Общий обзор заключительного этапа речевой ступени
Для работы на этом этапе Владимир Павлович Багрунов выбрал отрывок из трагедии Гёте «Эгмонт». Этот текст многократно доказал свою эффективность на тренингах и при самостоятельной методической работе. Помимо того что текст содержит уникальный фонетический ряд, он также является успокаивающим, приводит к релаксации (расслаблению), необходимой для лучшего управления голосом и артикуляционной системой. К тому же релаксирующее свойство этого текста в дальнейшем можно использовать для быстрого снятия напряжения, а также для борьбы с бессонницей. Я сам, если оказываюсь к вечеру несколько перевозбужденным, частенько практикую произнесение этого текста перед сном. Этот успокоительный эффект подтверждают и мои ученики.
Вера Крайнова:
«Прочитав этот текст первый раз, я не сразу поняла его смысл (и есть ли он вообще?). Но в тексте явно звучит мелодия, тихая и умиротворяющая. Когда читаешь текст после прохождения всех упражнений курса, понимаешь, что теперь эту мелодию передаешь собственным голосом. Просто-таки мистические слова спрятаны в сладостном сне».
Текст, который вам предстоит проработать, представляет собой грезы Эгмонта — французского поэта, осужденного на казнь:
«Сладостный сон, ты приходишь, как чистое счастье: без зова, без мольбы, сам собою. Мысли теряют связь, смешиваются в одно, образы радостей и скорбей. Беспрепятственно льется волна тайных гармоний. Желанное безумие охватывает нас, и мы погружаемся в небытие».
Работа с текстом по методике Багрунова состоит из нескольких частей. Начинается она с выделения в тексте пауз, в которых необходимо делать придыхание. Паузу будем обозначать вертикальной черточкой «|». Помним, что, чем больше придыханий нам удастся сделать, тем меньше воздуха нам придется набирать и тем ближе к идеальному равновесному состоянию будет находиться наша дыхательная система. Поэтому придыхания необходимо делать во всех местах, где есть смысловые микропаузы (обычно микропаузы возникают на знаках препинания и перед союзами, однако в пафосной речи паузами, бывает, подчеркивается смысл практически каждого слова). В данном случае у нас получается следующая «разбивка»:
«Сладостный сон, | ты приходишь, | как чистое счастье: без зова, | без мольбы, | сам собою. | Мысли теряют связь, | смешиваются в одно, | образы радостей | и скорбей. | Беспрепятственно льется волна тайных гармоний. | Желанное безумие охватывает нас, | и мы | погружаемся в небытие».
После этого необходимо проставить везде ударения (правильные ударения указаны в тексте упражнений) и с каждым из этих 14 фрагментов провести в дальнейшем отдельную самостоятельную работу, которая будет состоять из 12 этапов. Дополнительное отличие от предыдущей работы: помимо трех основных базовых режимов мы добавим еще и мысленное проговаривание.
Повторим три основных положения:
1. Рот закрыт. Гортань открыта (кадык опущен). Одна рука — на груди, вторая рука (ладонь) — на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. Дыхание — во «второй нос».
2. Рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос звучит сквозь зубы). Гортань открыта (кадык опущен). Дыхание — во «второй нос». В этом случае голос очень близок к естественному.
3. Рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, чтобы мизинец не проходил). Гортань открыта (кадык опущен). Дыхание — во «второй нос».
Рука на груди. Внимание сосредоточено на недопущении физического напряжения и на вибрационных ощущениях в груди.
Орфоэпия (особенности произношения учебного текста)
При произнесении слов и фраз этого текста нужно помнить и соблюдать основные правила орфоэпии русского языка.
«Сладостный сон» произносится как «Сладосный сон», буква «т» не произносится (правило: сочетание «стн» произносится как «сн»).
«Чистое счастье». Произносится: «Чистае щасьтье» (правило: безударные гласные произносятся не так, как гласные под ударением, сочетание «сч» произносится как «щ»). Произносятся так, как пишутся, только ударные гласные. На ударную гласную приходится вся информационная нагрузка слова. Желательно на ударных гласных затягивать звук, произносить текст несколько нараспев, в декламационном стиле. Это будет способствовать закреплению новой психоакустической модели голоса. Общее правило произнесения безударных гласных: чем дальше они от ударной гласной, тем больше их отличие от звучания в ударном положении.
