Закреплениеполученных знаний.
1. Назовите теплолюбивые растения, которые вы знаете.
2. Назовите холодостойкие растения.
3. Почему в самые ранние сроки высевают зерновые культуры и горох?
4. Для чего проводят подкормки растений?
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Вспомните, какие цели мы поставили перед собой в начале урока? Смогли мы ответить на все вопросы?
Продолжите прежложения:
Мы научились…
Мы узнали…
6.Домашнее задание.
Параграф 53.
Самоанализ урока по теме: «Строение и распространение плодов».
Я, Канцер Елена Александровна проводила урок в 7 «В» классе. Я проводила урок в 7 «в» классе. В классе присутствовали 20 ученика из 22. Урок начался с приветствия, затем дежурный назвал отсутствующих. В связи с тем, что на прошлом уроке учащиеся завершили изучение темы «Оплодотворение у цветковых растений», мной была устный опрос в течение 15 минут.
Далее я приступила к объяснению нового материала. В начале объяснения я начала волноваться, но быстро взяла свое эмоциональное состояние под контроль. Я записала на доске, а учащиеся в тетрадях число и тему урока «Строение и распространение плодов». Дети вели себя достаточно дисциплинировано. После каждого изложенного материала я интересовалась у ребят, все ли им понятно. Уточняющих вопросов не следовало. Дети активно работали: делали основные записи в тетрадь, определяли тип плодов и использовали это для заполнения таблицы.
После объяснения нового материала, я приступила к рефлексии. Сначала я задавала общие вопросы по новой теме, потом на логическое мышление. При опросе я старалась, чтобы ученики отвечали не хором, а по одному. Исходя из ответов детей, я сделала вывод, что новый материал был изложен мной в достаточно доходчивой форме. В завершении урока я записала на доске, а учащиеся в тетрадях домашнее задание на следующий урок.
Что касается времени, то я как раз уложилась. Проведение урока оставило хорошее впечатление, в будущем буду стараться еще лучше, применять новые методы, чтобы еще больше привлечь внимание и повысить интерес учащихся, ведь от этого зависит их интеллектуальный уровень.
Дата проведения 15.04.2015.
Выполнила студентка:
Канцер Елена Александровна.
Внеклассное мероприятие
По биологии
«Знакомство с Центром экологии»
Цель: ознакомить учащихся с флорой и фауной других стран мира.
Задачи:
1) Образовательные: показать видовое разнообразие растений, а также различные приспособления для защиты от животных; углубить знания учащихся по биологии.
2) Развивающие: развить любознательность, внимательность учащихся, продолжить развивать бережное отношение к природе.
3) Воспитательные: продолжение воспитания любви к родной природе, бережное отношение и охраны окружающей среды
Место проведения:«Центр экологии»
Форма проведения:экскурсия
Участники:учащиеся 7 «В» класса.
Подготовительный этап:
1.Сбор у входа в «Центр экологии» в 14.00.
Ход мероприятия:
Мотивационный этап.
Добрый день, дети! Вы находитесь в «Центре экологии», который выполняет несколько функций:
1) Учебно-образовательную.
2) На основе многообразия оранжерейных растений, растений открытого грунта, живых объектов (птиц и рыб) проводятся учебные занятия со студентами различных факультетов университета. Кураторы студенческих групп организовывают проведение познавательно-ознакомительных экскурсий с целью закрепления теоретически сформированных навыков экологического воспитания и активизации внимания молодежи к вопросам познания и охраны окружающего мира.
3) Научно-исследовательская.
4) Здесь проводятся работы в области изучения биоразнообразия и охраны природы Брестчины.
5) Психолого-эстетическая.
6) Экспозиции Центра выполняют функцию разносторонней и эффективной психоэмоциональной разгрузки и эстетического наслаждения, как для студентов, преподавателей, сотрудников, так и для детей, молодежи, а также взрослых посетителей – горожан и гостей г. Бреста.
