Методические указания составлены в соответствии с ФГОС ВПО, утвержденным 25.01.2010 г.

Министерство сельского хозяйства Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»

Утверждаю:

Проректор по учебной работе

профессор

__________________ П.Б. Акмаров __________________________2012 г.

БОТАНИКА

методические указания

к контрольным заданиям

для студентов зооинженерного факультета

заочной формы обучения

Составители:

Г.Я. Петров

Е.В. Соколова

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

УДК 58(078)

ББК 28.5я73-9

Б 86

Методические указания составлены в соответствии с ФГОС ВПО, утвержденным 25.01.2010 г.

Рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №

Рецензенты:

Т.Н. Тутова – кандидат с.-х. наук, доцент каф. плодоводства и овощеводства ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

Е.Л. Семенова – кандидат с.-х. наук, доцент каф. земледелия и защиты растений ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

Составители:

Г.Я. Петров – доцент кафедры плодоводства и овощеводства, кандидат биологических наук

Е.В. Соколова – доцент кафедры плодоводства и овощеводства, кандидат с.-х. наук

Растительная клетка (Цитология)

При изучении данного раздела студенту необходимо уяснить, что клетка является основной структурной и фундаментальной единицей органической природы. Следует знать, в чем сходство и различие клеток животных и растений.

В живой растительной клетке выделяют три основных компонента: клеточную стенку, протопласт и вакуоль с клеточным соком. Протопласт -живое содержимое клетки (ядро и цитоплазма со всеми органоидами). Клеточная стенка, вакуоли и межклеточные вещества – продукты жизнедеятельности протопласта (не органоиды), куда относятся:

а) биологически активные вещества – фитогормоны, ферменты, фитонциды, антибиотики – регулирующие жизненные процессы в растениях;

б) продукты обмена и запаса – белки, жиры и углеводы;

в) клеточный сок, куда входят растворимые в воде углеводы, органические кислоты, пигменты, дубильные вещества, алкалоиды, гликозиды, неорганические вещества;

г) клеточная стенка;

д) различные клеточные отбросы.

Необходимо обратить внимание на химический состав оболочки, ее вторичные изменения: одревеснение, опробковение, минерализация, ослизнение. Знать места отложения веществ в клетке и органах. Химический состав клеточного сока и оболочки часто определяют хозяйственное использование растений.

В заключении следует рассмотреть типы деления клеток: амитоз, митоз, мейоз (редукционное деление клетки). Процесс деления необходимо знать по фазам: интерфаза, профаза, метафаза и телофаза и цитокинез, усвоить, что митоз отличается от мейоза существенно – по количеству хромосом в дочерних клетках. Уяснить биологическое значение процесса деления клеток в жизни растений.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение «клетка».

2. Что такое протопласт? Мембраны цитоплазмы, ядра и других органоидов.

3. Опишите производные протопласта.

4. Пластиды и их пигменты. Физиологическая роль пластид.

5. Вакуоли. Клеточный сок и его состав.

6. Опишите процессы фотосинтеза и дыхания.

7. Клеточная стенка, ее происхождение, структура и рост. Вторичные изменения клеточной стенки.

8. Поступление веществ в растительную клетку. Тургор, плазмолиз и деплазмолиз.

9. История изучения клетки. Роль русских ученых в этом вопросе.

Ткани растений (гистология)

При изучении тканей следует получить четкое представление, какие типы тканей имеются у растений, из каких клеток они образованы, знать их местонахождение, происхождении е и выполняемую функцию.

Выписать в ботанический словарь и дать пояснение следующим терминам:

Образовательные ткани (меристемы): апикальная, латеральная, интеркалярная, первичная, вторичная, прокамбий, камбий, феллоген (пробковый камбий).

Покровные ткани: (первичные, вторичные), эпидермис, кутикула, устьице, эпиблема, феллема, феллодерма, перидерма, чечевички, корка.

Проводящие ткани: ситовидные трубки, флоэма (луб), клетки-спутницы, трахеи (сосуды), ксилема (древесина), тиллы, каллоза. Типы проводящих пучков: открытый, закрытый, коллатеральный, биколлатеральный, концентрический, радиальный.

Механические ткани: колленхима (уголковая, пластинчатая, рыхлая), склеренхима (лубяные волокна, древесные волокна), склереиды.

