Изменения в показателях системы дыхания в процессе приспособления к учебе в вузе

При норме в наших вузах 36 часов в неделю, реальная академическая нагрузка студента доходит до 40–42 часов. И эта нагрузка распределяется неравномерно. Наблюдениями установлено, что продолжительность рабочего дня студентов первых и вторых курсов равна 10 часов, на сон приходится не более 7 часов, а самостоятельная работа занимает 3‒4 часа в сутки. Внедрение интенсивных методов в процесс обучения студентов приводит к усложнению обучения, следствием чего является информационный взрыв. Поэтому в учебные программы высших учебных заведений включают больше нового материала, а возможности организма ограничены, и студент не успевает.
С высокими требованиями, предъявляемыми студенту обучением в вузе он порой не справляется. Состоят они в большой учебной нагрузке, в высоком объеме и сложности материала.

Порой эти перегрузки приводят к стрессам и нервному истощению, последствиями, которых становится значительное ослабление здоровья студентов. Это происходит из-за тяжелого приспособления к непривычным условиям учебного процесса и быта. Различные злоупотребления, отсутствие полноценного питания приводит к возникновению желудочно-кишечных заболеваний. Различные сосудистые нарушения происходят у студентов из-за стрессов, связанных с общением друг с другом, экзаменами, нехваткой сна и другими неблагоприятными факторами. Приспособление студентов к учебному процессу в высших учебных заведениях стала важной проблемой современности, которая нуждается в повышенном внимании социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей и других.
Поэтому изучение состояния систем организма в процессе приспособления к учебному процессу в вузе является важной проблемой.
Дыхательная система одна из важнейших в организме, так как она обеспечивает органы и ткани организма кислородом и выводит из них углекислый газ.

При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80\%. Изменяется морфологический состав крови (количество лейкоцитов повышается до 8000—9000, уменьшается свертываемость крови, нарушается терморегуляция организма, что приводит к усиленному потоотделению — более интенсивному при отрицательных эмоциях, чем при положительных).

Адаптация к условиям учебы в вузе сопровождается повышением напряжения систем организма студента.

Деятельность систем организма нарушается при истощении адаптационных резервов организма обучающихся.

В процессе учебы в вузе происходит снижение функии дыхательной системы, сообщают Л.А. Проскурякова, Е.Н. Лобыкина.

На основании своих исследований Э.С. Геворякан [и др], сообщают, что 1-ый и 2-ой курсы являются тяжелыми для приспособления.

По-видимому, постепенное увеличение ЖЕЛ и составляющих его объемов у девушек в процессе учебы происходит за счет адаптации осуществляемой с преобладанием возбудимости симпатической нервной системы. Известно, что у студентов в возрасте 20-22 года преобладает парасимпатическая регуляция функций, а у девушек симпатическая.

По данным Е.А. Захариной к четвертому курсу учебы в вузе у студентов выявлено не полное приспособление.

Заключение

Проблема адаптации студенчества к учебной деятельности в вузе является одной из существенных социально-педагогических проблем, играющей очень важную роль в развитии и становлении личности студента. Поступление в вуз является переломным моментом в жизни абитуриента. Студент оказывается в новых для себя условиях особенностью, которых, является повышенная учебная нагрузка, высокое эмоциональное напряжение, особенно в период сессии и низкая двигательная активность.

Результаты исследований, проведенных в последние годы по изучению влияния учебной деятельности, свидетельствуют об ухудшении состоянии организма студентов в процессе обучения в вузе.

Из-за чего частью системы учебно-воспитательной работы должна стать охрана здоровья студентов. Учеба в вузе студента требует от него сосредоточенности психологических и физиологических резервов организма, быстрого изменения напряженности приспособительных процессов. В связи с чем своевременная информация о функциональном состоянии организма студентов, имеет важное значение, как для улучшения управлением учебным процессом, так и для профилактики дезадаптации.

Таким образом, показатели дыхательной системы показывают, что в процессе адаптации к учебному процессу ЖЕЛ, РОВд незначительно увеличиваются, РОВыд грубо достоверно возрастает, а дыхательные объемы повержены колебаниям в обе стороны.

Список литературы

1. Анфиногенова, О.И. Особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в университете / О.И. Анфиногенова // Альманах «Новые исследования». – 2011. - №1(26). – С. 55-59.

