Тема № 1. Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 051301 «Общая медицина»
Дисциплина: Физиология – 1
Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии
Курс: 2
Тема № 1. Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых
Тканей.
Составитель:
старший преподаватель____________Токешева Г. М.
Семей – 200 г.
Тема: Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых
Тканей.
2. Цель:
- приобрести и закрепить знания по изучению предмета, целей, задач и значения
нормальной физиологии для медицины;
- приобрести и закрепить знания по изучению вклада отечественных и зарубежных ученых
в развитие физиологии;
- приобрести и закрепить знания по изучению методов физиологических исследований;
- приобрести и закрепить знания по изучению строения и принципов работы приборов,
используемых в физиологическом эксперименте;
- приобрести и закрепить навыки по использованию основного физиологического
оборудования (индукционная катушка, кимограф, универсальный штатив).
3. Задачи обучения:
- сформировать представление о нормальной физиологии как науке, о предмете и задачах
дисциплины;
- сформировать знания о методах физиологических исследований;
- ознакомить со строением и принципом работы некоторых приборов, используемых в
физиологическом эксперименте;
- сформировать знания о методах раздражения возбудимых тканей и усвоить
преимущества электрического тока в качестве физиологического раздражителя;
- обучить принципам работы с физиологической аппаратурой.
4. Основные вопросы темы:
1. Предмет физиологии, её значение для медицины, классификация физиологических дисциплин.
2. История развития физиологии, роль отечественных и зарубежных ученых в развитии физиологии.
3. Основной метод физиологического исследования – эксперимент:
а) острый;
б) хронический
4. Раздражение как способ влияния внешних факторов на организм. Виды раздражителей и их использование в условиях физиологического эксперимента.
5. Современные методы физиологических исследований.
5. Методы обучения и преподавания: Данное занятие вводное, поэтому на нем
определяется исходный уровень знаний студентов по биологическим дисциплинам. С
этой целью студентам предлагается в письменной форме ответить на предложенные 20
вопросов из курсов биологии, физики, химии и анатомии;
работа в парах: знакомство с физиологической аппаратурой: кимографом, универсальным штативом, индукционным аппаратом, электростимулятором. Студентам предлагается познакомиться со строением, принципом работы физиологической аппаратуры, зарисовать схемы кимографа, универсального штатива, индукционного санного аппарата и электростимулятора в протокольных тетрадях.
Демонстрация видеофильма.
Решение ситуационных задач.
6. Литература:
Основная:
1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.
3. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.
4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
Дополнительная:
1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.
2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.
4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.
5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.
6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.
7. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
См. приложение 1.
Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:
- Что изучает нормальная физиология?
- Что изучает сравнительная физиология?
- Что такое острый эксперимент?
- Каковы преимущества хронического эксперимента перед острым?
- Какие современные методы физиологических исследований вам известны?
Тесты для оценки заключительного уровня знаний:
См. приложение 11.
Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний студентов:
Задача:
При воспроизведении закона Белла – Мажанди осуществляют перерезку задних корешков спинного мозга, концы перерезанных корешков раздражают, а передние соединяют с регистрирующим прибором.
Вопросы:
1. Какой вид раздражителя будут использовать для раздражения задних корешков спинного мозга лягушки.
2. Какой прибор будут использовать для регистрации потенциалов действия передних корешков спинного мозга лягушки?
3. Какую ещё аппаратуру можно (нужно) использовать в данном эксперименте?
4. Какой это вид физиологического эксперимента (острый, хронический). Почему?
Приложение 1
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
1. Перечислить форменные элементы крови.
2. Определение рефлекса.
3. Строение клеточной мембраны.
4. Понятие ассимиляции и диссимиляции.
5. Понятие раздражимости.
6. Нарисовать круги кровообращения.
7. Перечислить отделы желудочно-кишечного тракта.
8. Нарисовать строение животной клетки.
9. Строение сердца человека.
10. Перечислить железы внутренней секреции.
11. Перечислить отделы головного мозга.
12. Функции мозжечка.
13. Строение головного мозга.
14. Строение спинного мозга.
15. Строение почки.