Подготовительные упражнения
Опускаем кадык, освобождаем гортань и «запускаем» примарный тон. Внимание! На первых порах при работе с текстом внимание часто будет рассеиваться и, возможно, грудной и головной резонанс будут пропадать. В этом случае сразу же остановите выполнение упражнения и произведите дополнительную подстройку примарным тоном.
Основные действия
Фрагмент 1: «Сладостный сон»
Двенадцать этапов работы с первым фрагментом:
1. Мысленное проговаривание фрагмента (создание модели) — 8 раз.
2. Проговаривание с закрытым ртом — 8 раз. Следим за ударениями в словах, устанавливаем четкий ритм фрагмента.
3. В этом ритме произносим текст, используя вместо слов звуки — «А» и «ХА».
Это выглядит так: АХА-ХА-ХА (с закрытым ртом). Будем называть это формулой текста. Ударение ставится на первом и последнем «А» (выделено жирным) — 8 раз.
Это делается для подготовки максимального «открытия гортани».
4. То же самое с полузакрытым ртом — 8 раз.
5. То же самое с открытым ртом — 8 раз.
6. Произносим текст, используя звук «/». Выглядит так: АГА-ГА-ГА. Сначала делаем это 8 раз с закрытым ртом. Помним про ударения.
7. То же самое с полузакрытым ртом — 8 раз.
8. То же самое с открытым ртом — 8 раз.
9. Произносим сам фрагмент текста — «Сладостный сон» — с закрытым ртом — 8 раз.
10. То же самое с полузакрытым ртом — 8 раз.
11. То же самое с открытым ртом — 8 раз.
12. То же самое с открытым ртом — 8 раз.
Двенадцатый этап отличается от одиннадцатого тем, что первый раз мы произносим фрагмент в привычной манере, а во второй — с пафосом, т. е. торжественным тоном. Применение этого приема приводит к усилению голоса (без потери «тембральных красок») за счет психического фактора. Таким образом, происходит закрепление психоакустической модели голоса: «Вся сила голоса — в интонации» (Ф. И. Шаляпин).
Денис Барабаш:
«В «связанной речи» обнаруживаются приобретенные навыки. При выполнении упражнения появляется здоровый азарт: «Как же классно у меня получается». Упражнение трудное, но оттого только больше желание сделать его идеально».
Фрагмент 2: «Ты приходишь»
12 этапов такой же работы, как и с первым фрагментом. Формула текста — АХА-ХА-ХА (ударение на третьем «А»).
Фрагмент 3: «Как чистое счастье»
Те же 12 этапов. Формула текста — АХА-ХА-ХА-АХА (ударение на втором и пятом «А»).
Фрагмент 4: «Без зова»
12 этапов. Формула текста — АХА-ХА (ударение на втором «А»).
Фрагмент 5: «Без мольбы»
12 этапов. Формула текста — АХА-ХА (ударение на третьем «А»).
Фрагмент 6: «Сам собою»
12 этапов. Формула текста — АХА-АХА (ударение на первом и третьем «А»).
Работа с фразой
Теперь соединяем все шесть фрагментов вместе и работаем со всем отрывком целиком. Помним, что вертикальная палочка означает придыхание.
Повторяем текст урока не менее 8 раз в трех положениях рта: «Сладостный сон, | ты приходишь, | как чистое счастье: | без зова, | без мольбы, | сам собою».
После этого при открытом положении рта дополнительно произносим весь отрывок так, как будто мы его декламируем со сцены, то есть делаем это с максимальным пафосом, торжественно и специально растягивая отдельные слова. Это приведет к усилению голоса (без потери тембральных красок) за счет психического фактора и, в свою очередь, к закреплению психоакустической модели голоса.
Суммарное время работы над этим отрывком составляет 30–40 минут, включая упражнения для настройки голоса. Обязательна постоянная подстройка примарного тона.
Дополнительные рекомендации
Работа со словом требует терпения. Именно такую работу над каждым звуком Шаляпин сравнивал с работой ювелира по обработке металла. Работа над этими шестью маленькими фрагментами требует не менее 5–6 часов (если по полчаса в день, то в течение примерно двух недель).
