Методические указания обучающимся
7.1. Организация образовательного процесса по дисциплине
Образовательный процесс по дисциплине организован в форме учебных занятий (контактная работа (аудиторной и внеаудиторной) обучающихся с преподавателем и самостоятельная работа обучающихся). Учебные занятия представлены следующими видами, включая учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости:
· лекции (занятия лекционного типа);
· семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы (занятия семинарского типа);
· курсовое проектирование (выполнение курсовых работ);
· групповые консультации;
· индивидуальные консультации и иные учебные занятия, предусматривающие индивидуальную работу преподавателя с обучающимся;
· самостоятельная работа обучающихся;
· занятия иных видов.
На учебных занятиях обучающиеся выполняют запланированные настоящей программой отдельные виды учебных работ (см. таблицу 6). Учебное задание (работа) считается выполненным, если оно оценено преподавателем положительно.
В рамках самостоятельной работы обучающиеся осуществляют теоретическое изучение дисциплины с учётом лекционного материала (тематический план представлен в таблице 5.1), готовятся к семинарским / практическим / лабораторным занятиям (см. таблица 5.2, 5.3, 5.4), выполняют домашнее задания, осуществляют подготовку к экзамену.
Содержание дисциплины, виды, темы учебных занятий и форм контрольных мероприятий дисциплины представлены в разделах 2.2. и 5.1. настоящей программы.
Текущая аттестация по дисциплине. Оценивание обучающегося на занятиях осуществляется в соответствии с положением о текущей аттестации обучающихся в ФГБОУ ВО МГППУ с использованием балльно-рейтинговой системы ФГБОУ ВО МГППУ.
По итогам текущей аттестации, ведущий преподаватель (лектор) осуществляет допуск обучающегося к промежуточной аттестации.
Допуск к промежуточной аттестации по дисциплине. Обучающийся допускается к промежуточной аттестации по дисциплине в случае выполнения им всех заданий и мероприятий, предусмотренных настоящей программой дисциплины в полном объеме. Преподаватель имеет право изменять количество и содержание заданий, выдаваемых обучающимся (обучающемуся), исходя из контингента (уровня подготовленности).
Допуск обучающегося к промежуточной аттестации по дисциплине осуществляет ведущий преподаватель (лектор).
Обучающийся, имеющий учебные (академические) задолженности (пропуски учебных занятий, не выполнивший успешно задания(е)) обязан отработать их в полном объеме.
Отработка учебных (академических) задолженностей по дисциплине. В случае наличия учебной (академической) задолженности по дисциплине, обучающийся отрабатывает пропущенные занятия и выполняет запланированные и выданные преподавателем задания. Отработка проводится в период семестрового обучения или в период сессии согласно графику (расписанию) консультаций преподавателя.
Обучающийся, пропустивший лекционное занятие, обязан предоставить преподавателю реферативный конспект соответствующего раздела учебной и монографической литературы (основной и дополнительной) по рассматриваемым вопросам в соответствии с настоящей программой (таблица 5.1, 6, 7).
Обучающийся, пропустивший семинарское/практическое занятие, отрабатывает его в форме реферативного конспекта соответствующего раздела учебной и монографической литературы (основной и дополнительной) по рассматриваемым на семинарском/практическом занятии вопросам в соответствии с настоящей программой (таблица 5.2, 6, 8.1) или в форме, предложенной преподавателем. Кроме того, выполняет все учебные задания. Учебное задание считается выполненным, если оно оценено преподавателем положительно.
Обучающийся, пропустивший лабораторное занятие, отрабатывает его, выполняя запланированные для данного занятия лабораторную (практическую) работу по методическим указаниям. Лабораторная (практическая) работа считается выполненной, если она защищена обучающимся на положительную оценку у преподавателя.
Обучающийся, пропустивший занятия в форме мастер-класса, супервизии и прочее, отрабатывает занятие в форме предлагаемой преподавателем и в строго назначаемое преподавателем временя.
Преподаватель имеет право снизить бальную (в том числе рейтинговую) оценку обучающемуся за невыполненное в срок задание (по неуважительной причине).
Промежуточная аттестация по дисциплине. В качестве формы итогового контроля промежуточной аттестации дисциплины Наименование определен экзамен / зачёт / зачёт с оценкой.