16. Функции почки.
17. Перечислить органы дыхания.
18. Строение лёгких.
19. Образование условных рефлексов.
20. Нарисовать оптическую систему глаза.
Приложение 11
Тесты для оценки заключительного уровня знаний:
1. При выяснении функций и значения в организме того или иного органа осуществляют его удаление. Указать название этого метода:
а) методика пересадки;
б) экстирпации;
в) методика китетеризации;
г) методика денервации;
д) методика наложения лигатур
2. Методика пересадки органа на новое место в организме называется:
а) экстирпации;
б) денервации;
в) деорекации;
г) удаления;
д) трансплантации
3. Изучение функций органа вне целостного организма – это:
а) метод хронического органа;
б) метод перфузии;
в)метод радиотелеметрии;
г) метод изолированного исследования;
д) метод наложения фистул
4. Для графической регистрации физиологических функций пользуются:
а) кимографом;
б) микротомом;
в) датчиком;
г) электростимулятором;
д) усилителем
5. Для нарушения связи органов с сосудистой системой производят:
а) экстирпацию;
б) наложение лигатур;
в) денервацию;
г) катетеризацию;
д) вивесекцию
6. Чтобы установить зависимость органа от влияния нервной системы производят:
а) экстирпацию;
б) наложение лигатур;
в) денервацию;
г) катетеризацию;
д) вивесекцию
7. Метод наложения фистул, разработанный Павловым – это:
а) метод острого эксперимента;
б) метод хронического эксперимента;
в) метод изолированного органа;
г) методика перфузии;
д) метод открытого эксперимента.
8. Родоначальником экспериментальной физиологии является:
а) Р.Декарт;
б) Ч.Дарвин;
в) У.Гарвей;
г) М.Ломоносов;
д) К.Людвиг.
9. Этот метод физиологического исследования позволяет установить лишь качественную сторону явлений и лишает возможности исследовать их количественно. Какой это метод?
а) химические методы;
б) наблюдение;
в) методы графической регистрации физиологических процессов;
г) методы исследования биоэлектрических явлений;
д) методы электрического раздражения органов и тканей.
10. Какой метод физиологического исследования является основой электрофизиологии?
а) химические методы;
б) наблюдение;
в) методы графической регистрации физиологических процессов;
г) методы исследования биоэлектрических явлений;
д) методы электрического раздражения органов и тканей.
11. Этот метод физиологического исследования позволил осуществить объективную запись изучаемого процесса, сводившую до минимума возможность субъективных ошибок.
а) химические методы;
б) наблюдение;
в) методы графической регистрации физиологических процессов;
г) методы исследования биоэлектрических явлений;
д) методы электрического раздражения органов и тканей.
12. Развитию какого метода физиологического исследования способствовало открытие Л.Гальвани «животного электричества»?
а) химические методы;
б) наблюдение;
в) методы графической регистрации физиологических процессов;
г) методы исследования биоэлектрических явлений;
д) методы электрического раздражения органов и тканей.
13. Метод хронического эксперимента был предложен:
а) И.М.Сеченовым;
б) Н.Е.Введенским;
в) А.Ф.Самойловым;
г) Дюбуа-Реймоном;
д) И.П.Павловым.
14. Разновидностью какого метода физиологического исследования является метод электрокардиографии?
а) химических методов;
б) наблюдения;
в) методов графической регистрации физиологических процессов;
г) методов исследования биоэлектрических явлений;
д) методов электрического раздражения органов и тканей.
СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Методические рекомендации
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 051301 «Общая медицина»
Дисциплина: Физиология – 1
Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии
Курс: 2
Приложение 1
Тесты для оценки исходного уровня знаний:
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 051301 «Общая медицина»
Дисциплина: Физиология – 1
Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии
Курс: 2
Биопотенциалов.
Составитель:
старший преподаватель____________Токешева Г. М.
Семей – 200 г.
Методическая разработка № 3 для студентов 2- курса ОМФ
Биопотенциалов.
