V. Первичное закрепление Работа по учебнику
— Прочитаем о других праздниках на с. 175, 178.
— Все ли праздники сегодня вспомнили? (Нет.)
— Какие еще вы знаете праздники?
VI. Физкультминутка
VII. Включение нового знания в систему знаний
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Приведите примеры государственных праздников. (12 июня — День независимости России, 22 августа — День Государственного флага, 12 декабря —День Конституции.)
— Приведите примеры школьных праздников. (День знаний, последний звонок, прощание с букварем.)
— Приведите примеры семейных праздников. (Дни рождения, свадьбы и т. д.)
— Приведите примеры профессиональных праздников. (Праздники отмечают врачи, строители, работники печати, учителя и др.)
(Записать, выполняя задание 1 на с. 64.)
— Чем отличаются от семейных, школьных, профессиональных народные праздники? (Их отмечает весь народ.)
— Какие праздники среди них можно выделить? (Государственные.)
— Что мы чествуем в эти дни? (Наше государство, его исторические традиции, символы.)
— Назовите эти праздники. Назовите еще знаменательные даты в нашем календаре.
Конкурс «Кто больше?»
(Двое желающих по очереди называют праздники и их даты. Кто последний назовет, тот и победил.)
(Ученики высказывают свое мнение по вопросам рубрики «Обсудим!» на с. 178 учебника.)
Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли?
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что показалось наиболее интересным?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 175—179 учебника.
2. Выполнить задания 2, 3 на с. 65 рабочей тетради.
Дополнительный материал
Новый год в разных странах
Япония. Утром 1 января все жители городов и сел выходят на улицы встречать восход солнца. С первыми солнечными лучами японцы поздравляют друг друга с наступившим годом и обмениваются подарками.
Вьетнам. Здесь Новый год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы разводят костры в парках, садах или на улицах, у костров собираются несколько семей. На углях готовят особые лакомства из риса. В эту ночь забывают все ссоры, прощают все обиды.
Монголия. Новый год в этой стране совпадает с праздником скотоводства, поэтому для него характерны спортивные состязания, проверки на ловкость и смелость. Так же как и народы Европы, монголы встречают Новый год у елки, к ним тоже приходит Дед Мороз, но в одежде скотовода.
Болгария. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасят свет. Эти минуты называют минутами новогодних поцелуев, тайну которых сохраняет темнота.
Румыния. В новогодние пироги принято класть различные маленькие сюрпризы — мелкие деньги, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца. Если найдешь в пироге кольцо, то, по старинному поверью, это означает, что новый год принесет тебе много счастья.
Бирма. Новый год наступает в самое жаркое время года, поэтому его приход отмечается фестивалем воды. На улицах городов и сел люди при встрече поливают друг друга водой из разной посуды. При этом никто не обижается: ведь обливание водой — своего рода пожелание счастья в новом году.
Тема: Путешествие по России
Цели: дать представление о том, насколько велика наша страна; познакомить с народами, населяющими Россию, и их обычаями.
Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, владеть навыком смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, проявлять интерес и уважение к другим народам.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, кроссворд.
Ход уроков
I. Организационный момент