Выборы, избирательные системы. Изменения в избирательном процессе в России.

В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата.

В функциях выборов в масштабах государства отражаются основные направления их влияния на общество и политические институты. Отмечая большое разнообразие фун-кций, выделим следующие:

– формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления;

– выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората;

– включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике;

– легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться;

– формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества;

– контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

Подготовка и проведение выборов сопряжены с большим разнообразием политических мероприятий, характерных для этого особого периода в жизни общества. Их совокупность принято обозначать понятием «избирательный процесс». Он непосредственно проявляется в таких событиях, как собрания в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в выборный орган, сборе необходимого числа подписей граждан в случае самостоятельного выдвижения, митингах, встречах кандидатов с избирателями, выступлениях претендентов на выборную должность в средствах массовой информации и других.

Принципы проведения в Российской Федерации выборов

-Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

- Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным.

- Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти

- Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, осуществляется открыто и гласно.

-Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Избир сис-ма – комплекс нормативных актов и процедур по формированию представит органов власти. Основой функц-ия этих систем явл-ся избират. законы. Законы регламентируют: 1.порядок выдвижения кандидата на ту/иную должность и требования к нему 2.порядок финан-ия избир компании кандидата (сколько м истратить и из каких источников получать ср-ва) 3.порядок исп-я кандидатом СМИ 4.хар-р и порядок пропагандистской компании 5.процедура голосования, требования к оформлению избир документов 6.процедура подведения итога, подсчета голосов 7.процедура вступления в должность избранного. Во всех законах запр-ся исп-е средств иностр гос-в, религ. и благотворит орг-ций.

Хар-ка осн типов:

Мажоритарная – избиратель голосует за конкр чел, он выдвигается на альтернативной основе. Победитель опр-ся по абсолют. Больш-ву: 50% +1 голос или относительному. Если выборы в 2 тура, то в 1-м туре – треб-ся абсолют. больш-во, во 2-м – относительное. «+» этой системы: 1.тесная связь кандидата с избирателями 2.победители на выборах в одномандатн. округах оказ-ся как правило, представители наиб влият. полит сил, в рез-те в зак-ных органах оказ-ся 2-3 наиб крупные партии, обр-ся свои фракции. Согласование спорных моментов идет оперативно, законотворческий процесс высоко динамичен. «-» 1.относит не высок профессионализм состава представит. органа власти, т.к каждый кандидат выступает от своего имени и м рас-т только на свой опыт и знания. Кач-ный уровень принимаемых законов не высок, они часто пересматриваются и доп-ся 2.низкая легитимность представит. органа (от каждого округа кандидат имеет небольшое число избирателей). Эти минусы преодол в некот степени в пропорц системе. – избиратель голосует не за отдельн лицо, а за партию и прогр. «+» 1. высок степень легитимности, за парламентом стоит не менее 70% избирателей 2. высок качество принимаемых законов, т.к закон готовится целой парт фракцией, участ спецы разных направлений «-» - 1. много мал групп, предс-щих интересы региональные или профессион групп. Проталкивание множества частных интересов замедл законотворч процесс, закон обсужд месяцами, годами. этот минус (избыточная дискусс-сть) преодолевается введением 3-5% барьера для прохожд в парламент 2. больш зависимостьдепутатов от партийн рук-ва, что вызывает конфликты. Пропрц система явл более прогресс и она принята в подавляющ большинстве развитых стран.



Наши рекомендации