2. Цель:
- приобрести и закрепить знания по строению, функциям биологических мембран;
- приобрести и закрепить знания по изучению механизма возникновения и характеристики мембранного потенциала и потенциала действия;
- приобрести и закрепить навыки по регистрации мембранного потенциала в эксперименте;
- приобрести и закрепить навыки по воспроизведению в эксперименте опытов Гальвани (I и II), опыта Маттеучи и опыта Мюллера-Келликера.
3. Задачи обучения:
- сформировать знания о мембранных и внутриклеточных процессах при раздражении клеток, современных представлениях о природе биопотенциалов;
- обучить воспроизводить в эксперименте опыты, бесспорно доказывающие существование «животного электричества»: I и II опыты Гальвани, опыт Маттеучи, опыт Мюллера-Келликера.
- обучить регистрировать мембранный потенциал в эксперименте;
- научить осмыслению и интерпретации полученных в эксперименте данных и объяснению наблюдаемых фактов, явлений и их причинно-следственных взаимоотношений;
- обучить принципам работы с физиологической аппаратурой, используемой для выполнения предлагаемых практических работ.
4. Основные вопросы темы:
1. История учения о биоэлектрических явлениях (I и II опыты Гальвани, Вольта, Дюбуа-
Реймон).
2. Биомембраны: строение, функции, проницаемость, активный и пассивный транспорт
веществ.
3. Мембранный потенциал: механизм возникновения, методы регистрации, свойства.
4. Потенциал действия: механизм возникновения, методы регистрации, свойства.
5. Изменение возбудимости ткани при возбуждении.
6. Локальный ответ и его характеристика.
5. Практические работы:
1. I и II опыты Гальвани.
2. Опыт Маттеучи.
3. Опыт Мюллера- Келликера.
4. Регистрация потенциала покоя.
6. Литература:
Основная:
Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.
Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.
Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
Дополнительная:
Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.
Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.
Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.
Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.
Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.
Методы обучения и преподавания:
Работа в малых группах: студенты делятся на группы по 6-7 человек и обсуждают соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия. Далее каждая группа должна составить сранительно-сопоставительную таблицу по местному и распространяющемуся возбуждению. Количесво критериев, положенных в основу данной таблицы, отражает глубину освоения темы. При обсуждении под руководством преподавателя должна быть составлена одна общая таблица, включающая все предложенные группами и защищенные ими критерии.
Работа в парах: студентам предлагается воспроизвести в эксперименте опыты Гальвани. Опыт Маттеучи и опыт Мюллера-Келликера являются демонстрационными и выполняются под руководством преподавателя. Необходимо оформить протоколы выполненных практических работ.
Решение ситуационных задач.
6. Литература:
Основная:
Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.
Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.
Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
Дополнительная:
Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.
Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.
Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.
Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.
Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.
7. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
1. Что такое мембранный потенциал?
2. Как можно зарегистрировать мембранный потенциал?
3. Что такое потенциал действия?
4. Свойства потенциала действия.
5. Какой опыт был назван «истинным, основным опытом нервно-мышечной физиологии»?
6. Что такое локальный ответ?
Тесты для оценки исходного уровня знаний:
См. приложение 1.
Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:
1. Что такое ионные каналы?
2. Чем отличаются активный и пассивный транспорт веществ мембраны?
3. Механизм фазы деполяризации потенциала действия.
4. Что такое следовые потенциалы?
5. На действие какого по силе раздражителя возникает локальный ответ?
6. Назовите и охарактеризуйте фазы кривой возбудимости
Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:
1. К поверхности мембраны мышечного волокна прикладывают один микроэлектрод, вторым
микроэлектродом прокалывают мембрану мышечного волокна, при этом на осциллографе
наблюдают отклонение стрелки выше 60 мV.
Вопросы:
а). Почему микроэлектроды соединены с осциллографом?
б). Почему в момент прокола вторым электродом мембраны мышечного волокна произошло
отклонение стрелки осциллографа?
2. Можно ли получить ответную реакцию, если подействовать дополнительным раздражите-
лем на фазу деполяризации предыдущего возбуждения? Обосновать свой ответ.
Приложение 1
Тесты для оценки исходного уровня знаний:
Биопотенциалов.
