ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Итоговое занятие по разделам «Введение в предмет» и «Пищеварение»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ.1.Тестирование степени усвоения материала предыдущих занятий по изученным разделам предмета; 2. Анализ вопросов данных разделов пред­мета с позиций нормальной физиологии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К:

ТЕСТИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.

Используйте вопросы предшествующих занятий данных разделов.

СЕМИНАРСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.

1. Значение работ И.П. Павлова, лауреата Нобелевской премии 1904 года за разработку проблем физиологии пищеварения, для понимания роли желез пи­щеварительного тракта в осуществлении процесса пищеварения и регуляции их пищеварительной функции.

2. Принципы регуляции деятельности пищеварительного тракта (пищеварительно­го конвейера). Рефлекторные, гуморальные и местные механизмы регуляции, их роль в различных отделах пищеварительного тракта.

3. Механизмы приспособительной секреции пищеварительных желез (слюнных, же­лудочных, поджелудочной, кишечных).

4. Роль двенадцатиперстной кишки в регуляции образования и секреции пищеваритель­ных секретов желудка, поджелудочной железы, печени.

5. Роль полости рта в формировании функциональной системы питания, состоя­ния сенсорного насыщения, регуляции секреторной и моторной функции желу­дочно-кишечного тракта.

6. Запальный желудочный сок, его значение.

7. Физиологическая роль рвотного рефлекса.

8. Гормоны желудочно-кишечного тракта, их классификация.

9. Изменения секреторной и моторной функций пищеварительного тракта, аппе­тита и насыщения при старении.

10. Методы изучения функций органов пищеварения у человека (зондирование, эндоскопия, рентгеноскопия и рентгенография, электрогаст­рография, эндорадиозондирование, ультразвуковое исследование).

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УИ и СРС.

1. Функциональная система, обеспечивающая постоянство питательных веществ в крови.

2. Гормоны желудочно-кишечного тракта, их роль в регуляции деятельности пищеварительной системы.

3. Механизмы регуляции желудочной секреции.

4. Эндо- и экзокринная функция поджелудочной железы, связь между ними.

5. Нервные и гуморальные механизмы внешнесекреторной функции поджелудочной железы.

6. Двенадцатиперстная кишка – центральное звено в регуляции согласованной деятельности желудка, поджелудочной железы, печени.

7. Роль печени в пищеварении. Регуляция образования и выделения желчи.

8. Мембранное пищеварение.

9. Пищеварительный конвейер. Физиологические процессы, лежащие в основе его деятельности.

10. Физиологические механизмы голода и насыщения.

11. Механизмы всасывания веществ в желудочно-кишечном тракте.

12. Использование радиоизотопных методов для изучения про­цессов гидролиза и всасывания питательных веществ.

РАЗДЕЛ ПРЕДМЕТА.Физиология крови.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРЕДМЕТА «Физиология крови»:

1. Усвоить знания, необходимые для принципиального понимания механизмов поддержа­ния постоянства внутренней среды организма; свертывания крови; групповой совместимос­ти крови; кроветворения и его регуляции, иммунитета.

2. Получить представление о лабораторно-клинических методиках исследования крови: определения гемоглобина крови колориметрическим методом; скорости оседания эритроцитов; количества эритроцитов и лейкоцитов; групповой принадлежности крови.

ЗАНЯТИЕ № 5 « » __________ 2017

ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Функции крови, ее основные константы и механизмы поддержания их постоянства. Физиологические и лабораторно-клинические методы исследования крови. Защитные функции крови.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

1. Понятие о внутренней среде организма и ее компонентах (кровь, лимфа, межкле­точная жидкость).

2. Понятие о крови, системе крови.

3. Количество, состав крови.

4. Функции крови, их общая характеристика.

5. Понятие о физиологических константах. Представление о мягких и жестких конс­тантах. Основные константы крови (количество гемоглобина, вязкость, удельный вес, плотность, гематокрит, форменные элементы, скорость оседания эритроцитов, белки плаз­мы крови и их соотношение, онкотическое давление, кислотно-основное равновесие, соот­ношение О2и СО2, питательные вещества), их величина и функциональное значение.

6. Представление о саморегуляторном принципе механизма поддержания констант кро­ви. Схема функциональной системы, обеспечивающей поддержание постоянства рН крови.

7. Понятие о гемолизе, его видах и плазмолизе. Понятие об осмотическом давлении крови.

8. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их функции. Понятие об эритро-, лейко- и тромбоцитопоэзе, их нервной и гумораль­ной регуляции.

9. Гемоглобин, его соединения и их функциональное значение.

10. Представление о защитной функции крови и ее проявлениях (фагоцитоз, иммунные реакции, свертывание крови).

11. Представление о системе регуляции агрегатного состояния крови (РАСК), ее функции и компоненты (свертывающая, противосвертывающая и фибринолитическая системы крови).

12. Понятие о процессе свертывания крови (гемостазе), его значение.

13. Основные факторы, участвующие в процессе свертывания крови (тканевые, плаз­менные, тромбо-, эритро- и лейкоцитарные), их функциональная характеристика.

14. Представление о внешней (тканевой) и внутренней (кровянной) системах сверты­вания крови, фазах свертывания крови, процессах ретракции и фибринолиза.

15. Факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови.

16. Понятие о первой и второй противосвертывающих системах крови. Представление о принципах их функционирования.

17. Представление о функциональной системе, обеспечивающей поддержание жидкого состояния крови.

18. Группы крови. Разновидности систем групп крови. АВ0-система групп крови. Резус-фактор. Представление о резус-принадлежности крови.

Наши рекомендации