VI. Закрепление изученного материала Практическая работа
(Учитель раздает детям распечатки таблицы.) — Заполните таблицу, пользуясь текстом учебника и атласом-определителем «От земли до неба».
Разнообразие растений
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Размножение | Особенности жизнедеятельности |
Водоросли | |||||
Мхи | |||||
Папоротники | |||||
Хвойные | |||||
Цветковые |
Ответ.
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Размножение | Особенности жизнедеятельности |
Водоросли | Нет | Нет | Нет | Спорами | Живут в основном в воде |
Мхи | Нет | Есть | Есть | Спорами | Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков |
Папоротники | Есть | Есть | Есть | Спорами | Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков |
Хвойные | Стержневая или мочковатая система | Одеревенелый | В виде иголок (хвоя) | Семена образуются в шишках | Почти все относятся к вечнозеленым |
Цветковые | Стержневая или мочковатая система | Травянистый или одеревенелый | Листовая пластина с черешком | Из цветков образуются плоды с семенами | Очень разнообразны и многочисленны |
VII. Рефлексия
(Работа проводится в группах.)
— К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клен, кедр?
— Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.
— Определите с помощью атласа-определителя 2—3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.
VIII. Подведение итогов урока
— На какие группы делятся растения?
— Приведите примеры растений разных групп.
— Приведите примеры растений разных видов, но одной группы.
— Что особенно вам понравилось на уроке?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 69—73, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 73.
2. Рабочая тетрадь: № 7-8 (с. 31).
Дополнительный материал
Викторина «Кто я такой?»
Много интересного рассказывают о себе лесные обитатели. Послушайте их рассказы, определите, кто эти герои, к какой группе растений относятся.
У самой дороги расту, у всех на виду красуюсь. Интересно, сорвет меня кто-нибудь?
Сейчас погадаю: сорвут — не сорвут, сорвут — не сорвут, сорвут — не сорвут... Теперь ясно — не сорвут: ни лепестка не осталось! (Ромашка.)
2. Посадил ты меня в землю, а теперь обижаешься — отчего, дескать, медленно расту? Невдомек тебе, что расту я в обе стороны. Кверху стволик тянется с веточками. А вниз — становой корень уходит, землю буравит. И корень этот куда длиннее, чем ствол. И работа у него тяжелая — землю раздвигать, до глубокой воды добираться... А вот как доберется, укрепится, начнет воду качать — тогда и я пойду в рост. Будет у меня веток — сотни, листьев — тысячи, желудей — тьма-тьмущая... И стоять буду крепко... (Дуб.)
3. Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. А ты нас все равно не забудешь. Увидишь голубое небо весной — нас вспомнишь. Встретишь голубое чистое озеро — нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые - опять нас вспомнишь. (Незабудки.)
4. Далеко-далеко внизу, у корней моих, ручеек в траве позванивает. Вровень с поясом березки да осинки стоят. До плеч моих только ели старые дотянулись. А выше моей головы только лишь облако ходячее на синем небе... Не по мне коротышкой быть, в тени сидеть — свет люблю, ясное небушко... Я бы еще не так вымахала, но ведь мы, деревья, иг круглый год растем. Вот только два весенних месяца кверху тянусь, и гам — стоп! Все. Другими делами надо заниматься: шишки завязывать, иною обновлять, почки новые закладывать. Зато и вырастаю же я за эти два месяца — будто подпрыгиваю. (Сосна.)
5. Считается, что мое научное название — кампанула — связано с появлением колокола у первых христиан в итальянской провинции Кампании. Об этом повествует старинная легенда.
Жил некогда епископ Паулиний, любивший по вечерам прогуливаться среди полей, отдыхая от земных дел. В один из летних вечеров, когда воздух был напоен запахом полевых трав и они тихо шелестели, раскачиваясь от легкого дуновения ветерка, епископ был так очарован красотой окружающей его природы, что опустился на колени и стал мигать молитву, вознося хвалу Богу за ниспосланную ему благодать. Вдруг откуда-то донесся мелодичный звон. Епископ посмотрел вокруг и увидел недалеко плавно раскачивающийся лиловый цветок. Божественное совершенство формы этого цветка так поразило его, что, придя домой, Паулиний велел изготовить гигантское подобие цветка — колокол, который подняли на башню местного собора. Назови мое имя. (Колокольчик.)
6. По преданию, я появился из слез морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы в последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слезы из глаз ее капали на землю, рассыпаясь жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лесные растения. Особенно меня почитали древние германцы и посвятили меня богине зари. Научное же мое название в переводе с греческого означает «лилия долин, цветущая в мае». Единого толкования моего русского названия нет. Однако существует мнение, что оно произошло от слова «гладыш» (гладкой является поверхность листа). Ты узнал меня? (Ландыш.)
1. В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подметку между двумя слоями кожи вставляли прослойку из моей коры. Она не пропускала внутрь сапога влагу. И в сырую погоду воины редко простужались и редко болели. В наше время таблетки, изготовленные из моей древесины, применяются при отравлениях, так как очищают весь организм. А деготь входит в состав мази Вишневского и лечит даже страшные ожоги. Но самая приятная польза от меня заключается в том, чтобы попариться веником в бане и выпить сока после банной процедуры. Назови мое имя. (Береза.)
8. Известно предание, что самые отважные воины древности — викинги — перед боем выпивали отвар из моих «веток» и корней. Это приводило их в сильное нервное возбуждение, в состояние, близкое к опьянению. Сражаясь одновременно двумя мечами, обнаженные по пояс, они не чувствовали боли и бились с врагом особенно яростно.
А еще я украшаю лес и служу лекарством для лосей. Люди тоже научились делать из меня лечебные препараты. Но я украшаю не только лес. Фигурки, изображающие меня, можно встретить на новогодней елке и детской площадке. Ты узнал меня? (Мухомор.)