1 вариант:
1. 1-й опыт Гальвани называется:
а) опыт без металла;
б) опыт вторичного тетануса;
в) опыт с металлом;
г) опыт центрального торможения;
д) опыт взаимного торможения спинальных рефлексов.
В
2. Разность потенциала между наружной поверхностью клетки и ее протоплазмой в состоянии
покоя называется:
а) потенциал действия;
б) мембранный потенциал;
в) рецепторный потенциал;
г) локальный ответ;
д) следовой потенциал.
Б
3. Свойства мембранного потенциала:
а) однофазный ток, ток кратковременного отведения;
б) двухфазный ток, ток кратковременного отведения;
в) однофазный ток, ток длительного отведения;
г) двухфазный ток, ток длительного отведения;
д) многофазный ток, ток длительного отведения.
4. Как заряжены наружная и внутренняя поверхности клеточной мембраны в состоянии покоя?
а) наружная отрицательно, внутренняя положительно;
б) обе поверхности имеют отрицательный заряд;
в) внутренняя отрицательно, наружная положительно;
г) обе поверхности имеют положительный заряд;
д) не заряжены.
5. В покое мембрана более проницаема для ионов:
а) K+;
б) CI- ;
в) Na+
г) Ca2+
д) H+
6. Какое изменение ионной проницаемости мембраны характерно для фазы деполяризации?
а) резкое снижение проницаемости для Na+;
б) резкое повышение проницаемости для К+;
в) резкое повышение проницаемости для Na+;
г) резкое повышение проницаемости для Na+ и K+;
д) резкое снижение проницаемости для Na+ и K+.
7. Какая фаза потенциала действия указана стрелкой?
а) отрицательный следовой потенциал;
б) локальный ответ;
в) положительный следовой потенциал;
г) реполяризация;
д) деполяризация.
8. Какая фаза потенциала действия указана стрелкой?
а) отрицательный следовой потенциал;
б) локальный ответ;
в) положительный следовой потенциал;
г) реполяризация;
д) деполяризация.
9. Локальный ответ подчиняется закону:
а) «все или ничего»;
б) силовых отношений;
в) средних нагрузок;
г) сохранения энергии;
д) двустороннего проведения возбуждения по нерву.
10. Момент лавинообразного вхождения ионов Na в клетку соответствует:
а) локальному ответу;
б) пику потенциала действия;
в) натриевой активации;
г) следовой гиперполяризации;
д) натриевой инактивации.
11. Момент перехода локального ответа в фазу деполяризации потенциала действия
называется:
а) локальный ответ;
б) пик потенциала действия;
в) критический уровень деполяризации;
г) реполяризация;
д) следовая гиперполяризация.
12. Какой фазе потенциала действия соответствует период относительной рефрактерности?
а) локальному ответу;
б) реполяризации;
в) отрицательному следовому потенциалу;
г) положительному следовому потенциалу;
д) деполяризации.
13. Какая фаза кривой возбудимотси соответствует фазе деполяризации потенциала действия?
а) период субнормальной возбудимости;
б) период абсолютной рефрактерности;
в) период относительной рефрактерности;
г) период супернормальной возбудимости;
д) период экзальтации.
14. Натрий – калиевый насос обеспечивает:
а) «выкачивание» из протоплазмы Na+ и «нагнетание» в клетку К+;
б) ) «выкачивание» из протоплазмы К+ и «нагнетание» в клетку Na +;
в) «выкачивание» из протоплазмы K+ и Na+ ;
г) «нагнетание» в протоплазму Na+ и К+ ;
д) закупорку натриевых и калиевых пор мембраны.
15. Пассивный транспорт ионов характеризуется:
а) осуществляется по градиенту концентрации ионов и требует затраты энергии;
б) осуществляется против градиента концентрации ионов и требует затраты энергии;
в) осуществляется по градиенту концентрации и не требует затраты энергии;
г) осуществляется против градиента концентрации ионов и не требует затраты энергии;
д) осуществляется по и против градиента концентрации ионов и требует затраты энергии.
Тесты для оценки исходного уровня знаний:
Биопотенциалов.