Главное здесь — не спешить и помнить, что вы занимаетесь работой по замене физической модели голоса на психоакустическую. При произнесении текста необходимо следить не за голосом, а за расслаблением всех мышц, за неподвижностью нашего главного «врага» — диафрагмы, а также следить за смыслом произносимого текста. Сам текст имеет ярко выраженный релаксирующий характер и поэтому облегчает расслабление мышечной системы. С этим текстом легко засыпается. Надо мысленно несколько раз произнести эти первые шесть фрагментов — и сладостный сон придет к вам, как чистое счастье.
Служащий — шефу:
— Я работаю у вас на полставки и поэтому прошу кричать на меня вполголоса.
Урок 9. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ (ФРАГМЕНТЫ 7-10)
Общие указания
В целом этот урок является простым продолжением предыдущего и полностью ему аналогичен. Если вы добились при выполнении восьмого урока качественного исполнения отрывка, то этот урок должен пройти у вас на ура. Появившийся у вас навык работы с текстом должен позволить вам существенно сократить время работы над текстом. По моим наблюдениям, если освоение восьмого урока заняло у вас две недели, то девятый вам, скорее всего, удастся «одолеть» за неделю (при условии ежедневных занятий) или даже быстрее.
Подготовительные упражнения
Полностью аналогичны подготовке к восьмому уроку. Стараемся полностью перейти на разминку с помощью «шаляпинской распевки».
Перед переходом к основной части урока очень рекомендую несколько раз повторить отрывок из предыдущего. Произнесите отрывок из первых шести фрагментов по 1–2 раза в закрытом, полуоткрытом и открытом положениях рта:
«Сладостный сон, | ты приходишь, | как чистое счастье: | без зова, | без мольбы, сам собою».
Основные действия
Все фрагменты прорабатываем в 12 этапов:
1 — мысленное проговаривание;
2 — проговаривание фрагмента с закрытым ртом,
3, 4, 5 — проговаривание в трех базовых положениях рта «А-ХА»-модификации отрывка;
6, 7, 8 — проговаривание в трех базовых положениях рта «А-ГА»-модификации отрывка;
9, 10, 11 — проговаривание в трех базовых положениях рта немодифицированного текста;
12 — пафосное, «театральное» проговаривание.
Фрагмент 7: «Мысли теряют связь»
Те же 12 этапов. Формула текста — АХА-АХАХА-ХА (ударение на первом, четвертом и шестом «А»).
Фрагмент 8: «Смешиваются в одно»
Те же 12 этапов. Формула текста — АХАХАХАХА-АХА (ударение на первом и последнем «А»).
Фрагмент 9: «Образы радостей»
Те же 12 этапов. Формула текста — АХАХА-АХАХА (ударение на первом и четвертом «А»).
Фрагмент 10: «И скорбей»
Те же 12 этапов. Формула текста — АХАХА (ударение на втором «А»). Очень часто встречающаяся ошибка — ударение на последнем слоге, обратите внимание: правильным является ударение на первый слог.
Работа с фразой
Урок заканчивается проговариванием всего отрывка по 2–8 раз (по желанию, ведь, в конце концов, любой текст, какой бы красивый он ни был, может сильно надоесть) в трех основных положениях:
«Мысли теряют связь, | смешиваются в одно, | образы радостей | и скорбей».
Дополнительные рекомендации
Особо сильный эффект получается тогда, когда после выполнения основной части урока делается небольшой (до получаса) перерыв, после которого в 12 этапов прорабатывается весь отрывок. Несмотря на достаточно высокую сложность этого задания (достаточно тяжело правильно проговаривать «А-ХА> и «А-ГА»-модификации) и его поразительную «занудность», достигаемый при этом результат с лихвой окупает все трудозатраты и существенно ускоряет процесс обучения.
— Слушай, а ты всегда художником был?
— Да кем я только не был! Я даже артистом был! Я играл гениально. Гениально! А вот говорил плохо — дикция. Но одну главную роль я все-таки исполнил.
— И кого же?
— Герасима в «Му-му».
— В кино?
— Не-е, на радио…
Урок 10. ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ
Общие указания
Вот и приближается завершение освоения текста и работы над речевой ступенью. Этот урок потребует от вас особого внимания, так как в его конце вам предстоит прорабатывать целиком достаточно большие куски текста. Это займет много времени, поэтому постарайтесь для работы над этим уроком выделять времени больше, чем обычно, от получаса до часа. Не забывайте делать небольшие паузы-перемены каждые 15 минут или когда почувствуете, что ваше внимание начинает рассеиваться.