2. Абишева З.С. Сравнительный анализ адаптивных возможностей студентов различных вузов в процессе учебы / З.С. Абишева, Е.М. Рослякова, Х.Х. Хасенова // Европейская наука 21 века; материалы XII Международной научно-практической конференции. – Варшава, 2011. – С. 22-24.

3. Артеменко А.А. Концепция оптимизации функционального состояния и повышения адаптационных возможностей человека: дис…: док. биол. наук / А.А. Артеменко; Черепов. гос. ун-т. – Череповец, 2015. – 368 с.

4. Агаджанян Н А. Физиология человека / Н.А. Агаджанян, А.И. Елфимова, З.Б. Минина. – М.: ЮТА, 1986. – 486 с.

5. Агаджанян H.A. Экология человека и проблемы здоровья / H.A. Агаджанян // Вестник АМН СССР. – 1989. – №3. – С. 68-72.

6. Агаджанян H.A. Резервы нашего организма / H.A. Агаджанян, А.Ю. Катков. – М.: Знание, 1990. – 239 с.

7. Агаджанян H.A. Экологический портрет человека на Севере / H.A. Агаджанян, Н.В. Ермакова. – М.: Круг, 1997. – 207 с.

8. Антропова М. В. Физиология развития ребенка / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. – М., 2000. – С. 259-273.

9. Батоцыренова Т.Е. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптационных реакций организма студентов из различных природно-климатических регионов: автореф. дис. доктора биол. наук / Т.Е. Батоцыренова. – М., 2007. – 34 с.

10. Безруких М.М. Регуляция хронотропной функции сердца у школьников 1-4 классов в процессе учебных занятий / М.М. Безруких // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. – М., 1981. – С.58-62.

11. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Л.: Наука, 1980. – С. 269-270.

12. Беренштейн Г.Ф. Состояние системы кровообращения учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе учебной деятельности / Г.Ф. Беренштейн, М.Н. Нурбаева // Гигиена и санитария. – 1988. – №9. – С. 80-81.

13. Гумарова Л.Ж. Хроноструктура суточной динамики ЧСС студентов при экзаменационном стрессе в разные сезоны года / Л.Ж. Гумарова // Consilium, 2010. – №5. – P. 62-65.

14. Гуревич К.М. Психологическая диагностика / К.М. Гуревич // Учебное пособие. – М.: Мир, 1997. – 452 с.

15. Геворкян [и др.] // Гигиена и санитария. – 2008. – № 3. – С. 56-59.

16. Захарина Е.А. Анализ физического здоровья студентов классического приватного университета / Е.А. Захарина // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. – № 7. – С. 61-64.

17. Иванов Г.Г. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей / Г.Г. Иванов, В.Н. Воронцов. – Ижевск, 1996. – 677 с.

18. Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека / Т.О. Паршина // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – 101 с.

19. Парин В.В. Введение в медицинскую кибернетику / В.В. Парин, Р.М. Баевский. – М.: Медицина, 1966. – 342 с.

20. Проскурякова Л.А., Е.Н. Лобыкина // Здоровье населения и среда обитания. – 2012. – № 11. – С. 14-16.

21. Рослякова Е.М. Адаптивные возможности центральной гемодинамики у студентов КазНМУ / Е.М. Рослякова, З.С. Абишева, Х.Х. Хасенова // Актуальные проблемы физиологии, биофизики и медицины: материалы Международной научно-практической конференции. – Алматы, 2013. – С. 15-17.

22. Судаков К.В. Адаптивный результат в функциональных системах организма / К.В. Судаков // Успехи современной биологии. – 2009. – Т. 129, № 1. – С. 3-9.

23. Умрюхин Е.А. Энергообмен и вегетативные функции у студентов при учебной и экзаменационной нагрузках / Е.А. Умрюхин, Е.В. Быкова, Н.В. Климина // Физиология человека. – 1996. – Т.22, N 2. – С. 108-111.

24. Фоменко Л. А. Оценка психосоматического здоровья студентов на основе математико-статистического моделирования по данным мониторинга: дисс. канд. психол. наук / Л. А. Фоменко. – СПб, 2002. – 195 с.

25. Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

26. Шангин А.Б. Особенности сопряжения дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психоэмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией / А.Б. Шангин, В.И. Шостак // Физиология человека. – Т.18. №1. – 1992. – С. 117-122.

Наши рекомендации