2 вариант:
1. «Истинным основным опытом нервно-мышечной физиологии» - назван:
а) опыт Гольца;
б) 1-й опыт Гальвани;
в) опыт Маттеучи;
г) опыт Станниуса;
д) 2-ой опыт Гальвани.
2. Величина потенциала действия (в мв):
а) 100-120 мв;
б) 60-90 мв;
в) 30-60 мв;
г) 130-150 мв;
д) 90-110 мв.
3. Какой потенциал называется током покоя?
а) потенциал действия;
б) мембранный потенциал;
в) рецепторный потенциал;
г) локальный ответ;
д) следовой потенциал.
4. Величина мембранного потенциала (в мв):
а) 30-60 мв;
б) 110-140 мв;
в) 150-180 мв;
г) 60-90 мв;
д) 90-110 мв.
5. Фаза потенциала действия, во времени которой исчезает исходная (в состоянии покоя)
поляризация мембраны, называется:
а) отрицательный следовой потенциал;
б) локальный ответ;
в) положительный следовой потенциал;
г) реполяризация;
д) деполяризация.
6. Какое изменение ионной проницаемости мембраны характерно для фазы реполяризации?
а) резкое повышение проницаемости для Na+ ;
б) резкое повышение проницаемости для K+;
в) резкое снижение проницаемости для и К+;
г) резкое повышениепроницаемости для Na+ и К+;
д) резкое снижение проницаемости для Na+ и К+.
7. Какая фаза потенциала действия указана стрелкой?
а) отрицательный следовой потенциал;
б) локальный ответ;
в) положительный следовой потенциал;
г) реполяризация;
д) деполяризация.
8. Какя фаза потенциала действия указана стрелкой?
а) отрицательный следовой потенциал;
б) локальный ответ;
в) положительный следовой потенциал;
г) реполяризация;
д) деполяризация.
9. Потенциал действия подчиняется закону:
а) «все или ничего»;
б) силовых отношений;
в) средних нагрузок;
г) сохранения энергии;
д) двустороннего проведения возбуждения по нерву.
10. Потенциал действия – это ответная реакция возбудимой структуры на действие
……раздражителя:
а) сверхпорогового;
б) подпорогового;
в) порогового;
г) порогового и сверхпорогового;
д) подпорогового, сверхпорогового и порогового.
11. Какой фазе потенциала действия соответствует период субнормальной возбудимости?
а) локальному ответу;
б) реполяризации;
в) отрицательному следовому потенциалу;
г) положительному следовому потенциалу;
д) деполяризации.
12. Какая фаза кривой возбудимости соответствует фазе реполяризации потенциала действии?
а) период субнормальной возбудимости;
б) период абсолютной рефрактерности;
в) период относительной рефрактерности;
г) период супернормальной возбудимости;
д) период экзальтации.
13. Какая фаза потенциала действия характеризуется увеличением исходного потенциала
покоя?
а) локальный ответ;
б) реполяризация;
в) отрицательный следовой потенциал;
г) положительный следовой потенциал;
д) деполяризация.
14. Нисходящая фаза потенциала действия называется:
а) локальный ответ;
б) реполяризация;
в) отрицательный следовой потенциал;
г) критический уровень деполяризации;
д) деполяризация.
15. Фаза кривой возбудимости, соответствующая повышенной возбудимости и возможностью
вызвать повторный потенциал действия стимулом ниже порогового значен7ия, называется:
а) фаза субнормальной возбудимости;
б) фаза относительной рефрактерности;
в) фаза супернормальной рефрактерности;
г) фаза абсолютной рефрактерности;
д) фаза пониженной возбудимости.
Биопотенциалов.
3- вариант
1. 2-ой опыт Гальвани называется:
а) опыт без металла;
б) опыт вторичного тетануса;
в) опыт с металлом;
г) опыт центрального торможения;
д) опыт взаимного торможения спинальных рефлексов.
2. Протоплазма нервных и мышечных клеток содержит в сравнении с внеклеточной
жидкостью больше ионов (в состоянии покоя):
а) K+;
б) CI- ;
в) Na+;
г) Ca2+
д) H+.
