Из предложенных белков выберите ферменты
1. РНК-полимераза 2. адренокортикотропный гормон 3. АТФ-синтетаза 4. гемоглобин | 5. белки-гистоны 6. липаза 7. трипсин 8. фибриноген | А) 2, 3, 4, 5 Б) 3, 5, 6, 8 В) 1, 3, 7, 8 Г) 1, 3, 6, 7 + |
8. В состав нуклеотидов могут входить:
1. пурины 2. рибоза 3. дезоксирибоза | 4. аминокислоты 5. фосфорная кислота 6. соединения серы | А) 1, 2, 3 Б) 2, 3, 4, 5 В) 1, 2, 3, 5 + Г) 2, 3, 5, 6 |
9. Укажите, с какими мембранами могут быть связаны рибосомы:
1. мембрана ЭПС 2. внутренняя мембрана митохондрий 3. внешняя мембрана митохондрий | 4. мембраны комплекса Гольджи 5. внутренняя мембрана ядра 6. внешняя мембрана ядра | А) 1, 2 Б) 2, 4, 5 В) 1, 3, 5 Г) 1, 6 + |
Выберите структуры, которые можно встретить в бактериальной клетке
1. мезосома 2. рибосома 3. лизосома | 4. плазмида 5. пероксисома 6. фагоцитозная вакуоль | А) 1, 2, 4 + Б) 4, 5, 6 В) 1, 2, 3, 5 Г) нет верного ответа |
Часть 3. Задания на сопоставление.
1. Соотнесите названия структур с веществами, входящими в их состав: (3 балла)
СТРУКТУРЫ | ВЕЩЕСТВА |
1. Мышцы 2. Рибосомы 3. Клеточные стенки 4. Мембраны 5. Хромосомы 6. Микротрубочки | А. Белки и РНК Б. Белки и ДНК В. Белки и липиды Г. Белок тубулин Д. Белки актин и миозин Е. Белки и полисахариды |
2. Распределите названные ниже растения по семействам (7 баллов)
СЕМЕЙСТВА | ВИДЫ РАСТЕНИЙ | |
А. Крестоцветные Б. Бобовые В. Паслёновые Г. Сложноцветные Д. Розоцветные Е. Злаковые Ж. Лилейные | 1. Клевер луговой 2. Овёс посевной 3. Рябина сибирская 4. Лапчатка гусиная 5. Белена чёрная 6. Картофель 7. Ромашка аптечная | 8. Тюльпан лесной 9. Мятлик луговой 10. Фасоль посевная 11. Подсолнечник 12. Пастушья сумка обыкновенная 13. Лук репчатый 14. Капуста огородная |
3. Распределите представителей червей по Типам (5 баллов)
ТИПЫ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ | |
А. Тип Плоские черви Б. Тип Круглые черви В. Тип Кольчатые черви | 1. Бычий цепень 2. Дождевой червь 3. Пескожил 4. Эхинококк 5. Свиная аскарида | 6. Кошачья двуустка 7. Острица 8. Молочная планария 9. Стеблевая нематода 10. Медицинская пиявка |
4. Найдите в списке термины, наиболее точно описывающие объекты, отмеченные цифрами на рисунке.
Определите, что это за процесс.(4 балла) А. м-РНК Б. т-РНК В. кодон Г. антикодон Д. рибосома Е. аминокислота Ж. полипептид Запишите название процесса на рисунке. |
Часть 4. Задачи и задания по рисункам.
Задание 1. Анатомия человека(9 баллов) | |
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
Рассмотрите рисунок 1. Назовите все представленные на нем кости. К какому отделу скелета они относятся? | Рассмотрите рисунок 2. Какие кости на этом рисунке аналогичныкостям 3, 4, 5 рисунка 1?. |
Что способствует большей подвижности кисти в сравнении с подвижностью стопы? |
Задание 2. Зоология позвоночных.(7 баллов)
Череп 1 | Череп 2 | Череп 3 |
1) Определите систематическое положение животных, чьи черепа изображены на рисунках (от типа до отряда). Для животного с черепом №2 определите также и подотряд. 2) Что является основным систематическим признаком, позволяющим по черепам определить принадлежность этих животных к отрядам? 3) Опишите те особенности этого признака у данных черепов, которые позволили вам определить отряды. |
Задание 3. Физиология растений(8 баллов) | |
1) К какому царству относится организм, чьи клетки изображены на рисунке? Обоснуйте свой ответ. 2) Клетки №1 и №2 помещены в разные растворы. Предположите, чем отличаются эти растворы? 3) Что произошло с клеткой №2? Как называется это явление? 4) Что нужно сделать, чтобы клетка №2 перешла в состояние клетки №1? Как называется явление, которое произойдет тогда с клеткой? 5) Что произойдет, если поместить клетку №1 в спиртовой раствор йода, а затем заменить раствор йода на 1М раствор сахарозы? Чем объясняются ожидаемые явления? | |
Клетка 1 Клетка 2 |
Задание 4. Решите задачу.(4 балла)
Интенсивность метаболизма у тюленей и китов в 2 раза выше, чем у наземных животных. В чем физиологический смысл этого?
Есть ли у китов и тюленей другие особенности строения (анатомические или физиологические), которые позволяют решить ту же проблему их существования?
ОТВЕТ
В воде теплопотери больше, чем в воздухе – 1 балл
Поэтому китам и тюленям приходится вырабатывать дополнительное количество тепла, что достигается усилением метаболизма – 1 балл
Другие особенности:
1) толстый подкожный слой жира в качестве теплоизоляции – 1 балл
2) крупные размеры тела (уменьшается соотношение поверхность/объем, а значит, уменьшается теплопотеря). – 1 балл
Получается баллов
1 часть – 48 2 часть – 20
3 часть – 3 + 5 + 7 + 4 = 19
4 часть – 8 плазмолиз + 9 кости + 7 черепа + 4 задача = 28
____________
сумма – 115