Основные ткани: ассимиляционная ( мезофилл столбчатый, губчатый, складчатый), запасающая (питательные вещества, воду, воздух), поглощающая.

Выделительные ткани: внешней секреции (гидатоды, нектарники, железистые волоски); внутренней секреции: лизигенные и схизогенные вместилища, смоляные каналы, млечники.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Понятие о растительной ткани, типы тканей с краткой характеристикой.

2. Опишите образовательные ткани. Первичные и вторичные меристемы, их роль.

3. Покровные ткани и комплексы: эпидермис, пробка, корка.

4. Основные ткани: ассимиляционная, запасающая, поглощающая

5. Механические ткани, их типы, строение, значение.

6. Проводящие ткани. Типы проводящих пучков.

7. Выделительные ткани, их классификация, строение, значение.

Привести примеры по каждому типу тканей, знать об использовании тканей растений в народном хозяйстве.

Органы растений

В данном разделе изучаются вопросы морфологического и анатомического строения корня, стебля, листьев, почек и видоизменений вегетативных органов. Каждый вегетативный орган необходимо рассматривать по следующему плану:

1. Внешнее строение (морфология).

2. Функции, которые выполняет орган.

3. Внутреннее строение (анатомия).

4. Метаморфозы вегетативных органов.

При изучении вегетативных органов растений студент должен знать, из каких тканей состоит тот или иной орган, определить в них типы проводящих пучков.

При изучении почек надо обратить внимание на их строение, расположение на побеге. По функции различают почки вегетативные, генеративные (цветочные) и смешанные. По расположению выделяют верхушечные, боковые и придаточные почки. Не надо смешивать боковые почки, возникающие в пазухах листьев с придаточными, которые закладываются в любом месте вегетативного органа. По развитию почки делятся на зимующие, трогающиеся в рост (весной) и спящие, которые могут находиться в состоянии покоя длительное время.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Основные закономерности морфологического строения вегетативных органов (полярность, тропизмы, симметрия).

2. Внешнее строение стебля: узлы, междоузлия укороченные, удлиненные.

3. Анатомическое строение стеблей однодольных и двудольных растений (пучковый, не пучковый и переходный типы), строение древесного стебля.

4. Корень, его внешнее строение (зоны корня) функции, корневые системы.

5. Анатомическое строение корня (первичное, вторичное, третичное).

6. Лист. Морфология и функция листа. Простые и сложные листья.

7. Анатомическое строение листа однодольного и двудольного растений.

8. Типы почек, местоположение, типы ветвления побегов.

9. Метаморфозы вегетативных органов, их значение с примерами растений.

Размножение растений

В этом разделе дается представление о размножении: вегетативном, бесполом и половом. Изучая вегетативное размножение, следует различать естественное и искусственное размножение растений.

Вегетативное размножение не следует смешивать с бесполым, которое осуществляется с помощью спор. Очень важно усвоить, что при спорообразовании материнских клеток происходит мейоз, когда число хромосом в спорах уменьшается наполовину.

Половое размножение (воспроизведение) происходит с помощью половых клеток. Половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор восстанавливается после полового процесса. Из диплоидной зиготы возникает само растение.

Большое место при изучении ботаники отводится генеративным органам (цветок, семя, плод), их морфологии и анатомии.

Нужно иметь четкое представление о типичном строении цветка, околоцветника, однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях. Особое внимание необходимо уделить строению тычинки, процессу микроспорогенеза. Совокупность тычинок называется андроцеем. Изучить процесс микроспорогенеза и развитие мужского гаметофита (пыльцевого зерна), знать его строение. Обратить внимание на мужские половые клетки – спермии.

Необходимо разобраться в строении пестика, состоящего из плодолистиков. Совокупность плодолистиков образует гинецей (монокарпный, апокарпный, ценокарпный). Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. В завязи расположены семяпочки (макроспорангии). Изучить процесс макроспорогенеза и образование женского гаметофита (зародышевого мешка).

Следует знать, как происходит цветение, опыление, приспособление к различным способам опыления (анемофилия, энтомофилия, гидрофилия, орнитофилия).

Хорошо знать процесс двойного оплодотворения и его биологическое значение. После оплодотворения из семяпочки образуется семя, а из завязи пестика – плод.

Необходимо знать процессы апомиксиса (апоспория, партеногенез, апогамия, полиэмбриония).

