Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами
С детьми старшей и подготовительной к школе групп игры с овощами и фруктами организуют начинания с осени, с начала учебного года. Хотя задания в них достаточно сложные, дети в некоторой мере подготовлены к их выполнению: они видят, что делают дома с овощами и фруктами, и сами принимают посильное участие в работе взрослых (перебирают овощи и фрукты на засолку, для варенья, консервирования). Помимо того, осенью всегда найдется богатый выбор природного материала для разнообразных игр.
«Вершки и корешки»
Первый вариант
Дидактическая задача. Составить целое из частей.
Игровые действия.Поиски своей пары.
Правила. Искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.
Ход игры. Во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – вершки – ботву. «Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три – свою пару найди!». По этому сигналу все дети подбирают себе пару.
Второй вариант
«Вершки» (или «корешки») стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки», найдите свои «вершки»! Дети должны стать так, что бы ботва и корень составили одно целое.
Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угас и дети получили знания о разных растениях, надо предложить им поменяться несколько раз вершками и корешками.
«Созрело – не созрело»
Дидактическая задача. Определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам.
Игровое действие. Поиск пары.
Правило.Искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя.
Оборудование. Вначале нужно подобрать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выражениями в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы и др. При повторении игры можно предлагать фрукты (овощи) с менее заметными признаками спелостями. Например, яблоко, грушу и др.
Ход игры. Игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые овощи и фрукты, а остальным - неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т. е. товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости.
В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и неспелых овощей и фруктов.
Игры для ознакомления детей с комнатными растениями
Магазин «Цветы»
Первый вариант
Содержание знаний. Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторых из них.
Дидактическая задача. Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
Правило. Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.
Ход игры. На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это магазин «Цветы». Покупатели (дети) не называют понравившиеся растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку
В начале игры воспитатель может сам исполнить роль покупателя и показать образец описания, напоминая последовательность: есть ли стебель, и какой он (прямостоящий, свисающий и т. п.), какой формы листья, как они окрашены, какая у них плотность, плотность, есть ли цветы, сколько их, какого они цвета. Затем педагог сам описывает растения.
В дальнейшем игру можно усложнять, продавая в магазине растения, разные по месту произрастания, можно ввести роль директора, распределяющего цветы по отделам, покупателю предложить называть отдел: полевых цветов, садовых, комнатных растений, после чего делать описание растения.
Второй вариант (для детей подготовительной к школе группы).
Содержание знаний. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растения выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что комнатные цветы бывают полевые, лесные, садовые, дома выращивают комнатные растения. У них разные стебли, листья, цветы.
Дидактическая задача. Сгруппировать растения по месту произрастания, описать их внешний вид.
Правила. Покупатель должен описать, не называя, растения, которые хочет купить, указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.
Оборудование. Магазин устраивают на нескольких столах. Отдельно можно расположить дикорастущие, комнатные, садовые растения, в зависимости от того, какой признак положат в основу группировки.
Ход игры. Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы купить, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, где оно растет. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором он состоит (лесных, полевых, садовых цветов, комнатных растений), затем он выдает покупку.
В ходе игры роли могут меняться.