Физиология терморегуляции. Физиологии выделения.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ ПРЕДМЕТА: усвоить знания необходимые для принципиального понимания механизма следующих процессов:

1. обмена веществ и энергии в организме, между ним и окружающей средой, а также значение различных веществ и видов энергий для осуществления функций организма и его компонентов.

2. поддержания постоянства температуры внутренней среды организма, организации ФУС терморегуляции.

3. мочеобразования и мочевыделения.

З А Н Я Т И Е № 6« » __________ 2017

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Обмен веществ и энергии, терморегуляция.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

1. Понятие об ассимиляции и диссимиляции веществ, обмене веществ в организме и обмене веществ между организмом и окружающей средой, как основных условиях сохранения гомеостаза и жизни организма.

2. Понятие о питательных веществах (белках, жирах, углеводах), их обмене и спе­цифическом синтезе в организме.

3. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ.

4. Потребность организма в минеральных веществах (макро- и микроэлементах), их значение.

5. Витамины, их значение.

6. Понятие об обмене энергии в организме, между организмом и внешней средой.

7. Представление об энергетическом балансе организма. Принципы учета прихода (получения) и расхода энергии организмом.

8. Калорическая ценность различных питательных веществ. Понятие их физической и физиологической калорической ценности.

9. Понятие и значение калориметрии. Принципы методов прямой и непрямой (полный и неполный газоанализ) калориметрии.

10. Понятие дыхательного коэффициента и калорического коэффициента кислорода. Их величины и значение для определения энергозатрат организма.

11. Понятие о компонентах суточных энергетических затрат организма: основной обмен, спе­цифическое динамическое действие питательных веществ, рабочая прибавка (рабочий об­мен).

12. Условия определения основного обмена. Зависимость его величины от пола, воз­раста, веса, поверхности тела, вида профессиональной деятельности, географического места жительства и прочих факторов.

13. Величины специфического динамического действия различных питательных веществ.

14. Величина рабочего обмена при различных видах труда.

15. Понятие пойкило- , гомойо- , гетеротермии и терморегуляции.

16. Представление о температуре различных участков кожных покровов и внутренних органов тела (температурная схема тела), ее суточном колебании.

17. Схема функциональной системы, обеспечивающей поддержание постоянства темпе­ратуры внутренней среды организма.

18. Понятие химической терморегуляции (теплопродукции). Обмен веществ, как ис­точник тепла. Роль различных органов в процессе теплопродукции.

19. Понятие физической терморегуляции (теплоотдачи). Способы отдачи тепла (излу­чение, конвекция, кондукция (проведение), испарение).

СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

РАБОТА № 1. Участие потовых желез в процессе терморегуляции(описание работы выдается на занятии). («Практикум …», работа № 4.32, с.172).

ЦЕЛЬ РАБОТЫ.Убедиться, что потовые железы принимают участие в отдаче тепла организмом.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

(Описать характер изменения цвета субстрата, нанесенного

на ладонную поверхности руки, после ФН).

ВЫВОД: (объяснить, почему и при каких условиях усиление потоотделения сопровож­дается увеличением теплоотдачи).

РАБОТА № 2. Схема ФУС, обеспечивающая поддержание постоянство температуры тела.

(схема выдается на занятии)

ВЫВОДЫ: (Указать, что является системообразующим фактором ФУС терморегуляции).

Подпись преподавателя -

ЗАНЯТИЕ № 7« » __________ 2017

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Физиология выделения. Выделительная функция почек. Регуляция мочеобразования.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

1. Понятие процесса выделения. Его значение для поддержания постоянства парамет­ров внутренней среды организма.

2. Выделительные органы. Представление об их участии в реализации выделительной функции организма. Понятие о главных и второстепенных выделительных органах.

3. Почка – главный выделительный орган, ее общая морфо-функциональная характеристика.

6. Принципиальное строение нефрона, его основных компонентов. Схема кровоснабжения нефрона.

7. Значение воды для организма. Представление о факторах, определяющих распреде­ление и перемещение воды в организме. Понятие выделения.

8. Выделительные и гомеостатические функции почки.

9. Представление об основных положениях фильтрационно-реабсорбционно-секреторной теории образования мочи.

10. Механизм фильтрации крови в почке (клубочковой фильтрации).

11. Понятие первичной (начальной) мочи, её отличие от крови.

12. Понятие реабсорбции, её обязательной (облигатной) и избирательной (факультативной) формах на уровне собирательных трубок и канальциевого аппарата нефронов.

13.Представление об активных и пассивных процессах, лежащих в основе реабсорбции. Понятие пороговых и непороговых веществ.

14. Механизм регуляции процесса фильтрации крови в почке.

15. Механизмы регуляции процесса реабсобции. Роль основных гуморальных факторов: альдостерона и антидиуретического гормона.

16. Представление о процессе секреции в почечных канальцах.

17. Понятие вторичной (конечной) мочи, её отличие от первичной.

18.Представление о невыделительных функциях почек (регуляция объёма жидкости, осмотического давления, кислотно-основного равновесия, количества неорганических и органических веществ, давлния крови, кроветворения).

19. Мочевыводящие органы, их функция. Механизм мочеиспускания, его регуляция.

Наши рекомендации