Заканчивается изучение этой темы рассмотрением формирования и строения разных типов семян и плодов, условий, необходимых для прорастания семян, морфологии проростков. Следует знать значение семян и плодов в питании диких животных, кормлении домашних животных, а также роль животных в распространении семян и плодов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Происхождение и типичное строение цветка.

2. Что такое андроцей? Строение тычинок. Микроспорогенез и образование мужского гаметофита.

3. Строение пестика (гинецей) и семязачатка (макроспорангия). Макроспорогенез и формирование женского гаметофита (зародышевого мешка).

4. Типы цветков по строению околоцветника, по половому признаку и положению завязи.

5. Цветение и опыление. Способы опыления.

6. Двойное оплодотворение и формирование семян.

7. Развитие и типы семян.

8. Развитие и типы плодов.

Систематика растений

Систематика растений – раздел ботаники, занимающийся классификацией растительного мира на основе изучения родственных связей растений и их эволюции. Она также учитывает все разнообразие растений, отличающихся по местам обитания, внешнему и внутреннему строению, жизненным циклам, по происхождению, роли в природе и народном хозяйстве.

Важно в этом разделе усвоить соподчиненность систематических единиц (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род и вид). Особое внимание уделить изучению жизненных циклов представителей различных таксонов.

Низшие растения

Изучение низших растений следует начать со знакомства с бактериями, вирусами. При изучении водорослей необходимо обратить внимание на отделы водорослей (бурые, красные, зеленые и другие), ознакомиться с особенностями их строения, размножения и практическим значением.

Следует хорошо знать царство грибов, их классификацию, практическое значение, важнейших представителей. Знать роль грибов в природе и сельском хозяйстве, медицине.

Изучая лишайники, обратить внимание на их строение, размножение, биологическое и хозяйственное значение.

Высшие растения

Необходимо знать происхождение и пути развития высших растений, их отличие от низших растений. При изучении архегониальных растений уяснить циклы развития, чередование гаметофита и спорофита у всех представителей. Знать строение высших растений по отделам, значение разноспоровости высших растений, понятие о микроспорогенезе и макроспорогенезе с образованием гаметофитов, эволюционную роль разноспоровости высших, включая голосеменные растения.

Особое внимание нужно уделить изучению отдела покрытосеменных растений. Знать их отличительные признаки, происхождение. А также происхождение и эволюцию цветка, ознакомиться с методами филогенетической систематики. Знать сравнительную характеристику классов однодольных и двудольных, ознакомиться с важнейшими семействами классов: Лютиковые, Розанные, Бобовые, Крестоцветные, Зонтичные, Пасленовые, Тыквенные, Астровые, Лилейные, Злаковые.

Характеристику семейств следует давать по плану: строение вегетативных органов растений, цветков и плодов, географическое расположение, представители и практическое значение. Особое внимание должно быть обращено на культурные, кормовые, ядовитые, вредные и лекарственные растения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Систематика растений как наука. Основные таксономические единицы в систематике.

2. Понятие о низших и высших растениях.

3. Строение водорослей, их питание, размножение и значение в природе и народном хозяйстве.

4. Общая характеристика грибов, их классификация. Значение важнейших представителей грибов в природе, сельском хозяйстве, медицине.

5. Общая характеристика лишайников, их типы питания, размножения. Представители, значение.

6. Что такое гаметофит, спорофит?

7. Краткая характеристика моховидных, цикл развития, значение в природе и народном хозяйстве.

8. Общая характеристика папоротниковидных, цикл развития. Понятие о разноспоровости и ее эволюционное значение.

9. Характеристика голосеменных растений, классификация, цикл развития, важнейшие представители и их значение в народном хозяйстве.

10. Покрытосеменные растения, их происхождение и важнейшие признаки. Строение и эволюция цветка.

11. Сравнительная характеристика классов покрытосеменных.

12. Важнейшие семейства классов двудольных, их характеристика и значение.

13. Важнейшие семейства классов однодольных, их характеристика и значение.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вопросы для контрольной работы студент находит по таблице «Номера вопросов контрольной работы» согласно последним двум цифрам своего шифра, причем по горизонтали берется последняя цифра шифра, а по вертикали – предпоследняя, на пересечении линий будут номера вопросов.


Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шифра
5, 16, 30, 37, 47, 56 1, 11, 22, 33, 46, 53 3, 14, 25, 31, 44, 58 2, 13, 28, 32, 49, 57 4, 12, 24, 38, 47, 51 5, 16, 21, 34, 42, 56 6, 19, 23, 35, 41, 52 7, 15, 29, 40, 48, 59 9, 17, 26, 37, 43, 54 8, 18, 30, 39, 45, 60
10, 20, 27, 36, 50, 55 10, 16, 24, 31, 43, 58 9, 12, 27, 33, 42, 59 1, 18, 25, 32, 49, 51 2, 19, 28, 40, 44, 57 3, 17, 21, 39, 48, 52 8, 20, 29, 36, 47, 60 4, 15, 22, 34, 41, 54 5, 11, 23, 35, 46, 53 6, 14, 30, 37, 45, 56
7, 13, 26, 38, 50, 55 2, 12, 30, 33, 50, 51 1, 17, 25, 31, 48, 55 7, 20, 24, 39, 41, 52 3, 18, 26, 32, 47, 59 10, 19, 21, 38, 43, 58 9, 11, 29, 35, 42, 60 5, 14, 22, 36, 49, 53 4, 13, 27, 34, 46, 57 6, 16, 23, 37, 44, 54
8, 15, 28, 40, 45, 56 8, 19, 30, 36, 47, 55 4, 11, 27, 40, 45, 57 1, 18, 21, 33, 46, 52 3, 16, 26, 32, 47, 59 10, 12, 25, 37, 42, 51 2, 17, 22, 39, 44, 60 5, 13, 23, 35, 43, 53 6, 14, 24, 32, 49, 54 7, 20, 28, 34, 48, 56
9, 15, 29, 38, 50, 58 5, 17, 24, 33, 41, 60 1, 19, 28, 32, 43, 59 10, 20, 29, 38, 47, 56 6, 12, 23, 34, 45, 57 2, 14, 21, 35, 42, 58 3, 18, 22, 40, 44, 51 7, 11, 25, 31, 48, 54 4, 13, 39, 50, 52, 55 8, 15, 26, 36, 49, 53
9, 16, 27, 37, 46, 55 1, 20, 21, 40, 41, 60 2, 19, 22, 39, 43, 59 3, 18, 23, 38, 42, 58 9, 11, 30, 36, 50, 53 5, 17, 24, 31, 44, 52 10, 12, 25, 37, 49, 57 6, 13, 26, 32, 48, 51 4, 14, 27, 33, 45, 54 8, 16, 29, 34, 47, 56
7, 15, 28, 35, 46, 55 10, 18, 22, 39, 45, 59 6, 11, 30, 33, 49, 60 1, 18, 21, 40, 43, 55 2, 19, 22, 38, 41, 58 10, 12, 29, 32, 46, 21 4, 20, 26, 34, 44, 57 3, 14, 23, 38, 45, 52 6, 17, 26, 35, 42, 60 7, 16, 28, 37, 43, 57
8, 15, 30, 40, 44, 55 5, 15, 24, 31, 42, 59 9, 11, 29, 31, 46, 52 1, 18, 21, 40, 43, 55 2, 19, 22, 39, 41, 56 10, 12, 29, 32, 46, 51 5, 13, 24, 33, 49, 52 3, 14, 25, 38, 45, 56 8, 17, 27, 37, 48, 54 9, 16, 25, 35, 50, 56
7, 13, 28, 36, 47, 53 6, 11, 26, 31, 43, 57 7, 17, 27, 32, 50, 55 1, 12, 23, 34, 45, 51 10, 19, 29, 40, 41, 52 8, 13, 21, 39, 42, 60 2, 15, 25, 36, 49, 53 3, 14, 22, 35, 48, 54 4, 18, 24, 33, 44, 59 9, 20, 28, 38, 46, 58
1, 12, 19,28, 42, 61 2, 11, 29, 35, 46, 54 3, 16, 28, 38, 47, 59 3, 18, 24, 38, 44, 56 4, 28, 38, 42, 54, 59 5, 14, 25, 34, 48, 53 6, 15, 31, 39, 46, 58 7, 16, 29, 43, 49, 59 8, 19, 33, 39, 47, 60 9, 13, 24, 35, 50, 56

Например, для студента, у которого шифр заканчивается на цифре 25, вопросы контрольной работы следующие: 10, 19, 21,38,43,58. Контрольные вопросы разбиты так, что они охватывают все разделы дисциплины.

