VII. Закрепление изученного материала Тестовая работа

1. Укажите слово, которое может служить для проверки окон­чания в остальных словах.

1) на хлебе 3) на дереве

2) на столе 4) на печке

2. В предложении «Солнце ярким светом озарило окрест­ность» нет имени существительного:

1) в творительном падеже 2) в именительном падеже

3) в предложном падеже 4) в винительном падеже

3. Окончание -е пишется в слове:

1) на тетрад.. 3) о матер..

2) при площад.. 4) в календарик..

4. Укажите вариант, где в обоих словах пишется -е.

1) в тетрад., по математик.. 3) на ствол., черёмух..

2) от дорог., до рощ.. 4) на плать.. и свитер..

5. В предложном падеже окончание -е пишется в существи­тельных:

1) 2-го и 3-го склонения 3) 1-го и 2-го склонения

2) 1-го и 3-го склонения 4) 1, 2 и 3-го склонения

6. С существительными в предложном падеже не употребля­ется предлог:

1) без 3) на

2) в 4) о

VIII. Рефлексия

— Составьте по одному предложению с существительными 1, 2 и 3-го склонения в предложном падеже. Выделите окон­чания имён существительных.

(Проверка. Учащиеся читают предложения, называют скло­нение и окончания имён существительных.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали о существительных в форме предлож­ного падежа?

- Какие окончания могут быть у существительных в предлож­ном падеже?

Домашнее задание

Упр. 232 (с. 123).

_____________________

Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

Цель: отрабатывать умение правильно писать безударные па­дежные окончания имён существительных.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, срав­нение, классификация объектов по выделенным признакам; син­тез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения ма­териала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Из какой сказки эти строки? («Мойдодыр» К. И. Чуковского.)

— Объясните значение выделенных слов.

— Объясните написание падежных окончаний имён сущест­вительных.

III. Актуализация знаний

Выборочный диктант

— Выпишите слова в два столбика: с безударными гласными в корне слова и с парными согласными в корне слова. (Два ученика работают у доски.)

Зима

Идёт мягкий снег. Лёгкие снежинки тихо легли на землю. Снег одел в пушистые рукавицы деревья и кусты. Хорошо бродить в лесу по узкой дорожке. Мохнатые ветви нависают над тропинкой. Стоят пни в снежных шапках, словно лесовики из сказки.

(Проверка. Учащиеся у доски читают слова, объясняют орфо­граммы. Остальные исправляют ошибки, проверяют свои работы. Самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Из каждой пословицы выпишите в таблицу существитель­ные с безударными падежными окончаниями, выделите окончания.

Р. п.  
Д. п.  
Т.п.  
П. п.  

1) Под каждой крышей свои мыши. 2) При солнышке тепло, при матери добро. 3) Без муки нет и науки. 4) Против шерсти не гладят. 5) Бе­лый свет клином сошёлся. 6) Пушинка к пушинке — и выйдет перинка. 7) По старой памяти что по грамоте.

Ответ

Р. п. без муки, науки, шерсти
Д. п. к пушинке, по памяти, по грамоте
Т.п. под крышей, клином
П. п. при солнышке, при матери, в стакане

— Как проверили безударные окончания?

— В каком падеже окончания существительных во всех скло­нениях одинаковые?

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в правопи­сании безударных окончаний имён существительных во всех падежах.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 234 (с. 124).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Какую картину вы представили?

— Какие приёмы использует поэт? (Сравнения, эпитеты, оли­цетворения.)

— Найдите олицетворения в стихотворении.

— Какие чувства возникают при чтении поэтических строк? (Комментированное письмо.)

— Назовите слова с безударными падежными окончаниями. — Одинаковые ли окончания они имеют? Почему? — Определите их падеж и склонение. — Почему существительные в одном падеже имеют разные окончания? — Что надо сделать, чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени существительного в предло­жении? (Выделить из предложения словосочетание и поста­вить вопрос к существительному с безударным окончанием.) — Выделите словосочетания, поставьте вопросы, определите склонение имён существительных.

Упр. 235 (с. 125). (Работа в парах. Коллективная проверка.)

VI. Физкультминутка

Наши рекомендации