3. Фаза потенциала действия, связанная с восстановительными процессами, медленно
развивающимися в ткани после окончания возбуждения:
а) следовые потенциалы;
б) локальный ответ;
в) пик потенциала действия;
г) реполяризация;
д) деполяризация.
4. Как заряжены наружная и внутренняя поверхность клеточной мембраны во время фазы
деполяризации?
а) наружная отрицательно, внутренняя положительно;
б) обе поверхности имеют отрицательный заряд;
в) внутренняя отрицательно, наружная положительно;
г) обе поверхности имеют положительный заряд;
д) не заряжены.
5. Какая фаза потенциала действия указана стрелкой?
а) отрицательный следовой потенциал;
б) локальный ответ;
в) положительный следовой потенциал;
г) реполяризация;
д) деполяризация.
6. Локальный ответ – это ответная реакция возбудимой структуры на действие ……
раздражителя:
а) сверхпорогового;
б) подпорогового;
в) порогового;
г) порогового и сверхпорогового;
д) подпорогового, сверхпорогового и надпорогового.
7. Свойства потенциала действия:
а) однофазный ток, ток кратковременного отведения;
б) двухфазный ток, ток кратковременного отведения;
в) однофазный ток, ток длительного отведения;
г) двухфазный ток, ток длительного отведения;
д) многофазный ток, ток длительного отведения.
8. Момент, указанный стрелкой на графике, соответствует:
а) локальному ответу;
б) пику потенциала действия;
в) критическому уровню деполяризации;
г) реполяризация; ----------------
д) следовая гиперполяризация.
9. Какой фазе пот енциала действия соответствует период абсолютной рефрактерности?
а) локальному ответу;
б) реполяризации;
в) отрицательному следовому потенциалу;
г) положительному следовому потенциалу;
д) деполяризации.
10. Какая фаза кривой возбудимости соответствует локальному ответу?
а) период субнормальной возбудимости;
б) период абсолютной рефрактерности;
в) период относительной рефрактерности;
г) период супернормальной возбудимости;
д) период пониженной возбудимости.
11. Первые признаки локального ответа выявляются при действии стимулов,
составляющих….. % пороговой величины:
а)20-30%;
б) 30-50%;
в) 50-75%;
г) 90-100%;
д) 0-20%.
12. Фаза кривой возбудимости, соответствующая полному исчезновению возбудимости,
называется:
а) фаза субнормальной возбудимости;
б) фаза относительной рефрактерности;
в) фаза супернормальной рефрактерности;
г) фаза абсолютной рефрактерности;
д) фаза экзальтации.
13. Фаза кривой возбудимости, соответствующая постепенному возвращению возбудимости к
первоначальному уровню и возможностью вызвать повторный потенциал действия
сверхпороговым стимулом, называется:
а) фаза субнормальной возбудимости;
б) фаза относительной рефрактерности;
в) фаза супернормальной рефрактерности;
г) фаза абсолютной рефрактерности;
д) фаза экзальтации.
14. Восходящая фаза потенциала действия называется:
а) локальный ответ;
б) реполяризация;
в) отрицательный следовой потенциал;
г) положительный следовой потенциал;
д) деполяризация.
15. Активный транспорт ионов характеризуется:
а) осуществляется по градиенту концентрации ионов и требует затраты энергии;
б) осуществляется против градиента концентрации ионов и требует затраты энергии;
в) осуществляется по градиенту концентрации ионов и не требует затраты энергии;
г) осуществляется против градиента концентрации ионов и не требует затраты энергии;
д) осуществляется по и против градиента концентрации ионов и требует затраты энергии.
СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Методические рекомендации
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 051301 «Общая медицина»
Дисциплина: Физиология – 1
Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии
Курс: 2
Приложение 1
Тесты для оценки исходного уровня знаний:
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 051301 «Общая медицина»
Дисциплина: Физиология – 1
Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии
Курс: 2
Приложение 1
Тесты для оценки исходного уровня знаний:
Вариант – 1
1. Структурной и функциональной единицей нервной системы является:
а) гландулоцит;
б) остеоцит;
в) нейрон;
г) нефрон;
д) миоцит.