Для правильного и исчерпывающего ответа на тот или иной вопрос требуется знание материала из разных разделов курса. Поэтому студенту необходимо прежде всего изучить все разделы дисциплины, а затем уже писать контрольную работу. При написании работы использовать материал и из дополнительной литературы. Вопросы работы должны быть пронумерованы.

Писать нужно грамотно, четким разборчивым почерком, оставляя поля для заметок проверяющего. В конце работы приводится использованная литература в алфавитном порядке, затем дата выполнения работы и подпись.

Контрольные работы, написанные без учета требований, проверяться не будут.

Если вопрос имеет сравнительный характер, ответ может быть дан в виде схемы.

Семейство растений следует характеризовать по следующему плану:

1. Географическое распространение и среда обитания.

2. Жизненные формы – деревья, кустарники и т.д.

3. Вегетативные органы часто сопровождаются рисунками, они необходимы при описании цветка, плодов, семян, соцветий.

4. Практическое значение важнейших растений по группам: пищевые, кормовые, лекарственные и т.д.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Значение растений в природе и жизни человека.

2. Особенности строения растительной клетки, ее отличие от животной клетки.

3. Цитоплазма, ее химический состав, физическое состояние, структура и биологические свойства.

4. Ядро, его физическое состояние и химический состав. Роль ядра в процессах жизнедеятельности клетки и передаче наследственной информации.

5. Хромосомы, их строение и химический состав. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом.

6. Митоз. Охарактеризовать деление ядра и клетки по фазам.

7. Мейоз – редукционное деление ядра и клетки, охарактеризовать процесс деления по фазам.

8. Клеточная стенка (оболочка), ее образование, строение, химический состав, вторичные изменения.

9. Вакуоли и клеточный сок. Состав клеточного сока и его роль в жизнедеятельности растений, использование в народном хозяйстве.

10. Строение и роль ДНК и РНК в жизненных процессах клетки растений.

11. Образование и локализация запасных белков, жиров и углеводов, хозяйственное использование.

12. Физиологически активные вещества растительной клетки – гормоны, витамины, ферменты, фитонциды и антибиотики, их роль в жизни растений и человека.

13. Поступление веществ в растительную клетку. Тургор, плазмолиз, деплазмолиз.

14. Меристемы (образовательные ткани), их строение, функции. Типы меристем по местоположению и происхождению, значение для вегетативного размножения.

15. Особенности строения эпидермиса листа, функции эпидермиса. Механизм работы устьиц.

16. Перидерма и корка, их образование, строение, функции.

17. Типы основных тканей, их расположение в органах растений, строение, функции.

18. Типы механических тканей, их расположение в органах растений, строение, функции, использование в народном хозяйстве.

19. Проводящие ткани, их строение и выполняемые функции. Классификация проводящих пучков, их строение и значение.

20. Выделительные ткани внешней и внутренней секреции, их строение, расположение и значение в жизни растений, использование человеком продуктов выделения.

21. Корень, его значение. Зоны корня. Типы корневых систем. Метаморфозы корня в связи с их функциями.

22. Клубеньки на корнях бобовых растений, их образование и строение. Значение клубеньков в сельском хозяйстве.

23. Стебель, его значение. Классификация стеблей по расположению в пространстве, очертанию поперечного среза.

24. Анатомическое строение стебля древесного растения (липа, непучковый тип).

25. Метаморфозы побегов (надземные и подземные), их роль в жизни растений, использование человеком.

26. Лист, его строение и функции. Простые и сложные листья.

27. Анатомия листа, горизонтально расположенного в пространстве (двудольные).

28. Анатомия листа, вертикально расположенного в пространстве (однодольные). Метаморфозы листьев.

29. Вегетативное размножение растений (естественное и искусственное), его биологическая роль.

30. Прививки, их типы. Примеры прививок с рисунками.

31. Бесполое размножение растения, его биологическая роль.

32. Половое размножение растений, типы полового процесса, биологическая роль полового размножения.

33. Понятие о жизненном цикле растений. Гаметофит. Спорофит. Чередование бесполого и полового поколений, смена ядерных фаз (на примере высшего растения).

34. Систематика растений как наука, ее задачи и методы. Понятие о виде. Бинарная номенклатура К. Линнея. Низшие и высшие растения, их классификация.