Подготовительные упражнения
Настройка аппарата — 3–5 мин. Повторение заключительной части 7–8 уроков — 5—15 мин.
Для этого повторяем 1 —10-й фрагменты в связном тексте по 4–8 раз в трех основных положениях рта (закрытом, полузакрытом, открытом):
«Сладостный сон, | ты приходишь, | как чистое счастье: | без зова, | без мольбы, | сам собою. | Мысли теряют связь, | смешиваются в одно, | образы радостей | и скорбей».
Особое внимание уделяйте ритму и, соответственно, правильным ударениям. Если сомневаетесь — смело заглядывайте в материал предыдущих уроков.
Основные действия
Новый материал включает в себя фрагменты с 11 по 14-й.
Ориентировочное время работы над ними — 20–30 мин.
Фрагмент 11: «Беспрепятственно льется волна тайных гармоний»
12 этапов. Формула текста — АХАХАХАХА-АХА-ХАХА-АХА-ХАХАХА (ударение в данном случае лучше не высчитывать, а пытаться делать его на слух). Это — самая длинная произносимая на одном дыхании фраза текста. Для упрощения работы ее можно разбить на две части (3 слова + 2 слова), работать с каждой из них отдельно и после усвоения материала эти части можно объединить в одну фразу. Хотя я такую практику не поддерживаю. Так как после такой «склейки» особое внимание приходится уделять тому, чтобы не «рвать» фразу придыханием после слова «волна».
Фрагмент 12: «Желанное безумие охватывает нас»
Формула текста — АХАХАХА-АХАХАХА-АХАХАХАХА-ХА. В работе с этим фрагментом текста ударение также лучше не высчитывать, а пытаться делать его на слух. Насчет разбиения на две части (2 слова + 2 слова) соображения те же, что и для предыдущего фрагмента.
Фрагмент 13: «И мы»
Формула текста — АХА (ударение на втором «А»). После проработки двух очень длинных и потому достаточно сложных фрагментов подряд этот, я думаю, проблем не вызовет.
Фрагмент 14: «Погружаемся в небытие»
Формула текста — АХАХАХАХА-АХАХАХА (ударение на третьем и последнем А).
Работа с фразой
Урок заканчивается слитным проговариванием 11—14-го фрагментов текста. Проработайте полюбившиеся вам этапы работы над текстом (исключить можно только 1-й, 2-й и 6—8-й этапы, но лучше, конечно, выполнить все 12). Хватит ли у вас на это силы воли? (У Шаляпина хватало.)
«Беспрепятственно льется волна тайных гармоний. | Желанное безумие охватывает нас, | и мы | погружаемся в небытие».
Павел Федоров:
«Упражнения этого урока мне давались тяжелее всего: требовалась концентрация и усидчивость, хотелось сразу проскочить дальше и начать работать над полным текстом. Только заставив себя усилием воли заниматься последовательно и отработав упражнения этого урока, понял, что система необходима и без этих упражнений на следующем этапе можно наделать массу ошибок».
Психиатр спрашивает:
— Скажите, бывает ли с вами такое, что вы слышите голоса, но не знаете, кто говорит и откуда?
— Конечно.
— И когда это бывает?
— Когда снимаю трубку телефона.
Урок 11. РАБОТА С ЦЕЛЫМ ТЕКСТОМ
Общие указания
Работа над этим уроком потребует как времени, так и усидчивости. Особое внимание я рекомендую уделять тому, чтобы сохранять сосредоточенность на протяжении всего проговаривания текста (а это 30–40 секунд, что не так уж и мало).
Подготовительные упражнения
Готовиться к выполнению этого урока можно двумя способами. И то, какой вариант выбрать, целиком зависит от вашего желания, количества времени, которым вы располагаете, и тем, какой режим работы вам более привычен.
Можно выбрать вариант «долгой» настройки, когда вы последовательно выполняете по одному упражнению из всех «нетекстовых» (1–7) уроков. Это позволит вам максимально хорошо подготовить свой речевой аппарат и соответствующим образом настроить свою психику. Время такой настройки примерно 15 минут.