Особенностью сада является отсутствие фундамента, т.е большинство растений растут в земле. Когда-то на этом месте стояла ветхая учебная теплица университета, в которой росло более 200 видов оранжерейных растений. Однако техническое состояние теплицы и ее параметры не позволяли проводить полноценные учебные занятия. В 2008 г. университету Распоряжением Президента Республики Беларусь выделены средства на строительство объекта «Зимний сад» из резервного фонда Президента Республики Беларусь на социальные нужды молодежи. 1 декабря 2010 г. «Зимний сад» был торжественно открыт для посещения. Экспозиция оранжереи состоит из трех зон: тропики, субтропики, пустыня. Основу в формировании коллекций растительного мира природных зон составили прежние оранжерейные растения, но значительное пополнение новыми видами мы получили из фондовой коллекции Центрального ботанического сада НАН Беларуси. Ряд удивительных растений были переданы жителями города Бреста. Всего в ней произрастает свыше 1800 экземпляров интродуцированных растений, представляющих более 500 видов, относящихся к 95 семействам.
Одной из важных составных частей является коллекция экзотических птиц из различных уголков Земного шара. Всего насчитывается 9 видов птиц. Есть также 2 панорамных демонстрационных аквариума.
Основной этап.
Итак, мы попытаемся заострить ваше внимание на особо интересных объектах нашей экспозиции.
Вы можете наблюдать волнистых попугаев наиболее популярны у любителей содержания домашних птиц; перепела– наиболее экзотический представитель из содержащихся в неволе видов перепелов; кореллу (нимфу) – попугай с характерным хохолком; розеллу пеструю, которая, исходя из названия, имеет яркую окраску, содержащую практически все цвета радуги; а также горлицу бриллиантовую. Оперение крыльев птицы напоминает россыпь бриллиантов.
Коллекция экспозиции влажных тропических лесов насчитывает более 180 видов. Здесь представлены растения различных жизненных форм: деревья, кусты, лианы, эпифиты, травы. Первый объект на котором мы заострим свое внимание это фикус каучуконосный. Млечный сок фикуса каучуконосного имеет вид белой жидкости, которая быстро затвердевает на воздухе и имеет свойства резины. Посмотрите на корни-подпорки. В лесах они образуют целые рощи выше человеческого роста. В своих походах Александр Македонский со своей тысячной конницей отдыхал в подобных рощах. Всего одно дерево может занимать площадь в несколько гектаров. Эту жизненную форму называют баньян. Воздушные корни, достигая земли, укореняются и дают жизнь новому стволу, на котором опять формируются такие же корни. И так практически до бесконечности. И еще, в народе существует поверье о том, что если в семье нет детей, то нужно вырастить фикус и они появятся. Также в экспозиции представлены фикус лировидный и иволистный.
Перед вами тропические травы, среди них и ананас. Данное растение было принесено нашими посетителями. У обычного магазинного ананаса была срезана верхушка, которая при посадке в грунт успешно укоренилась и принялась.
Следующий объект – монстера. Название в переводе означает – чудовище. Во времена Колумба в местах, где он путешествовал, хоронить умерших было не принято, их трупы просто бросались в джунгли на съедение диким животным. Монстера своими листьями обвивала трупы, и прорастала сквозь них. Колумб воскликнул: «Так это же монстр, а не растение!». Так и появилось это название. Обратите внимание, что каждый лист имеет большое количество отверстий и разделений. Чем выше листорасположение, тем больше количество дырочек. В ходе эволюции остались только те листья, у которых есть перфорации, которые предохраняют лист от разрывов во время мощных ливней, которые характерны для тропической зоны.
Теперь взгляните наверх. Вы видите кактус. Характерный для тропической зоны. Странно, ведь мы привыкли к тому, что кактусы растут в пустынях. Кактусы тропиков отличаются тем, что у них нет колючек, зато есть стебель и воздушные корни.
Теперь посмотрите на эту «елочку». Это араукария. Потрогайте ее, и вы поймете, что иголочки совсем не колются. Это происходит потому что они особо загнуты и образуют желобок для сохранения влаги. Шишки у нее появляются в возрасте 50 лет. Сама же «елочка» практически бесконечно растет верхушкой и живет порой до 1000 лет.
