЕНИЕ
Сравнение возбудимости нерва и мышцы. Прямое и
Непрямое раздражение мышцы
Цель работы: убедиться в разной возбудимости мышечной и нервной ткани.
Объект исследования – реоскопическая лапка.
Непосредственное раздражение мышцы током носит название прямого раздражения, если же мышца возбуждается через нерв, то это будет непрямое раздражение.
Для изучения физиологических закономерностей работы нервно-мышечного препарата предпочитают брать в качестве раздражителя электрический ток, так как этот раздражитель близок по своей природе к биоэлектрическим процессам, которые возникают в возбудимых тканях. Слабый электрический импульс, в отличие от механического, термического и химического не повреждает живых тканей и легко и точно дозируется.
В настоящей работе раздражителем служит постоянный ток, подающийся через индукционную катушку Дюбуа-Реймона. Перемещением вторичной (подвижной) катушки относительно первичной (неподвижной) можно изменять силу тока, поступающего на раздражающие электроды. Возбудимость ткани измеряется в условных единицах (сантиметрах), отражающих расстояние между катушками. Чем оно больше, тем меньшей силы ток подается на раздражающие электроды.
Проведение работы. Приготовить две реоскопические лапки, одну из них (резервную) поместить в чашку с раствором Рингера (можно поместить нерв в ткани самой реоскопической лапки), второй препарат укрепить на пластинке. Для этого фиксировать булавками коленный сустав и кусочек позвоночника так, чтобы нерв не касался пластинки и находился примерно на расстоянии 1 см от ее поверхности.
Рис. 6. Приготовление нервно-мышечного препарата
1. Подвести под нерв раздражающие электроды.
2. Максимально отодвинуть вторичную катушку от первичной и замкнуть ключ. Отметить отсутствие реакции.
3. Постепенно сближая катушки (на 0.5 - 1.0 см), замыкать и размыкать ключ, проверяя наличие реакции (сокращение мышцы). Отметить расстояние между катушками, при котором впервые наблюдается легкое вздрагивание мышцы.Эта минимальная сила тока называется пороговой.
4. Увеличить силу тока, сблизив катушки еще на 3 - 5 см, отметить силу наступившей реакции. Она увеличилась.
5. Нанести раздражение той же силы непосредственно на мышцу. Отметить реакцию.
6. Определить порог раздражения для мышцы так же, как это делали для нерва.
Оформление протокола. Записать полученные результаты в таблицу «Воздействие – эффект».
Вывод.1. Дать определение порога раздражения. 2. Сравнить возбудимость нервной и мышечной ткани. Дать определение возбудимости и написать, какие клетки относятся к возбудимым.3. Записать, что является мерой возбудимости. 4. Что такое пороговый, сверхпороговый и подпороговый раздражители. 5. Какая из исследованных тканей обладает большей возбудимостью и почему.
Виды раздражителей
Цель работы: изучить влияние электрического, химического и механического раздражителей на нерв.
Объект исследования- реоскопическая лапка.
Укрепить реоскопическую лапку на пластинке, коленный сустав и кусочек позвоночника зафиксировать булавками так, чтобы нерв не касался пластинки.
Проведение работы
1. Нанести раздражение электрическим током и отметить эффект.
2. Нанести механическое раздражение - зажать нерв пинцетом - отметить эффект.
3. Положить на нерв кристаллик поваренной соли (химическое раздражение) - отметить через какой промежуток времени мышца начнет сокращаться.
Оформление протокола. Внести полученные результаты в таблицу «Воздействие – эффект».
Вывод.Записать, какие раздражители называются адекватными. Дать классификацию раздражителей по качеству, по биологической значимости и по силе.