Для тех, кому такую обстоятельную разминку делать тяжело или у кого нет на это достаточного количества времени, я рекомендую выбрать второй, быстрый, вариант. Для того чтобы размяться «по-быстрому», достаточно просто сделать несколько раз «шаляпинскую распевку».
Основные действия
Как вы уже догадались, настал черед пропустить через 12 этапов весь текст целиком.
Количество повторений можно варьировать, однако оно не должно быть меньше четырех на каждом этапе. Тогда минимальное время, которое вам на это потребуется, составит порядка 40–45 минут. Более быстрое выполнение урока будет означать, что вы излишне торопились (и, возможно, пожертвовали качеством).
Итак, заключительный аккорд:
Сладостный сон, | ты приходишь, | как чистое счастье: | без зова, | без мольбы, | сам собою. | Мысли теряют связь, | смешиваются в одно, | образы радостей | и скорбей, | Беспрепятственно льется волна тайных гармоний. | Желанное безумие охватывает нас, | и мы | погружаемся в небытие.
Дополнительные рекомендации
В расслабленном, «тягучем» состоянии произнесение всего текста занимает у меня 43–45 секунд. Засеките время, которое оно заняло у вас. Постарайтесь в «пафосном», особо выразительном варианте растянуть этот процесс на минуту. Если вам удастся сделать это, выполнив все основные рекомендации методики, значит, вы стали уже настоящим мастером декламации.
Авторство предлагаемой в этом самоучителе разбивки текста придыханиями, как и расставления ударений, принадлежит В. П. Багрунову. Теперь, когда сам метод вами успешно освоен, вы можете проделать эту работу самостоятельно или что-нибудь в этой разбивке и расстановке изменить. Я, например, ввел для себя дополнительное придыхание в 14-м фрагменте. Как мне кажется, дополнительная пауза перед словом «небытие» добавляет тексту драматизма и выразительности. А дополнительный микровдох перед этим словом позволяет произнести его очень выразительно, сильно (особенно на последней «е») опуская тон вниз. Тем самым очень четко обозначая конец фразы и всего текста.
Попробуйте аналогичным образом проработать еще хотя бы один текст. Вполне разумно будет, если этот текст будет недлинным. Для этого подойдет любимое стихотворение или не очень короткий афоризм.
По мере накопления практики работы с текстами вы будете справляться с ними все быстрее и быстрее. Со временем вы сможете, без потери качества, опускать некоторые этапы. Так, например, для начала можно будет отказаться от проработки одной из модификаций («А-ХА» или «А-ГА»).
Илона Мурашова:
«Занимаюсь по методике второй месяц. Изменения в голосе замечаю и сама, и окружающие: голос «окреп» (при долгом говорении не срывается, в горле не чувствуется дискомфорта, срывов). Когда готовлюсь к докладам — делаю раскладку сообщения на интонационные блоки (как показано в этом уроке) — очень помогает добиваться гладкой, красивой речи».
Программист сидит за компьютером. Жена приносит ему кофе. Тот, не глядя на нее, молча берет чашку, отхлебывает, потом морщится, поворачивается к жене и говорит:
— Я же не люблю без сахара!
— Я знаю, милый, но мне так хотелось услышать твой голос!
На этом практическая часть самоучителя заканчивается. Если вы добросовестно проработали всю методику и последовательно достигли успеха во всех уроках, то смело можете считать, что разбудили свой голос.
В том случае, если вы не поленились и сделали контрольную запись перед началом занятий, то сейчас самое время проделать аналогичную работу и сравнить результат.
Позвоните также своим дальним родственникам или не очень близким знакомым, тем, кто последний раз разговаривал с вами до того, как вы начали заниматься по методике. Я ручаюсь, что они не узнают вас по голосу. Спросите их, что в вашем голосе изменилось, и их ответ будет лучшей наградой за ваши старания.
Теперь, когда вы полностью освоили речевую ступень методики освобождения голоса, вы можете смело пожинать плоды своей работы над совершенствованием голоса. А можете и продолжить его развитие, ведь пределов совершенству не существует. Для этого вы можете периодически выполнять полюбившиеся вам упражнения или даже целые уроки, или же совершить принципиальный шаг вперед и начать заниматься на певческой ступени (следующая глава дает краткое представление об основах певческой методики). В любом случае «Будьте в голосе!»
Глава 9. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПЕВЧЕСКОЙ СТУПЕНИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ГОЛОСА