Тема: Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых

Тканей.

2. Цель:

- приобрести и закрепить знания по изучению предмета, целей, задач и значения

нормальной физиологии для медицины;

- приобрести и закрепить знания по изучению вклада отечественных и зарубежных ученых

в развитие физиологии;

- приобрести и закрепить знания по изучению методов физиологических исследований;

- приобрести и закрепить знания по изучению строения и принципов работы приборов,

используемых в физиологическом эксперименте;

- приобрести и закрепить навыки по использованию основного физиологического

оборудования (индукционная катушка, кимограф, универсальный штатив).

3. Задачи обучения:

- сформировать представление о нормальной физиологии как науке, о предмете и задачах

дисциплины;

- сформировать знания о методах физиологических исследований;

- ознакомить со строением и принципом работы некоторых приборов, используемых в

физиологическом эксперименте;

- сформировать знания о методах раздражения возбудимых тканей и усвоить

преимущества электрического тока в качестве физиологического раздражителя;

- обучить принципам работы с физиологической аппаратурой.

4. Основные вопросы темы:

1. Предмет физиологии, её значение для медицины, классификация физиологических дисциплин.

2. История развития физиологии, роль отечественных и зарубежных ученых в развитии физиологии.

3. Основной метод физиологического исследования – эксперимент:

а) острый;

б) хронический

4. Раздражение как способ влияния внешних факторов на организм. Виды раздражителей и их использование в условиях физиологического эксперимента.

5. Современные методы физиологических исследований.

5. Методы обучения и преподавания: Данное занятие вводное, поэтому на нем

определяется исходный уровень знаний студентов по биологическим дисциплинам. С

этой целью студентам предлагается в письменной форме ответить на предложенные 20

вопросов из курсов биологии, физики, химии и анатомии;

работа в парах: знакомство с физиологической аппаратурой: кимографом, универсальным штативом, индукционным аппаратом, электростимулятором. Студентам предлагается познакомиться со строением, принципом работы физиологической аппаратуры, зарисовать схемы кимографа, универсального штатива, индукционного санного аппарата и электростимулятора в протокольных тетрадях.

Демонстрация видеофильма.

Решение ситуационных задач.

6. Литература:

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.

3. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.

4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.

5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.

Дополнительная:

1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.

2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.

5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.

6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.

7. Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

См. приложение 1.

Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:

  1. Что изучает нормальная физиология?
  2. Что изучает сравнительная физиология?
  3. Что такое острый эксперимент?
  4. Каковы преимущества хронического эксперимента перед острым?
  5. Какие современные методы физиологических исследований вам известны?

Тесты для оценки заключительного уровня знаний:

См. приложение 11.

Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний студентов:

Задача:

При воспроизведении закона Белла – Мажанди осуществляют перерезку задних корешков спинного мозга, концы перерезанных корешков раздражают, а передние соединяют с регистрирующим прибором.

Вопросы:

1. Какой вид раздражителя будут использовать для раздражения задних корешков спинного мозга лягушки.

2. Какой прибор будут использовать для регистрации потенциалов действия передних корешков спинного мозга лягушки?

3. Какую ещё аппаратуру можно (нужно) использовать в данном эксперименте?

4. Какой это вид физиологического эксперимента (острый, хронический). Почему?

Приложение 1

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1. Перечислить форменные элементы крови.

2. Определение рефлекса.

3. Строение клеточной мембраны.

4. Понятие ассимиляции и диссимиляции.

5. Понятие раздражимости.

6. Нарисовать круги кровообращения.

7. Перечислить отделы желудочно-кишечного тракта.

8. Нарисовать строение животной клетки.

9. Строение сердца человека.

10. Перечислить железы внутренней секреции.

11. Перечислить отделы головного мозга.

12. Функции мозжечка.

13. Строение головного мозга.

14. Строение спинного мозга.

15. Строение почки.

16. Функции почки.

17. Перечислить органы дыхания.

18. Строение лёгких.

19. Образование условных рефлексов.

20. Нарисовать оптическую систему глаза.

Приложение 11

Тесты для оценки заключительного уровня знаний:

1. При выяснении функций и значения в организме того или иного органа осуществляют его удаление. Указать название этого метода:

а) методика пересадки;

б) экстирпации;

в) методика китетеризации;

г) методика денервации;

д) методика наложения лигатур

2. Методика пересадки органа на новое место в организме называется:

а) экстирпации;

б) денервации;

в) деорекации;

г) удаления;

д) трансплантации

3. Изучение функций органа вне целостного организма – это:

а) метод хронического органа;

б) метод перфузии;

в)метод радиотелеметрии;

г) метод изолированного исследования;

д) метод наложения фистул

4. Для графической регистрации физиологических функций пользуются:

а) кимографом;

б) микротомом;

в) датчиком;

г) электростимулятором;

д) усилителем

5. Для нарушения связи органов с сосудистой системой производят:

а) экстирпацию;

б) наложение лигатур;

в) денервацию;

г) катетеризацию;

д) вивесекцию

6. Чтобы установить зависимость органа от влияния нервной системы производят:

а) экстирпацию;

б) наложение лигатур;

в) денервацию;

г) катетеризацию;

д) вивесекцию

7. Метод наложения фистул, разработанный Павловым – это:

а) метод острого эксперимента;

б) метод хронического эксперимента;

в) метод изолированного органа;

г) методика перфузии;

д) метод открытого эксперимента.

8. Родоначальником экспериментальной физиологии является:

а) Р.Декарт;

б) Ч.Дарвин;

в) У.Гарвей;

г) М.Ломоносов;

д) К.Людвиг.

9. Этот метод физиологического исследования позволяет установить лишь качественную сторону явлений и лишает возможности исследовать их количественно. Какой это метод?

а) химические методы;

б) наблюдение;

в) методы графической регистрации физиологических процессов;

г) методы исследования биоэлектрических явлений;

д) методы электрического раздражения органов и тканей.

10. Какой метод физиологического исследования является основой электрофизиологии?

а) химические методы;

б) наблюдение;

в) методы графической регистрации физиологических процессов;

г) методы исследования биоэлектрических явлений;

д) методы электрического раздражения органов и тканей.

11. Этот метод физиологического исследования позволил осуществить объективную запись изучаемого процесса, сводившую до минимума возможность субъективных ошибок.

а) химические методы;

б) наблюдение;

в) методы графической регистрации физиологических процессов;

г) методы исследования биоэлектрических явлений;

д) методы электрического раздражения органов и тканей.

12. Развитию какого метода физиологического исследования способствовало открытие Л.Гальвани «животного электричества»?

а) химические методы;

б) наблюдение;

в) методы графической регистрации физиологических процессов;

г) методы исследования биоэлектрических явлений;

д) методы электрического раздражения органов и тканей.

13. Метод хронического эксперимента был предложен:

а) И.М.Сеченовым;

б) Н.Е.Введенским;

в) А.Ф.Самойловым;

г) Дюбуа-Реймоном;

д) И.П.Павловым.

14. Разновидностью какого метода физиологического исследования является метод электрокардиографии?

а) химических методов;

б) наблюдения;

в) методов графической регистрации физиологических процессов;

г) методов исследования биоэлектрических явлений;

д) методов электрического раздражения органов и тканей.

СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Методические рекомендации

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность: 051301 «Общая медицина»

Дисциплина: Физиология – 1

Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии

Курс: 2

Наши рекомендации