В этой зоне вы видите розовощеких неразлучников. Родина – о. Мадагаскар. Имеют яркое зелено-красное с бирюзой оперение. Общительны, но не поддаются обучению человеческой речи. Они полностью соответствуют своему названию, создавая пару пожизненно. Дар университету Московского зоопарка.
Ну как же тропики без пальм? Вот и они. Пальмы долгое время причисляли к травам, но поняв, что размеры в 65-70 м для трав слишком велики, их причислили к деревьям, хотя у них нет признаков деревьев, кроме их размеров. Листья у пальм бывают либо перистыми, либо веерными. Названия им уже давали по наличию кокосовых орехов (кокосовая пальма), схожестью листа и рыбьего хвоста (пальма рыбий хвост), времени цветения (пальма рождественская).
Бана́н заострённый - является одним из видов дикорастущего банана родом из Юго-Восточной Азии. Является родоначальником современных съедобных бананов. Начал культивироваться человеком более 8000 лет назад и является одним из ранних примеров одомашнивания растений. Это крупное кустарное растение, образует подобие ствола, от которого отходят большие листья. Бананы заостренные имеют съедобные плоды.
Фаленопсис — род эпифитных (иногдалитофитных) травянистых растений семейства Орхидные из Юго-Восточной Азии, Филиппин и северо-востока Австралии. В природных условиях обитают во влажных равнинных и горных лесах.
Далее мы с вами рассмотрим зону субтропиков. Важной составной частью коллекции лесов субтропического пояса являются полезные растения, которые можно отнести к таким группам, как декоративные, лекарственные, плодовые, ароматические, медоносы. Представлены 75 видами.
Здесь вы можете наблюдать представителей Саговниковых. Это одни из древнейших растений, которые имели исполинские размеры и «видели» динозавров. Эти растения никогда не цветут.
Можно полюбоваться фейхоа – одним из представителей семейства Миртовых, кисло-сладкие темно-зеленые плоды которого являются ценным лечебным продуктом.
Особое место занимают цитрусовые: лимон, апельсин, каламандин, мандарин, памело.
Пройдя немного дальше, вы увидите сейбу, или хлопковое дерево, которое обладает удивительной способностью. Если маленькое дерево растет в очень густых джунглях, оно останавливается на высоте человеческого роста, сбрасывает листья и ожидает, пока не упадет какое-нибудь старое соседнее дерево. Иногда срок ожидания растягивается на двадцать лет, но после этого дерево вырастает в высоту до 70 метров.
В данной зоне широко представлены эфирно-маслинные растения, такие как маслины, жасмин, также можно увидеть растения, которые послужили сырьем для пряностей, среди которых и перец душистый, и лавровый лист.
Незабываемый аромат дарят розмарин и мирт. Современные исследования экспериментально доказали, что эти растения выделяют в воздух летучие вещества и оказывают положительное воздействие на живые организмы. Эти вещества называют аэровиты, то есть воздушные витамины, так как из легких эти вещества попадают в кровь человека, и их влияние сходно с действием витаминов.
В экспозиции также находится муррая или дерево китайских императоров. Мурайю называют ещё иногда апельсиновым жасмином или японским миртом. Прародители современных японцев привозили из Гималаев миниатюрные деревца для своего императора и ставили их в его спальню. Считалось, что император должен был вдыхать аромат цветков: японцы свято верили, что благодаря этому запаху он и сам станет умнее, здоровее, а самое главное - его дети родятся умными и здоровыми. Микадо решил, что данное растение должно радовать лишь избранных, но только не простолюдинов. Простым смертным запрещалось его иметь. Как гласят легенды, садовник императора украл ягоду мурайи и вырастил ее. За неслыханную наглость садовника казнили. Плоды этого растения тайно зашивали в свои одежды фараоны, императоры, великие полководцы - считалось, что они отводят от человека стрелы, оберегают от ударов и ранений холодным оружием. В Древнем Египте жрецы приготавливали бальзамы и настойки на основе мурайи для фараонов. Употребление их давало возможность преодолевать большие нагрузки, смертельные заболевания. Потрясатели Вселенной -Александр Македонский и Чингизхан -перед походом принимали плоды мурайи, дабы укрепить боевой дух и обезопасить тело.