35. Вирусы, их строение и значение в природе и жизни человека.

36. Лишайники, их внешнее и внутреннее строение, питание, размножение, Значение лишайников в природе и жизни человека.

37. Краткая характеристика водорослей (строение, питание, размножение). Значение в природе и жизни человека.

38. Характеристика отдела Грибы (строение, питание, размножение), классификация. Значение грибов в природе, их практическое значение.

39. Класс Сумчатые грибы (строение, размножение, практическое значение).

40. Класс Базидиальные грибы. Характеристика подклассов Холобазидиальные и Фрагмобазидиальные грибы. Практическое значение.

41. Отдел Моховидные, их характеристика (строение, питание, размножение). Цикл развития кукушкина льна.

42. Отдел Плауновидные (строение, питание, размножение). Равноспоровые и Разноспоровые плауны, Цикл развития плауна булавовидного.

43. Отдел Хвощевидные. Характеристика представителей. Цикл развития хвоща полевого.

44. Отдел Папоротниковидные. Характеристика Равноспоровых и Разноспоровых папоротников. Цикл развития щитовника мужского.

45. Отдел Голосеменные. Общая характеристика, классификация, практическое значение. Цикл развития сосны обыкновенной.

46. Характерные признаки отдела Покрытосеменных растений. Характеристика классов Однодольные и Двудольные растения.

47. Строение и эволюция цветка. Признаки низкой и высокой организации. Строение и развитие семяпочки. Макроспорогенез у цветковых растений и образование женского гаметофита.

48. Микроспорогенез у цветковых растений. Строение мужского гаметофита.

49. Соцветия, их типы с примерами растений.

50. Опыление, типы опыления, их биологическая роль с примерами растений.

51. Двойное оплодотворение, его сущность. Эволюционная роль и биологическая оценка двойного оплодотворения. Работы С.Г. Навашина.

52. Апомиксис, виды апомиксиса.

53. Развитие семени из семяпочки. Типы семян. Биологическое значение семян, практическое их использование.

54. Строение, классификация и биологическая роль плодов. Практическое использование плодов.

55. Характеристика семейства Лютиковые. Практическое значение представителей семейства.

56. Характеристика семейства Розанные. Важнейшие плодовые, ягодные и дикорастущие виды этого семейства.

57. Характеристика семейства Бобовые. Важнейшие дикорастущие и культурные растения из этого семейства.

58. Характеристика семейства Мятликовые (Злаковые). Практическое значение важнейших представителей семейства.

59. Привести примеры ядовитых растений из разных семейств с указанием их влияния на системы органов сельскохозяйственных животных.

60. Привести примеры лекарственных растений из разных семейств, указав, при каких заболеваниях они применяются.

СПИСОК рекомендуемой ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, И.И. Ботаника /И.И. Андреева, Л.С. Родман. – М.: Колос, 2001. – 488с.

2. Ботаника. Методические указания к лабораторно-практическим занятиям для студентов 1 курса очного отделения / Е.В. Соколова, Г.Я. Петров. – ФГОУ ВПО. – Ижевск: Ижевская ГСХА, 2005. – 51 с.

3. Губанов, И.А. Иллюстрированный определитель растений Средней России / И.А. Губанов [и др.]. – Т.1. – М. : Т-во научных изданий КМК, Ин-т технологических исследований, 2002. – 526 с.

4. Губанов, И.А. Иллюстрированный определитель растений Средней России / И.А. Губанов [и др.] . – Т.2. – М. : Т-во научных изданий КМК, Ин-т технологических исследований, 2003. – 583 с.

5. Губанов, И.А. Иллюстрированный определитель растений Средней России / И.А. Губанов [и др.]. – Т.3. – М. : Т-во научных изданий КМК, Ин-т технологических исследований, 2004. – 449 с.

6. Ефимова, Т.П. Определитель растений Удмуртии / Т.П. Ефимова. – Ижевск: изд-во «Удмуртия», 1972. – 223 с.

7. Прохоров, В.П. Ботаническая латынь / В.П. Прохоров. – М. : Изд. центр «Академия», 2004. – 272 с.

8. Родман, Л.С. Ботаника с основами географии растений / Л.С. Родман. – М.: КолосС, 2006. – 397 с.