2. Путь нервного импульса от рецептора исполнительному органу при осуществлении всякого
рефлекса называется:
а) рефлекс;
б) синапс;
в) время рефлекса;
г) рефлекторная дуга;
д) парабиоз.
3. Какой элемент рефлекторной дуги указан стрелкой?
а) эффектор;
б) афферентное нервное волокно;
в) рецептор;
г) промежуточный нейрон;
д) эфферентное нервное волокно.
4. Элемент рефлекторной дуги, воспринимающий раздражение и преобразующий энергию
внешнего раздражения в нервный импульс, называется:
а) эффектор;
б) афферентное нервное волокно;
в) рецептор;
г) промежуточный нейрон;
д) эфферентное нервное волокно.
5. Классификация нейронов по их функциональному значению:
а) униполярные, биполярные, мультиполярные;
б) афферентные, вставочные, эфферентные;
в) центральные, периферические;
г) мякотные и безмякотные;
д) спинальные, бульбарные, кортикальные.
6. Мембранный потенциал нервных клеток (в мВ):
а) -60 -90;
б) -20-30;
в) -30-50;
г) -50-70;
д) -80-110.
7. Участки мякотного нервного волокна, которые не покрыты миелиновой оболочкой,
называются:
а) перехваты Ранвье;
б) аксоплазма;
в) осевой цилиндр;
г) аксолемма;
д) Шванновская оболочка.
8. Волокна типа А подразделяются на … подгруппы:
а) две;
б) три;
в) четыре;
г) пять;
д) шесть.
9. Скорость проведения возбуждения у волокна Аγ (м/сек):
а) 40-70;
б) 15-40;
в) 70-120;
г) 5-15;
д) 0,5-3.
10. Эти волокна покрыты миелиновой оболочкой, диаметр 12-22 мкм, скорость проведения
возбуждения 70-120 м/сек, имеют самую короткую длительность потенциала действия, в
потенциале действия присутствуют фазы следовой деполяризации и гиперполяризации. К
какому типу они относятся?
а) В;
б) А;
в) С;
г) Аá;
д) Аβ.
11. Миелин как вещество липидной природы обладает высоким сопротивлением. В основе
какой функции миелиновой оболочки лежит это свойство миелина?
а) дыхательной;
б) электропроводниковой;
в) трофической;
г) терморегуляторной;
д) электроизоляторной.
12. Закономерная ответная реакция организма на изменения внешней среды и внутреннего
состояния организма, осуществляемая при участии ЦНС в ответ на раздражение
рецепторов, называется …..:
а) потенциал покоя;
б) рефлекторная дуга;
в) локальный ответ;
г) рефлекс;
д) парабиоз.
13. В каком структурном компоненте синапса содержится медиатор?
а) в синаптической щели;
б) в синаптических пузырьках;
в) в постсинаптической мембране;
г) в пресинаптической мембране;
д) в субсинаптической мембране.
14. В основе деполяризации постсинаптической мембраны под влиянием ацетилхолина
лежит…..:
а) понижение проницаемости постсинаптической мембраны для Na+;
б) повышение проницаемости постсинаптической мембраны для К+;
в) повышение проницаемости постсинаптической мембраны для Na+;
г) повышение проницаемости постсинаптической мембраны для CI-;
д) понижение проницаемости постсинаптической мембраны длz Ca+.
15. Структурный компонент нейрона, участвующий в проведении возбуждения от тела
нервной клетки к другой нервной клетке или к периферическому органу, называется:
а) аксонный холмик;
б) дендрит;
в) тело нейрона;
г) начальный сегмент;
д) аксолн.
Вариант – 2
1. Структурный компонент нейрона, участвующий в восприятии возбуждения и проведения
его к телу клетки, называется:
а) аксонный холмик;
б) дендрит;
в) аксон;
г) тело нейрона;
д) начальный сегмент.
2. Какой элемент рефлекторной дуги указан стрелкой?
а) эффектор;
б) афферентное нервное волокно;
в) рецептор;
г) промеж