В пустынной зоне вся жизнедеятельность растений направлена на сохранение влаги любыми путями. Все знают алоэ, которое применяют в лечебных целях, взгляните на алоэ ужасное, которое напоминает пасть крокодила.
Стоит обратить внимание на бутылочное дерево. Это растение семейства агавовые, в естественных условиях произрастающее в Мексике и на юге США.В природе это, как правило, небольшие деревца с расширенным основанием ствола, предназначенным для накопления и сохранения влаги в условиях длительной засухи. Это вздутие (каудекс) растение использует в сухие периоды, потребляя из него воду и питательные вещества. При этом утолщение уменьшается, а кора собирается в складки. Во время осадков запасы каудекса восполняются, за счет чего он снова увеличивается. Густая крона с длинными, жесткими и узкими листьями, имеющими малую испаряющую поверхность, притеняет ствол с резервуаром для воды, предохраняя его от перегрева. Таким образом все части растения приспосабливаются к существованию в засушливой среде..
Кактусыпустынь отличаются от кактусов тропических лесов тем, что имеют колючки, а функцию фотосинтеза и водозапасания выполняет стебель. Форма кактусов разнообразна: шарообразные, столбчатые и т.д. Кактус цереус – при высыхании и отмирании оставляет крепкую, ветропродуваемую конструкцию, которая долгое время не разрушается под действием ветра и высоких температур.
Вы видите и «живые камни» или литопсы. В течение почти 9 месяцев эти растения используют только влагу туманов и рос.
Своим внешним видом цикас напоминает пальму. Относятся к саговникам – древнему семейству голосеменных растений. Они появились на нашей планете в самом начале мезозойской эры и являлись современниками динозавров.
Также обратите внимание на несколько видов молочая, млечный сок которых является чрезмерно ядовитым. При его попадании на кожу или глаза он может вызвать ожоги и даже слепоту.
Агава американская — вид растений относящийся к роду Агава семейства Агавовые.]Многолетнее растение с прикорневыми сочными толстыми зелеными или зелено-пестрыми, большими, твердыми, линейно-ланцетными, зауженными к верхушке,листьями. Края у листьев с острыми шипами, верхушка заканчивается твердой острой колючкой. Агава американская является листовым суккулентом, то есть сохраняет влагу в тканях своих толстых листьев. Цветки зеленовато-желтые, невзрачные, располагаются в большем количестве на высоком цветоносе. Размножается семенами и отпрысками, образующимися у основания материнского растения. Размеры растения могут варьироваться в зависимости от условий произрастания и особенностей конкретного подвида.
На втором этаже можно увидеть и услышать двух видов попугаев Ара: Ара красный (Макао) и Ара солдатский малый. Эти экземпляры были получены в дар от Московского зоопарка. Родина – Южная Америка. Ара солдатский занесен в Международную Красную Книгу. Продолжительность жизни в неволе при хорошем уходе у этих птиц может достигать до 100 лет. Попугай Ара имеет мощный клюв. Клюв является «третьей лапой», с помощью которой они без труда раскалывают грецкие орехи и передвигаются по ветвям деревьев. Поэтому в дикой природе врагов у них практически нет.
Рефлексивный этап.
Опрос:
Почему у араукарии («елочки») иголки не острые?
Какие виды фикусов вы запомнили?
Для чего у листьев монстеры нужны большие отверстия?
Откуда пошло название «монстера»?
Какие отличительные признаки у кактусов тропического леса?
Какие формы листьев бывают у пальм?
Ананас и банан – это трава или дерево?
Для чего великие завоеватели употребляли мурраю?
Для какой климатической зоны характерны цитрусовые и растения, из которых изготавливают пряности?
Для чего бутылочному дереву расширение внизу стебля?
Какие характерные черты можно выделить у кактусов зоны пустынь?