9. Хржановский, В.Г. Практикум по курсу общей ботаники /В.Г. Хржановский, С.Ф. Пономаренко. – М.: Агропромиздат, 1989. – 432 с.

10. Чухлебова, Н.С. Ботаника / Н.С. Чухлебова, Л.М. Бугинова, Н.В. Ледовская. – М.: Колос ; Ставрополь : АГРУС, 2008. – 148 с.

11. Яковлев, Г.П. Ботаника /Г.П. Яковлев, В.А. Челомбитько. – СПб.: СпецЛит., Изд-во СПХФА, 2001. – 575 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Словарь наиболее употребляемых терминов

Актиноморфный – правильный, полисимметричный; может быть разделен на симметричные половины более чем одной продольной плоскостью.

Алейрон -гранулы белка.

Амфимиксис –половой процесс, при котором происходит слияние двух неоднородных половых клеток.

Апомиксис –все случаи развития зародыша без оплодотворения и редукционного деления.

Архегониальные растения –группа растений, имеющих архегоний (женский половой орган).

Вакуоль –полость, заполненная клеточным соком и ограниченная тонопластом.

Венчик –совокупность лепестков в цветке покрытосеменных растений.

Гаметофит– половое поколение высших растений.

Гифы – тонкие ветвящиеся нити, совокупность которых составляет грибницу.

Зигоморфный – цветок, через который можно провести только одну плоскость симметрии, делящую его на две равные половины.

Зигота – оплодотворенная яйцеклетка, образующаяся в результате слияния половых клеток.

Камбий – вторичная образовательная ткань в органах растений. Расположена между вторичной древесиной и вторичным лубом.

Кора – наружная часть стеблей и корней.

Корень – вегетативный орган высших растений.

Кутикула – надкожица; тонкая, прозрачная пленка, состоящая из вещества, непропускающего воду и газы.

Меристема – образовательная ткань в теле растений.

Митоз– размножение клеток, при котором происходят сложные процессы образования хромосом из ядерного вещества с последующим распределением его между дочерними клетками.

Нуцеллус – ядро семяпочки, центральная многоклеточная часть семяпочки голосеменных и покрытосеменных растений.

Околоплодник– оболочка плода, образуемая стенками завязи.

Околоцветник– покров цветка покрытосеменных растений, состоящий из чашечки и венчика.

Партенокарпия – развитие бессемянных плодов у растений без предшествующего оплодотворения.

Перидерма – комплекс тканей, образующийся на стебле растения с поверхности и состоящий из пробкового камбия, пробки и феллодермы.

Плод – образование, возникающее из завязи пестика покрытосеменных растений после оплодотворения.

Побег – стебель с расположенными на нем листьями.

Почка – зародышевый побег растения.

Ризоиды – волоски, служащие моховидным растениям и гаметофитам высших растений для прикрепления к почве и всасывания влаги.

Семя – развившаяся после оплодотворения семяпочка, заключающая зародыш и запасы питательных веществ.

Слоевище– тело низших растений, не имеющее расчленения на стебель, корень и листья.

Сорус – группа спорангиев на листе папоротника.

Соцветие – ветви растений, несущие цветки, без типичных вегетативных листьев.

Спорангий – вместилище, содержащее споры, орган бесполого размножения, где формируются гаплоидные споры.

Цветок – орган покрытосеменных растений, служащий для полового размножения.

Чашечка– наружные листочки в цветках с двойным околоцветником.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Основные семейства и виды растений

Класс двудольные

Класс однодольные

Ботаника

Методические указания

к контрольным заданиям

для студентов зооинженерного факультета

заочной формы обучения

Составители:

Петров Генрих Яковлевич

Соколова Елена Владимировна

Редактор И.М. Мерзлякова

Подписано в печать _________

Усл. печ.л.___ Уч.- изд.л. __ Тираж __ Заказ __

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11

Министерство сельского хозяйства Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»

Утверждаю:

Проректор по учебной работе

профессор

__________________ П.Б. Акмаров __________________________2012 г.

БОТАНИКА

методические указания

к контрольным заданиям

для студентов зооинженерного факультета

заочной формы обучения

Составители:

Г.Я. Петров

Е.В. Соколова

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

УДК 58(078)

ББК 28.5я73-9

Б 86

Методические указания составлены в соответствии с ФГОС ВПО, утвержденным 25.01.2010 г.

Рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №

Рецензенты:

Наши рекомендации