Экзамен / зачёт / зачёт с оценкой по дисциплине Наименование может проводится как в традиционной форме, так и в форме тестирования, в том числе в объеме итогового контроля модуля«Наименование», в котором она реализуется. Тестирование осуществляет Центр мониторинга качества профессионального образования в присутствии ведущего преподавателя. Ведущий преподаватель подтверждает результаты тестирования личной подписью в ведомости.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с положением о промежуточной аттестации обучающихся в ФГБОУ ВО МГППУ и оценивается: на экзамене – 5, отлично; 4, хорошо; 3, удовлетворительно; 2, не удовлетворительно / на зачете – зачтено; не зачтено / на зачете с оценкой – зачтено, 5, отлично; зачтено, 4, хорошо; зачтено, 3, удовлетворительно; не зачтено, 2, не удовлетворительно и рейтинговых баллов, назначаемых в соответствии с принятой в ФГБОУ ВО МГППУ балльно-рейтинговой системой (см. пункт 5.2.2. настоящей программы)
Экзамен принимает ведущий преподаватель (лектор). Экзамен проводится в устной форме по билетам. Количество вопросов в экзаменационном билете – 3.Экзаменатору предоставляется право задавать обучающимся дополнительные вопросы сверх билета, в объеме содержания дисциплины.
Оценка знаний обучающегося оценивается по критериям, представленным в пункте 5.2.2. настоящей программы.
7.2. Методические рекомендации обучающимся по изучению дисциплины
Для успешного обучения обучающийся должен готовиться к лекции, которая является важнейшей формой организации учебного процесса. Лекция:
· знакомит с новым учебным материалом,
· разъясняет учебные элементы, трудные для понимания,
· систематизирует учебный материал,
· ориентирует в учебном процессе.
Подготовка к лекции заключается в следующем:
· внимательно прочитайте материал предыдущей лекции,
· выясните тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора),
· ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям,
· постарайтесь определить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке,
· запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Подготовка к семинарским/практическим/лабораторным занятиям:
· внимательно прочитайте материал лекций, относящихся к данному семинарскому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям,
· выпишите основные термины,
· ответьте на контрольные вопросы по семинарским занятиям, готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из вопросов,
· определите, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до семинарского занятия) во время текущих консультаций преподавателя,
· выполните домашнее задание.
Учтите, что:
· готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы (последние являются эффективными формами работы);
· рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения.
Подготовка к экзамену. К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, показывают не удовлетворительные результаты.
В самом начале учебного курса познакомьтесь с рабочей программой дисциплины и другой учебно-методической документацией, включающими:
· перечень знаний и умений, которыми обучающийся должен владеть;
· тематические планы лекций, семинарских / практических / лабораторных занятий;
· контрольные мероприятия;
· учебники, учебные пособия, а также электронные ресурсы;
· перечень экзаменационных вопросов.
После этого у вас должно сформироваться чёткое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине. Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и семинарских / практических / лабораторных занятиях позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи экзамена.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
8.1. Методические указания по использованию образовательных технологий
При организации обучения по дисциплине «Анатомия и физиология центральной нервной системы» преподаватель должен обратить особое внимание на организацию семинарских/практических/лабораторных занятий и самостоятельной работы обучающихся, поскольку курс предполагает широкое использование образовательных технологий из числа активных и интерактивных форм, а именно:
Эвристическая лекция, семинар
Тематическая дискуссия (дебаты), в том числе в форме круглого стола, мозгового штурма (мозговой атаки), ролевой игры
Анализ конкретных ситуаций
На лекциях преподаватель знакомит студентов с современными представлениями о работе нервной системы на всех уровнях ее организации: от молекулярно-клеточного до уровня органов и систем. На всех лекционных занятиях используется мультимедийное оборудование для демонстрации слайдов, отражающих строение и функционирование нервных клеток, отделов головного и спинного мозга, а также плакаты и муляжи. В процессе лекции преподаватель на конкретных примерах объясняет связь нервной системы с поведением и эмоциональным состоянием человека, демонстрирует тесную взаимосвязь дисциплины «анатомия и физиология ЦНС» с другими психологическими дисциплинами.
На практических занятиях студенты участвуют в дискуссиях по темам занятий, в том числе в форме мозгового штурма и круглого стола.