III. Продолжение новой темы.
Учитель. Итак, снова в путь за солнышком. (Учитель закрепляет солнышко над Восточно-Европейской равниной.) Где остановились мы сейчас?
Ученики. Это Восточно-Европейская равнина. На карте изображена светло-желтым цветом. На ней встречаются желтые пятна.
Учитель. Что обозначают эти желтые пятна?
Ученики. Это возвышенности и холмы.
Учитель. Правильно. Восточно-Европейскую равнину называют холмистой. (Учитель демонстрирует фотографии Восточно-Европейской равнины.)
Учитель. А сейчас держим путь на юго-запад. (Учитель закрепляет солнышко над Кавказскими горами.) Где мы остановились? Что рассказывает карта?
Ученики. Это Кавказские горы. Они высокие, потому что окрашены в темно-коричневый цвет. Самая высокая гора – Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус выше Белухи на Алтае.
Учитель демонстрирует фотографии Кавказских гор и схему:
Учитель. Кавказские горы – «молодые». Их вершины острые, а склоны – крутые.
IV. Закрепление.
Учитель. Наше солнышко закатилось на горизонт. Мы прошли огромный путь от восточных границ до западных. Что же вы можете сказать о земной поверхности России?
Ученики. На территории России встречаются горы, молодые и старые. Встречаются равнины, среди которых есть низменности, возвышенности, плоскогорья.
Учитель. Что же такое равнины?
Ученики. Равнины – это ровные или холмистые участки земной поверхности.
Учитель. Рассмотрите схемы равнин. Расскажите, какие равнины изображены.
Ученики. На 1-й схеме изображена холмистая равнина. Это Восточно-Европейская равнина. На 2-й схеме – плоская равнина. Это Западно-Сибирская равнина. На 3-й схеме – Среднесибирское плоскогорье.
Учитель. Объединим эти схемы в одну – «Равнины на территории России».
Начертите линию уровня моря. Какую равнину изобразим первой, второй, третьей? Что будет выше? Какая равнина будет ниже?
Учащиеся делают схему в тетради.
Учитель. Что называют горами?
Ученики. Горы поднимаются высоко над уровнем моря. Они бывают молодые (высокие) и старые (невысокие).
Учитель. На какой схеме изображены молодые горы?
Ученики. На первой схеме – это высокие горы с острыми вершинами.
Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу.
З а д а н и е: вставьте пропущенные слова.
«Самые высокие горы в России – … (Кавказские). В список Всемирного наследия включены горы – … (Алтая). С севера на юг через всю страну протянулись – … (Уральские) горы. На Камчатском полуострове находится вулкан … (Ключевская Сопка)».
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
Ученики читают вывод (с. 70 учебника).
Учитель. Сравните горы по высоте и прочитайте слово, которое солнышко говорит вам.
Ученики. «Спасибо».
Учитель. За работу на уроке всем спасибо!
VI. Домашнее задание.
С. 64–71.
Прочитать текст рубрики «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник. Выполнить задание «Проверь себя».
У р о к 13
МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России.
2. Познакомить с географическим положением рек.
3. Совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России.
4. Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, рассуждать и делать выводы.
О б о р у д о в а н и е:плакат «Солнечная система»; рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца.
Ход урока