VII. Закрепление изученного материала Тестовая работа
1. Укажите слово, которое может служить для проверки окончания в остальных словах.
1) на хлебе 3) на дереве
2) на столе 4) на печке
2. В предложении «Солнце ярким светом озарило окрестность» нет имени существительного:
1) в творительном падеже 2) в именительном падеже
3) в предложном падеже 4) в винительном падеже
3. Окончание -е пишется в слове:
1) на тетрад.. 3) о матер..
2) при площад.. 4) в календарик..
4. Укажите вариант, где в обоих словах пишется -е.
1) в тетрад., по математик.. 3) на ствол., черёмух..
2) от дорог., до рощ.. 4) на плать.. и свитер..
5. В предложном падеже окончание -е пишется в существительных:
1) 2-го и 3-го склонения 3) 1-го и 2-го склонения
2) 1-го и 3-го склонения 4) 1, 2 и 3-го склонения
6. С существительными в предложном падеже не употребляется предлог:
1) без 3) на
2) в 4) о
VIII. Рефлексия
— Составьте по одному предложению с существительными 1, 2 и 3-го склонения в предложном падеже. Выделите окончания имён существительных.
(Проверка. Учащиеся читают предложения, называют склонение и окончания имён существительных.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали о существительных в форме предложного падежа?
- Какие окончания могут быть у существительных в предложном падеже?
Домашнее задание
Упр. 232 (с. 123).
_____________________
Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах
Цель: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Из какой сказки эти строки? («Мойдодыр» К. И. Чуковского.)
— Объясните значение выделенных слов.
— Объясните написание падежных окончаний имён существительных.
III. Актуализация знаний
Выборочный диктант
— Выпишите слова в два столбика: с безударными гласными в корне слова и с парными согласными в корне слова. (Два ученика работают у доски.)
Зима
Идёт мягкий снег. Лёгкие снежинки тихо легли на землю. Снег одел в пушистые рукавицы деревья и кусты. Хорошо бродить в лесу по узкой дорожке. Мохнатые ветви нависают над тропинкой. Стоят пни в снежных шапках, словно лесовики из сказки.
(Проверка. Учащиеся у доски читают слова, объясняют орфограммы. Остальные исправляют ошибки, проверяют свои работы. Самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Из каждой пословицы выпишите в таблицу существительные с безударными падежными окончаниями, выделите окончания.
Р. п. | |
Д. п. | |
Т.п. | |
П. п. |
1) Под каждой крышей свои мыши. 2) При солнышке тепло, при матери добро. 3) Без муки нет и науки. 4) Против шерсти не гладят. 5) Белый свет клином сошёлся. 6) Пушинка к пушинке — и выйдет перинка. 7) По старой памяти что по грамоте.
Ответ
Р. п. | без муки, науки, шерсти |
Д. п. | к пушинке, по памяти, по грамоте |
Т.п. | под крышей, клином |
П. п. | при солнышке, при матери, в стакане |
— Как проверили безударные окончания?
— В каком падеже окончания существительных во всех склонениях одинаковые?
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в правописании безударных окончаний имён существительных во всех падежах.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 234 (с. 124).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Какую картину вы представили?
— Какие приёмы использует поэт? (Сравнения, эпитеты, олицетворения.)
— Найдите олицетворения в стихотворении.
— Какие чувства возникают при чтении поэтических строк? (Комментированное письмо.)
— Назовите слова с безударными падежными окончаниями. — Одинаковые ли окончания они имеют? Почему? — Определите их падеж и склонение. — Почему существительные в одном падеже имеют разные окончания? — Что надо сделать, чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени существительного в предложении? (Выделить из предложения словосочетание и поставить вопрос к существительному с безударным окончанием.) — Выделите словосочетания, поставьте вопросы, определите склонение имён существительных.
Упр. 235 (с. 125). (Работа в парах. Коллективная проверка.)
VI. Физкультминутка